Поэзия и проза турникетов

  • Александр Зеленцов, Маша Лауфер, Андрей Подрубаев
    21 августа 2004 г. — 12:00
    73

    18 августа 2004 года пресс-служба Мосгортранса распространила пресс-релиз «АСКП (электронный кондуктор)». Впрочем, 19 августа пресс-служба решила сделать название пресс-релиза еще более поэтичным, убрав оттуда аббревиатуру и заодно сократив текст в два раза.

    Рассмотрим, однако, первый вариант, тем более что из второго исчезла самая интересная половина – названия и номера постановлений правительства Москвы, количество единиц подвижного состава, которые планируется оборудовать турникетами, и чудная инструкция по пользованию АСКП.

    Итак, в соответствии с распоряжениями Правительства Москвы от 8 июня 2004 года №1130-РП «О привлечении ГУП „Мосгортранс“ коммерческого кредита» и от 21 июня 2004 года №1239-РП «О привлечении ГУП „Мосгортранс“ коммерческого кредита на приобретение подвижного состава», с 21 августа 2004 года продолжится внедрение автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров (АСКП) на автобусных маршрутах Москвы. Сразу обращает на себя внимание название распоряжения Правительства Москвы. Возможно, в нём говорится также и о приобретении новых трамваев, троллейбусов, автобусов (текста распоряжения на сайте мэрии Москвы найти не удалось), однако, как следует из сообщений пресс-службы, выполняется оно пока лишь в части установки турникетов. Заметим, что поставкам, например, трамвайных вагонов УКВЗ, о которых неоднократно писал «Транспорт в России», не было посвящено ни одного пресс-релиза.

    Как сообщает в своём пресс-релизе ГУП «Мосгортранс», с 21 августа 2004 года АСКП будет внедрена на маршрутах автобуса:

    • № 42 (ФАТП) Матвеевское – Станция метро «Проспект Вернадского»;
    • № 77 (ФАТП) Матвеевское – Киевский вокзал;
    • № 611 (14-й автобусный парк) Станция метро «Юго-Западная» – Внуковский завод.

    По нашим данным, АСКП также вводится на маршруте № 611с Станция метро «Юго-Западная» – Аэропорт «Внуково». При этом странно, что ввод скоростных маршрутов широко афишировали, считая за новые маршруты, а о переводе их на работу с АСКП умалчивают.

    Увы, это не единственные оплошности, допущенные в списках маршрутов. Так, среди прочих афишируется ввод турникетов с 11 сентября на маршруте № 218 Станция метро «Каховская» – Станция метро «Академическая». Создаётся впечатление, что в главке не знают, что этот маршрут имеет номер 218 красный, на «чёрном» же АСКП не вводится. Также остаётся непонятным, почему в планах «отурникечивания» присутствует автобус №1 09, но нет 109к, хотя на нём работают машины, переключаемые с маршрута № 109. Таким образом, можно сделать вывод, что та же участь постигнет и маршрут 109к Станция метро «Фили» – Лес. Для автобуса № 651 вместо конечной Станция метро «Битцевский парк» указана конечная Проезд Карамзина, хотя маршрут уже давно изменён. Как уже отмечалось, забывают и про маршрут № 611с, а где-то в пресс-релизе и сам № 611 стал № 116. Кроме того, ошибочно указан Южный округ вместо Западного, на территории которого уже работают автобусы с АСКП.

    Особый упор в сообщении пресс-службы по-прежнему делается на то, что система позволяет увеличить собираемость проездной платы. Да, руководство «Мосгортранса» и предприятие в целом от этого могут и выиграть. Однако основной задачей предприятия является перевозка пассажиров. При этом городским руководством декларируется улучшение качества обслуживания пассажиров. Посмотрим, какие «улучшения» для пассажиров вносит это система.

    Главное очевидное следствие установки АСКП – увеличение времени посадки из-за того, что вход осуществляется только через переднюю дверь, что явно представляет неудобство для пассажиров, а вовсе не улучшает качество поездки. Ведь происходит пропорциональное увеличение времени стоянки транспортного средства на остановке и общего времени движения по маршруту. По расчётам независимых специалистов, АСКП может работать без ухудшения качества обслуживания пассажиров только на таких автобусных маршрутах, где на промежуточных остановках в каждый автобус садятся не более 5-7 пассажиров, а максимальная интенсивность посадки на конечной не превышает 600 человек в час. На маршрутах с таким небольшим количеством пассажиров со сбором платы за проезд справился бы и водитель, за «установку» которого в автобус не надо платить таких денег, или кондуктор. Сейчас «Мосгортранс» решил продолжить внедрение системы именно на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Но, согласно планам, турникетами будут оснащать все маршруты автобусов и троллейбусов (как написано в первом варианте пресс-релиза: 2148 единиц техники), то есть неизбежна их установка и на загруженных маршрутах, а здесь, как показывает опыт солнцевских автобусов, на крупных пересадочных узлах машины стоят на посадке по 10 минут, пока не подъедет следующий автобус. Таким образом, приходится увеличивать количество подвижного состава на маршруте, снимая его с других маршрутов и/или закупая новый, а это, опять же, стоит немалых денег, которые появляются вовсе не в результате установки турникетов.

    Другая проблема, о которой, конечно, не говорится в пресс-релизе: чтобы в одном месте одновременно могли производить посадку несколько автобусов с турникетами, их остановки «разносят» далеко друг от друга, и в результате выстраивается несколько очередей на разные маршруты (например, у станций метро «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского»). Таким образом, пассажиру, которому годятся несколько маршрутов, приходится бегать между остановками или выбирать одну из очередей, пропуская другие автобусы параллельных маршрутов.

    При всем этом, руководство «Мосгортранса» продолжает позиционировать данную систему как новую технологию, применяемую для улучшения качества обслуживания пассажиров. Однако «технология» эта уже использовалась на нескольких маршрутах автобуса и двух трамвая и нигде, по нашим наблюдениям, пассажиры не были от неё в восторге. Что же тогда понимать под «улучшением качества обслуживания пассажиров»?

    Вернемся к пресс-релизу и посмотрим, что еще пишут о «преимуществах» внедрения АСКП в Москве.

    Как сообщают в «Мосгортрансе», доходы от продажи билетов увеличились в среднем на 52%. Увы, эта цифра абсолютно ничего не показывает, доходы могут расти сколь угодно высоко, но когда из них вычтут все расходы, только тогда можно будет увидеть, есть ли прибыль. Ведь известно, что при наличии доходов прибыль все равно может быть отрицательной. Доходы при установке турникетов выросли, но и расходов прибавилось! Так, например, при вводе турникетов на маршруте трамвая № 19 число работников в киосках по продаже талонов было больше, чем вагонов на линии и, соответственно, больше, чем понадобилось бы кондукторов в вагоны. Не говоря уже о стоимости самих устройств и их обслуживания. Известно, что стоимость установки 1 турникета составляет 7500$, стоимость лицензии 3000$, ежегодное обслуживание 900$. По расчётам фирмы Солярус, устанавливающей АСКП, срок окупаемости устройства составляет почти 4 года. Таким образом, вряд ли можно говорить о прибыли на данном этапе, которую, как продолжает уверять «Мосгортранс», пускают на приобретение нового подвижного состава. За счёт дополнительной выручки, получение которой возможно лишь по прошествии этого срока, возможно уменьшить размер дотаций из городского бюджета на работу транспорта. Увеличение численности подвижного состава Программой развития наземного транспорта до 2015 года не предусмотрено. «Но ведь я видел, что количество вагонов на маршруте увеличилось! Откуда же они взялись?» – говорят пассажиры. Количество машин на линии приходится увеличивать из-за увеличения времени посадки и других проблем. Но вагоны трамвая и автобусы берутся из резерва депо (парков) или снимаются с других маршрутов. Так, в депо им. Баумана поступили трамваи для открытия нового маршрута № 25 Останкино – Сокольники. Но все эти вагоны ушли на «отурникеченный» маршрут № 17, а новый маршрут так до сих пор и не открыт. Таким образом, удаётся спасать ситуацию только в случае локальной «турникетизации». Если турникеты будут установлены во всём общественном транспорте, увеличивать количество машин на линии станет невозможно.

    Ещё одним преимуществом АСКП официальные лица называют возможность «экономии» денег пассажиров при покупке ими талонов на 5 и 10 поездок. Однако, согласно Гражданскому Кодексу РФ, для всех потребителей услуги перевозки транспортом общего пользования её стоимость должна быть установлена одинаковой. В данном случае мы видим дискриминацию пассажиров, не пользующихся «отурникеченными» маршрутами, что позволяет говорить о незаконности существования талонов на 5 и 10 поездок.

    Есть, впрочем, одно неплохое следствие, связанное с установкой турникетов. Теперь можно с совсем небольшой погрешностью посчитать количество человек, перевозимых каждой единицей подвижного состава. Таким образом, можно регулировать количество машин на маршруте в разное время суток. Также есть возможность посчитать количество льготников, чтобы транспортному предприятию можно было получить выплаты за перевозку определённого их числа.

    Это, пожалуй, единственные плюсы, которые можно с натяжкой выделить в практике установки турникетов в Москве. И хотя «Мосгортранс» уверяет, что „Введение «электронного кондуктора» позволяет обеспечить регулярное движение общественного транспорта“, известно, что данные, собранные системой, не позволяют оптимизировать маршрутную сеть, так как система отслеживает только факт посадки пассажира в транспортное средство в некоторый момент времени (без привязки к остановке), а момент высадки и совершаемые пересадки не отслеживает вообще. При этом наблюдения показывают, что все остальные явления, сопутствующие турникетам, делают поездку настолько неприятной, что трудно говорить об улучшении качества обслуживания. Впрочем, есть еще одно следствие: часть платёжеспособных пассажиров уходит на другие виды транспорта, в основном на маршрутки, что несколько уменьшает загрузку салона и позволяет оставшимся ехать комфортнее. Но зато и денег с этих ушедших пассажиров уже не получить… Замкнутый круг!

    А «Мосгортранс» продолжает заботиться о своих клиентах. В пресс-релизе пишут: «Посадочные талоны будут продаваться в киосках на каждой остановке». Далее даётся список из 7 точек для каждого маршрута. Таким образом, многим пассажирам все равно придётся покупать билет у водителя, а «Мосгортранс» не может однозначно разъяснить, на всех или всего на нескольких остановках будут продаваться билеты.

    Кроме этого в разделе «Как пользоваться АСКП» мы видим следующие инструкции: „Пассажиры с детскими колясками проходят в салон через среднюю дверь, обозначенную знаком «Детская коляска». Дети до семи лет пользуются правом бесплатного проезда.“ Хорошо, что хотя бы коляски освободили от прохождения через вертушку, но при этом их освобождают также от учета и оплаты проезда, чего не произошло бы, используй «Мосгортранс» несколько валидаторов в салоне без самого турникета. Что касается бесплатного проезда детей, то фирма «Солярус» предлагает единственный вариант его реализации: ребёнок пролезает под турникетом. В разговоре с представителями фирмы выяснилось, что они как-то не задумывались об удобстве такого способа и о том, насколько вообще нормален такой способ попадания в транспортное средство.

    Напоследок приведём официальную информацию «Мосгортранса» о датах ввода АСКП:

    С 21 августа 2004 года система АСКП будет внедрена на маршрутах автобуса:

    • № 42 (ФАТП) Матвеевское – Станция метро «Проспект Вернадского»;
    • № 77 (ФАТП) Матвеевское – Киевский вокзал;
    • № 611 (14-й автобусный парк) Станция метро «Юго-Западная» – Внуковский завод.

    С 28 августа – на маршрутах автобуса:

    • № 109 (ФАТП) Улица Герасима Курина – Станция метро «Пионерская»;
    • № 804 (18-й парк) Станция метро «Тёплый Стан» – Мосрентген.

      С 11 сентября – на маршрутах автобуса:

    • № 198 (ФАТП) Матвеевское – 66-й квартал Кунцева (ранее для этого маршрута называлась дата 28 августа, поэтому неясно, это очередная ошибка или дата перенесена);
    • № 189 (1-й парк) Станция метро «Каховская» – Битцевская аллея;
    • 218к (1-й парк) Станция метро «Каховская» – Станция метро «Академическая»;
    • № 651 (1-й парк) Станция метро «Каховская» – Станция метро «Битцевский парк»;
    • № 786 (1-й парк) Станция метро «Каховская» – Станция метро «Академическая».

      С 18 сентября – на маршруте автобуса № 262 (1-й парк) 2-й микрорайон Южного Бутова – Станция метро «Битцевский парк».

    Комментарии

    Комментарии (0)