Неделя транспортного планирования: майская ревизия состояния отрасли и будущих задач

  • Павел Яблоков
    16 мая 2022 г. — 17:50
    430
    Иллюстрация: 

    Ассоциация транспортных инженеров / traffic-ing.ru

    Отмена «коронавирусных» ограничений и восстановление пассажиропотоков до прежнего уровня, с одной стороны, и недавние изменения в социально-политической обстановке, — с другой, ставят перед транспортными планировщиками новые вызовы и задачи. Обсудить их в широком кругу, поделиться назревшими проблемами, имеющимся опытом, сформировать задачи и пути их решения, а также позицию профессионального сообщества по основным направлениям развития транспортных систем позволит серия мероприятий, тематически составляющих своеобразную неделю транспортного планирования. Первым делом, 17-18 мая, Ассоциация транспортных инженеров при поддержке партнёров проведёт VII научно-практическую конференцию «Транспортное планирование и моделирование».

    В этом году в рамках конференции пройдут одна пленарная дискуссия, три рабочих дискуссии и шесть рабочих сессий, на которых выступят более 40 спикеров, представляющих десятки российских и зарубежных организаций.

    День первый: 17 мая 2022 года

    В первый день конференции запланированы четыре дискуссии: одна пленарная и три рабочих. Вопросов, на которые необходимо найти ответ транспортному сообществу, много. Преобразования транспортной отрасли начались ещё с «пандемийного» 2020 года, а с учётом событий этого года вполне возможно, что транспортные системы наших городов в ближайшие 10 лет претерпят преобразования, равных которым не было с конца прошлого века.

    09:55. После вступительного слова президента Ассоциации транспортных инженеров Султана Жанказиева, с обсуждения того, как изменится транспорт в городах России и перспектив городских транспортные систем через 5-10 лет, начнётся пленарная дискуссия «Адаптация и развитие транспортных систем к новым условиям: текущие задачи и возможные изменения» (модератор — Заместитель начальника Управления информации — начальник отдела интернет-технологий и мультимедиа пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Дмитрий Шабельников).

    Участники:

    • Владимир Луговенко (заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России);
    • Екатерина Брязгина (и.о. заместителя генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ»);
    • Александр Кондрашов (руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по развитию общественного транспорта);
    • Владимир Швецов (генеральный директор SIMETRA).

    11:40. Городской пассажирский транспорт в последние два года получил существенную поддерку благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» и Федеральному проекту «Чистый воздух» национального проекта «Экология» для обновления подвижного состава и реформирования маршрутных сетей общественного транспорта. Какие решения смогут поддержать транспортную отрасль и заложить основу для будущего развития в условиях, когда личный автомобиль может стать привилегией в городах, а внешние экономические ограничения изменяют устоявшиеся производственные и логистические цепочки, обсудят на рабочей дискуссии «Общественный транспорт: текущая ситуация, новые вызовы и перспективы развития» (модератор — Владимир Пащенко, начальник управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ»).

    Участники:

    • Александр Егоров (заместитель министра транспорта Челябинской области);
    • Денис Новохацкий (руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка);
    • Виктор Балацкий Владимир Архипов (директор, департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар);
    • Александр Питиримов (генеральный директор АНО «За общественный транспорт»).

    14:00. Тенденция перехода на использование российских цифровых решений и программ наблюдалась и ранее, а теперь получила новый импульс из-за ухода многих иностранных компаний с рынка. Уже сейчас необходимы новые российские решения, уделяющие особое внимание дальнейшему развитию интеллектуальных транспортных систем. О своём видении предмета и точках роста в среднесрочной перспективе расскажут и обсудят рекомендации и действия для ускорения цифровизации всей транспортной отрасли в целом участники рабочей дискуссии «Ускорение цифровизации транспортных систем городов и регионов: основные вызовы» (модератор — Константин Тихонов, заместитель генерального директора SIMETRA).

    Участники:

    • Игорь Костюченко (заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор));
    • Рифкат Минниханов (д.т.н., директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», Казань);
    • Антон Свистельников (главный специалист отдела формирования национальной сети ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ»);
    • Дмитрий Ставский (заместитель генерального директора по коммерческим вопросам SIMETRA).

    15:40. Рост стоимости владения личным автотранспортом и снижение популярности общественного транспорта, вызванный пандемийными рисками, вызвал рост популярности велосипедов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Расширению их использования мешают нехватка инфраструктуры, вопросы безопасности и недостаточная рентабельность шеринговых сервисов. Прогнозы изменения привычек горожан и дальнейшей судьбы велосипедов, СИМ и шеринговых сервисов в городах прокомментируют спикеры рабочей дискуссии «Велосипеды и СИМ: реальные конкуренты традиционным видам транспорта?» (модератор — Аркадий Гершман, урбанист, разработчик национальных стандартов в области дорожного движения).

    Участники:

    • Елена Ерзакович (независимый эксперт в области городской мобильности, член общественного совета по альтернативным видам транспорта при акимате города Алматы);
    • Илья Абросимов (генеральный директор ООО «Исследовательский центр городских технологий и урбанистики»);
    • Василий Вишневский (директор «Центра развития городской среды», Южно-Сахалинск);
    • Полина Стасюк (менеджер проектов шеринга Московского транспорта).

    День второй: 18 мая 2022 года

    Во второй день для участников конференции будут организованы шесть рабочих сессий, которые пройдут параллельно в двух потоках. Участники сессий расскажут о проведённых исследованиях, используемых инструментах, методах и решениях, которые позволяют эффективно эксплуатировать и развивать городские транспортные системы.

    10:00. Тему транспортного планирования и моделирования невозможно объять одной дискуссией, поэтому ей будет посвящён своеобразный диптих, первой частью которого станет рабочая сессия «Транспортное планирование и моделирование. Исследования» (модератор — Кристиан Бёттгер, руководитель рабочей группы Ассоциации транспортных инженеров «Транспортное моделирование»).

    Участники:

    • Кирилл Янков (председатель МОО «Союз пассажиров») с докладом «Как учитывать интересы пассажиров в транспортном планировании»;
    • Людмила Истомина (главный экономист ООО «Лабград») с докладом «Комплексный подход при решениях градостроительных задач размещения объектов метрополитена (на примере Кольцевой линии в Санкт-Петербурге)»;
    • Денис Капский (Белорусский национальный технический университет) с докладом «Использование блютуз-датчиков для моделирования образов заторов на магистральной сети крупнейших городов»;
    • Ольга Булатова (Донской государственный технический университет) с докладом «Разработка транспортных услуг на базе использования больших данных»;
    • Игорь Михневич (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет) с докладом «Обоснование целесообразности внедрения систем BRT (Bus Rapid Transit)»;
    • Алексей Фадюшин (Тюменский индустриальный университет) с докладом «Влияние некоторых инфраструктурных и экономических факторов на структуру подвижности населения в городах».

    10:00. Разработка и реализация многих важных транспортных проектов часто остаётся вне поля зрения тех, для кого они предназначены — пассажиров, водителей, пешеходов. Вопросы подготовки транспортной реформы, информационно-коммуникационных рисков для органов власти, работы с оппонентами транспортных реформ и «иными мнениями» осветит рабочая дискуссия «Информационное сопровождение транспортных реформ» (модератор  — Артур Щеглов, Управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион», Координатор «Инфраструктурного клуба», Общественный уполномоченный в сфере реализации проектов ГЧП в г. Москве).

    Участники:

    • Дмитрий Ямпольский (руководитель направления группы «ВЭБ.РФ»);
    • Дмитрий Шабельников (Заместитель начальника Управления информации — начальник отдела интернет-технологий и мультимедиа  пресс-службы Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга);
    • Екатерина Годлевская (начальник управления по связам Синара — Транспортные машины);
    • Владимир Валдин (директор по решениям для общественного транспорта SIMETRA);
    • Николай Васильев (руководитель отдела маркетинговых коммуникаций SIMETRA).

    11:40. Вторая часть дискуссионного диптиха реализуется в виде рабочей сессии «Транспортное планирование и моделирование. Проекты» (модератор — Кристиан Бёттгер, руководитель рабочей группы Ассоциации транспортных инженеров «Транспортное моделирование»).

    Участники:

    • Владимир Валдин (директор по решениям для общественного транспорта SIMETRA) с докладом «Рейтинг городов по качеству общественного транспорта. Анонс 3-го выпуска»;
    • Муроджон Абидов (Министерство транспорта Республики Узбекистан) с докладом «Общие проблемы и решения планирования общественного транспортного в городах на примере г. Самарканд»;
    • Дмитрий Елистратов (ВТМ «Дорпроект»), с докладом «Оптимизация режимов светофорного регулирования на примере путепровода на ул. Гагарина, г. Домодедово»;
    • Дмитрий Куликов (генеральный директор ARCHIDI.COM) с докладом «Перспективы развития ТПУ и TOD. Транспортная система 2.0 (следующего поколения)»;
    • Татьяна Кудрявцева (профессор Высшей инженерно-экономической школы СПбПУ, заместитель директора ИПМЭиТ СПбПУ по научной работе, д.э.н., PhD, доцент) с докладом «Контракт жизненного цикла как инструмент социально-экономического развития территорий»;
    • Дмитрий Захаров (к.т.н, доцент, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета) с докладом «Оценка эффективности способов приоритета автобусам при проезде перекрестков с применением микромоделирования»;
    • Андрей Погорелов (Заместитель начальника отдела ООО «ВТМ Дорпроект») с докладом «Формирование сбалансированного транспортного предложения в агломерации на основе оценки эффективности капиталовложений»;
    • Владимир Сайного (координатор МОО «Общественный транспортный совет») с докладом «Деградация транспортной отрасли в городах и регионах РФ: причины, прогнозы и пути решения возникших проблем».

    11:40. От Балтики до Тихого океана интеллектуальные системы востребованы и развиваются во всех частях страны. Основные актуальные вопросы осветит рабочая сессия «Практики развития интеллектуальных транспортных систем в регионах» (модератор — Султан Жанказиев, президент Ассоциации транспортных инженеров (уточняется)).

    Участники:

    • Роман Душкин (заместитель генерального директора по интеллектуальным транспортным системам и АПК «Безопасный город» ООО «ВойсЛинк») с докладом «Минимальная функциональная архитектура Интеллектуальной транспортной системы для управления дорожной деятельностью в городской администрации»;
    • Юрий Каргополов («Современные технологии», Ростов-на-Дону) с докладом «Возможности интеллектуальных транспортных систем с применением технологий искусственного интеллекта, цифрового зрения и больших данных»;
    • Нил Подозёров (директор по науке ООО «РИПАС СПб») с докладом «Новые технологические решения, обеспечивающие совместимость парка контроллеров на примере реализации проекта во Владивостоке»;
    • Представитель ГУ ДОДД Санкт-Петербурга (уточняется).

    14:00. Современное транспортное планирование и моделирование немыслимо без программного обеспечения. Один из сессионных потоков второго дня финализирует рабочая сессия «Программные продукты и IT-решения для транспортной отрасли» (модератор — Олег Яковенко, директор по продажам ПО SIMETRA).

    Участники:

    • Иван Чебыкин (генеральный директор Traffic Data) с докладом «Программные продукты для мониторинга дорожного движения, анализа трафика, адаптивного регулирования дорог, светофорных объектов и умного паркинга»;
    • Максим Александров (продукт-менеджер по программным продуктам и решениям для транспортного моделирования и управления SIMETRA) с докладом «Пример создания цифровой экосистемы на основе программных продуктов, IT-решений и информационных систем для эффективного управления транспортной системой»;
    • Денис Петренко (технический директор ООО «ИндорСофт») с докладом «Комплекс программных продуктов и решений для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог»;
    • Спикер уточняется.

    14:00. Дефицит транспортных инженеров должны помочь восполнить новые специалисты, к обучению которых уже предлагается немало программ в разных вузах страны. О них расскажут на  рабочей сессии «Подготовка научных кадров и образовательные программы» (модератор — Александр Солодкий, вице-президент Ассоциации транспортных инженеров).

    Участники:

    • Андрей Зазыкин (декан Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доцент, к.т.н.) с докладом «Подготовка кадров для транспортной отрасли (в рамках 23 УГСН «Техника и технологии наземного транспорта») в СПбГАСУ»;
    • Сергей Карасевич (руководитель образовательных программ «ТСА» и «ПЭГТС», Российский университет транспорта (РУТ) с докладом «Образовательные программы Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ): «Транспортные системы агломераций» (магистратура) и «Планирование и эксплуатация городских транспортных систем» (бакалавриат)»;
    • Дмитрий Захаров ( к.т.н, доцент, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета) с докладом «Подготовка специалистов по транспортному моделированию в ТИУ».

    Подробная информация о конференции размещена на её сайте по ссылке: https://www.traffic-ing.ru/conference-2022.

    Трансляция конференции будет вестись в прямом эфире на канале TR.ru — Транспорт в России в соцсети ВКонтакте: (первый день, второй день).

    На этом неделя транспортного планирования не заканчивается. Следите за анонсами мероприятий в соцсетях и на сайте TR.ru — Транспорт в России.