Москва: маршрутки превращаются… превращаются маршрутки… в элегантные автобусы?

  • Павел Яблоков
    5 июня 2016 г. — 00:05
    20392
    Иллюстрация: 

    автора

    Рабочая неделя с 30 мая по 3 июня стала рекордной по количеству запланированных запусков маршрутов по новой модели транспортного обслуживания. Планировалось, что их будет 88. На деле же результаты оказались гораздо скромнее. А в дополнение к негативным явлениям, уже случавшимся в предыдущие недели, эта добавила новых красок в палитру ощущений пассажиров от транспортной реформы.

    Дефицит: вкус – специфический

    Нехватка ресурсов у перевозчиков для обслуживания новых маршрутов стала уже настолько серьёзной, что список маршрутов, не начавших работать вовремя, содержит в себе десятки наименований. И если раньше перевозчики не справлялись по большей части с приёмкой маршрутов от «Мосгортранса», то теперь не тянут уже свои «собственные ноши». Из запланированных 88 маршрутов этой недели частные перевозчики начали обслуживать только 50.

    «Мосгортранс» по-прежнему работает на маршрутах автобусов №№ 26, 44, 56, 73, 83, 88, 99, 100, 119, 145, 178, 190, 201, 225, 236, 250, 290, 294, 601, 644, 673, 691, 702, 704, 704к, 815. Это 26 из 60 маршрутов, передача которых должна была произойти к 4 июня.

    Не вышли на линию автобусы маршрутов №№ 145к, 315, 317, 318, 329, 376, 388, 390, 394, 412, 451, 456, 457, 470, 494, 497, 554, 555, 572, 579, 597, 691к, 877.

    По информации сотрудника диспетчерской службы одной из транспортных компаний, сообщённой на условиях анонимности, в первые дни июня выпуск автобусов на линию составляет около 60-65% от объёма, предусмотренного госконтрактом. Причём маршруты, непринятые от «Мосгортранса», в эту долю не входят.

    Недовыпуск одного автобуса на маршрут с четырьмя-пятью и более машинами – почти обычное дело. Но пассажирам многих маршрутов не повезло больше – здесь отсутствует от четверти до половины положенных по контракту автобусов. В частности, такова ситуация на маршрутах №№ 172, 332, 336, 361, 372, 389, 405, 415, 417, 447, 469, 469к, 487, 522, 519, 528, 540, 553, 571, 575, 658, 745, 977.

    Дополнение от 15:00 06.06.2016. С 6 июня ГУП «Мосгортранс» возобновлено обслуживание маршрутов №№ 91, 619, 641к и 787. Кроме того, «Мосгортранс» по-прежнему обслуживает маршруты №№ 667 и 688к.

    Профессор Хаос и Генерал Бардак

    Информационное сопровождение кампании по вводу новой транспортной модели по-прежнему очень скудное.

    Остановочные указатели маршрутов, введённых после 17 мая, отсутствуют практически по всему городу. В случае, если остановка состоит из нескольких последовательно установленных павильонов, пассажирам непросто угадать место, где именно должен остановиться автобус. На многих транспортно-пересадочных узлах, где есть рефюжи (несколько параллельно расположенных платформ для ожидания) — «Войковской», «Петровско-Разумовской», «Киевской» — найти место остановки нужного автобуса ещё сложнее.

    Объявления об «изменениях вообще», которыми увешаны многие остановки, в сводной таблице перечисляют всё, что должно (по мнению организаторов) произойти с маршрутами в этом или соседнем округе. Но они не сообщают самого главного – когда те или иные изменения должны вступить в силу?

    Единый транспортный портал, бодро опубликовав в начале мая график запуска маршрутов, не спешил делиться произошедшими изменениями в этом плане. А ведь каждый день майско-июньской недели готовил сюрпризы именно по этой части. Далеко не все запланированные маршруты «Мосгортранса» переданы частным перевозчикам. И далеко не все запланированные маршруты у частных перевозчиков поехали. Но на городском портале график оставался прежним вплоть до конца рабочей недели, когда его попросту убрали. Заодно изменили навигационное меню сайта, вернув раздел «Изменения маршрутов», об отсутствии которого сообщалось в прошлой публикации TR.ru.

    Если прежняя информация устаревает – пассажиров надо информировать по-новому. Это как минимум правила хорошего тона. Но на деле этого не происходит. 

    «Мосгортранс» о передаче маршрутов частным перевозчикам (и возвращении некоторых обратно) просто стоически молчит.

     «Группа Автолайн» сначала пыталась информировать о запуске маршрутов за считанные дни до наступления дат. Но в первые дни июня оказалось, что информация о запуске маршрутов стала публиковаться лишь утром того же дня, когда автобусы этих маршрутов уже поехали или не поехали в свои первые рейсы. Сайты других перевозчиков «новой модели» и вовсе содержат какую угодно информацию, кроме сроков запуска маршрутов и их расписаний.

    Между тем, сроки информирования пассажиров об изменениях расписаний движения (а они при передаче маршрута от одного перевозчика к другому меняются) установлены Правительством Российской Федерации. Правила перевозок пассажиров и багажа, утверждённые постановлением № 112 от 14.02.2009 гласят, что информация об изменении расписания должны доводиться до пассажиров в срок не позднее 10 дней до даты изменения расписаний.

    Нежданные гости

    Не все автобусы имеют возможность проехать по утверждённым трассам, потому что оказываются перед закрытыми воротами. Из-за несогласованности компаний и ведомств автобусы частных перевозчиков не пускают на некоторые огороженные отстойно-разворотные площадки, которыми управляет «Мосгортранс».

    Есть и другие примеры. По новому расписанию маршруты № 436 «Метро "Выхино" – Рынок "Садовод"»и № 541 «ТК "Южные ворота" – 14-й микрорайон Марьинского парка» должны работать до 23 часов вечера. Но торговые комплексы, где находятся их конечные, закрываются уже в 18 часов.

    Пост сдал – пост не принял?

    Казалось, что в истории замены «маршруток» на автобусы уже случались все возможные варианты. «Маршрутки» заменялись автобусами день в день. «Маршрутки» продолжали ходить параллельно с новыми автобусами. «Маршрутки» отменялись с усилением параллельных маршрутов «Мосгортранса». «Маршрутки» не отменялись, а «Мосгортранс» параллельные маршруты всё равно усиливал. «Маршрутки» отменялись, а усиления «Мосгортранса» не было или оно носило символический характер. Что может быть ещё?

    Оказалось, что может. 1 июня на пространстве между станциями метро «Нагорная» и «Ленинский проспект» случилось именно это. Анонсированные официальными источниками маршруты №№ 315 и 317 свою работу не начали. Зато маршруты №№ 315м, 317м и 403м свою работу прекратили. Частный перевозчик, обслуживавший их, настолько доверился незыблемости и нерушимости сроков и условий госконтрактов, что подготовился к сворачиванию своей работы ровно со дня начала действия новых маршрутов. А «Группа Автолайн» именно эти маршруты решила обслуживать по остаточному принципу.

    Первыми среагировали нелегальные таксисты. Они уже с первого же дня стали развозить желающих по маршруту от ТРЦ «РИО» до станции метро «Ленинский проспект» в легковых автомобилях за 200 рублей (четыре пассажира в салоне по 50 р. «с носа»).

    2 июня вернулся «на работу» один из отменённых маршрутов - № 317м, что как-то разрядило напряжённую ситуацию.

    Маршруты №№ 315 и 317, конечно, для перевозчика не подарок. По неофициальной информации, они даже были им «забракованы», так как имеют небезопасные участки, которых не было у отменённых «маршруток». Маршруту № 317, в отличие от № 317м, вменили заезд к 6-й детской городской больнице по дороге, где с трудом разъезжаются два легковых автомобиля, а разворотной площадки у проходной лечебного учреждения нет.

    Фрагмент информационного объявления «Московского транспорта» с Единого транспортного портала

    Маршруту № 315 вместо площадки у ТРЦ «РИО», как это делал маршрут № 315м, приходится разворачиваться на 5-м Загородном проезде перед перекрёстком с Севастопольским проспектом через «двойную сплошную».

    Фрагмент информационного объявления «Московского транспорта» с Единого транспортного портала

    Не исключено, что перевозчик смог аргументированно доказать транспортным властям небезопасность разработанных городом маршрутов. И поэтому не выполняет перевозки на законных основаниях, ссылаясь на соответствующие пункты госконтракта.

    Дополнение от 10:50 09.06.2016. С 8 июня началось обслуживание маршрута № 315.

    Как можешь – так и крутись?

    Нехватка автобусов – причина весомая. Но маршрут № 88 «Группа Автолайн» может не принимать от «Мосгортранса» и по другой причине. Согласно госконтракту, его трасса проходит через улицу Панфилова с выездом на Волоколамское шоссе под Панфиловским путепроводом, через съезд, который ныне не существует. Такая трасса была анахронизмом уже на время объявления аукционов на обслуживание маршрутов. Но прошло более полугода, а трассу в параметрах перевозок (приложении к госконтракту) так и не обновили. К слову, «Мосгортранс» в районе станции метро «Сокол» ещё с прошлого года перестал обслуживать маршрутом № 88 улицу Панфилова.

    Другие перевозчики так же сталкиваются с некорректными и небезопасными трассами маршрутов, предусмотренными госконтрактами.

    Так, маршрут № 559 по своей трассе в госконтракте должен проезжать в направлении метро «Речной вокзал» по несуществующему съезду Бусиновской развязки.

    А конечная маршрута № 432 в 1-м Тушинском проезде находится аккурат на месте местной помойки, к которой нужно умудриться проехать по узкой дороге. Как результат, перевозчик был вынужден оперативно сократить маршрут до 13-го микрорайона Тушина.

    Дополнение от 15:00 06.06.2016. Маршрут № 432 с затруднениями, но работает по полной трассе.

    Маршруты-«двойники»

    С 3 июня на северо-западе Москвы работают два маршрута с одинаковым номером. Несмотря на то, что ещё зимой были утверждены изменения в реестре городских маршрутов, по которым маршрут № 277 «3-й микрорайон Строгина – Метро "Щукинская"», обслуживаемый ГУП «Мосгортранс», должен быть переименован в № 277к, главный городской перевозчик продолжает работать под старым номером.

    А «Группа Автолайн» в соответствии с госконтрактом начала работу по более длинному маршруту № 277 «Метро "Щукинская" - Метро "Строгино"», пришедшему на смену «маршрутке» № 277м с аналогичной трассой. Таким образом, два перевозчика обслуживают в районе Строгино два разных маршрута под одним и тем же номером. Не вчитываясь в названия конечных на указателях, маршруты можно различить по типу подвижного состава. У «Мосгортранса» здесь работают автобусы большого класса, у «Группы Автолайн» – автобусы среднего класса VSN-700.

    Дополнение от 22:45 07.06.2016. Под № 277к автобусы «Мосгортранса» начнут ходить с 10 июня.

    «Слепые» смартфоны

    Многие москвичи уже привыкли следить за движением автобусов, троллейбусов и трамваев с помощью мобильных приложений. У каждого маршрута есть плановое расписание, но в условиях большого города не всегда есть возможность его соблюдать. Ведь пробки являются привычным атрибутом большинства мегаполисов. Поэтому возможность оперативно узнать, где находится ближайшая машина или вагон «своего» маршрута, помогает пассажирам оперативно уточнить или поменять свои планы.

    Однако с середины мая пассажиры в своих смартфонах и планшетах потеряли из виду многие привычные маршруты. Ведь переданные из «Мосгортранса» частным перевозчикам маршруты на экранах мобильных устройств не отображаются. Нет и оперативной информации о движении «новых синих» маршрутов.

    Соглашение между Правительством Москвы и компанией Яндекс о передаче данных было подписано 22 сентября 2014 года. Благодаря нему до сентября 2015 года в приложении Яндекс.Транспорт отображалось движение всех городских автобусов, троллейбусов и трамваев, работающих на условиях городского заказа. Все оставшиеся у «Мосгортранса» маршруты показываются в нём и сейчас. Однако все частные перевозчики, начавшие работать по «новой модели» с сентября прошлого года и до настоящего времени, пока данные для приложения не передают. Какой-то прогресс есть только в отношении «Группы Автолайн», чьи «маршрутки» и раньше показывал сервис Яндекс.Транспорт. Ожидается, что вопрос с появлением маршрутов этой компании на экранах пассажиров решится в ближайшие недели.

    «Мосгортранс» – на своей волне?

    В условиях, когда частные перевозчики по ряду причин не могут полностью выполнить намеченный сценарий, важной становится роль де-факто гарантирующего перевозчика – «Мосгортранса».

    Он продолжает обслуживать те маршруты, которые должен был передать частным перевозчикам, но на обслуживание которых им пока не хватает ресурсов.

    Вторая его роль в реформе – усиливать те свои маршруты, с которых исчезают «маршрутки»—дублёры.

    Так, с 1 июня «Мосгортрансом» был восстановлен маршрут № 674к. Вместо микроавтобусов Fiat Ducato его обслуживают три больших автобуса «ЛиАЗ». Можно бы порадоваться за жителей Днепропетровской улицы, если бы не общая картина по Москве. Маршрут № 674м, на смену которому должен был возвратиться маршрут № 674к, отменённый с 22 июля прошлого года, продолжает как ни чём ни бывало работать, и может перевозить пассажиров вплоть до 15 августа.

    Остался в «Мосгортрансе» и маршрут № 225, который с 1 июня должна была обслуживать «Группа Автолайн» в лице компании «Трансавтолиз». Поэтому автобусы на новый—старый маршрут, по древней традиции, позаимствовали с других маршрутов. В том числе с маршрута № 674. В итоге, улучшив связь Битцевской аллеи с ближайшей станцией метро, перевозчики сделали более редкими автобусы по району Чертаново. Там же, на Днепропетровской улице, «новый» маршрут № 977 соседствует со «старым» № 577м – изобилие предложения в действии.

    Зато на ряде маршрутов, где «Мосгортранс» выступает в роли гарантирующего перевозчика (№№ 26, 44, 73, 99, 100, 250, 294, 691 и 702), с 1 июня интервалы увеличились, и порой заметно. На маршруте № 73 появились "окна" в расписании длиной 44-58 минут, в то время как частный перевозчик должен был бы обслуживать этот маршрут с интервалами в дневное и раннее вечернее время не более 22 минут. Интервалы существенно более получаса появились и расписаниях маршрутов №№ 99, 250 и 294. Между тем для частных перевозчиков максимально допустимый интервал в утверждённых параметрах перевозок по любому маршруту не превышает 33 минут. По большинству маршрутов количество рейсов у «Мосгортранса» меньше, чем должно быть в расписании невышедших частных перевозчиков.

    Не были с отменой в мае «маршруток» №№ 167м и 677м усилены маршруты № 167 и № 677. Более того, с 1 июня интервалы на маршруте № 167 наоборот возрасли.

    Тем не менее, этим летом «Мосгортранс» немного подкорректирует свои маршруты для компенсации исчезающих «маршруток». Восстановится маршрут автобуса № 61к, а также продлится маршрут троллейбуса № 56 до Белорусского вокзала. А маршрут автобуса № 821 вместо 9-го микрорайона Кожухова направится к 9-му «А» микрорайону. Кроме этого, будут запущены укороченные рейсы маршрута № 163 от станции метро «Калужская» до улицы Новаторов – на замену «маршрутке» № 163м.

    Новинки недели

    Во вторую неделю июня частным перевозчикам предстоит запустить 32 маршрута, из них шесть — принять от «Мосгортранса». Особенность этой недели в том, что «Группа Автолайн», наиболее активная в переходную майско-июньскую неделю, получает передышку и может разбираться с запуском тех маршрутов, которые уже должна была начать обслуживать. Несколько маршрутов запустит «20-й таксомоторный парк». Работу остальных должны обеспечивать компании «Альфа-Грант», «Гортакси» и «Рико», которые ранее городскими перевозками не занимались. Неопытными их назвать нельзя, так как все они возникли не на пустом месте, Но, тем не менее, маршруты с буквой «м» на конце под этими вывесками не обслуживались. Удастся ли перевозчикам выполнить все планы?

    В качестве «работы над ошибками», по предварительной информации, в период с 7 по 11 июня частные перевозчики приступят к дальнейшей работе на маршрутах №№ 56, 201, 601 и 673.

    7 июня 2016 года

    В этот день частные перевозчики должны начать обслуживать вместо ГУП «Мосгортранс» пять маршрутов:

    • № 80 «Метро "Бульвар Рокоссовского" – Метро "Преображенская площадь"» (Схема маршрута);
    • № 86к «Метро "Бульвар. Рокоссовского" – Электрозаводский мост» (Схема маршрута);
    • № 125 «Улица Молостовых – Красноказарменная площадь» (Схема маршрута);
    • № 140 «Метро "Сокольники" – 6-й Лучевой просек» (Схема маршрута);
    • № 265 «Метро "Бульвар Рокоссовского" – Рижский вокзал» (Схема маршрута).

    Одновременно с передачей частному перевозчику маршрут № 86к должен изменить трассу. На участке между станцией метро «Преображенская площадь» и Просторной улицей в сторону станции метро «Бульвар Рокоссовского» он проследует по Краснобогатырской улице, улице Хромова, Малой Черкизовской улице, Просторной улице, далее своим маршрутом. Обратно в сторону Элекрозаводского моста автобусы проследуют с Просторной улицы по Малой Черкизовскую улицу, местному проезду Большой Черкизовской улицы, Преображенской улице, далее своим маршрутом.

    Дополнение от 14:30 07.06.2016. Все пять маршрутов продолжает обслуживать ГУП «Мосгортранс».

    Должны начать работать по Единому тарифному меню 12 маршрутов:

    • № 314 «Метро "Выхино" – Платформа Перово» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 114м;
    • № 340 «Метро "Римская" – Смирновская улица» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 340м;
    • № 365 «Метро "Римская" – ТК "Город"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 765м;
    • № 379 «Гостиница "Останкино" – Грохольский переулок» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 379м;
    • № 380 «Платформа Дегунино – Проезд Русанова» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 380м;
    • № 409 «Метро "Выхино" – Метро "Выхино"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 9м;
    • № 440 «Авиамоторная улица, 75 – Метро "Бауманская"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 740м;
    • № 561 «Метро "Алексеевская" – Телецентр» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 61м;
    • № 602 «Метро "Выхино" – Оренбургская улица» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 602м;
    • № 613к «Метро "Выхино" – Метро "Выхино"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 108м;
    • № 975 «Метро "Сокольники" – МГУПИ» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 175м;
    • № 987 «Метро "Авиамоторная" – Платформа Серп и Молот» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 187м.

    Дополнение от 14:30 07.06.2016. Начало работы маршрутов №№ 314, 340 и 409 перенесено на неопределённый срок.

    8 июня 2016 года

    С этого дня «Мосгортранс» должен расстаться с маршрутом № 853 «Метро "Братиславская" – Улица Марьинский парк» (Схема маршрута).

    Должны начать работать по Единому тарифному меню 10 маршрутов:

    • № 334 «Метро "Кузьминки" – Платформа Чухлинка» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 433м;
    • № 350 «Метро "Текстильщики" – 7-й микрорайон Марьинского Парка» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 350м;
    • № 443 «Метро "Кузьминки" – Васильцовский стан» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 443м;
    • № 448 «Метро "Братиславская" – 12-й микрорайон Марьинского Парка» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 648м;
    • № 471 «Метро "Кузьминки" – метро "Кузьминки"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута №№ 471м и 611м;
    • № 530 «ТЦ "Москва" – Метро "Текстильщики"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 530м;
    • № 551 «Улица Верхние поля, 38 – Метро "Выхино"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 531м;
    • № 824 «Метро "Братиславская" – Метро "Марьино"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 624м;
    • № 957 «Метро "Марьино" (южн.) – Метро "Марьино"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 657м;
    • № 981 «Метро "Марьино" – Метро "Братиславская"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 81м.

    Дополнение от 12:10 11.06.2016. Обслуживание маршрута № 853 с 8 июня на неопределённое время продолжает ГУП «Мосгортранс». В то же время с 9 июня обслуживание маршрута № 56 вместо «Мосгортранса» осуществляет ООО «Трансавтолиз» («Группа Автолайн»).

    10 июня 2016 года

    В этот день должны начать работать по Единому тарифному меню четыре маршрута:

    • № 413 «Платформа Перерва – ТЦ "Москва"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 513м;
    • № 426 «Метро "Текстильщики" – Улица Гурьянова, 77» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 126м;
    • № 438 «Метро "Текстильщики" – Батюнинский проезд (ГСПТС)» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 38м;
    • № 524 «Метро "Текстильщики" – ТЦ "Москва"» (Схема маршрута), вместо закрываемого маршрута № 524м.

    По ранее утверждённому плану, в основе которого лежат максимально допустимые сроки начала выхода перевозчиков на маршруты (шесть месяцев с момента подписания госконтракта), заключительная группа маршрутов должна начать обслуживаться частными перевозчиками по Единому городскому тарифно-льготному меню 15 июня. Но возникает новый вопрос – когда начнут работать все «отложенные» маршруты, и когда на всех маршрутах выпуск автобусов начнёт соответствовать параметрам госконтрактов? Продолжение темы – в следующих материалах TR.ru.

    Дополнение от 12:10 11.06.2016. С 11 июня начата работа маршрутов №№ 318 и 376, которые должны были открыться неделей раньше.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)