Экологичность московских автобусов–заменителей троллейбусов оказалась хуже обещанной

  • Павел Яблоков
    7 мая 2016 г. — 05:36
    3244
    Иллюстрация: 

    автора

    Резкая замена восьми троллейбусных маршрутов в центре города автобусами со 2 мая 2016 года, похоже, стала непростым испытанием и для автобусного хозяйства города. Уже с первых дней становится понятно, что не всё идёт так, как планировалось. В частности, автобусов на маршруты, компенсирующие троллейбусные, не хватает.

    «Евро», да не тот

    После официального подтверждения властями в марте того, что троллейбусы не смогут заменить электробусами в связи с отсутствием последних, внимание общественности было переключено на то, что на замену троллейбусов пустят автобусы самого лучшего экологического класса, встречающегося в Москве – «Евро-5».

    23 марта в эфире радиостанции «Говорит Москва» Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта М.С. Ликсутов, в частности сказал:

    «На месте любых маршрутов, которые отменятся, троллейбусные, будет большое количество современного подвижного состава, и ни один маршрут, который был троллейбусный, он никуда не пропадет... Современный подвижной состав – это новые автобусы российского производства с двигателем «Евро-5».

    Однако на практике это оказалось не так. В ходе эксперимента, проведённого TR.ru, всего лишь за полчаса на «вместотроллейбусных» маршрутах обнаружилось четыре автобуса, не соответствующие данным обещаниям.

    6 мая 2016 года. Остановка «Станция метро «Александровский сад» на улице Воздвиженке. В 17.07 к остановке подъезжает автобус маршрута № Т2 государственный знак Т 422 ХН 77, парковый № 08205. Несмотря на окраску в стиле «Московский транспорт», автобус выглядит как-то старомодно. Благодаря массовым заказам, ежегодно Ликинский автобусный завод видоизменяет дизайн своей флагманской модели «ЛиАЗ-5292», поэтому ЛиАЗы почти каждого года поставки можно отличить по деталям внутреннего и внешнего оформления. Точно так же в лучшую сторону из года в год менялись бы дизайн и техническое оснащение новых московских троллейбусов, если бы их так же регулярно, как автобусы, каждый год заказывали.

    Поиск по крупнейшему российскому сайту басспоттеров «Объединённая фотогалерея «Автобусный транспорт» («Фотобус») помогает разобраться с деталями. Администрация этого сайта весьма щепетильно подходит к такому вопросу, как достоверность размещаемой информации, её неоднократно проверяют по своим каналам. Это – ЛиАЗ-529222 2013 года. Но автобусы этой модели имеют двигатели «Евро-5». Так что автобус, хоть и не самый новый, но «правильного» экологического класса.

    Восемь минут спустя (17.15), остановка «Станция метро «Александровский сад», но уже на Моховой улице. Очередным автобусом маршрута № 12ц оказывается тоже не самый новый ЛиАЗ, государственный регистрационный знак С 537 РХ 197, парковый № 15896. Сайту басспоттеров эта машина знакома как ЛиАЗ-529221 2011 года выпуска. На автобусах этой модификации устанавливался двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам «Евро-4».

    Спустя 18 минут (17.33) – новый улов. На сей раз к остановке «Станция метро «Александровский сад» на Моховой улице подъезжает автобус маршрута № 144ц, государственный регистрационный знак ЕМ 996 77, парковый № 01775. Бело-зелёный окрас кузова и не самый современный дизайн уже говорят о том, что это машина далеко не из последних поставок. И этот автобус – тоже 2011 года выпуска, модели ЛиАЗ-621321. «Евро-5» – это тоже не про него.

    Всего через минуту (17.34) к этой же остановке подъехал ещё один автобус маршрута № 144ц. И тоже «ветеран борьбы за экологию» – государственный регистрационный знак ЕР 229 77, парковый № 01758. Этот автобус – 2012 года, но тоже ЛиАЗ-621321, с двигателем «Евро-4».

    Таким образом, всего за полчаса на трёх центральных маршрутах, пущенных взамен троллейбусам, было обнаружено четыре неновых автобуса, три из которых не соответствуют обещанному властями экологическому классу «Евро-5».

    Учитывая, что традиционно контроль за работой всех маршрутов в первые дни выше, чем в последующие, в будущем экологичность автобусов в центре имеет все шансы ещё более ухудшиться, а на маршрутах совершенно спокойно могут появиться автобусы и ещё более низкого экологического класса «Евро-3».

    «Евро», которого не должно быть

    Несмотря на то, что замена троллейбусов автобусами была выполнена по сокращённому варианту – два из восьми маршрутов частично сохранились, даже для такого сценария не нашлось нужного количества обещанных автобусов «Евро-5». И это при том, что для обслуживания «троллейбусозаменительных» маршрутов пришлось позаимствовать часть автобусов с периферийных автобусных линий.

    Но и доставшиеся центральным маршрутам с буквами «Т» или «ц» автобусы с экологическим классом «Евро-5» должны были иметь совершенно другое предназначение. Иначе чем можно объяснить, что внутри МКАД ГУП «Мосгортранс» продолжает использовать автобусы, запрещённые Правительством Москвы?

    Ещё в июле 2014 года столичное Правительство издало Постановление № 354-ПП «О мерах по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автомобильным транспортом».

    Согласно нему, с 1 сентября 2015 года внутри МКАД и по МКАД запрещено движение автобусов, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 3.

    Однако несколько десятков автобусов ЛиАЗ-525625, укомплектованных двигателями Caterpillar CAT 3116, с экологическим классом 2 («Евро-2»), как ни в чём ни бывало, продолжают работать на городских маршрутах внутри МКАД. В том числе в 1-м, 15-м (Северо-Западном), 16-м (Южном), 3-м (Северо-Восточном) парках и Филевском автобусно-троллейбусном парке – то есть именно тех, которые обслуживают маршруты-троллейбусозаменители №№ Т1, Т2, Т9, Т15, Т31, 12ц и 144ц.

    При этом ещё в ноябре 2015 года ГУП «Мосгортранс» заявляло, что им полностью прекращена эксплуатация автобусов класса «Евро-2». Однако по по фотоотчётам участников сайта «Фотобус», после 1 сентября 2015 года на маршрутах внутри МКАД было замечено не менее 80 автобусов ЛиАЗ-525625 главного столичного перевозчика. Более 60 из них появлялись на городских маршрутах и в 2016 году.

    Продолжают работать запрещённые Правительством Москвы автобусы и в мае 2016 года, спустя восемь месяцев после вступления в силу Постановления № 354-ПП. 5 и 6 мая ЛиАЗ-525625 работали на маршрутах №№ 168, 684 и других. Сразу два таких автобуса работало в эти дни на маршруте № 804, издевательски пересекая границу МКАД примерно по два десятка раз за смену. Один из ЛиАЗ-525625 вплотную приблизился даже к Садовому кольцу – по боковому его проезду, называемому улицей Коровий вал, 6 мая ездил ЛиАЗ-525625 маршрута № 275 с парковым № 160343. А 10-й автобусный парк на «учебном» ЛиАЗ-5256 № 10108 в майские дни даже продолжает стажировать новых водителей автобусов.

    ЛиАЗ-525625 на маршруте № 168, Балаклавский проспект, 5 мая 2016 года

    Поставки ЛиАЗ-525625 в Москву прекратились в 2005 году, и за 11 лет эти автобусы прошли эволюцию от подвижного состава неплохого на тот момент экологического класса до запрещённого к использованию на основной территории Москвы. Без нарушения требований постановления Правительства Москвы эти автобусы могут использоваться только в Зеленоградском автокомбинате или Новокосинском автобусно-троллейбусном парках – автопарках «Мосгортранса», расположенных за МКАД, где, по иронии судьбы, их-то как раз и нет.

    Следует отметить, что Постановление Правительства Москвы № 354-ПП было принято заблаговременно, чтобы за год до вступления его в силу перевозчики успели избавиться от экологически неблагоприятного подвижного состава. К нему серьёзно отнеслись в Подмосковье. Министерство транспорта Московской области загодя проинформировало всех перевозчиков, совершающих пригородные перевозки в Москву. Ведь для них отсутствие экологичных автобусов означало невозможность дальнейшей эксплуатации пригородных маршрутов.

    Ничем не оправданная спешка

    План молниеносной замены троллейбусов на автобусы уже в первую неделю проваливается сразу по нескольким направлениям:

    • для сокращения числа автобусов, выделяемых для компенсации троллейбусных перевозок, два троллейбусных маршрута частично сохранены, но укорочены, из-за чего разорваны некоторые беспересадочные связи;
    • для обслуживания маршрутов №№ Т1, Т2, Т9, Т15, Т31, 12ц и 144ц часть автобусов снята в пользу центра с маршрутов, работающих в периферийных районах города;
    • не все автобусы, работающие на маршрутах №№ Т1, Т2, Т9, Т15, Т31, 12ц и 144ц имеют обещанный столичным транспортным руководством экологический класс 5 («Евро-5»);
    • из-за направления новых автобусов на обслуживание центральных маршрутов, на городских маршрутах до сих пор используются несколько десятков автобусов, запрещённых Правительством Москвы.

    При этом ни одна троллейбусная линия, по которой 2 мая прекратилось пассажирское движение, пока не выведена из эксплуатации. По состоянию на 6 мая работы по благоустройству ведутся в зоне прохождения только двух из восьми снятых троллейбусных маршрутов – на внутренней стороне Бульварного кольца. Но и начало работ – ещё не показание для мгновенного прекращения движения. Достаточно вспомнить 2015 год. Работы по благоустройству Мясницкой улицы в самом разгаре, но троллейбусы продолжали ходить даже, когда под их проводами уже не было асфальта.

    Кроме того, сильно снижена эффективность использования городского имущества электротранспорта на участках, где движение троллейбусов сохранено.

    На улице Большая Полянка вместо маршрута троллейбуса № 1 со 2 мая 2016 года организовано движение автобусов по маршруту № Т1. По информации Дирекции капитального ремонта Департамента капитального ремонта Москвы демонтаж троллейбусных проводов здесь не планируется. Но увидеть троллейбусы здесь можно нечасто. На сохранившемся маршруте № 1к работает всего две машины, успевающие за день сделать всего по 16 рейсов в каждую сторону с интервалом от 30 до 80 минут. В выходные дни маршрут № 1к и вовсе не работает, а линия служит лишь для проезда троллейбусов маршрутов №№ 62 и 63 в парк и из парка на маршруты.

    Негативно поспешный уход троллейбусов из центра отразится и на новой модели транспортного обслуживания, предусматривающей в мае-августе этого года поэтапный отказ от подавляющего большинства столичных «маршруток». Часть из них должны замениться близкими им по трассам новыми автобусными маршрутами, которые будут обслуживать частные перевозчики. Остальные планируется закрыть и усилить работу автобусных и тролейбусных маршрутов «Мосгортранса». Но если усиление троллейбусных маршрутов проведено уже в начале мая, то вплоть до 15 августа 2016 года (срок, установленный Департаментом транспорта Москвы для полного прекращения работы «маршруток» на линиях внутри «старой» Москвы) на некоторых направлениях возникнет переизбыток провозных способностей, к чему пассажиры всегда с радостью привыкают. И последующая отмена линий «маршруток» для многих пассажиров будет воспринята как ухудшение их транспортного обслуживания без компенсации.

    Ветераны против ликвидации троллейбуса

    28 апреля ветераны и действующие работники отрасли электротранспорта написали письмо о ситуации с московскими троллейбусами Президенту Российской Федерации.

    Полный текст обращения имеется в распоряжении редакции и в ближайшее время будет доступен на нашем сайте. Многое из того, что в нём написано, уже ранее озвучивалось в цикле материалов TR.ru о судьбе московского троллейбуса.

    Очень хотелось, чтобы это была последняя статья TR.ru, посвящённый кризисному периоду в почти 83-летней истории Московского троллейбуса, и все его проблемы остались в прошлом. Но, к сожалению, продолжение следует.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)