Английские транспортники в гостях у москвичей

  • Андрей Мясников, Гость
    20 мая 2007 г. — 12:00
    90

    Группа транспортных специалистов из Англии посетила Москву со специальным визитом – их целью было знакомство с работой различных транспортных систем Москвы.

    Группу составляли не просто туристы – все участники поездки – бывшие или действующие руководители и управленцы различных английских транспортных систем, специалисты в области городского транспорта, в частности, лидер группы - Эндрю Брэддок (Andrew Braddock) – независимый транспортный консультант, Стив Кернс (Steave Kearns) – менеджер компании «Транспорт для Лондона», Бриан Кинг (Brian King) – управляющий директор Трент-Бартоновской автобусной компании, Боб Майр (Bob Muir) – управляющий менеджер компани «Юнайтед Кингдом трам», Тим Стаббс (Tim Stubbs) – глава Роттерхаймской троллейбусной группы, Робин Орбелл (Robert Orbell) – управляющий директор автобусной компании «Вест Грейхаунд» и другие.

    Сотрудники издательства «Железнодорожное Дело», которое, к слову, выпускает альманах «Бугель» о городском транспорте, были весьма польщены тем, что руководитель группы господин Эндрю Брэддок обратился именно к нам за помощью в организации визита.

    В свою очередь хотим поблагодарить сотрудников Пресс-центра и Отдела внешних связей Мосгортранса, которые очень помогли нам; а на время визита мы сами «переквалифицировались» в гидов, о чем нисколько не жалеем!

    Англичане были весьма любезно приняты в Москве – утром 16 мая состоялась встреча с руководителем Департамента транспорта и связи Правительства Москвы господином Леонидом Липсицем и другими сотрудниками департамента. Ниже вы можете ознакомиться с тезисами прозвучавших на встрече выступлений.

    В ходе встречи глава департамента обозначил основные меры, которые будет предпринимать городские власти для облегчения транспортной ситуации. Среди таких шагов – введение платы за въезд в центральную часть города (имелись в виду пределы Третьего транспортного кольца), организация выделенных полос для общественного транспорта, изменение статуса трамвая, который может и должен стать не только подвозящим к метро транспортом, но и транспортом больших дистанций и хордовых связей. Для решения этой задачи планируется создание сети линий нового, скоростного трамвая.

    Город собирается закупать впредь только низкопольные автобусы и троллейбусы – это связано с постепенной адаптацией общественного транспорта столицы к нуждам инвалидов-колясочников, дабы не создавать спецпредприятие по их транспортному обслуживанию (заметим от себя: во всем мире применение низкопольных трамваев, автобусов и троллейбусов продиктовано не только заботой об инвалидах, но и ускорением посадки-высадки пассажиров. Увы, это положительная черта низкопольной техники в Москве полностью перечеркнута турникетной системой).

    Было сказано о внимании к экологическим проблемам и намерении в этой связи закупить в Италии партию малотоннажных электромобилей для доставки мелких партий грузов; запас хода таких машинок – до 120 км. Заметим, что в ходе обмена мнениями по этому вопросу гости подчеркнули высокую экологическую безопасность такого городского транспорта, как троллейбус.

    Господин Липсиц также сообщил о переговорах с Московской железной дорогой по поводу электрификации малого кольца МЖД и организации на нем пассажирского сообщения.

    В конце встречи глава департамента подчеркнул, что Москва вынуждена решать транспортные проблемы в весьма сжатые сроки – у других крупных городов мира на решение подобных проблем уходило до полувека. Москва же такого запаса времени просто не имеет. Городу весьма важен разнообразный опыт в этой сфере – а потому господин Липсиц попросил англичан предоставить комментарии к увиденному и мнение о различных аспектах работы московского транспорта. Гости, в свою очередь, пообещали непременно составить такой отчет.

    Следующим пунктом программы было посещение 14-го автобусного парка Мосгортранса – с осмотром ретротехники, представленной грузовиком «Шевроле» военных времен и тягачом КрАЗ раннего выпуска, и со знакомством с типовыми моделями автобусов, а также с цехами парка. По общему мнению членов делегации, это самый чистый автобусный парк в Европе!

    Далее последовал переезд по МКАД в Краснопресненское трамвайное депо, что в Строгине. Увы, в течение этой непомерно долгой поездки гости смогли сполна «насладиться» классической пробкой на МКАД – скорость потока не превышала 10-20 км/ч. Надо сказать, что англичане задавали вопрос о типичности для Москвы столь плотного трафика еще по пути из отеля «Космос» на Новый Арбат, где проходил прием в Департаменте транспорта и связи. Вторым был вопрос о наличии в Москве выделенных полос для общественного транспорта, и, увы, ответ был отрицательным.

    Однако гнетущее впечатление от московских пробок сменилось радостным возбуждением всей группы в ходе осмотра, по общему мнению, образцового Краснопресненского трамвайного депо. Гости задавали массу профессиональных вопросов, а работники Мосгортранса во главе с начальником отдела электротранспорта господином Виталием Люлько и гиды старались полностью удовлетворить их любопытство. Были продемонстрированы жечужины музея Мосгортранса – «фонарный» трамвайный вагон и вагон конки. Эти исторические экипажи живописно смотрелись на фоне самого современного сочлененного низкопольного вагона Усть-Катавского вагоностроительного завода, который сейчас проходит испытания в Строгине.


    В Краснопресненском депо
    Фото: Андрей Мясников
    Съёмка 16.05.2007

    Кульминацией визита стали поездки на «фонарнике» и на новом вагоне по депо! Хотя, по мнению некоторых участников визита, высшей точкой приема в депо все же стал обед, с любовью приготовленный и прекрасно сервированный. В конце обеда господин Люлько пообещал англичанам обязательно приехать в Англию на открытие троллейбусной линии, как только оно там случится – ведь сейчас на Британских островах нет ни одной троллейбусной системы. Зато есть несколько троллейбусных музеев.


    Все англичане любят двухэтажные вагоны
    Фото: Андрей Мясников
    Съёмка 16.05.2007


    Во время поездки на вагоне типа Ф
    Фото: Андрей Мясников
    Съёмка 16.05.2007

    Затем гости отправились в долгий путь на Трамвайно-ремонтный завод Мосгортранса. По пути они наблюдали весьма востребованный трамвай в Строгине, стройные кварталы возле Песчаной площади, превращенный в кусок хайвэя посреди живой ткани города Ленинградский проспект, на котором, увы, не нашлось места для трамвайной линии – а ведь «Ленинградка» - это самая широкая улица в Европе! Затем были Тверская, вид на Кремль, яузские набережные…

    Делегации были продемонстрированы работы по модернизации трамвайных вагонов на ТРЗ, причем не только московских – сейчас в работе, например, трамваи из Ярославля и Нижнего Новгорода. Очевидно, иногородние заказы – признание качества московской модернизации.


    ТРЗ. Уже "упакованный" трамвай из Ярославля
    Фото: Андрей Мясников
    Съёмка 16.05.2007

    Но самое интересное ждало гостей на задворках ТРЗ. Это львиная доля коллекции музея Мосгортранса – подлинные свидетели прошлого транспорта Москвы – старинные трамваи, автобусы, троллейбусы… Что греха таить, гости были откровенно шокированы условиями, в которых хранятся уникальные экспонаты. Нам, гидам, просто приходилось опускать глаза. От стыда. Под конец гости удивили и нас – они собрали небольшую сумму прямо в ходе осмотра – и передали ее сотрудникам музея.

    Нам было больно наблюдать искреннее непонимание, которое выказывали гости – как же можно вот так обращаться с собственной историей? И это на фоне явного благополучия Москвы… У нас тоже нет ответа на этот вопрос.


    Когда же изменится к лучшему судьба музейной коллекции?
    Фото: Андрей Мясников
    Съёмка 16.05.2007

    Затем мы пустились в далекий, и как выяснилось, весьма долгий путь от Волочаевской улицы до Пушкинской площади, где был запланирован дружеский ужин. Вечерний московский трафик, со «стоячими» пробками на Садовом, еле ползущими бульварами, с традиционным «боданием» автомобилей на перекрестках, которые проезжают «по праву сильного», не смотря на цвет светофора, при блестящем отсутствии милиционеров (ну хоть бы один! Ну хоть бы в одном месте регулировал движение и наказывал зарвавшихся водителей! Ни одного не встретили…). Короче, картина не для слабонервных. Пока наш автобус полз по городу, гости расспрашивали, что пишет пресса о транспортной ситуации в Москве, и описывали приемы, которыми борются со сверхавтомобилизацией = транспортным коллапсом в Англии. Увы – мы для такой борьбы не имеем одной важной части – фактически, у нас нет дорожной полиции. Такой дорожной полиции, для которой задачей была бы организация именно Движения, а главным принципом работы – верховенство Закона. Очевидно, читатели согласятся с тем, что нынешняя ГАИ на такую полицию совсем не похожа.

    Дружеский ужин скрасил впечатление от московских пробок. А на завтра гостей ждала также весьма обширная программа…

    17 мая делегация осмотрела троллейбусную сеть города Химки. Осмотр начался от станции метро «Планерная», у которой расположена конечная «междугороднего» маршрута 202.

    Троллейбус обрадовал нас отсутствием турникета на входе, вежливым кондуктором, плавным и быстрым ходом. У каждого кондуктора есть портативный валидатор, которым он «отмечает» социальные льготные билеты – и проблема учета льготников великолепно решается без дорогостоящих и унижающих пассажиров турникетов! (Замечу, такая же схема успешно работает в трамваях подмосковной Коломны. И в «супертраме» английского научного и промышленного центра - города Шеффилда – тоже!).

    Мы быстро добрались до другой конечной маршрута. Здесь гости фотографировали троллейбусы и здание депо – попасть в последнее группе не удалось. Руководство химкинского троллейбусного предприятия в лице директора С.В. Сенченко не соблаговолило принять делегацию специалистов-иностранцев. Оно послало организаторов, которые заранее обратились за содействием… Не туда, куда вы думаете – а в городскую управу – за письменным разрешением на посещение депо! И это при том, что счет при подготовке и проведении визита шел буквально на часы. Разительный контраст с отношением к нам в Мосгортрансе! Но вернемся к нашей группе. Мы быстро проехали до новой конечной первого маршрута около стадиона, быстро вернулись к развилке линий. Не столь быстро (пробка!) мы вернулись к «Планёрной». Однако надо заметить, что химкинские троллейбусники научились учитывать этот фактор при планировании рейсов, и регулярность движения не страдает. Затем были фотосъемки трамвая на Строгинском мосту и поездка на 30-м трамвае до метро «Войковская». На улице Царева гости весьма удивлялись обгонявшим трамвай по встречным (!) путям автомобилям – и это на выделенной для трамвая полосе! Излишне говорить, какой опасности при этом подвергаются пассажиры, и, особенно, пешеходы! А около метро «Войковская» пришла пора еще для одного аттракциона, в котором мы всей группой поневоле приняли участие. Это взятие штурмом подошедшего вагона 27-го маршрута. Особую пикантность действу придавала возможность входа в трамвай только через единственную дверь и далее через турникет… Происходящее при посадке комментировать не хочется. Надеюсь, гости поделятся впечатлениями об этом в своем отчете, а мы бы искренне хотели бы видеть городских чиновников в этой толпе. В качестве пассажиров и желательно ежедневно. Отдышавшись, гости начали прислушиваться к везущему нас вагону марки ЛМ-99. Они были весьма удивлены, узнав о совсем «свежем» годе выпуска вагона… Зато пейзажи около Тимирязевской академии и старинный трамвайный павильон на Красностуденческом проезде их удивили по-другому – приятно! Чего нельзя сказать об их впечатлении от перехода с трамвая к метро «Дмитровская» - как бросил в сердцах один из участников группы – какая же это «пересадка», если надо идти 5 миль! Но мы не зря направлялись на «серую» ветку метро – мы стремились показать нашим гостям последнюю новейшую Бутовскую линию – легкое метро. Однако, по прибытии на эту надземную линию, гости особенно ей не удивлялись – наверно, устали при поездке в час пик по «серой» ветке. В то же время, они отдали должное просторной планировке и зеленым пространствам района Бутово. А затем был дружеский обед в ресторане «Му-Му» близ метро «Чертановская» - отдельное спасибо персоналу этого замечательного места – его усилия впечатлили наших гостей больше, чем сервис в фешенебельном ресторане отеля «Космос» и «пижонских» пивных заведениях. За дружеским столом гости делились впечатлениями, предостерегали о возможных и уже сделанных ошибках, искренне пытались помочь в осмыслении – а, значит, и в последующем решении транспортных проблем. Впрочем, мы с нетерпением ждем отчет группы, обещанный в том числе и господину Липсицу. Вечер был закончен романтической поездкой от «Чертановской» до Чистых прудов на старом добром (но от этого не менее эффективном) трамвае маршрута № 3.

    Гости посетили и московский монорельс. Впечатление от него англичане выразили лаконично: «выброшенные деньги». Увы, это не про потраченные на билеты деньги, а совсем про другие…

    Интересно было посмотреть на Москву глазами иностранца – и заметить, что живем мы совсем неплохо, нормально живем! Но тем острее хочется, чтобы любимый город избежал повторения ошибок, которые делали многие мегаполисы. Как сказал один из наших гостей – у каждого города есть шанс на развитие и расцвет – но такой шанс дается один раз. Другого не будет. Так давайте же будем стараться для того, чтобы этот шанс Москвой был использован – шанс обзавестись цивилизованной транспортной системой.

    В заключение хотим еще раз искренне поблагодарить за содействие в подготовке и проведении визита Ольгу Терно, Елизавету Хасанову, Елену Романовскую, Виталия Люлько, Михаила Егорова, сотрудников 14 автобусного парка, Краснопресненского трамвайного депо, Трамвайно-ремонтного завода и музея Мосгортранса.

    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)