МЦД: Физалисовый в фуксиевую крапинку

  • Владимир Кондратьев, Гость
    20 ноября 2019 г. — 20:58
    2068
    Иллюстрация: 

    shadow_transport / Instagram

    Двадцать первого ноября 2019 года откроются два первых Московских Центральных Диаметра. По крайней мере, так считают сайты Туту.ру и Яндекс.Расписания, дорожащие своей информацией, и «жареным уткам» предпочитающие информацию из официальных телеграмм железнодорожников, с которыми у них налажено информационное сотрудничество. Кроме того, разные источники сообщают о мероприятии «Открытие МЦД-1» в графике мэра Москвы в середине дня 21 ноября. Тем не менее, примерно 16 ноября разные новостные ресурсы писали, что «дату запуска МЦД планируют определить в конце следующей недели». А некоторые из источников сообщают даже такой план: «открыть 21 ноября только МЦД-1, а второй диаметр из-за частичной неготовности запускать позже».

    Только 20 ноября «Мосгортранс» сообщил об изменении с 21 ноября более чем 20 маршрутов наземного транспорта.

    Это не единственные странности проекта, хотя очень характерные для транспортных пусков последних лет. Не секрет, что проект МЦД родился на волне успеха проекта МЦК (Московское Центральное Кольцо). Но слепое тиражирование одних и тех же идей может привести к совершенно различным последствиям и вызвать разную реакцию. Так, дата запуска МЦК и количество станций, открывающихся с первого же дня, тоже не были известны до самого последнего момента. Но открытие МЦК не привело к нарушению ни одной ранее существовавшей связи, а горожане получили дополнительный сервис. В случае с МЦД, создающимися на основе действующих железнодорожных направлений, которыми пользуются сотни тысяч пассажиров ежедневно, их заблаговременное предупреждение об изменениях расписаний, маршрутов, условий оплаты проезда является крайне важным. И небрежность и внезапность в переходе со старых условий перевозок на новые могут сыграть против организаторов.

    Но давайте сначала разберёмся с его положительными сторонами.

    Городская электричка

    В большинстве западноевропейских городов электрички очень хорошо интегрированы в системы городского транспорта. Фактически в любом крупном городе Германии есть S-Bahn — пригородные поезда, движущиеся обычно по общим путям с поездами дальнего следования и обслуживающие и город, и агломерацию. Пересадки на метро, автобус и трамвай там обычно не оплачиваются отдельно, а поезда ходят с фиксированными интервалами в течение всего дня (например, в 5, 15, 25, 35, 45 и 55 минут каждого часа — подобное расписание называется «тактовым», оно легко запоминается и приводит к росту популярности железной дороги).

    В Москве до сих пор у электричек отдельные билеты (за пересадку на метро обязательно надо платить снова), в середине дня «технологический перерыв» примерно на два часа, а интервалы в течение дня сильно и нерегулярно меняются. Это отталкивает пассажиров: поездку на электричке надо планировать заранее, чтобы не пришлось лишний час сидеть на платформе. Вдобавок, любые поезда, даже идущие по одинаковым маршрутам от начальной до конечной станции, могут следовать с совершенно разным набором промежуточных остановок.

    В ближайшие дни ситуация изменится. Запланирован запуск МЦД-1 (сквозные поезда с Белорусского на Савёловское направление) и МЦД-2 (с Рижского на Курское). Будет введено тактовое расписание. Появится возможность по одному билету проехать на электричке и метро: например, пассажир, севший на Лианозове, заплатит всего 38 рублей — ровно столько же, сколько по тарифу «электронный кошелёк» стоит метро или автобус, — и сможет без дополнительной платы пересесть на метро — равно как на МЦК или монорельс.

    Что ещё важно знать?

    Отметим, что фактически — с точки зрения оплаты и прочего — метрополитен Москвы начнёт включать в себя линии МЦД. К системе, состоящей из метро, МЦК и монорельса, добавляются участки железной дороги до ближайших московских пригородов. Это включение будет постепенным: на новые правила переводят пока только головные участки четырёх из 11 московских направлений, а остальные (Горьковское, Ленинградское, Ярославское, Павелецкое, Рязанское, Казанское, Киевское) продолжают работать со старыми расписаниями и тарифами.

    Поскольку все простые цвета на схеме метро уже заняты старыми линиями («красная» Сокольническая, «зелёная» Замоскворецкая, «синяя» Арбатско-Покровская и т.д.), то для обозначения линий МЦД уже пришлось использовать более мудрёные гаммы. Так, линию МЦД-1 обозначили цветом «физалис» (напоминает оттенок плодов этого растения) или жёлто-оранжевый, а МЦД-2 — цветом «фуксия» (ярко-розовый).

    Обычные карты-«Тройки» просто так с МЦД работать не начнут. Перед первой поездкой нужно прийти с ними в кассу метро или МЦД и перепрошить — тогда к ним добавятся возможности оплаты на «диаметрах» и бесплатной пересадки метро-МЦД.

    На МЦД будет действовать несколько тарифов: «общемосковский» в 38 рублей коснётся участков внутри МКАД (от Марка до Сетуни через Белорусский и Савёловский вокзалы и от Трикотажной до Щербинки через Курский вокзал). В «хвосты» обоих диаметров до Нахабина, Лобни, Одинцова и Подольска можно будет от любой остановки МЦД той же линии проехать не дороже, чем за 45 руб. Важное следствие из многотарифной системы: билет надо приложить к валидатору или турникету не только в начале, но и в конце поездки. На всех остановках МЦД, где турникеты не устанавливались, появились валидаторы. Билеты, которые были провалидированы только в начале поездки, будут блокироваться, после чего начать их использовать снова можно будет только после похода в кассу и уплаты 150 рублей — своеобразного штрафа за предположительный выезд по этому билету в дальнюю пригородную зону.

    Тарифы, о которых идёт речь в предыдущем абзаце, будут действовать для проезда на всех электричках, проходящих через Лобню, Дмитров, Нахабино и Подольск, а не только на тех, которые идут собственно от конца до конца соответствующего диаметра.

    Более того, все прежние тарифы сохраняются, и в части случаев дешевле платить по-старому, а не по-новому. Все абонементные билеты также продолжат действовать.

    Что не так с МЦД?

    На МЦД-1 очень неудачное расписание: фактически тактовое расписание состоит всего из двух электричек в час на всём участке от Одинцова до Лобни. При этом по маршруту Белорусский вокзал — Одинцово в час идут четыре электрички. Естественно, к этому добавляется большое количество поездов по другим маршрутам, например, Дмитров—Голицыно, Белорусский вокзал — Бородино или Савёловский вокзал — Дубна. Но, к сожалению, все они ходят нерегулярно.

    Исчезло сквозное движение с Белорусского на Курское направление. Хотя по этому участку ходило всего 15 поездов в сутки, это был хороший способ без пересадки попасть, например, из Филей в Текстильщики. Связь исчезла, через платформу Станколит не будет проходить ни одной электрички — по крайней мере, до запуска МЦД-4. О запуске компенсационных маршрутов наземного транспорта в район Складочной улицы, тяготеющей к Станколиту, тоже не сообщается.

    Информирование организовано крайне неудачно: пассажиры не знают ни про тарифы, ни про необходимость перекодировать карты, ни про обязательную валидацию в конце поездки. Более того, вся информация о дне запуска и изменении расписаний сопровождается в лучшем случае словами «предположительно».

    Перепрошивка карт началась 20 ноября, причём её можно сделать в кассах метро, но нельзя сделать на МЦД. Более того, многие кассиры не понимают, что сделать для перекодирования карты. Утром в день запуска следует ожидать больших очередей у касс и, как следствие, волны негатива. Вероятно, будут посты в духе «опять не смогли» в разных социальных сетях.

    Пассажирам, имеющим право бесплатного проезда по социальным картам, придётся каждый месяц посещать кассы, чтобы иметь возможность ездить по МЦД без дополнительной оплаты.

    Поезда становятся короче. Если сейчас большинство электричек состоит из 11 вагонов, то в новых составах будет 6-7 вагонов, каждый из которых имеет примерно такую же длину, как работающие сейчас. Уменьшатся и полная пассажировместимость состава, и количество сидячих мест. Да, электрички станут ходить чаще, но при этом они будут пользоваться более высоким спросом — из-за снизившихся цен и большей предсказуемости расписания.

    Если до недавнего времени пассажиры Белорусского и Савёловского направлений различали только «старые» и «новые» электрички, при этом более новые поезда ЭП2Д являлись прямыми потомками устаревших составов серий ЭД4М и ЭР2Т, то в ближайшие месяцы на МЦД-1 мы увидим удивительный «зоопарк». Составы разной длины трёх принципиально разных марок и даже разной этажности — во всём этом придётся ориентироваться, чтобы не оказаться в ситуации, когда стоишь на платформе, а поезд оказался короче, чем рассчитываешь, и надо срочно бежать вперёд, чтобы успеть вскочить в хвостовой вагон до отправления.

    Пассажиры Усовской ветки остались «ни с чем»: на этом направлении не будут действовать новые тарифы. В результате билет от вокзала до станции Ромашково будет стоить по-прежнему 69 рублей, в то время как до находящейся дальше от центра Москвы станции Одинцово можно будет добраться за 45 руб.

    Наконец, в новом расписании на «Аэроэкспрессы» начнут жаловаться и люди, едущие в Шереметьево, и обычные городские пассажиры. Для первых поездка станет на 15 минут дольше, на Белорусском вокзале добавятся подъём и спуск по огромной лестнице, а вероятность занять сидячее место уменьшится. Для вторых к северу от Савёловского вокзала «Аэроэкспрессы» не будут позволять доехать куда-либо (кроме, возможно, Окружной), отбирая при этом две ценных «нитки» у обычных электричек.

    Можно услышать предложения добавить «Аэроэкспрессам» остановки на Савёловском направлении. На первый взгляд, это решит проблему перевозок на довольно большом участке, но точно не улучшит полностью ситуацию собственно в Лобне. Но при более пристальном взгляде можно понять, кто пострадает больше всего, — это будут пассажиры, направляющиеся в аэропорт Шереметьево и из него. А их сейчас порядка 1400 человек в час, по крайней мере, в середине дня.

    Представим себе, что хотя бы половина из этих пассажиров сочтёт условия не слишком комфортными и пересядет на такси. Для такого количества машин в час «пик» понадобилась бы почти полностью новая полоса на Ленинградском шоссе, но её строить никто не планирует. Даже если бы все эти люди решили воспользоваться требующим в разы меньше места сервисом, а именно, недавно запущенными по платной дороге автобусами-экспрессами, потребовались бы нешуточные вложения: в дополнение к нынешним восьми автобусам потребуется купить ещё почти 40, чтобы они смогли отправляться от конечной каждые 2-3 минуты.

    Что дальше?

    Ожидается запуск ещё двух сквозных диаметров: МЦД-3 соединит Ленинградское направление с Рязанским, для этого будет задействована Митьковская соединительная ветвь, а конечными остановками будут Зеленоград и Раменское. Также откроется МЦД-4 — связка между Киевским и Горьковским направлениями, здесь планируется постройка соединительного участка между Москвой-Сортировочной-Киевской и Тестовской. Полный маршрут будет идти от Апрелевки до Железнодорожного.

    А вот МЦД-5 может остаться «разорванным»: на юге электрички будут ходить от Павелецкого вокзала до города Домодедово, на севере — от Ярославского вокзала до Пушкина (хотя на сайте мэрии нарисовано соединение через Царицыно, Андроновку и Митьково, велика вероятность, что от этой связки откажутся). Точные сроки неизвестны, но ожидается, что МЦД-3 и МЦД-4 будут запущены не ранее 2021 года, а МЦД-5 — ещё позже.

    На пресс-конференции 20 ноября представители Московского метрополитена и ЦППК заявили, что ждут сообщений о недоработках от пассажиров. Редакция TR.ru просит считать эту статью обращением с изложением обнаруженных недочётов при запуске МЦД.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)