«Маршрутки в мешке»: новый «аттракцион» для московских пассажиров

  • Павел Яблоков
    20 августа 2016 г. — 17:35
    3149
    Иллюстрация: 

    автора

    День 15 августа для многих столичных пассажиров запомнился внезапным исчезновением «маршруток». Длившийся целые сутки дождь как будто смыл с городских улиц эту разновидность общественного транспорта. В то время как столичные транспортники утверждают, что переход на «новую модель транспортного обслуживания» проходит успешно, пассажиры попадают во всё новые и новые затруднительные ситуации. TR.ru продолжает цикл материалов, посвящённых реформе маршрутной сети столичного наземного транспорта.

    Посмотрим назад: что не произошло 5 августа?

    У всех, внимательно следивших за работой столичного транспорта, день 5 августа не запомнился никакими новостями, касающимися работы столичных «маршруток». Их и не было. Из транспортных тем в эфире было только предстоящее закрытие Серпуховско-Тимирязевской линии, да локальные изменения для автомобилистов на Пресненской набережной.

    Между тем 5 августа было последним днём, до которого должны были появиться по всему городу и в городских СМИ объявления о закрытии «маршруток» с 15 августа. Минимальный срок в 10 суток для заблаговременного информирования пассажиров об изменениях в расписаниях установлен «Правилами перевозок пассажиров». Однако их в очередной раз предпочли игнорировать, хотя дата закрытия «маршруток» была определена ещё за полгода – с момента подписания 15 февраля Департаментом транспорта судьбоносного приказа № 61-02-29/6.

    Ни до 5 августа, ни в один из последующих дней вплоть до 15 августа официальной информации о точной дате закрытия всех официальных «маршруток» в «старой» Москве не выпускалось.

    По всей видимости, весь расчёт был на то, что перевозчики уйдут с маршрутов незаметно для всех и раньше, чем 15 августа. Либо возьмут миссию по информированию пассажиров на себя.

    Тем не менее, уполномоченные транспортные органы столицы посчитали свою задачу выполненной – ведь объявления о том, что «маршрутки» будут отменяться в целом, висели на городских остановках ещё с апреля-мая.

    Вот только эта информация оказалась для пассажиров практически бесполезной. Если висят объявления, что «маршрутки» «когда-то там» будут отменены, а в это же время пассажир ловит нужную ему «маршрутку» – он верит не объявлениям, а своим глазам. Какие ему дали веские основания предполагать, что изменения наступят непосредственно завтра, если дата изменений не указана?

    Последующие действия городских властей показывают, что такой подход был, мягко говоря, не лучшим. За несколько недель с момента появления объявлений о будущем закрытии «маршруток» у пассажиров выработалась к ним апатия. Ведь это будущее не наступало в каждый из последующих дней на протяжении нескольких месяцев. Без указания точной даты изменений объявления стали бесполезными фантиками.

    Информационная кампания о наступлении «дня "М"» —15 августа — в городе не велась. Более того, даже контроль за информацией об открытии новых маршрутов был утерян ещё в первые дни лета, когда что-то пошло не так. Взамен первоначальному стройному графику запуска маршрутов никакие актуальные «заплатки» не появились. О дате запуска большинства новых маршрутов пассажиры узнавали от водителей автобусов, когда, встретив доселе невиданный маршрут, расспрашивали их, как он ходит, и насколько давно. Таблички с номерами, конечными пунктами, часами работы и интервалами движения новых маршрутов появлялись на остановках, как правило, на несколько недель позже их запуска.

    День «М»: растворившиеся в дожде

    Поутру 15 августа пассажиры, потратившие десятки минут на ожидание своих привычных «маршруток», списывали пропажу на погодные условия. Из-за сильного дождя многие участки дорог подтопило, «пробки» были по городу довольно частым явлением. Только доехав до офисов, из новостей до них стало доходить, что же произошло с общественным транспортом на самом деле.

    Имеющийся в городе опыт по массовому одновременному демонтажу гораздо более крупных объектов (зимой в городе за ночь снесли десятки строений, объявленных постановлением Правительства Москвы незаконными), не был использован для демонстрации пассажирам того, что эра городских «маршруток» ушла. Указатели на конечных остановках «маршруток» стояли как ни в чём ни бывало. Никаких объявлений, красочных щитов о том, что «маршрутки» – отменены с 15 августа, не появилось.

    Десятки столичных линий «маршруток» прекратили работать 15 августа. С тех пор картина с перевозками меняется в городе ежедневно. В последующие дни часть из тех маршрутов, кто 15 августа работал, ездить по городским улицам перестали. Некоторые маршруты, напротив, отсутствовав на улицах 15-16 августа, через пару дней появились вновь.

    Запоздалая помощь пассажирам: в мешок – и на свалку истории?

    Ограничившись 15 августа лишь громогласными релизами, с 16 августа организаторы столичных маршрутов начала наконец-то разъяснительную работу «на местах». Этим следовало бы заняться недели на две раньше.

    На крупных транспортно-пересадочных узлах появились дежурные работники ГКУ «Организатор перевозок», которые стали объяснять пассажирам, что «маршруток» ждать бесполезно.

    17 августа на остановочные указатели прекративших работу «маршруток» были наклеены «анонимные» объявления о том, что «данный маршрут не работает». В них обошлись без символики бренда «Московский транспорт», хотя принадлежность указателей к маршрутам разных перевозчиков говорит о том, что объявления вешали явно не владельцы «маршруток».

    18 августа остановочные указатели маршруток символически обмотали полиэтиленовыми мусорными пакетами. Видимо, такой аргумент, по мнению столичных организаторов перевозок должен окончательно убедить пассажиров, что «маршрутки» действительно отправлены на свалку истории.

    19 и 20 августа указатели остановок «маршруток» в городе всё-таки начали демонтировать, причём по частям.

    «Маршрутки» вместо покемонов?

    Из-за последних событий руководство транспортного комплекса Москвы придумало альтернативу модной игре по ловле карманных монстров. Любой желающий может поймать «маршрутку» в объектив своего телефона, запомнить или записать номер и место встречи с ней. По замыслов организации акции, если пассажир посчитает что встретил нелегальный транспорт, он может обратиться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону (495) 539-54-54, короткий номер для мобильных 3210 (Билайн, МТС, Мегафон).

    Неужели «маршрутки» и вправду такая незаменимая разновидность пассажирских перевозок? Ответ – «да», если замена не была предусмотрена. Или неадекватна по силе. Такие примеры, увы, не единичны. В рамках этого обзора – о некоторых из них.

    Переделкино: неблизкое Ближнее

    Напряжённая ситуация сложилась в микрорайоне Переделкино Ближнее. Расположенный на краю Новой Москвы этот район ещё в подмосковную свою бытность был спроектирован таким образом, что подходящих улиц для движения автобусов внутри него не оказалось.

    До поры до времени ситуацию спасал частный перевозчик, работавший по маршруту № 497м, соединявшему микрорайон со станцией метро «Проспект Вернадского». Однако официальной конечной этого маршрута в городском реестре оставалась остановка «Лукинская улица, 11», расположенная уже в Москве «старой» - на окраине района Новопеределкино.

    «Маршрутчики» на свой страх и риск многие месяцы обслуживали самостоятельно продлённый маршрут. При этом, по всей видимости, не вызывая особого интереса со стороны контролирующих органов. Наверняка это уменьшило количество жалоб из Переделкина Ближнего на транспортное обслуживание и было выгодно многим.

    Пришедший на смену «маршрутке» № 497м автобусный маршрут № 497 стал ходить и того короче – только до автобусной конечной «Улица Федосьино».

    В результате общегородской отмены «маршруток» микрорайон Переделкино Ближнее остался без доступного общественного транспорта.

    Потерпеть денёк-другой – мелочь?

    Одной из компенсаций за снятие «маршруток», обещанной цветастыми объявлениями с символикой бренда «Московский транспорт», было изменение маршрута автобуса № 821, соединяющего район Кожухово со станцией метро «Выхино». Вместо 9-го микрорайона его должны были направить в 9-й «А» микрорайон, куда до этого заезжали только «маршрутки».

    Уж кому-кому, а Департаменту транспорта и его подведомственному перевозчику – ГУП «Мосгортранс», дата «дня "М"» была давно известна. Однако изменение этого маршрута произошло на день позже – 16 августа. При этом первые объявления об этом событии появились не за 10 дней, как положено, а лишь накануне – 15 августа.

    Чувствительной для пассажиров оказалась отмена «маршруток» № 356м и 378м, соединяющих район Белорусского вокзала с микрорайонами Бескудниково, Восточное и Западное Дегунино. Возникшие в своё время как дублёры троллейбусных маршрутов №№ 56 и 78, со временем «маршрутки» обрели свои «изюминки». Из-за переноса троллейбусных линий на отдалённые улицы в процессе застройки бизнес-квартала «Белая площадь» остановки «маршруток» располагались гораздо ближе к вестибюлю из станции метро «Белорусская-кольцевая», да и к вокзалу тоже. А троллейбусный маршрут № 56 и вовсе сократили до Сущёвского вала. По новым планам, на замену «маршруткам» должно было прийти восстановление троллейбуса № 56 до «Белорусской», пусть даже и с пешим путём от остановки до вестибюля метро в два раза дольше. Изменённая трасса троллейбусной линии даже утверждена в июле в городском реестре маршрутов.

    Но в «день "М"» отмена «маршруток» случилась, а вот троллейбусы взамен им – так и не появились. Продление маршрута № 56 до 2-го Лесного переулка произошло только 19 августа. И, как в случае с маршрутом № 821, объявили об этом только в предыдущий день, 18 августа. При этом сейчас момент для усиления троллейбусного маршрута № 56 был наиблагоприятный – из-за реконструкции Садового кольца на приколе стоят несколько десятков «рогатых». Остаётся только гадать, чем могла быть вызвана реализация давно намеченных и стратегически важных планов.

    До сих пор не начал свою работу ещё один обещанный компенсирующий «маршрутки» маршрут «Мосгортранса» № 61к «Метро "Свиблово" – Ясный проезд». В свою очередь «Мосгортранс» по-прежнему работает на трёх из 67 маршрутов, которые должен был передать частным перевозчикам – №№ 44, 100 и 225. Не по своему желанию. Пассажирам от этого не легче – все три маршрута действуют с интервалами выше тех, какие планировались по госконтрактам.

    Уникальный – ну и что?

    Не нашлось в новой маршрутной сети места замене маршруту № 539м, который в прошлом году был продлён по новой дороге вдоль берега Москвы-реки, соединившей районы Марьино и Курьяново. Так как маршрутную сеть для «новой модели» придумывали ещё в 2014 году – этот момент остался неучтённым, и маршрут № 539м в своём старом виде был признан дублёром сразу трёх автобусных маршрутов, ни один из которых по уникальному двухкилометровому участку «маршрутки» не проходит.

    «Уши» 2014 года торчат из многих элементов госконтрактных параметров перевозок – кардинально перестроенные участки дорог, по которым прежние повороты уже недоступны, устаревшие по сравнению с «Мосгортрансом» названия остановок, а также изменившиеся с тех пор пассажиропотоки. Ряд «маршруток», вымерших естественным путём, и даже исключённых ранее из городского реестра, получили свою новую жизнь в виде синих автобусов (маршруты №№ 517, 676, 845) – всё по той же простой причине, что они-то работали в 2014 году.

    Работал по другой трассе два года назад и маршрут № 226м, перед своим закрытием единственный углублявшийся вглубь микрорайона «Новое Царицыно».

    Много беспересадочных связей, осуществлявшихся только «маршрутками» нарушено в районах Измайлово и Гольяново (маршруты №№ 249м, 269м, 274м, 301м). В этом секторе Москвы вместо этого обошлись лишь усилением нескольких маршрутов «Мосгортранса». Даже если ГУП в последующем изменит свои маршруты, компенсируя потерянные связи, это будет запоздалым решением – ведь «маршруткам» велено прекратить работу с 15 августа. Значит и замена им должна была появиться хотя бы к этой дате.

    Маршруты – москвичи, или…?

    Ряду до поры до времени «городских» маршрутов припомнили их межрегиональный статус – часть их трассы проходит по территории Московской области. Поэтому в «новую модель» их не включили, а из городского реестра убрали. Так не повезло Некрасовке, где подлежат закрытию с 15 августа маршруты №№ 472м и 763м. Ещё один маршрут – № 355м, как и маршрут в посёлок Восточный – № 516м, уже давно имеют «двойной» статус и под другими номерами (№ 722 и № 716 соответственно) зарегистрированы как межрегиональные.

    При этом все четыре «маршрутки», соединяющие отдалённый анклав Москвы – Зеленоград со станциями метро (№№ 431м, 460м, 476м, 707м) — в реестре оставили, несмотря на то, что эти маршруты колесят по подмосковной территории.

    Информирование не поспевает за изменениями

    Дефицит информации о перевозках по новым маршрутам пассажиры продолжают испытывать, и немалый. Шутка ли – для многих маршрутов, открытых в мае-июне остановочные указатели не появились и к середине августа.

    Зато в других местах по нескольку недель вместе висят указатели со «старыми» и «новыми» интервалами, ещё больше запутывая пассажиров.

    Само развешивание остановочных указателей идёт в полном отрыве от сроков открытия маршрутов. На маршруте № 390 указатели появились ещё в начале июля, но и в начале августа он работать не начал. Многие маршруты, среди них №№ 311, 330, 559, 977 и другие, напротив ждали своих указателей неделями.

    Заметно ухудшилось и качество оснащения остановок модными белыми табличками, оформленными в символике бренда «Московский транспорт». Остановки стали напоминать ёлки, причём отнюдь не праздничные. На каждый маршрут «новой модели» поначалу оформили собственную табличку, в результате к одному остановочному павильону или дорожному столбу запросто могли прикрепить по четыре-пять табличек. Качество их тоже упростилось – «тело» на дешевой поликарбонатной основе перестали помещать в металлическую рамку, и вообще стали крепить к первым попавшимся под руку предметам.

    У станции метро «Войковская» основой до крепежа нового указателя и вовсе стал более монументальный по сравнению с ним... указатель остановки отменённой «маршрутки».

    Над уже вывешенными указателями «работа над ошибками» уже начата. Как и прежде, маршруты «Мосгортранса» стараются не смешивать в одном указателе с маршрутами частных перевозчиков. Поэтому, к примеру, на остановке «15-й таксомоторный парк» отныне можно увидеть два указателя, один – для единственного оставшегося в руках «Мосгортранса» маршрута № 200 и второй – для прочих перевозчиков.

    К слову, размещением новых указателей в силу непубличных договорённостей занимается одно из подразделений «Мосгортранса» – того самого перевозчика, который не очень заинтересован в рекламе работы своих конкурентов.

    То, что «Мосгортранс» не воспринимает перевозчиков «новой модели» как равных себе, даже пассажирам видно издалека. Водители и автобусы частных перевозчиков во многих местах не могут пользоваться услугами городских конечных станций и даже заехать на отстойно-разворотные площадки, паркуясь где придётся. Такие трудности возникли у частных перевозчиков «новой модели», обслуживающих маршруты у конечных станций «Метро "Бульвар Рокоссовского"», «Метро "Красногвардейская"», «Метро "Тимирязевская"», «Метро "Тёплый Стан"» «Станция Перово», «3-й Павелецкий проезд», «Больница Семашко», «Улица Молостовых», «Каширское шоссе, 148» и других.

    С отстоем автобусов в не оборудованных для этого местах вообще беда. Раньше горожане годами получали от столичных чиновников и «Мосгортранса» отписки о том, что такой-то маршрут нельзя изменить или открыть из-за того, что на его трассе отсутствует конечная станция, нет разворотных площадок и других условий.

    Тем не менее, перевозчиков «новой модели» заставляют работать именно в таких спартанских условиях. И здесь рано или поздно коммерческо-собственнические интересы «Мосгортранса» и недальновидность некоторых разработчиков маршрутной сети войдут в непозволительное противоречие с безопасностью перевозок.

    Гладко на бумаге, да забыли про...

    То, что разработчики новой маршрутной сети не имели достаточного опыта организации пассажирских перевозок, в том числе – работы в пассажирских автотранспортных предприятиях, тоже, увы, не секрет. Ибо дела их говорят красноречивее трудовых книжек.

    Можно упрекать «Мосгортранс» за излишнюю консервативность и неповоротливость, но практический опыт организации пассажирских перевозок в различных городских условиях у его специалистов огромный.

    Успех флагмана постсоветских маршрутных такси – «Группы Автолайн» – это, в первую очередь союз бизнесменов и выходцев из «Мосгортранса». Все остальные, так или иначе, учились уже у них.

    И вот при формировании новой маршрутной сети весь их опыт, похоже, оказался обнулён.

    При составлении параметров перевозок к госконтрактам как-то резко позабыли про то, что автобусам и водителям нужно создавать место для межрейсового отстоя. Тем более что бывшие «маршрутки» в габаритах много где выросли и занимают больше места, чем прежние микроавтобусы.

    Заложенные в госконтракты параметры перевозок, за исключением некоторых бывших маршрутов «Мосгортранса», содержат абсолютно одинаковые интервалы отправления с обоих конечных пунктов маршрута в течение каждого получаса календарных суток. Поэтому автобусы, выехавшие в конце часа «пик» с конечной, приспособленной для отстоя автобусов, завершают свой путь на другой конечной, где такие условия есть гораздо реже. Ведь обратного рейса для них в расписании нет, за время пути встречный интервал уже вырос.

    Так и появились отстаивающиеся у Рижского вокзала автобусы маршрутов №№ 19 и 714, невдалеке от метро «Семёновская» – маршрута № 141, на проезде Русанова – маршрута № 195. И если для первых двух маршрутов вопрос уже разрешён, то многие случаи ещё ждут своего часа.

    Отдельный вопрос – разрыв кольцевых и полукольцевых маршрутов, когда вторая конечная из формальной, данной для ориентира, стала непроходимой. Расписание, не нарушая жёстких условий госконтракта, перевозчикам удавалось составить только таким образом, что на второй конечной появился длительный отстой, а то и обеденные перерывы. Немало неприятных минут пережили пассажиры маршрутов №№ 13, 19, 138, 188, 714, 739, 745, 771 и других, чьи поездки через вторые конечные стали вести в тупик.

    Хаотично составлены и перечни остановок для маршрутов. В список остановок маршрутов №№ 80 и 265, ранее обслуживавшихся «Мосгортрансом», включена техническая остановка «Метро "Бульвар Рокоссовского" (к/ст)», обозначающая отстойно-разворотную площадку (ОРП) у одноимённого транспортно-пересадочного узла. В то же время у их ближайшего соседа — маршрута № 86к — такой остановки нет, а значит, формально, пускать его на ОРП и не нужно, пусть автобусы стоят на улице?

    Поскольку «новая маршрутная сеть» активно готовилась в 2014 году, то произошедшие на местности изменения не нашли отражения в трассах многих маршрутов. Так, маршруты №№ 88 и 559 по параметрам перевозок госконтрактов провели через перегороженные и местами уже отсутствующие участки дорог. Многие остановки уже поменяли свои имена на более актуальные.

    Маршруты второго сорта?

    Несмотря на то, что автобусы, работающие по «новой модели» окрашены в фирменные цвета брендбука «Московский транспорт», до полной интеграции в систему московского транспорта ещё далеко. Информационные указатели на станциях Московского метро напрочь игнорируют «новые синие» автобусы. Даже на станции метро «Сходненская» до сих пор не найти информацию, как выйти к маршрутам №№ 199к и 368, открытым уже более 10 месяцев назад. А ведь с тех пор к ним с 9 мая прибавился маршрут № 432.

    На других станциях метро – картина ничуть не лучше.

    Не считают в метрополитене «новых синих» надёжной подмогой и при возникающих время от времени вопросах разгрузки метро. Так, при ремонтных работах на севере Серпуховско-Тимирязевский линии метро, проводившихся в июле и августе, в список маршрутов, связывающих отрезанные от центра станции «серой» линии с соседними линиями метро, не вошли маршруты №№ 352 (связь «Алтуфьево» – «Медведково»), 428 («Алтуфьево» – «Бабушкинская»), 282, 461 и 591 («Петровско-Разумовская» – «Войковская»), 380 («Отрадное» – «Свиблово»), 353 («Бибирево» – «Медведково») и другие. И дело отнюдь не в маленькой вместимости автобусов – не упомянутый на схеме маршрут № 591 обслуживается большими автобусами ЛиАЗ-529265.

    Не видны «новые синие» маршруты и на картах городского ориентирования, появляющихся в открываемых после реконструкции вестибюлях и переходах станций метро. Информацию для них готовили в начале года, когда ещё «новые синие» маршруты не работали, и даже троллейбусы в центре Москвы не были отменены. Это общая проблема московского информирования пассажиров – тяга за внешне красивыми информационными носителями оборачивается непродуманностью вопроса актуализации информации на них. Московская маршрутная сеть далека от совершенной, и не может себе позволить застыть ни на месяц. В то время как «красивые» указатели всем своим видом говорят, о том, что сделаны на века, и менять их можно только по очень большим праздникам.

    Продолжение рассказа о транспортной реформе в Москве –  в последующих материалах TR.ru.

    Регионы: