Кунцево: «маршрутка» отправляется в прошлое

  • Андрей Подрубаев
    3 апреля 2016 г. — 16:16
    2096
    Иллюстрация: 

    Никита / uppm.ru

    От редакции: TR.ru уже неоднократно писал о новой модели транспортного обслуживания, разработанной Департаментом транспорта Москвы: о том, что она даст пассажирам, о переходе 67 маршрутов на обслуживание частным перевозчикам от «Мосгортранса», даже публиковали план-график запуска маршрутов в новом формате. Но сегодня мы публикуем материал, в котором как никогда детально разбираются плюсы и минусы планируемых изменений для отдельно взятого района Москвы — Кунцево.

    Уже несколько десятилетий москвичам знаком такой вид городского наземного транспорта, как маршрутное такси, или попросту «маршрутка». В советское время при плановой экономике маршрутные такси, как правило, не дублировали маршруты «большого» наземного транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов), а обслуживали маршруты от станций метро до крупных универмагов, рынков, больниц и прочих точек притяжения. Посадка и высадка разрешались в любой точке маршрута, но большинство пассажиров ехали от начала до конца. Проезд в «маршрутках» стоил 15 копеек против 5 копеек в автобусе. Проездные в них не действовали.
     
    С приходом рыночной экономики и ухудшением обслуживания городских маршрутов «Мосгортрансом», особенно автобусных, появились частные «маршрутки», которые дублировали существующие городские маршруты. Эти транспортные средства в виде микроавтобусов «Газель» предоставляли пассажирам сидячее место и сокращали время в пути за счёт более частых отправлений и большей скорости. Проезд в них стоил дороже, чем в «большом» транспорте. Со временем перевозчики стали использовать более современные автобусы, а также открыли маршруты, не дублирующие «большой» транспорт. В таком виде система «маршруток» дошла до наших дней.
     
    Сейчас на улицах Москвы работают два вида автобусных маршрутов:

    • регулярные маршруты, обслуживаемые ГУП «Мосгортранс», движущиеся с остановками только в установленных местах, принимающие все виды городских разовых и абонементных билетов (по тарифам, установленным Правительством Москвы) и предоставляющие установленные законодательством льготы на оплату проезда;
    • маршруты коммерческих перевозчиков («маршрутки»), движущиеся с остановками по требованию в любом месте маршрута, с оплатой только наличными по тарифам, установленным самим перевозчиком, без предоставления льгот на оплату проезда.

    Нынешние «маршрутки» имеют следующие преимущества перед автобусами регулярных маршрутов:

    • меньшее время в пути за счёт меньших интервалов и более высокой средней скорости движения;
    • меньшая цена при оплате одной поездки (проезд в «маршрутке» стоит 30-40 рублей, билет на один проход у водителя автобуса – 50 рублей);
    • перевозка в основном на местах для сидения, хотя в некоторых автобусах допускается и практикуется перевозка и стоящих пассажиров;
    • возможность остановки для посадки и высадки в любом месте маршрута, а не только на обозначенных остановочных пунктах.

     В то же время «маршрутки» имеют и недостатки в сравнении с автобусами регулярных маршрутов:

    • низкая безопасность (из-за более высокой скорости движения, стиля вождения и меньшего размера автобусов);
    • повышенная стоимость в сравнении с городскими билетами на несколько поездок и абонементами на время;
    • оплата каждой поездки наличными;
    • не принимают городские билеты и не предоставляют льготы на оплату проезда;
    • не гарантируют возможность уехать с промежуточных остановок, если «маршрутки» отправляются от начальной остановки без свободных мест;
    • неудобства при провозе громоздкой ручной клади (сумки-тележки, чемоданы, складные детские коляски);
    • невозможность провоза инвалидных и нескладывающихся детских колясок, велосипедов;
    • неудобства при посадке и высадке (высокий пол, низкие двери, иногда – необходимость открывать и закрывать двери вручную).

    Для существующих «маршруток» новая модель перевозок предусматривает такие изменения:

    • если «маршрутка» дублирует полностью или частично маршрут регулярных перевозок, то она отменяется, что компенсируется уменьшением интервалов и предоставлением большего числа мест на регулярном маршруте;
    • если «маршрутка» не дублирует маршрут регулярных перевозок, то такой маршрут с той же или несколько изменённой трассой переводится в регулярные.

    Таким образом, реализуется схема «один маршрут — один перевозчик», и частные перевозчики более не соперничают с государственным за пассажира на маршруте, а конкурируют между собой за маршруты, выставленные на конкурс. В конкурсы включаются все маршруты, переведённые в регулярные из коммерческих, а также часть маршрутов, которые сейчас обслуживаются «Мосгортрансом».
     
    После долгих обсуждений новой модели Департмент транспорта и частные перевозчики смогли найти условия, подходящие всем сторонам. И в конце 2015 года были успешно проведены конкурсы более чем на 200 маршрутов, которые перейдут на новую модель в мае-июне 2016 года. Конкурсы на все маршруты новой модели, проходящие по району Кунцево, выиграло ООО «Трансавтолиз», входящее в группу компаний «Автолайн». По условиям заключённых контрактов эта компания должна приступить к работе на маршрутах Кунцева 3 и 4 июня.

    С первого взгляда кажется, что новая модель должна привести к улучшению условий перевозок и для нынешних пассажиров регулярных маршрутов, и для пассажиров маршруток. Посмотрим, так ли это, на примере маршрутов района Кунцево, переходящих частному перевозчику для обслуживания по новой модели. Список этих маршрутов приведём в таблице:

    Сущ. м-т Новый м-т Начальный пункт Конечный пункт Номер контракта
    Класс Класс
    73 БВ 73 СВ Метро "Молодёжная" Метро "Филёвский парк" 2771066014915000234
    190 БВ 190 СВ Беловежская ул. Метро "Молодёжная" 2771066014915000234
    236 БВ, ОБВ 236 БВ Матвеевское МКАД 2771066014915000237
    172м МВ
    391м МВ 391 СВ Метро "Молодёжная" Метро "Полежаевская" 2771066014915000234
    464м МВ 464 МВ Ул. Акад. Павлова Метро "Университет" 2771066014915000235
    554м МВ 554 СВ Крылатское Ул. Федосьино 2771066014915000228
    660 БВ 660 БВ Метро "Молодёжная" ВКНЦ 2771066014915000234
    660м МВ
    691 БВ 691 БВ Метро "Молодёжная" Метро "Сокол" 2771066014915000216
    691м МВ

     

    Маршруты №№ 391, 464, 554 переводятся из коммерческих в регулярные, режим работы с 7 до 22 часов сохраняется. Маршрут № 464 начинает работать по воскресеньям (сейчас «маршрутка» 464м по этим дням не работает), маршрут № 554 переходит с автобусов малой вместимости (МВ) на автобусы средней вместимости (СВ). Плановые интервалы движения на маршрутах №№ 464, 554 сохраняются или увеличиваются незначительно, то есть можно говорить о сохранении или некотором возрастании уровня обслуживания на этих маршрутах и потенциальном увеличении пассажиропотока за счёт пассажиров с городскими билетами и льготников.

    Для остальных маршрутов изменения в уровне обслуживания показаны на диаграммах ниже. В каждой диаграмме — четыре группы столбцов: для утренних часов пик, дневного межпикового времени и вечерних часов пик по будням, дневного времени по выходным.

    Первая диаграмма показывает предоставляемое количество мест в автобусах в час (больше – лучше): жёлтым обозначены места для сидения, вся высота столбца — полная вместимость при 4 чел/кв.м салона. Левый столбец в группе показывает существующее положение (с учётом и автобусов, и «маршруток»), правый — после перехода на новую модель.

    Вторая диаграмма показывает плановые интервалы движения автобусов по маршрутам (меньше – лучше): в каждой группе «маршрутка» сейчас, автобус сейчас, автобус по новой модели.

    Маршрут № 391 переводится с автобусов МВ на автобусы СВ с сохранением режима работы с 7 до 22 часов, но при этом общее количество мест несколько сокращается, количество мест для сидения сокращается вдвое, а интервалы движения возрастают в два-три раза: до 20 минут в часы пик по будням и до 30 минут в остальное время. Для городского маршрута в Москве это неудовлетворительный уровень обслуживания: пассажир не будет ждать автобус полчаса, а воспользуется другими возможностями уехать. Поэтому следует ожидать снижения пассажиропотока на этом маршруте также в два-три раза.

    Маршруты №№ 73 и 190 передаются от «Мосгортранса» частному перевозчику с сохранением режима работы с 5 до 1 часа ночи. При этом вместо автобусов большой вместимости (БВ) на маршрутах будут работать автобусы СВ. Сейчас автобусы «Мосгортранса» на этих маршрутах в основном низкопольные, что повышает скорость посадки-высадки и делает использование транспорта более удобным для людей с ограниченной подвижностью. «Автолайн» в качестве автобусов СВ закупает автобусы МАЗ-206 и VSN-700. Если первый – это полноценный низкопольный автобус, то второй – увеличенный микроавтобус со ступеньками на входе и выходе и с небольшой низкопольной задней площадкой (сейчас работают в режиме «маршрутки» на маршруте 127м). Посадка и высадка в VSN-700 будет ощутимо менее удобной за счёт ступенек, а стоящих пассажиров на задней площадке будет ощутимо трясти на дорожных неровностях за счёт большого заднего свеса. Какие именно автобусы будут обслуживать маршруты №№ 73 и 190, пока неизвестно.

    На маршруте № 73 интервалы по большинству периодов уменьшаются, количество мест для сидения увеличивается. Но общая вместимость уменьшается по всем периодам, кроме утренних часов пик. Это может привести к переполнению автобусов, особенно в вечерние часы пик при отправлении от метро «Филёвский парк», где у маршрута нет альтернатив для проезда на Кастанаевскую улицу и улицу Ивана Франко.

    На маршруте № 190 количество мест для сидения увеличивается, в утренние часы пик вместимость существенно возрастает, интервалы сокращаются в два раза. В остальное время вместимость практически не меняется, интервалы движения несколько сокращаются.

    Регулярные маршруты №№ 236, 660 и 691 сейчас дублируются «маршрутками» №№ 172м, 660м, 691м соответственно, и с переходом на новую модель «маршрутки» будут отменены. Режим работы регулярных маршрутов с передачей частному перевозчику сохраняется.
     
    Маршрут № 236 сейчас обслуживается автобусами большой (БВ) и особо большой вместимости (ОБВ), после перехода на новую модель останутся только автобусы БВ. Интервалы по периодам суток на маршруте по будням практически не изменятся. По выходным — увеличатся по сравнению с «маршруткой более чем в два раза. За счёт отмены маршруток и снижения вместимости автобусов количество предоставляемых мест для сидения уменьшится примерно на 30%, полная вместимость также уменьшится, причём в часы пик на 30-35%, а в выходные дни — почти вдвое.

    На маршруте № 660 интервалы движения по будням изменяются незначительно, по выходным увеличиваются. За счёт отмены «маршруток» количество мест для сидения уменьшится на 30-50%, общая вместимость уменьшится на 30-40% по будням и вдвое — по выходным.

    На маршруте № 691 интервалы движения по будням в часы пик и выходным изменяются незначительно, по будням днём увеличиваются по сравнению с «маршруткой» вдвое. Уровень обслуживания сохраняется в утренние часы пик, незначительно падает по выходным, а в будни днём и в вечерние часы пик за счёт отмены маршруток количество мест для сидения и общее уменьшится на 40-45%.

    Государственной программой города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года предусмотрены реализация принципов доминирования общественного транспорта, уменьшение его интервалов движения и заполняемости, увеличение объёмов перевозок общественным транспортом на 40%. Однако на примере восьми рассмотренных маршрутов видно, что для пассажиров одного (№ 190) уровень обслуживания в целом возрастает, для пассажиров трёх (№ 73, 464, 554) — сохраняется, для пассажиров четырёх (№№ 236, 391, 660, 691) — существенно падает.

    Будут ли нынешние пассажиры «маршруток», привыкшие ехать сидя и быстро, оплачивая наличными каждую поездку, пользоваться регулярными маршрутами по новой модели и ехать стоя, дольше и дороже? Или они, вопреки государственной программе, предпочтут пересесть на личный транспорт, внося свой вклад в создание пробок на улицах города?

    От редакции: Вопросы, затронутые в статье, актуальны для большинства районов столицы. Ближайшие май и июнь будут очень непростыми месяцами как для пассажиров, так и для транспортников. Шутка ли, более чем на 200 маршрутах произойдёт замена перевозчиков, правил работы, расписаний, а кое-где и трасс. До самого начала перевозок неясно, насколько гладко перейдёт переход на новую модель транспортного обслуживания. Ситуация осложнится ещё и параллельно планируемым отказом от использования троллейбусов на нескольких московских улицах.

    После исходной публикации материала на сайте «ЗА Кунцево» был получен комментарий пресс-службы Дептранса Москвы, который мы также публикуем: 

    «Новая модель управления коммерческих перевозчиков создавалась, чтобы оптимизировать существующую городскую маршрутную сеть, и ранжировать коммерческий транспорт на линиях по вместимости в зависимости от пассажиропотока. 
    В настоящее время частными перевозчиками расписание движения не соблюдаются. Поэтому перед тем, как проводить реформу, наши специалисты выезжали на место и изучали каждый маршрут: сколько требуется автобусов, какой вместимости, какой интервал движения транспорта оптимален при данном пассажиропотоке. Все эти исследования мы проводили перед объявлением конкурсов на маршруты.

    С помощью системы валидации на коммерческих автобусах по новой модели будет произведен высокоточный мониторинг пассажиропотока. Будет понятно с точностью до одного человека, сколько пассажиров пользуется рейсом в утренние часы, часы пик и вечернее время. 

    Государственные контракты предусматривают довыпуск транспорта на линии. На примере первого перевозчика, который уже начал работать на северо-западе Москвы, мы разработали предложение по улучшению его работы. В первые месяцы его работы был проведен детальный анализ пассажиропотока и сейчас количество транспорта на линии будет увеличено. 

    Новая модель работы с частными перевозчиками – живой механизм, который будет меняться в зависимости от потребностей на конкретных маршрутах. После 2-3 месяцев работы на каждом маршруте мы будем анализировать ситуацию и при необходимости корректировать расписание движение, интервальность и количество транспортных средств. Город берет на себя ответственность за сервис, который предоставляют частные перевозчики. Покупая билет в коммерческий автобус, пассажир будет приобретать транспортную услугу, качество и безопасность которой гарантируется Правительством Москвы».

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)