Монорельс в Москве заменят трамваем

  • Павел Яблоков
    2 сентября 2015 г. — 16:55
    1271
    Иллюстрация: 

    d.wine  / Wikipedia

    Будущее самого нового вида столичного транспорта, похоже, определено. На портале госзакупок размещено объявление о конкурсе по разработке проекта развития Московской монорельсовой транспортной системы, которым, по сути, предусматривается её ликвидация.

    Заказчиком работ по разработке проекта перестройки монорельса выступает Московский метрополитен, который сейчас занимается эксплуатацией монорельса, с целью повышения эффективности и снижения себестоимости перевозок пассажиров, а также уменьшения затрат на содержание системы в целом.

    В 2012 году городские власти на международной выставке высоких технологий, инноваций и промышленной автоматизации в Ганновере уже озвучивали возможность закрытия монорельса, как слишком дорогостоящего в эксплуатации. Ежегодно на покрытие убытков от его работы выделяются сотни миллионов рублей.

    До августа 2015 года монорельс был единственным прямым маршрутом для поездок из Останкина в Тимирязевский и Бутырский районы столицы. Теперь альтернативу ему составляет недавно продлённый автобусный маршрут № 76, однако его трасса имеет в несколько раз большую протяжённость и время поездки.

    Долгое время стоимость проезда на монорельсе в несколько раз превышала стоимость проезда на метро или наземном транспорте. Такое соотношение цен отвечало реальному балансу затрат на работу различных видов транспорта. Затем было принято политическое решение об интеграции монорельса в единое тарифное меню, что привело с одной стороны к увеличению числа пассажиров, а с другой – к росту убытков, которые необходимо компенсировать из городского бюджета.

    Похоже, ухудшившаяся экономическая ситуация вынуждает столичные власти к очередному переосмысливанию роли монорельса и места, то бишь территории, которую он занимает в городе.

    В настоящее время Московская монорельсовая транспортная система, расположенная в Северо-Восточном административном округе г. Москвы, состоит из трассы длиной 4,7 километра, расположенной на опорах высотой от четырёх до шести метров, шести станций («Улица Сергея Эйзенштейна», «Выставочный центр», «Улица академика Королёва», «Телецентр», «Улица Милашенкова» и «Тимирязевская») и одного депо площадь 2,05 гектара. Депо, расположенное между Сельскохозяйственной улицей и улицей Сергея Эйзенштейна, граничит с трамвайным депо имени Н.Э. Баумана, на части бывшей территории которого (где с 1999 по 2001 годы находился музей пассажирского транспорта Москвы) оно и расположено. От улицы Сергея Эйзенштейна трасса проходит мимо Северного и Главного входов ВДНХ, далее по улице Академика Королёва, после чего эстакада монорельса, пересекая Октябрьскую железную дорогу, вдоль улицы Фонвизина доходит до конечного пункта у станции метро «Тимирязевская» и одноимённой платформы Савёловского направления Московской железной дороги. Перевозки пассажиров по линии монорельса в экскурсионном режиме начались 20 ноября 2004 года, а полноценное движение открылось 10 января 2008 года.

    Согласно техническому заданию, участок линии монорельса от Останкино до ВДНХ планируется полностью демонтировать – тем самым трамвайная линия на улице Академика Королёва лишится «крыши», так как пути монорельса проходят прямо над ней, а также улучшится вид на Главный вход ВДНХ со стороны одноимённой станции метро.

    Второй участок линии монорельса, с остановочными пунктами «Телецентр», «Улица Милашенкова» и «Тимирязевская», к которым добавятся два новых наземных остановочных пункта, предлагается включить в состав новой линии трамвая, которая призвана соединить разорванную ещё в 1973 году трамвайную сеть столицы, связав улицу Академика Королёва в Останкино с улицей Костякова в Тимирязевском районе. Связку между линией монорельса и улицей Костякова планируется выполнить в виде 650-метровой эстакады над путями Савеловского направления МЖД и Дмитровским шоссе.

    Для оценки возможности реализации такого сценария и проводятся предпроектные работы. В их ходе, в частности, планируется:

    • разработать несколько планировочных эскизов территории вдоль трассы монорельса;
    • обследовать текущее состояние конструкций линии монорельса, в том числе опор на участке от Останкино до Тимирязевской, которые планируется освободить от нагрузки в виде путей монорельса, заменив их трамвайными путями, для чего необходимо проработать 2 варианта замены – с устройством металлического и железобетонного оснований под рельсовым полотном трамвая;
    • рассчитать возможную пропускную способность модернизированной транспортной системы, стоимость реализации проекта и эксплуатации;
    • определить и разработать требования к подвижному составу для новой трамвайной линии;
    • рассмотреть несколько вариантов использования территории депо монорельса, при этом, так как для трамвайной линии предполагается использовать существующие депо (имени Баумана и Краснопресненское), то основной упор в техзадании делается на проведение маркетинговых исследований, с целью определения коммерческого потенциала и привлекательности возможных проектируемых объектов на месте депо, среди которых приоритетной выделены сегменты торговой, гостиничной и жилой недвижимости.

    Заданием для предпроектных работ также предусматривается переустройство трамвайных путей по улице Академика Королёва и контактной сети троллейбуса в районе Продольного проезда.

    Запланированный срок выполнения предпроектных работ — не менее семи месяцев. После чего на их основе может быть реализован соответствующий строительный проект. Таким образом, как минимум до лета 2016 года монорельсовая система сможет продолжать свою работу.

    Регионы: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)