«Магистраль»: не прошло и двух недель, как интервалы начали расти, а рейсы — сокращаться

  • Павел Яблоков
    22 октября 2016 г. — 19:12
    6640
    Иллюстрация: 

    автора

    Стартовавшая 8 октября новая маршрутная сеть наземного транспорта в центре Москвы «Магистраль», ещё не заработав на полную мощность, уже начала отпугивать пассажиров. К недостаточности информирования пассажиров и нерегулярности движения из-за «пробок» на проблемных дорожных узлах прибавился рост интервалов движения.

    Меньше рейсов – меньше проблем?

    Едва прошло две недели после запуска проекта, а с 19 октября уже увеличены интервалы на ряде автобусных маршрутов системы «Магистраль».

    Так, на маршрутах №№ 904 «4-й микрорайон Митина – Метро "Китай-город"» и 904к «4-й микрорайон Митина – Белорусский вокзал» тактовые интервалы в 10 минут сохранены только по выходным дням. По рабочим дням на маршрутах №№ 904 и 904к 10-минутные интервалы остались лишь в отдельные утренние и дневные часы. В остальное время интервалы на маршруте № 904 увеличены до 12 (вечером – до 15 минут), а на маршруте № 904к промежуток может достигать 24 минут.

    Количество рейсов в каждом направлении на маршруте № 904 уменьшено со 108 до 93, на маршруте № 904к — со 102 до 87.

    Также на 20% сокращено количество плановых рейсов по маршруту № м3 «Стадион "Лужники" – Метро "Семёновская"». Теперь вместо 203 рейсов по рабочим дням их стало 160, а по выходным – 161. По рабочим дням интервалы движения 6-8 минут, в ранние утренние и поздние вечерние часы – до 15 минут. По выходным дням интервал составляет 7-8 минут, в ранние утренние и поздние вечерние часы – до 10 минут. Несколько сокращено и вечернее время работы маршрута. Ежедневно последний рейс от метро «Семёновская» отправляется в 0:13 вместо прежних 0:31. Кроме того, по выходным дням раньше — в 1:10 вместо 1:33 — уходит и последний автобус из Лужников.

    Ранее дневные интервалы уже были увеличены на маршруте № Т3. По выходным дням с 15 октября интервал возрос с 10 до 12 минут, в ранние и поздние часы – до 15-20 минут. А с 11 октября по рабочим дням в дневное время интервалы выросли с 7-8 до 10 минут.

    Есть и приятные изменения расписаний. С 20 октября по рабочим дням стал более равномерным график движения на маршруте № Т79 «Стадион Лужники – Савёловский вокзал». В часы «пик» и межпиковое время теперь интервалы не превышают 12-14 минут (ранее они достигали 20). И только в ранние утренние и поздние вечерние часы паузы увеличиваются до 24 минут.

    Вместо «прокола» – добро пожаловать в обход

    С первого же дня работы «Магистрали» стали возникать проблемы с прямым пересечением Садового кольца маршрутами №№ 39, 64, м6, Т79 на Кудринской площади и маршрутами №№ м10, Т3, Т47 у пересечения с улицами Долгоруковская и Малая Дмитровка. Восстановление сквозного движения общественного транспорта было заявлено одним из ключевых новшеств проекта «Магистраль». Это должно было помочь общественному транспорту вернуть утраченные позиции в обслуживании центра города. При этом – с предоставлением явных преференций, так как «проколы» организованы в форме выделенных полос для общественного транспорта, и никого кроме.

    Как оказалось – общественному транспорту тоже не так легко отстоять своё право на проезд. Сначала казалось, что светофоры попросту не успели наладить (между Долгоруковской и Малой Дмитровкой они появились всего за сутки до запуска маршрутов). Но потом причина, по которой неожиданно для пассажиров (да и самих водителей) автобусы вдруг начинают ехать обходным путём, стала очевидной.

    В работу светофоров стали оперативно (видимо, из своих лучших побуждений) вмешиваться работники ГИБДД. В результате чего магистральные маршруты №№ м6 и м10, равно как и их менее статусные коллеги – маршруты №№ 39, 64, Т3, Т47, Т79 по мановению полосатых палочек грустно направляются в объезд к «оттянутым разворотам» над Новоарбатским и Маяковским тоннелями, а также под Самотёчной эстакадой.

    Вместо полного маршрута – развернуться на полпути

    Диспетчеры наземного городского транспорта, в свою очередь, по иным мотивам, вмешиваются в работу маршрутов системы «Магистраль» другим образом. При задержках движения, скоплении автобусов в одном месте (что, увы, не редкость) ими предпринимаются меры диспетчерского реагирования.

    Сводятся они, в основном, к направлению автобусов в сокращённые рейсы. Так, пассажиры, направляясь на маршруте № м10 из Бескудникова в сторону центра, к своему глубочайшему удивлению, разворачиваются у метро «Петровско-Разумовская» или у Сущёвского вала. На части автобусов маршрута № м3 со стороны «Семёновской» или «Лужников» можно порой доехать только до Лубянской площади, но никак не по полному маршруту.

    Оперативно назначаемые укороченные рейсы маршрута № м1 и вовсе совпадают с трассой троллейбусного маршрута № м4к, следуя от улицы Кравченко до кинотеатра «Ударник». А автобусы вошедшего в сеть «Магистраль» маршрута № Т15, появившегося вместо троллейбусов в мае этого года, по-прежнему очень «любят» доезжать от ВДНХ только до Петровских ворот, оставив за бортом всех пассажиров, которым нужно ехать в Лужники. Да и предусмотренное базовым расписанием равноправие маршрутов №№ 904 и 904к, которые должны работать в полуинтервале друг с другом, уже стало нарушаться в сторону более короткого № 904к.

    Чем длиннее маршруты, тем серьёзнее они подвержены сбоям. Ведь их трасса проходит через целый ряд затороопасных транспортных узлов. Этому способствует отсутствие выделенных полос на ряде важнейших участков магистральных маршрутов. В частности – по часовой стрелке Кремлёвского кольца, на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах, а также на Лубянском проезде.

    Протяжённость маршрута № м1 – 24,5 километра, м3 – около 16, м6 – около 17, м10 – более 20, а 144 и 904 – около 23 километров. Это гораздо выше средней протяженности городских автобусных маршрутов, составляющей 11 км.

    От ворот — «укорот»

    Выбившись из графика, автобусы не всегда могут направиться на следующий полный круг (оборотный рейс от начального пункта до конечного с последующим возвратом в начальный пункт). Автобусами, троллейбусами и трамваями в Москве управляют не роботы, а живые люди. Их работа регулируется приказом № 15 Минтранса России, которым утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей. Поэтому не всегда следующий по графику рейс можно просто перенести на позднее время.

    Дольше определённого времени находиться водителям на линии нельзя: переутомление чревато многими бедами на дорогах. Выходов из таких ситуаций при задержке прибытия с предыдущего времени несколько. Либо полностью пропустить следующий рейс, либо направить транспорт в укороченный рейс, либо раньше срока назначить сокращённый обеденный перерыв водителю, чтобы затем пораньше отправить его на следующий круг, в расчёте на то, что, возможно, к концу смены баланс плановых и фактически выполненных рейсов (для отчётности) у него сойдётся.

    Назначая укороченные рейсы, диспетчеры руководствуются, казалось бы, благими намерениями: выполнить ту часть транспортной работы, которая возможна при соблюдении режима труда и отдыха, и сохранить обслуживание хотя бы какой-то части маршрута на уровне, близком к плановому. Однако репутационные потери могут оказаться выше. Если пассажир столкнётся с «незадекларированными» короткими рейсами один раз, затем другой, то его доверие к сервису магистральных перевозок может быть подорвано

    Многие маршруты имеют официально зарегистрированные в городском реестре укороченные дублёры. И в таком случае автобус, переключённый на сокращённый маршрут, не будет восприниматься как подмена сервиса. Разумеется, это не вернёт снятый рейс на «длинный» маршрут, но недоразумений стороны пассажиров вызывает меньше.

    Осложняет оперативное диспетчерское регулирование центральных маршрутов то, что внутри Садового кольца фактически нет конечных станций наземного транспорта. Основная и ближайшая площадка для отстоя центральных автобусов – у стадиона «Лужники», откуда в случае заторов добраться до Кремлёвского кольца уже целая история. На конечной остановке семи дневных «магистральных» маршрутов у станции метро «Китай-город» нет даже места для отстоя автобусов, не говоря о помещении для отдыха водителей. Хотя возможность для этого имеется – рядом на площади расположена автомобильная парковка.

    Остров невезения

    Отдельно «Магистраль» решила внести сумятицу в транспортное обслуживание острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом.

    Если в других секторах центра количество маршрутов сохранилось или выросло, то с острова, напротив, исчез его старожил – маршрут № 6. Таблички на автобусах маршрута № м6  — «бывший № 6» — только запутывают прежних пассажиров маршрута. Ведь в центральной части города его трасса изменена до неузнаваемости, а с Раушской и Космодамианской набережных, равно как с Садовнической улицы и Павелецкой площади, автобусы этого маршрута пропали совсем. Новый конечный пункт маршрута на юге – станция метро «Нагатинская».

    Проехать без пересадок весь остров от Красных холмов до Дома на набережной теперь нельзя – полных аналогов маршруту № 6 на острове в новой маршрутной сети не нашлось.

    То, что частичной заменой ему теперь является видоизменённый маршрут № 158, пассажирам догадаться нелегко. Он не доезжает до «Ударника», и не в состоянии забрать пассажиров в направлении острова от здания Павелецкого вокзала, рядом с выходом из метро.

    Если маршрут № 6 заканчивал движение за полночь – от Павелецкого вокзала последние автобусы отправлялись в половине первого, то маршрут № 158 после 22 часов уже не работает. А о том, что автобусы по нему стали ходить ежедневно, а не только по рабочим дням, пассажиров не проинформировали даже с помощью объявлений. Вдобавок, расписания с поминутным графиком отправления заменили на малоинформативные, но «красивые» флажки. Поэтому многие обитатели острова не смогли заметить изменений в его работе.

    Информирование на острове вообще получилось весьма скромным. А на бывшей конечной маршрута № 6 у Павелецкого вокзала его трафарет на опустевшей остановке более недели стоял в полном одиночестве, без каких-то ни было официальных объявлений, после чего ликвидировать пробелы в информировании пришлось уже неизвестным волонтёрам.

    Подмена понятий

    О том, что «магистральные» не такие уж и магистральные, «районные» – не такие уж и районные, а «социальные» – не более социальные, чем прочие, TR.ru отмечал ещё в обзоре перед запуском новых маршрутов. К тому времени не были до конца известны графики работы новых линий.

    Оказалось, что и интервальные характеристики работы маршрутов, которые легли в основу классификации «магистральный – районный – социальный», соблюдаются скорее по принципу «кто-то кое-где у нас порой».

    Есть и своего рода «парадоксы»: в будни «районный» автобусный маршрут № 101 ходит чаще «магистрального» троллейбусного № м8.

    «Магистральные» маршруты на официальной странице проекта на сайте Москвы заявлены как маршруты с интервалом движения 5-10 минут. Никаких оговорок насчёт того, что эти интервалы должны выдерживаться только в определённые часы или дни (а не во всё время работы маршрутов), нет.

     «Районные» маршруты – маршруты с интервалом движения не более 15 минут.

    «Социальные» маршруты, если верить флажкам на остановках, должны ходить не реже раза в полчаса.

    При детальном рассмотрении выясняется, что в новой маршрутной сети почти нет маршрутов, которые удовлетворяли бы заявленным параметрам перевозок. Зачастую отклонения от «нормы» возникают в ранние утренние или поздние вечерние часы.

    Полностью соответствуют требованиям только семь маршрутов центральной сети: магистральные маршруты №№ м2 и м4, районный маршрут № 38 и социальные маршруты №№ 39, 64, 255 и К. Всего за первые две недели работы «Магистрали» из группы «чистых» маршрутов выбыли маршруты № 904 и м3.

    Остаётся непонятным, почему у проектировщиков «Магистрали» три трамвайных маршрута (№№ 3, 39, А) обозначаются одной на всех чёрной линией, которая объявлена сама по себе «магистральным» маршрутом. При этом в списке «магистральных» маршрутов они перечислены все, отдельно друг от друга. Что налагает на них обязательства ходить каждому с частотой 5-10 минут во всё время работы. В действительности, интервалы движения у них гораздо выше, а расписания – мало того, что не тактовые, так ещё и не согласованы друг с другом. В результате суммарный интервал движения по Бульварной линии даже в часы «пик» колеблется от нуля до девяти минут, при запланированных 15-17 рейсах в час.

    К автобусам и троллейбусам в «Магистрали» другой подход. Так, автобусные маршруты №№ 101 и 904, обладающие в пределах Садового кольца полностью совпадающими трассами, в одну линию объединять не стали.

    Троллейбусы без электродвигателей или автобусы с виртуальными «рогами»?

    Рекламно-информационными плакатами маршрутной сети «Магистраль» анонсирован ряд троллейбусных маршрутов. Помимо действительно работающих троллейбусных маршрутов №№ 4, 8, 13, м4, м4к, м7, м7к, м8, заходящих в пределы Садового кольца, в их число попали и маршруты, проходящие по Садовому кольцу. Из семи маршрутов (№№ 3, 10, 39, 47, 79, Б, Бк) в троллейбусном исполнении ни 8 октября, ни спустя две недели не поехал ни один. Причина простая – контактная сеть после реконструкции западного сектора Садового кольца не восстановлена.

    Однако её воссоздание идёт только на отдельных участках, и весьма медленными темпами. До сих пор нет сети на поворотах с Долгоруковской улицы на внутреннюю сторону Садового кольца и с внутренней стороны Садового кольца на Долгоруковскую улицу, на развороте над Маяковским тоннелем у Концертного зала им. Чайковского, на повороте с внутренней стороны Садового кольца на Баррикадную улицу, а также в Новоарбатском тоннеле.

    При этом примыкания проводов между Долгоруковской улицей и Садовым кольцом с Оружейным переулком после окончания реконструкции уже были смонтированы заново. Но конфигурация возрождённой сети позволяет троллейбусам ездить только по старым трассам троллейбусных маршрутов №№ 3 и 47 – с одновременным охватом как Триумфальной, так и Самотёчной площадей. Именно от такой схемы пытались уйти проектировщики новой маршрутной сети. Поэтому из-за нехватки проводов движение автобусов может здесь затянуться на неопределённый срок.

    В результате вместо троллейбусных маршрутов №№ 3, 10, 39, 47, 79 работают автобусные маршруты № Т3, Т10, Т39, Т47, Т79. При этом «классические» маршрутные трафареты на автобусах дополнены красочными «магистральными» с пиктограммой троллейбусов. В то же время «Мосгортранс» развесил на остановках объявления об изменении именно автобусных маршрутов, что более соответствует фактической обстановке. Дополнительная литера «Т» в номере маршрута – это такой же лишний символ, как и любой другой, например, цифра. И уже нельзя сказать, что автобусы следуют по маршруту троллейбуса. Нет, у них пока что свои маршруты. А вернутся ли на их место троллейбусы – пока непонятно.

    Интереснее ситуация с маршрутом № м1, позиционирующимся как наследник маршрута № Т1, пришедшего на замену троллейбусному маршруту № 1 после снятия проводов в центре города. На самых первых рекламных материалах он был указан как троллейбусный. Но в дальнейшем у него «отпали рога», и на более новых плакатах и остановках он нанесён уже как автобусный. Такой же вид транспорта указан и в городском реестре маршрутов. Хотя именно по маршруту № Т1 «Мосгортрансом» ранее анонсировался запуск опытной партии из 12 троллейбусов «Тролза» с увеличенным автономным ходом, которые должны прибыть в Москву до конца года.

    Навигация: ориентация «минус»

    Объявив о вводе новой маршрутной схемы всего за четыре дня до её запуска, столичные транспортники оказались неготовыми оперативно заменить все остановочные указатели. Впрочем, это тот случай, когда заменённые указатели стали менее полезными, чем старые. Настолько, что возникает вопрос – стоило ли вообще их менять?

    От ставшего традиционным в последние годы формата остановочных указателей, где для каждого маршрута указывался его вид транспорта, номер, конечный пункт, начало и окончание движения, характерные интервалы для разных периодов суток (или поминутные графики отправления), контактные телефоны для обращений пассажиров, в новой сети перешли к более разноцветным, но менее информативным трафаретам – «флажкам».

    Начало и окончание работы маршрутов узнать по ним невозможно. Пропали поминутные графики отправления для редкоходящих маршрутов (в том числе – всех ночных).

    Впрочем, за пределами Садового кольца информирование другое. Трафареты там пока что старого образца, однако не всем маршрутам повезло с обновлением информации о них даже спустя две недели после запуска маршрутов.

    На остановках внутри и вблизи Садового кольца схема маршрутов «магистрали» даётся в основном как бы в справочно-явочном порядке.

    За пределами Садового кольца схема является ядром крупного плаката-объявления о запуске маршрутов с 8 октября, отсылая к конкретной дате изменений. При этом в плакатах содержится недостоверная информация о несуществующих по состоянию на октябрь троллейбусных маршрутах на Садовом кольце.

    На основной конечной остановке маршрутов «Магистраль», у станции метро «Китай-город», в день запуска не было каких-либо указателей маршрутов новой сети. А попасть в метро от новой остановки у памятника Кириллу и Мефодию без нарушения правил дорожного движения оказалось попросту невозможным. Выходящий на остановочный перрон выход метро наглухо закрыт на реконструкцию, а до более отдалённых надо переходить дорогу на свой страх и риск, так как пешеходных «зебр» к ним не было размечено.

    «Точки доступа»: дефицит сохраняется

    Несмотря на то, что при запуске «Магистрали» в центре города добавилось 25 дополнительных остановок, дефицит «точек доступа» к маршрутам общественного транспорта по-прежнему ощущается. Расстояние между соседними остановками на многих маршрутах велико.

    Так, между остановками «Дом книги» и «Метро "Библиотека им. Ленина"» по трассе маршрутов №№ м2 и Н2 в сторону Китай-города – целых полтора километра. Правда, здесь уже в ближайшем будущем возможно сокращение расстояния. Уже после запуска «Магистрали» на улице Воздвиженке появилась встречная выделенная полоса для общественного транспорта по направлению к Кремлю. О сроках её запуска пока не сообщалось.

    По непонятной причине не доведены до конца даже те вопросы, за которые явно пытались браться. На Тверской улице с внутренней стороны Бульварного кольца размечены зоны двух остановок общественного транспорта – с обеих сторон улицы. Но одна из них действует только для маршрута № м10 в направлении из центра, а маршруты №№ м1, 101, 904 и Н1 на ней не останавливаются.

    А вторая размеченная остановка – в сторону центра, и вовсе пустует. Вместо остановочного павильона установлены клумбы с редкой растительностью. В результате в направлении центра расстояние между соседними остановками маршрута № м10 «Улица Большая Дмитровка» и «Тверская площадь» составляет 700 метров.

    Что-то нужно делать и с другими местами центральной сети, такими как 900-метровый перегон между остановками «Метро "Лубянка"» на Театральном проезде и «Метро "Китай-город"» на Славянской площади по внутренней стороне Кремлёвского кольца. А 850-метровый перегон между остановками «Лубянская площадь» и «Ильинские ворота» не идёт на пользу маршруту № 122, лишая его удобных пересадок на большинство маршрутов кольца вокруг Кремля.

    Будни пройдут, нас догонят праздники?

    Большой угрозой для новой маршрутной сети остаются праздничные дни, когда в центре перекрываются для движения многие улицы. Радиально-диаметральная сеть с пересадочными узлами будет распадаться на несколько не связанных друг с другом лучей. Самый протяжённый городской диаметр — ночной маршрут № Н1 — традиционно разделялся на два радиуса, не связанных между собой. Попыток сохранить связь между двумя лучами, направив автобусы в объезд перекрываемых участков, до сих пор замечено не было. Стоит ли ожидать лучшего от условного «плана Б» работы маршрутной сети «Магистраль»?

    Хотя для ухудшения связности сети в центре города бывает достаточно… даже одной выставки, если она проходит в Центральном выставочном зале «Манеж». В прошлом году из-за этого на три недели была отменена остановка «Метро "Александровский сад"» на Моховой улице, и следовавшие из Замоскворечья автобусы и троллейбусы первую остановку на левом берегу Москвы-реки делали только на Театральной площади или Тверской улице. Всё это время пассажирам была недоступна пересадка на маршруты в направлении Нового Арбата, а также на четыре станции метро Центрального пересадочного узла.

    В ноябре этого года в «Манеже» пройдёт аналогичная выставка. Как поведёт себя «Магистраль»?

    Плюсы и неудачи проекта: что возьмёт верх?

    К сожалению, за первые две недели работы проект «Магистраль» наглядно показал, что в теории он выглядит красивее и полезнее для пассажиров, чем на практике. Так и остаётся непонятным, почему запуск маршрутной сети состоялся всего через четыре дня после начала информирования пассажиров. Или наоборот – почему информирование пассажиров началось всего за четыре дня до запуска маршрутов.

    В то же время нельзя не отметить положительную сторону проекта: возрождение спустя 23 года движения общественного транспорта по Кремлёвскому кольцу в направлении «против часовой стрелки», а также возвращение общественного транспорта на Большую Никитскую улицу, Петровку, Неглинную и Малую Дмитровку. Общественный транспорт покидал центральные улицы на протяжении последних 30 лет. Настало время вернуть его в центр.

    Остаётся непонятным, зачем было необходимо перед запуском «Магистрали» ликвидировать троллейбусное движение на ряде реконструируемых улиц, если на Большой Якиманке и улице Серафимовича оно после реконструкции вполне успешно сохранилось и вписалось в общий облик улицы. Восстанавливается (медленнее, чем было обещано) и контактная сеть троллейбуса на Садовом кольце. А вот на встречной выделенной полосе Кремлёвского кольца из экологичного транспорта работает пока только один электробус, приписанный к маршруту № м2, да и то срок его испытаний приближается к концу.

    Остальной подвижной состав на Кремлёвском кольце на безальтернативной основе представлен автобусами. Между тем, троллейбусы маршрута № 2 в 1993 году в числе последних покинули внешнюю («против часовой стрелки») сторону Кремлёвского кольца, вернувшуюся спустя 23 года в виде встречной выделенной полосы. С энергопитанием для восстанавливаемой линии троллейбуса проблем не было – тяговая подстанция № 30 на Новой площади по-прежнему работает, имея большой резерв мощности.

    Особенно удивляет такое прохладное отношение столичных транспортников к троллейбусному сообщению в то время, когда обещания об использовании в центре города только автобусов экологического класса «Евро-5» ими по-прежнему не выполняются. 22 октября 2016 года, как и в предыдущие недели, «антигерой» предыдущих публикаций TR.ru – ЛиАЗ-529221 с бортовым номером № 15896 класса «Евро-3» по-прежнему работает в центре города. Реформа изменила только номер «его» маршрута – с № 12ц на № 101. Полностью автобусами класса «Евро-3» модели FIAT Ducato 244 CSMMC-RTL обслуживается маршрут № 38 «Рижский вокзал – Метро "Китай-город"». Несмотря на перекраску из бело-зеленой цветовой гаммы в цвета брендбука «Московский транспорт», более экологически чистыми машины от этого не стали.

    Так или иначе, «Магистраль» уже вписала отдельную страницу в историю транспорта Москвы, как и открытое на месяц раньше неё Московское центральное кольцо.

    Какая будет проведена столичными транспортниками «работа над ошибками»?

    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)