«Магистрали» — полгода. Удобный сервис в центре столицы или просто красивый бренд?

  • Павел Яблоков
    13 апреля 2017 г. — 13:17
    1260
    Иллюстрация: 

    автора

    8 апреля исполнилось полгода с момента запуска проекта «Магистраль». Под этим громким именем наземный общественный транспорт вернулся на некоторые ранее утерянные позиции в центре Москвы. Насколько затея оказалась удачной? В сегодняшнем обзоре подводим промежуточные итоги работы новой маршрутной сети.

    Получилось! Получилось?

    Активная фаза проекта началась 8 октября 2016 года. Его главная задача — вернуть общественный транспорт на центральные улицы и предложить пассажирам новые направления поездок — скорее, решена. Вновь маршруты пошли по Большой Никитской и Малой Дмитровке. По внешней стороне Кремлёвского кольца поехали автобусы в направлении от Лубянки к Большому Каменному мосту.

    При этом контактную сеть троллейбуса, существовавшую здесь в 1990-е годы, решили не восстанавливать. Да и на многих других участках «Магистрали» её сняли в прошлом году. Многие маршруты были изменены, что позволило сформировать новые беспересадочные связи. Не нужно даже читать официальную статистику, чтобы убедиться: рейсов стало больше, и пассажиров — тоже.

    Но вот то, как «Магистраль» была реализована… Не оставляет ощущение, что многое можно было сделать лучше. При этом отдельные моменты уже нельзя объяснить скомканными сроками запуска проекта. Прошло шесть месяцев, и стало видно, что недостатки оказались хроническими. Под маской звучного транспортного бренда скрываются многие старые, а местами — и новые проблемы московского транспорта.

    Стабильность

    За полгода основные параметры работы «магистральных» маршрутов менялись мало. Стабильность параметров работы маршрутов позволяет привлечь пассажиров, сделать сервис предсказуемым. В то же время нет ничего хорошего в том, что у большинства маршрутов объявленные интервалы стабильно не соответствуют утверждённым расписаниям.

    Первые четыре месяца изменения были минимальными, но задающими плохую тенденцию. На нескольких маршрутах (№№ м1, м3, Т3, 904) увеличились интервалы движения, что ещё больше отдалило их от «магистральных» стандартов.

    Затем, в феврале перемены произошли с режимом маршрута № 158, часы работы которого продлили. Тем самым восстановив раннее утреннее и позднее вечернее транспортное обслуживание острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Кроме того, два бывших троллейбусных маршрута (№№ Т3 и Т10) были продлены за пределами центра к станциям метро «Владыкино» и «Нагатинская» соответственно.

    И, наконец, с 1 апреля 2017 года была улучшена работа маршрутов №№ м2 и Н2: их спрямили в направлении станции метро «Китай-город», введя встречную выделенную полосу по улице Воздвиженке.

    В целом, это достаточно небольшие коррективы для столь амбициозного проекта. Поэтому можно сказать, что маршрутная сеть оказалась весьма стабильной и не менялась «по горячим следам», как это часто бывает при массовых изменениях.

    Однако стабильность столичных транспортников в нежелании довести плановые интервалы движения до объявленных значений для «магистральных» и «районных» маршрутов не может вызвать одобрения у пассажиров. Первоначальные отклонения от нормы ещё можно было объяснить временной нехваткой ресурсов для одномоментного запуска проекта, который выгоднее было запустить до наступления холодов. Однако дальнейшие действия свелись лишь к увеличению разрыва между объявленными интервалами и действительными. При этом ни один из «магистральных» маршрутов, нарушающих заявленную частоту движения, не был разжалован в «районные».

    Информация на остановках: назад, в 90-е?

    Одним из серьёзных недостатков «Магистрали» стало крайне скудное информирование пассажиров о маршрутах непосредственно на остановках. Да, красочные схемы маршрутов – это, конечно, приятно. Но любая линия маршрута на карте нуждается в объяснении, описывающем, как часто троллейбусы, трамваи или автобусы смогут провезти пассажира по этой траектории.

    И здесь в информационном плане, новомодные указатели-«флажки» отбрасывают пассажиров на четверть века назад. Во времена, когда таблички не сообщали никаких подробностей о времени отправления первого и последнего рейсов, а на все вопросы о частоте движения отдувалось одно число – интервал в часы «пик». Если остановка, по мнению транспортников, была не «основной», то поминутное расписание движения не сообщалось пассажиру, даже если пиковый интервал имел значения порядка «46», «52» и так далее.

    В 1995-1996 годах ситуация стала улучшаться. Интервалы движения на остановках стали публиковать раздельно на рабочие и выходные дни (иногда разделяя и субботы с воскресеньями), и с четырьмя значениями для каждого дня – утро (до 9:00), день (с 9:00 до 16:00), вечер (с 16:00 до 19:00), поздний вечер (после 19:00).

    В 2013-2014 годах транспортники наконец-то продвинулись ещё дальше. На остановках появилась информация о времени отправления первых и последних рейсов. Это очень важно, особенно в случае нестандартного сокращённого режима работы маршрутов. Таковы и некоторые «магистральные» – как троллейбусные №№ 4, 8, автобусные «К», № 38 и до недавнего времени № 158.

    И вот, несмотря на проделанную в прошлые годы работу по улучшению информирования пассажиров, в 2016 году при внедрении «Магистрали» решили поступить по-своему. Ставка была сделана на то, что для ответа на вопрос о графике работы маршрутов достаточно их поделить на три группы с не очень подходящими для них названиями «магистральные», «районные», «социальные», – и дело в шляпе. Увы, это не так.

    TR.ru уже писал о том, что полностью интервалам своих групп соответствуют только семь из более сорока маршрутов «Магистрали». Нет ничего хорошего и в том, что для всех «магистральных» маршрутов указывается один и тот же интервальный диапазон — 5-10 минут. Если для маршрутов №№ м2 и м3 нижнее значение этого диапазона предусмотрено расписаниями для часов «пик», то для «магистральных» №№ м5 и м6 интервал в пять минут может на практике быть достигнут только одним образом – если одна машина выбилась из графика и догнала другую. Это значит, что соседний интервал, скорее всего, будет увеличенным – 15 минут вместо 10, предусмотренных расписанием.

    Любопытно, что за пределами Садового кольца полную информацию о маршрутах «Магистрали» на остановках можно найти в прежнем формате и дизайне, применяющемся в столице с весны 2015 года.

    И лишь двум центральным остановкам у станции метро «Лубянка» повезло больше. Здесь «в порядке эксперимента» дали подробную информацию о расписаниях. Да и то, на остановке у «Детского мира» информационные таблички до весны не довисели. В итоге на весь центр Москвы только одна остановка содержит более полные сведения о работе маршрутов. Этого непозволительно мало для полугода существования «Магистрали».

    Тактовое расписание

    Так как информация о расписании движения недоступна пассажирам на остановках, они не могут оценить красоты тактового расписания, введённого на маршрутах. Впрочем, оно и так действует не на всех маршрутах. Например, нет его у трамваев. В условный «магистральный» трамвайный маршрут просто записали саму рельсовую линию по Бульварному кольцу с тремя маршрутами №№ 3, 39 и А. Общая частота движения здесь такова, что реже 10 минут по расписанию ждать трамваи не придётся. Но никакого взаимосогласованного графика движения у трёх маршрутов нет. А при перезапуске ночного трамвая в марте 2017 года в его расписании и вовсе образовалось 44-минутное «окно» – антирекорд столичного транспортного сервиса для «сов».

    Упорно обходит тактовое расписание также автобусные маршруты №№ «Б-чёрный», «Б-красный», Т10, Т15 и Т79, а также троллейбусный № 13.

    Отвалились «рога» и скобки

    Вместе с запуском встречной выделенной полосы по Воздвиженке и спрямлением трасс маршрутов №№ м2 и Н2 на остановках и внутри автобусов и троллейбусов расклеили новые схемы «Магистрали». На них уже нет никаких троллейбусных маршрутов «Б», №№ 3, 10, 39, 47, 79. Прошлым летом их замену объявили временной, а всю зиму в салонах автобусов транслировались объявления о том, что троллейбусы вернутся после окончания ремонтных работ.

    Теперь на схеме «Магистрали» вместо них указаны автобусные маршруты «Б», №№ Т3, Т10, Т39, Т47, Т79. Числятся маршруты №№ Т3, Т10 и Т79 автобусными и в городском реестре маршрутов, в то время как маршруты «Б-красный», «Б-чёрный», №№ 39 и 47 сохранены троллейбусными. Восстановленная после прошлогодней реконструкции троллейбусная линия по Садовому кольцу по-прежнему готова к работе. Однако новые троллейбусы поступают в город в недостаточном количестве. Полезная для города и экологии инфраструктура бездействует, а миллиарды рублей тратятся на закупку транспортных средств, неприсобленных к работе от контактной сети, – автобусов.

    А у круглосуточного автобусного маршрута № Т15, заменившего троллейбусы в мае прошлого года, в ближайшее время должна пропасть из номера литера «Т», напоминающая о прежнем виде транспорта. На новой схеме маршрутов её уже нет. При этом троллейбусы на линию не вернутся – просто в «старой» Москве сейчас нет автобусного маршрута с № 15, а, стало быть, лишнюю литеру теперь можно убрать.

    По мере обновления остановочных трафаретов исчезают упоминания о старых номерах маршрутов, переименованных в октябре прошлого года. Переходный полугодовой период, в течение которого указывались два номера (устаревший – в скобках), окончен.

    Выделенные полосы: без них «Магистраль» — тупик

    Отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта на пути многих маршрутов существенно снижает эффект от запуска «Магистрали». Автобусы стоят вместе со всеми остальными автомобилями в заторах, из-за чего время поездки сильно увеличивается. Нет полос на Садовом кольце, на Тверской улице и по часовой стрелке Кремлёвского кольца. Когда этот пробел будет восполнен, до сих пор неизвестно. А вот на Лубянском проезде, Китайгородском проезде, улице Солянка «выделенки» ожидаются уже этим летом после завершения очередного этапа реконструкции по подпрограмме «Моя улица».

    Рекламные плакаты, посвящённые вводу выделенной полосы на Воздвиженке, сообщают о том, что экономия времени при поездках на маршруте № м2 достигает получаса. При этом в прежнем расписании даже в вечерний час «пик» на поездки по участку от гостиницы «Украина» до станции метро «Библиотека имени Ленина» через проблемную улицу Знаменка отводилось всего девять минут. Это говорит о весьма высоком влиянии пробок на сбои в движении автобусов. И, конечно же, на то, что «магистральные» интервалы в реальности имеют мало шансов на соблюдение. Решение для лечения этого «недуга» есть: это выделенные полосы с приоритетом для движения общественного транспорта.

    Остановки: ближе к пассажирам!

    Не способствует удобству и популярности наземного транспорта в центре то обстоятельство, что порой соседние остановки на маршрутах расположены реже выходов из метро. С 1 апреля одним таким проблемным местом стало меньше. Благодаря выделенной полосе по Воздвиженке 1700-метровый промежуток между остановками «Дом книги» и «Метро Библиотека имени Ленина» сократился как за счёт спрямления трассы маршрутов, так и благодаря вводу двух дополнительных остановок, которые разбили один перегон на три отрезка.

    Но есть ещё немало мест, где расстояние между остановками по-прежнему слишком велико. На Кремлёвском кольце более 900 метров разделяют остановки «Метро "Лубянка"» и конечную остановку автобусов «Метро "Китай-город"» на Славянской площади у южного вестибюля метро. Автобусы проносятся мимо выхода из северного вестибюля, ведущего к Ильинке и Маросейке. Маршрут № м10 между Большой Дмитровкой и Тверской площадью в сторону Китай-города проходит без остановок 700 метров, пропуская Пушкинскую площадь, хотя заготовку для остановки на Тверской улице в прошлом году уже начинали делать. 850 метров маршрута № 122 между остановками «Лубянская площадь» и «Ильинские ворота» или 1100 метров между «Лубянской площадью» и «Метро "Китай-город"» у маршрутов №№ м9 и Н6 – тоже не образцы для подражания.

    Популярность маршрутов «Магистрали», проходящих по Большой Никитской улице, могла бы быть выше, если бы они останавливались рядом с вестибюлем станции метро «Баррикадная». Но вместо этого пассажиров ожидают 700-750 метровые безостановочные перегоны через три светофорных узла «Метро "Краснопресненская"» – «Скарятинский переулок» в сторону центра и «Кудринская площадь» – «Метро "Краснопресненская"» из центра. Сейчас, чтобы из пределов Садового кольца попасть на «Баррикадную», надо проехать мимо её входа дальше до Зоопарка, перейти там через подземный переход к вестибюлю станции «Краснопресненская», затем уже в метро совершить пересадку с Кольцевой на Таганско-Краснопресненскую линию. Это занимает столько времени, что люди здесь становятся пешеходами поневоле, создавая заторы из самих себя в самом узком месте Баррикадной улицы.

    При движении из центра остановку у «Баррикадной» можно обустроить без крупных инфраструктурных преобразований. В обратную сторону для организации остановки нужно доработать площадь перед сталинской высоткой «на Кудринской». Однако «Моя улица» уже проделывала с обликом города и не такие чудеса.

    Названия остановок – всё ли правильно?

    Одной из «фишек» «Магистрали» стало переименование остановок, расположенных вблизи станций метро, в их честь. Так, «Лубянская площадь» стала зваться «Метро "Лубянка"», «Трубная площадь» – «Метро "Трубная"», «Триумфальная площадь» – «Метро "Маяковская"» и так далее. Замена в прошлом году остановке «Метро "Александровский сад"» на Моховой улице названия на «Метро "Библиотека имени Ленина"» с одной стороны напоминала замещение шила мылом, с другой стороны – имела свой логический смысл. Ведь такое же название получила и возобновлённая спустя 23 года остановка на встречной выделенной полосе Кремлёвского кольца. Она действительно расположена ближе к общему вестибюлю станций «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая», чем к единому входу станций «Арбатская», «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина».

    Но с 1 апреля выделенная полоса на Воздвиженке привнесла в маршрутную сеть центра две новых остановки. Одна из них, у западного выхода станции «Арбатская»,  получила название «Арбатские ворота». А вторая, перед поворотом с Воздвиженки на Моховую – «Метро "Библиотека имени Ленина"». Теперь на маршрутах №№ м2 и Н2 в сторону «Китай-города» две «Библиотеки» подряд. В городское ориентирование внесена очередная путаница.

    Более удачного названия остановок ждёт и автобусный маршрут № 39, чьи две соседние остановки называются «Площадь Арбатские ворота» и «Арбатские ворота». При этом остановка со словом «площадь» в названии, расположенная на Бульварном кольце, значительно сильнее удалена от площади, чем остановка без «площади», расположенная в начале Нового Арбата. Сами Арбатские ворота физически не существуют уже дольше, чем весь общественный транспорт Москвы, оставшись лишь в виде уличного топонима. Их разобрали ещё в 1792 году.

    «Удобные» пересадки

    Пересадки между маршрутами и видами транспорта должны быть удобными. С этим сложно спорить с позиций логики. Но жизнь вносит свои поправки и тут.

    При запуске «Магистрали» неофициальный титул главной конечной остановки наземного транспорта в центре перешёл от «Лубянской площади» в Политехническом проезде к вновь появившейся остановке «Метро "Китай-город"» на Славянской площади — у южного вестибюля одноимённой станции метро. Однако удобной пересадка не получилась. Все первые полгода «Магистрали» ближайший лестничный сход, примыкающий к автобусной остановке, был наглухо закрыт на затянувшуюся реконструкцию, которая должна была закончиться более года назад. Чтобы попасть в метро, нужно было идти через всю площадь к нерегулируемому наземному переходу, либо перебегать дорогу в неположенных местах.

    И только в десятых числах апреля первые пешеходы смогли воспользоваться отремонтированным спуском в метро.

    «Магистраль»: что дальше?

    Ещё в прошлом году было объявлено, что проект «Магистраль» будет развиваться. В октябре 2016 года начался лишь первый его этап.

    Так, продление режима работы маршрута № 158 не решило всех вопросов транспортного обслуживания «Острова невезения» между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. По-прежнему нарушено прямое сообщение с Болотной площадью и станцией метро «Библиотека имени Ленина». Нет и удобного подвоза пассажиров на остров со стороны Павелецкого вокзала. Поэтому здесь запланированы дальнейшие улучшения «Магистрали».

    Маршрут № 158 станет проходить в обоих направлениях по Садовнической улице, уйдя с Раушской и Космодамианской набережных. На Садовнической улице в направлении от Балчуга к Краснохолмскому мосту оборудуют новые автобусные остановки. На помощь «островитянам» придёт также маршрут «К». Он станет ходить против часовой стрелки, а его кольцо будет расширено. От Лубянской площади автобусы пойдут по Театральному проезду, улицам Охотный ряд и Моховой, Большому Каменному мосту, улицам Серафимовича и Большой Полянке, Серпуховской площаде, Валовой и Дубининской улицам, Павелецкой площади, Кожевнической улице, Нижней Краснохолмской улице (с разворотом под Б. Краснохолмским мостом), Садовнической улице, Б. Устьинскому мосту, Устьинскому проезду, улице Солянка, Солянскому проезду и Лубянскому проезду.

    Примечательно, что до 1993 года «К-чёрный» соединял Кремлёвское кольцо и остров именно в этом направлении, после чего трансформировался в нынешний маршрут № 158. А маршрут «К-красный», пробыв два года в одиночестве, в 1995 году «почернел».

    Кроме того, в ближайшие месяцы центральные маршруты Москвы будут изменены из-за нового сезона «Моей улицы». Уже монтируется новая троллейбусная линия в обход Политехнического проезда, который перестанет существовать. Автобусные и троллейбусные маршруты направят на новый разворот по Лубянскому проезду, Лубянской площади и Новой площади. Но главным и самым большим участком работ этого года станет Садовое кольцо. Несмотря на более чем странные события, происходящие с Московским троллейбусом, здесь ему в планах реконструкции тоже уделено место. Но это — тема для отдельного рассказа.

    Виды транспорта: 
    Регионы: