автора
Несмотря на трудности, возникающие с переходом работы столичного транспорта на новую модель транспортного обслуживания, этот процесс будет продолжаться. За несколько дней, с 30 мая по 3 июня, по-новому начнут обслуживаться 88 маршрутов – это больше, чем наделавший много шума перевод сразу 60 маршрутов за два дня, 16 и 17 мая.
О многих неприятных для пассажиров моментах, таких как уменьшение вместимости автобусов, увеличенные интервалы движения, невозможность войти в забитый автобус, уже рассказывалось в прошлом материале TR.ru. Все эти вопросы остались пока нерешёнными. Как следствие, к исходу третьей недели массового перехода работы частных перевозчиков на новую модель обслуживания, «Мосгортранс» остаётся работать на десяти маршрутах, которые он к этому сроку должен был уже передать в другие руки. И, по предварительной информации, не спешит расставаться и с другими из 67 маршрутов, намеченных к передаче.
Пятилетний госконтракт на выполнение перевозок по городским маршрутам – документ серьёзный и по задачам, и по деньгам. Риски большие, и если что-то идёт не так, то системой предусматривается механизм, позволяющий стабилизировать ситуацию. Каждый из перевозчиков, выигравший аукционы на право обслуживания столичных маршрутов по новым правилам, по каждому из госконтрактов должен был заключить договор с неким перевозчиком-субагентом, который бы смог перевозить пассажиров в случае расторжения контракта с основным исполнителем контракта.
Однако в данном случае, несмотря на то, что «Мосгортранс» вернулся к обслуживанию семи маршрутов, а ещё три просто не прекращал обслуживать, похоже, никакой речи о расторжении госконтрактов нет. Тем более, что по всем контрактам, в которых фигурируют эти десять маршрутов, они не являются единственными. Единственными в своих госконтрактах являются вызывавшие критику пассажиров, но остающиеся в распоряжении частных перевозчиков маршруты №№ 112 и 617. Поэтому обратная передача их «Мосгортрансу» означала бы стопроцентное невыполнение госконтракта, влекущее за собой его расторжение. На старте «новой модели» расторгать контракты, скорее всего, не хочется никому.
Поэтому «Мосгортранс» выполняет роль некоего гарантирующего перевозчика с непонятным статусом. Он даже не пытается выполнять параметры перевозок, предписанные госконтрактами для частных перевозчиков – фактически вернувшись к тому расписанию, по которому обслуживал маршруты и до их передачи. «Мосгортрансу» не привыкать перевозить автобусами пассажиров метро на время закрытия станций («Бауманская» и «Фрунзенская»), обслуживать компенсирующие автобусные маршруты на время ремонта трамвайных путей, заменить троллейбусы в центре города, где снимают контактную сеть. И вот теперь дошла очередь и до самого простого – запустить автобусы вместо… других автобусов.
Отсюда и происходит некоторая радость пассажиров, заметивших, что на возвращённых в «Мосгортранс» маршрутах автобусы не задерживаются подолгу на конечных, кроме времени обеденных перерывов.
На работу маршрутов, которые по новой модели обслуживают частные перевозчики, поступает много нареканий. И одно из них заключается в том, что частные автобусы, по мнению пассажиров, не соблюдают расписания. И прибыв на конечную, подолгу отстаиваются до выхода в следующий рейс, а то и вовсе пропускают рейсы. И происходят такие стоянки автобусов зачастую в непривычных местах. Так, на маршруте № 714 часть автобусов отстаивается у метро «Рижская», хотя у этого маршрута для отстоя всегда предусматривалась площадка на улице Павла Корчагина.
Всё дело в излишне зарегулированных параметрах перевозок, заложенных их разработчиками. Перевозчики вынуждены были составить расписание не так, как было бы удобно им или пассажирам, а так, чтобы оно удовлетворяло параметрам перевозок. Выполнение параметров перевозок контролируется средствами спутниковой навигации, которыми оборудованы все новые синие автобусы. Все сутки разбиты на получасовые отрезки, в течение каждого из которых перевозчик должен отправить от конечной строго оговоренное количество рейсов, да ещё и с заданным интервалом между ними.
Но у большинства маршрутов есть две конечные. А более 90% параметров перевозок составлены таким образом, что графики отправления от обеих конечных являются полностью симметричными для каждого из получасовых отрезков. То есть условно, если в эти полчаса надо отправить с обеих конечных по пять рейсов с интервалом в шесть минут, а в следующие – только три с интервалом 10 минут, то приехавшие через полчаса на другую конечную два из пяти автобусов просто не имеют на обратную дорогу рейсов в сетке расписания и вынуждены «зависать» там. Поэтому, чтобы попасть в график, перевозчикам приходится отстаиваться не только на той конечной, где есть удобная отстойно-разворотная площадка, но и там, где никаких условий не предусмотрено.
Местами это выливается в то, что из-за искуственно увеличенного таким образом времени оборота требуется больше автобусов на линии.
Но и это не самая плохая ситуация, которая случилась при попытке работать по расписаниям, составленным на основе параметров перевозок.
Часть из маршрутов, переданных из «Мосгортранса», а также переформатированные из «маршруток» – кольцевые и полукольцевые. То есть, вторая конечная для таких маршрутов всегда была условная, формальная, и через неё транзитом без отстоя проезжали все автобусы.
И тут больше всего не повезло пассажирам района Химки-Ховрино. Кольцевые маршруты №№ 188 и 745 в реестре маршрутов описаны таким способом, что помимо основной конечной у станции метро «Речной вокзал», у них предусмотрена вторая конечная на станции Ховрино. Там-то и стали подолгу отстаиваться автобусы этих маршрутов, высаживая пассажиров, но зато соблюдая параметры перевозок, установленные госконтрактом. Сквозные местные перевозки через станцию Ховрино, с Фестивальной улицы на Зеленоградскую и обратно, сложившиеся десятилетиями, нарушились. Судя по всему, понятие «оборотный рейс» разработчикам параметров перевозок не было знакомо совершенно, и они не знали, что с ними делать.
В данном случае частные перевозчики, естественно, получают нарекания от пассажиров за ухудшение работы маршрутов. Но параметры перевозок придуманы не ими. Эти компании — лишь исполнители, которых за плохое исполнение формальных требований ещё и будут штрафовать.
Проблема, аналогичная маршрутам №№ 188 и 745, есть и на других линиях. Там же у «Речного вокзала» работают кольцевые маршруты №№ 138 и 739, имеющие вторую «бумажную» конечную «19-й квартал». Правда, доля переезжающих через неё гораздо ниже. С Норильской улицы пассажирам маршрута № 346 стало проблемным добраться до метро «Бабушкинская» без отстоя на улице Малыгина. И так далее.
А вот пассажирам кольцевых маршрутов №№ 704 и 704к в Орехово-Борисове повезло. Они в реестре не имеют обратных трасс, поэтому пассажиры без задержек могут совершить полный круг по этим маршрутам.
Большой проблемой остаётся наличие информации о новых маршрутах на остановках. Объявления появляются хаотически, а остановочные указатели отсутствуют почти для половины новых маршрутов. У станции метро «Динамо», где вместо «маршруток» №№ 4м, 19м и 595м на днях появились автобусы малого класса по маршрутам №№ 22к, 319 и 595, найти места их остановок – целая проблема, так как трасса новых маршрутов отличается от старых, а остановочные указатели для них отсутствуют.
Южному округу не повезло больше всех. На сводных информационных объявлениях об изменениях маршрутов пропал столбец с номерами новых маршрутов ЮАО, из-за чего резко потерялся смысл всего написанного.
Да и самые массовые, универсальные объявления о вводе новой модели, которые висят везде – на информационных стендах школ, в городских учреждениях, на станциях метро — содержат в себе «битые ссылки»: никакой полезной информации по указанному адресу нет.
Пассажирам предлагается искать информацию о маршрутах на Едином транспортном портале в разделе «Наземный транспорт / Изменения маршрутов».
Но такого раздела на сайте не существует!
Подробнее изучив сайт, в нём можно найти подраздел «Новый стандарт работы наземного транспорта», где и содержится информация о проекте. Но он находится по другому, не рекламируемому адресу. И обещанного раздела «Изменения маршрутов» нет и там. Зато есть набор неупорядоченных хронологически объявлений. А график перехода маршрутов на новую модель по-прежнему не скорректирован, и выглядит так, как будто все запланированные маршруты «Мосгортранса» передали частным перевозчикам.
Проводимые в Москве изменения вскрыли большой пласт людей, которые пользоваться автобусами не хотели бы принципиально. У этого вида транспорта, по их мнению, ниже скорость, нет гарантии получить в своё временное пользование место для сидения. Да и стоимость поездки не всегда выгоднее у автобусов – если забыть зарядить проездную карту, или не иметь такой, то у водителя «новых синих автобусов» билет будет стоить 50 рублей. В то время как большинство «маршруток» взяли бы за проезд 30-40, а местами и вовсе 25 рублей.
«Помогает» им укрепиться в мнении об ошибочности ликвидации «маршруток» хаотичная работа «Мосгортранса», который то усиливает маршруты там, где «маршрутки» пока продолжают ходить, то добавляет по одному символическому автобусу на маршруты протяжённостью поездки 30-50 минут в один конец, где отменились «маршрутки», ходившие каждые 5-10 минут.
Да, пассажиры могут экономить деньги за счёт оплаты проездными. Но длительность поездок существенно возросла, и большинство бывших пассажиров маршруток не готовы обменивать время на деньги по предложенному курсу.
Массовый переход работы маршрутов на новую модель проходит с 9 мая по 15 июня. А «маршрутки», в то же время, имеют право работать до 15 августа. Почему получилось так, и нет чёткого перехода по принципу «пост сдал – пост принял»?
Такая ситуация сложилась благодаря действиям Департамента транспорта Москвы. Объявив осенью прошлого года аукционы на транспортное обслуживание городских маршрутов, фактически был запущен обратный отсчёт, приближающий для каждого лота и контракта по нему предельный «день икс», позже которого начинать работу было бы нельзя. Все контракты были заключены в ноябре-декабре 2015 года, и отсчёт пошёл. Перевозчик обязан был выйти на маршруты не позднее шести месяцев с даты заключения контракта. Поскольку процесс подготовки был сложным, то никто особо не торопился. В эти предельные сроки маршруты и начали работать.
Что было делать со старыми маршрутами? Логично их отменить в то же самое время, когда начали бы работать новые. Но как этого добиться, если дата запуска маршрутов хоть и находится где-то в пределах полугода, но конкретный день не установлен? Плюс, в первые два месяца после заключения контрактов перевозчики-победители должны были предоставить дополнительные документы, подтверждающие их готовность к будущей работе. И, теоретически, с кем-то из них контракт мог быть расторгнут, ещё не войдя в практическую работу.
Вдобавок подоспел к вступлению в силу и 220-й федеральный закон. Большинство его положений вступило в силу 11 января 2016 года, хотя сам он был принят ещё 13 июля 2015 года. Таким образом, решение о закрытии маршрутов, принятое до 11 января, но реализуемое после, могло бы войти в противоречие с требованиями закона. Значит, надо было дождаться вступления в силу закона, и действовать уже по нему. А он гласит, что об отмене маршрутов перевозчики, их обслуживающие, должны быть оповещены уполномоченным органом, принявшим такое решение, не менее чем за 180 дней. Тем самым отмена «маршруток» отстала от ввода «новой модели» на один-два месяца, при условии, что решение было бы подписано Департаментом транспорта 11 или 12 января. Но перевозчикам «подарили» ещё месяц работы, а пассажирам – ещё месяц путаницы, подписав приказ об отмене маршрутов с литерой «м» в конце номера лишь 15 февраля. Закрытие «маршруток», таким образом, назначено на 15 августа. Раньше этого срока исчезнут лишь нерентабельные маршруты, и те, которые обслуживались «Группой Автолайн» и компаниями «20-й таксомоторный парк и «Гепарт» – эти перевозчики берут на себя основной объём перевозок по новой модели транспортного обслуживания, и сразу «на два фронта» работать не смогут.
Многие городские перевозчики не хотят переходить работать на новую модель транспортного обслуживания. Даже первопроходцы – ООО «АвтоКарз» и ООО «Транс-Вей», начавшие обслуживать в 2015 году маршруты №№ 199к, 368 и 320, не стали участвовать в осенних аукционах.
Так, генеральный директор ООО «АвтоКарз» Василий Фоминых в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил, что работа по новой модели – это 5% от объёма перевозок предприятия, и эту долю повышать им нецелесообразно.
Ещё ряд перевозчиков всё время стоял в стороне от новой модели, и в итоге обратился об оспаривании решения Департамента транспорта о ликвидации «маршруток» в судебные инстанции. Среди заявителей – такие компании, как «Старпрофи», «Тариконс», «Спейсстайл», «Автократ», Транспортная фирма «Очаково», «Транс-Вей», «Экспресс-Тори». По всей видимости, именно их «маршрутки» будут работать дольше всего.
Судя по всему, уже сейчас список замечаний, по которым надо срочно проводить «работу над ошибками», очень большой. И тем не менее, продолжение следует.
Всего за 4 дня частные перевозчики выйдут работать по новым правилам на 88 маршрутов, 26 из которых ранее обслуживал «Мосгортранс».
В этот день частные перевозчики должны начать обслуживать вместо ГУП «Мосгортранс» шесть маршрутов:
Однако, по предварительной информации, маршрут № 702 сохраняется за ГУП «Мосгортранс».
Дополнение от 19:35 30.05.2016. «Мосгортранс» временно продолжает обслуживать маршруты №№ 99 и 702. В то же время маршрут № 658 с 28 мая после пятидневного перерыва снова обслуживает частный перевозчик – ООО «Трансавтолиз».
18 маршрутов начинают работать по Единому тарифному меню:
Кроме того, «Группа Автолайн» объявила о закрытии с 30 мая маршрута № 645м, дублирующего маршрут автобуса № 645.
В этот день частные перевозчики должны начать обслуживать вместо ГУП «Мосгортранс» ещё пять маршрутов:
Дополнение от 22:50 31.05.2016. «Мосгортранс» временно продолжит обслуживать маршруты №№ 44 и 250.
Дополнение от 11:15 01.06.2016. Обслуживание всех пяти маршрутов временно сохранено за «Мосгортрансом».
Кроме того, начинает работать по Единому тарифному меню 21 маршрут:
Дополнение от 22:50 31.05.2016. Также с 1 июня «Мосгортранс» возобновит перевозки по маршруту № 674к, закрытому с 22 июня 2015 года. Отныне маршрут будет работать ежедневно с 6.30 до 21.00. На линии будет работать три автобуса большого класса.
Дополнение от 11:15 01.06.2016. Отложен на неопределённое время запуск маршрутов №№ 145к, 315, 317, 329, 388, 457, 494, 555, 572 и 877. При этом дублирующие их маршруты №№ 248м, 629м, 388м, 457м, 494м, 555м, 572м и 477м продолжают работу, а по маршрутам №№ 315м и 317м перевозки прекращены. Также продолжают работу маршруты №№ 577м и 674м.
10 маршрутов частные перевозчики начинают обслуживать вместо ГУП «Мосгортранс»:
Дополнение от 18:35 01.06.2016. По уточнённой информации, ГУП «Мосгортранс» временно продолжит обслуживать маршруты №№ 73, 178, 190, 236 и 641к.
Начинают работать по Единому тарифному меню 14 маршрутов:
Дополнение от 18:35 01.06.2016. По уточнённой информации, запуск маршрутов №№ 376, 470, 497, 554, 579 отложен на неопределённый срок.
Дополнение от 08:00 03.06.2016. Прекращено движение маршрутов №№ 59м, 162м, 190м, 196м, 210м, 300м, 330м, 343м, 691м. Запуск маршрута № 394 отложен на неопределённое время.
В пятницу частные перевозчики должны начать обслуживать вместо ГУП «Мосгортранс» ещё пять маршрутов:
Дополнение от 08:00 03.06.2016. ГУП «Мосгортранс» на неопределённое время продолжит обслуживать маршруты №№ 26, 88, 100, 294 и 691.
Девять маршрутов включаются в работу по Единому тарифному меню:
Маршрут ГУП «Мосгортранс» № 277 «Метро "Щукинская" – 3-й микрорайон Строгина» должен продолжить свою работу под № 277к.
Дополнение от 09:45 03.06.2016. По уточнённой информации, запуск маршрутов №№ 318, 390, 412, 451, 456, 597, 691к отложен на неопределённый срок. С задержкой на один день ООО «Метро "Трансавтолиз» начаты перевозки по маршруту № 641к «Матвеевское – Улица Ватутина» (Схема маршрута). ГУП «Мосгортранс» продолжает обслуживать маршрут № 277к под прежним номером № 277. Таким образом, два перевозчика обслуживают в районе Строгино два разных маршрута под одним и тем же номером.
Следующая группа маршрутов начнёт обслуживаться частными перевозчиками по Единому городскому тарифно-льготному меню 7 июня.
TR.ru продолжит освещать процесс перехода московского наземного транспорта на новую модель транспортного обслуживания.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Мы с дочкой ехали на 702-мы на второй Владимирской улице и мы портфолио забыли в автобусе скажите пожалуйста как узнать подробности