В Иванове сделали ставку на троллейбус и не жалеют о потере трамвая

  • Павел Яблоков
    25 октября 2015 г. — 17:56
    991
    Иллюстрация: 

    ЗМЗ-402 / uppm.ru

    В 2008 году вслед за такими российскими городами, как Архангельск, Астрахань, Карпинск, Шахты, закрылось движение трамваев и в городе Иваново.

    Это было не спонтанным решением, а сознательной позицией местных властей. Город, к концу «нулевых» утративший 15 процентов населения по сравнению с 1990-м годом, не смог потянуть сразу два вида электротранспорта.

    При этом от оставшегося трамвайного хозяйства многое использовали для нужд города. Продали в другие города наиболее целые вагоны, переориентировали под троллейбусную работу трамвайное депо (оно стало троллейбусным депо № 2), а часть опор контактной сети пригодились под новые троллейбусные линии.

    Оглядываясь назад

    Спустя семь лет после проезда по городским улицам последнего трамвая городские власти по-прежнему уверены в правильности принятого тогда решения.

    По информации из Комитета по транспорту и связи города Иванова, принятию решения о закрытии трамвая предшествовала работа по опросу мнения горожан и транспортных специалистов.

    Историческим днём стало 28 марта 2007 года, когда вопрос закрытия трамвайного движения осуждался на общественном совете при Главе города. В совете участвовали представители общественных организаций, партий, молодёжных объединений, вузов, творческой интеллигенции города.

    Именно с этого момента трамвай был окончательно обречён. Хотя одна из сетеобразующих линий была закрыта ещё раньше – в 2006 году. Об этом TR.ru писал в своё время.

    Причины известны

    При принятии решения о ликвидации трамвайного движения в городе учитывали отмеченные в ходе слушаний общеизвестные недостатки, присущие трамвайным линиям. Многие из них с точки зрения современной урбанистики недостатками не являются, или вообще проходят по разряду заблуждений.

    Но и урбанистика – наука развивающаяся, и сильная прежде всего в теории. Она ничего не может сказать на тему того, как быстро и качественно построить LRT в условиях ограниченного финансирования. А городскому руководству нужно было что-то делать с городом уже тогда, в 2007 году, в режиме «здесь и сейчас». И его действия не ограничились простым закрытием трамвайной системы.

    Поэтому просто перечислим те причины, которыми руководствовались в Иванове именно тогда:

    • строительство трамвайной линии в разы, если не в десятки раз, дороже автобусной или троллейбусной линии;
    • средняя скорость трамвая – от 10 до 35 километров в час;
    • трамвайные рельсы представляют серьёзную опасность для любого колёсного транспорта: при попадании на рельсы под острым углом, особенно в мороз, высока вероятность неуправляемого заноса;
    • серьёзное ДТП или даже неправильно припаркованный автомобиль блокируют сразу всю трамвайную линию;
    • вызываемые трамваями вибрации разрушают асфальт и фундаменты зданий;
    • блуждающие токи от трамвайных путей разрушают арматуру зданий, канализационные и водопроводные трубы, кабели;
    • проблемы волнообразного износа трамвайных рельсов по причине сезонной деформации почвы: при сильном волнообразном износе движущийся по пути вагон сильно трясёт, он производит грохот, в нём некомфортно находиться;
    • вызываемые трамваем вибрации почвы могут создавать акустический дискомфорт для обитателей окрестных зданий и приводить к повреждению их фундаментов;
    • обслуживание трамвая, ремонт рельсов и контактной сети – это гигантские и регулярные затраты.
    Кто виноват и что делать

    Любой, кто прочёл сказанное выше, может сформировать своё мнение, насколько он согласен или не согласен с этими тезисами. Но что делать с ивановским трамваем – решать не нам. Всё уже решено восемь лет назад, и в соответствии с этим принципиальным решением 2 июня 2008 года последний маршрут в городе Иваново был закрыт.

    Трамвайная маршрутная сеть в Иванове сформировалась в послевоенные годы XX века, когда в городе строились заводы и фабрики. Многие транспортные линии были разработаны для рабочих этих предприятий. В городе в последние десятилетия строились новые предприятия, торговые центры, жилые микрорайоны. В результате чего пассажиропотоки в городе существенно поменялись. В частности, вдоль закрытой трамвайной линии по Большой Воробьёвской улице и улице Некрасова сейчас и количество автобусов весьма невелико по сравнению с другими направлениями.

    И в этой ситуации, с учётом ранее произошедшего роста города и фактора автомобилизации, городской администрацией приоритет был отдан развитию троллейбусов. По мнению Комитета по транспорту и связи города Иванова, троллейбус – это безрельсовый общественный транспорт, который может ездить по любой дороге, и маршрутную сеть которого можно быстро изменить под требования города.

    Вокзальная площадь, маршрут № 9

    Вокзальная площадь, маршрут № 9 (ЗМЗ-402 / uppm.ru)
    Как было

    К началу «нулевых» трамвайная сеть в городе насчитывала четыре маршрута. В центре города проходило кольцо диаметром в несколько кварталов, от которого в четырёх направлениях расходились линии по окраинам. Половина трасс у трамвая была общей с троллейбусной – их рельсы и провода либо проходили по одним и тем же улицам, либо в 100-200 метрах на параллельных дорогах.

    Ликвидация рельсовой сети началась ещё в 2005 году, когда была закрыта линия на Парк имени Степанова. Произошло это спустя 30 лет после появления в Иванове последней новой трамвайной линии. Впрочем, в последние годы выпуск на единственном маршруте по этой линии составлял один вагон, поэтому угрозы для существования всей сети этот участок не представлял.

    Центральное городское трамвайное кольцо (по нему в далёкие советские годы даже ходили в обе стороны кольцевые "Аннушка" и "Букашка") полностью покрывалось троллейбусной сетью. После закрытия трамвайного движения на Рабочий посёлок было открыто движение троллейбусов по Рабфаковской улице и открыт новый маршрут № 9. А большую часть трамвайного пути на Меланжевый комбинат компенсировали троллейбусной линией до 3-й Сосненской улицей, по которой пошёл в новой версии троллейбусный маршрут № 1. Таким образом, только треть бывшей трамвайной сети не была заменена троллейбусами. Что вкупе с полностью сохранённой троллейбусной сетью даёт не самый плохой результат для судьбы электротранспорта в регионе, который сложно назвать развивающимся.

    Как стало

    Своему курсу, взятому восемь лет назад, администрация Иванова верна. Троллейбусы в городе до сих пор существуют. Правда сокращения графиков и выпусков здесь не удалось избежать. Малы закупки нового транспорта. Последние три новых троллейбуса ТролЗа-5275.07 «Оптима» пришли в город в 2013 году на условиях софинансирования из федерального бюджета.

    Зато ремонтная база троллейбусов в городе отлажена так хорошо, что её услугами пользуются два десятка троллейбусных хозяйств страны, в том числе из таких городов, как Дзержинск, Екатеринбург, Кемерово, Киров, Ковров, Красноярск, Курск, Ленинск-Кузнецкий, Нижний Новгород, Пермь, Рыбинск. А между фразами «Подольский троллейбус», «Мурманский троллейбус», «троллейбус Великого Новгорода» и «ремонт в Иванове» можно вообще ставить знак равенства. С 1998 года капитально-восстановительный ремонт в Иванове прошло около 400 троллейбусов.

    Сохранить и не потерять

    В 2009 году Ивановское трамвайно-троллейбусное управление году было объявлено банкротом. После аналогичной фразы в истории электротранспорта некоторых городов ставится жирная точка. Но в Иванове и этого не произошло. Троллейбусы продолжили работать под эгидой нового муниципального предприятия «Ивановский пассажирский транспорт». Изначально оно занималось и троллейбусами, и автобусами, но со временем частные перевозчики полностью стали выполнять все автобусные перевозки в городе. И единственным муниципальным транспортом в городе стали троллейбусы. Ежегодно «Ивановскому пассажирскому транспорту» из городского и областного бюджетов предоставляются субсидии в сумме более 180 миллионов рублей.

    По состоянию на 23 октября 2015 года, по рабочим дням на 11 городских маршрутов выезжает 96 троллейбусов. Всего в парке 136 троллейбусов (два с половиной года назад было 152), а протяжённость всех троллейбусных линий составляет 142 километра одиночного пути.

    Для сравнения – автобусный транспорт в городе представлен 35 маршрутами, на которых работает 531 автобус 17 частных перевозчиков. Большинство автобусов – малой вместимости, и по количеству провозимых пассажиров уступают одному троллейбусу.

    Еще в прошлом году выпуск на городские маршруты составлял 119 троллейбусов. Но ни один из маршрутов не закрыт и даже не скатился до символического уровня обслуживания одной-двумя машинами. Маршрутная сеть остаётся стабильной с 2008 года, когда были построены линии, компенсирующие закрытие трамвая. Все троллейбусные маршруты ежедневные и работают весь день - с 5-7 утра до 20-23 вечера.

    Муниципальное предприятие старается оптимизировать расходы. В 2012 году закрыто троллейбусное депо № 2. В 2015 году закрыта и выставлена на продажу конечная станция «Улица Шубиных».

    Тем не менее, по информации Комитета транспорта и связи города Иванова, администрация города планирует и развивать в дальнейшем городской наземный электрический транспорт. Принимаются все необходимые меры по недопущению сокращения или ликвидации муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт». В то же время сведений о строительстве новых троллейбусных линий в Иванове пока нет.

    Виды транспорта: