ЧП при тестировании Московского Центрального Кольца: анализ и выводы

  • Владимир Кондратьев
    26 июля 2016 г. — 10:47
    1732
    Иллюстрация: 

    Скриншот записи в блоге машиниста Сергея

    Вечером 20 июля в блогах началось активное обсуждение ЧП, случившегося при тестировании Московского Центрального Кольца. Позже сообщения о том же появились и на многих новостных сайтах. История началась с (ныне удалённого) поста машиниста электрички: в нём рассказывалось, что вагоны и платформы на кольце не соответствуют друг другу, а на приложенной фотографии можно было видеть, что по нижней части вагона идёт большая царапина от соприкосновения с бетонной платформой. Некоторые авторы даже делали вывод о том, что деньги, выделенные на запуск движения по Московскому Центральному Кольцу, были израсходованы неэффективно.

    Рельсы где-то рядом

    Что же случилось на самом деле? Действительно, у одного вагона одной из электричек, участвовавших в тестировании, был ободран бок. Произошло это из-за касания с платформой Волоколамская. Из пресс-релизов РЖД и других комментариев видно, что инцидент случился из-за подгонки пути, происходившей на кольце в тот же день (накануне поезда проходили в этом месте без касания платформы). На некотором расстоянии от остановочного пункта рабочие чуть-чуть передвинули рельсы. Но на железной дороге от таких изменений путь всегда сдвигается на небольшое расстояние и где-то рядом. Как оказалось, эффект был достаточным, чтобы электричке не хватило зазора до платформы.

    Безусловно, на основании этой истории невозможно сделать вывод о неэффективно потраченных деньгах. Более того, компания РЖД проделала огромную работу по подготовке запуска пассажирского движения на кольце — уложены рельсы, отремонтированы путепроводы, провешен контактный провод, и поезда в тестовом режиме уже несколько недель ходят по всему кольцу.

    Но при этом реакция железнодорожного начальства на случившееся удивляет. В комментариях пресс-службы компании говорилось, что ситуация штатная, и что тестирование нужно как раз для выявления проблем строительства. Оперативно появилось большое количество материалов блогеров, призванных «обелить» РЖД в этой истории.

    Габарит и показывает Москва

    При этом напрочь отметаются менее разрушительные тесты, например, запуск габаритного вагона. В московском метро такой подвижной состав используют при обкатке любого нового участка: со всех сторон от вагона торчат флажки общим количеством несколько десятков. И отклонение любого из них при прохождении поезда по перегону означает необходимость шлифовки небольшого слоя бетона или устранения посторонних предметов, которые могут задеть поезд.

    Кроме того, нет ясности, сыграли ли роль в ЧП 20 июля и какие-то другие факторы, кроме строительных работ. Возможно, электричка развила слишком большую скорость и начала чрезмерно раскачиваться? Либо при тестировании использовались вагоны немного другой формы, чем в поезде «Ласточка», который будет работать на Кольце? 

    С подачи железнодорожного оператора пошло даже гулять объяснение «при тестировании использовались более длинные вагоны» — но в нём всё перевёрнуто с ног на голову, поскольку в аварию попал 22-метровый вагон. А в поезде «Ласточка» длина любого из вагонов превышает 24 метра.

    Что можно было сделать лучше?

    В этом месте напрашивается анализ в стиле «Пять почему», результатом которого могли бы быть уточнения регламентов тестирования и строительства. Кажется очевидным, что габаритный вагон надо выпускать (на несколько километров в обе стороны от места работ) после любой, пусть и символической, переделки путей. Наверняка можно улучшить координацию между строителями и людьми, отвечающими за тестирование.

    Если окажется, что в ЧП «виновато» и небольшое различие формы вагонов (размеры «Ласточки» и попавшего в аварию состава ЭД4М одинаковы только в самом широком месте; возможно, сыграло роль либо небольшое различие ширины в нижней части вагонов, либо разное отклонение при прохождении криволинейного участка), то нужно уточнить, какие именно вагоны можно использовать при тестовых поездках.

    Увы, пресс-релизов с такими объяснениями не видно. Зато на топ-позиции в рейтингах блог-платформ возникли записи вида «Как на самом деле обкатывают новые железнодорожные линии» (которые призваны создать позитивный образ РЖД в глазах читателей новостей). А вот возможность избежать инцидентов в будущем ушла куда-то на второй план.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)