Центр Москвы: троллейбусы, автобусы, реклама и экология

  • Павел Яблоков
    15 мая 2016 г. — 15:07
    1879
    Иллюстрация: 

    автора

    Более 10 дней прошло с тех пор, как восемь троллейбусных маршрутов ушли со своих привычных трасс в центре города. Их заменили автобусы, у которых не всё так хорошо с экологией, как изначально обещалось. При этом так и осталось непонятным, зачем так было торопиться с запуском автобусных маршрутов, если на многих снятых участках троллейбусного движения работы по благоустройству не ведутся до сих пор.

    Не скользят по проводам больше штанги

    Несмотря на то, что троллейбусные маршруты в центре были сокращены ещё 2 мая, полностью троллейбусы покинули Кремлёвское кольцо лишь 11 мая. С этого дня выезд троллейбусов маршрута № 63 из парка на линию и обратно стал выполняться по трассе маршрута № 26 через Воронцовскую и Шарикоподшипниковскую улицы.

    Изменилось и расписание рейсов. По рабочим дням первый троллейбус теперь отправляется от Лубянской площади ежедневно в 6.03 вместо прежних 5.41 по рабочим и 5.45 по выходным дням (до 6.38 по будням и до 6.55 по выходным дням все рейсы шли из парка, остановка «Лубянская площадь» для них находилась на Театральном проезде).

    С учётом того, что последний автобус ночного маршрута № 63Н стартует от Лубянской площади по-прежнему в 5.20, на этом направлении образовался 43-минутный разрыв – больше, чем ночью (интервал движения ночного маршрута – 30 минут). И он лишь частично компенсируется первым рейсом более короткого маршрута троллейбуса № 16, отправляющегося ежедневно в 5.53.

    От 138-го квартала Выхина, напротив, троллейбусы маршрута № 63 стали начинать работать раньше – ежедневно в 5.10 вместо 5.45 по рабочим дням и 6.03 по выходным дням.

    К сожалению, об изменениях в графике движения троллейбусного маршрута № 63 никаких объявлений ни на остановках, ни на сайте перевозчика замечено не было. Впрочем, на этих же остановках уже почти два года (с июля 2014) висят расписания виртуального ночного троллейбуса № 63, который на деле всё это время оказывается автобусом.

    То, что троллейбусы маршрута № 63 ходили по Кремлёвскому кольцу ещё девять дней после снятия центральных маршрутов, показывает, что как минимум троллейбусы маршрута № 33 могли все эти дни доезжать до метро «Китай-город» вместо своей неэкологичной замены в виде наспех выпущенного маршрута № 144ц. После предыдущей публикации TR.ru «Мосгортранс» дополнительно передал в 1-й автобусный парк, обслуживающий маршрут, свежие автобусы.

    В начале второй декады мая работы по благоустройству активно развернулись, помимо Бульварного кольца, и на Тверской улице. А также на Большой Дмитровке, где троллейбусы перестали ходить с 1 октября 2015 года. На Кремлевском кольце и на Сретенке помех для движения троллейбусов до сих пор нет, их экстренное снятие оттуда по-прежнему не носит «строительного» характера.

    Автобусы «Евро-2» – надолго?

    В то же время автобусов у «Мосгортранса» на все маршруты по-прежнему не хватает, ибо машины – нарасхват. Помимо замены троллейбусных линий в центре Москвы, к середине мая транспортному оператору надо обслуживать уже четыре компенсационных маршрута на время ремонта трамвайных путей (Чертаново, Тушино и шоссе Энтузиастов), который завершится только осенью. А ещё надо решать задачу по замене «маршруток» автобусами и усиливать работу действующих линий.

    Поэтому запрещённые Правительством Москвы для перевозок внутри МКАД автобусы с экологическим классом ниже «Евро-3» по-прежнему массово используются «Мосгортрансом». И это не только упоминаемые ранее ЛиАЗ-525625, но и МАЗ-103.060 (на них устанавливался двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA ll/2 экологического класса «Евро-2»). В рабочие дни около 50 автобусов этих моделей работают на маршрутах внутри МКАД. Особенно много их в 16-м автобусном парке, преуспевшем в том, что в майские дни его автобусы работали даже на маршруте № 156, доходящем до Котельнической набережной, от которой до стен Кремля остаётся лишь чуть больше километра.

    16-й парк обслуживает автобусный маршрут № Т1, заменивший троллейбусный маршрут № 1. Работают автобусы экологического класса «Евро-2» и в других парках, отвечающих за выпуск маршрутов-«троллейбусозаменителей» – 1-м, 15-м, 3-м (Северо-Восточном). Филёвский автобусно-троллейбусный парк решил вопрос поиска машин для маршрутов №№ Т2 и Т31 по-другому – сняв автобусы с маршрутов, обслуживающих Кунцево, Очаково, Матвеевское и Фили.

    После предыдущей публикации TR.ru автобус с парковым номером 08205, больше тяготеющий к среднему возрасту автобусов «Мосгортранса», нежели к новым машинам, с маршрута № Т2 был снят.

    Кроме того, автобусы экологического класса ниже «Евро-3» на маршруты выпускают 2-й и 10-й автобусные парки. При этом у «Мосгортранса» есть автопредприятия, которые могут до сих пор на законных правах работать с автобусами класса «Евро-2», но именно в них, по иронии судьбы, такие машины уже перестали выходить на маршруты. Это Новокосинский автобусно-троллейбусный парк и Зеленоградский автокомбинат, которые расположены за МКАД.

    То есть, даже имеющийся в наличии подвижной состав можно было бы использовать более корректно, не входя в противоречие с Постановлением Правительства Москвы.

    Где пассажирам стало хуже? Ещё немного о ресурсах

    Несмотря на уже обсуждавшиеся сложности с выделением автобусов для обслуживания центральных маршрутов, замена троллейбусов выполнена не лучшим образом.

    При замене двух троллейбусных маршрутов №№ 2 и 44 на один автобусный маршрут № Т2 количество рейсов на Новом Арбате уменьшилось на 14% по выходным дням и на 5% по будням по сравнении с апрелем 2016 года. Зато на окраине, по улице Барклая, автобусы маршрута № Т2 ходят в два с половиной раза чаще прежнего троллейбуса № 2.

    Но самая неблагоприятная ситуация сложилась с полной заменой троллейбусного маршрута № 12 на автобусный маршрут № 12ц в центре. На участке от Белорусского вокзала до метро «Китай-город» по сравнению с апрелем количество рейсов общественного транспорта сократилось на 33%. Зато в начале Ленинградского проспекта одновременно работают и усиленный вдвое маршрут № 12ц, и укороченный троллейбусный маршрут № 12, сохранивший на оставшемся участке свою прежнюю частоту. К этому добавляется ещё и потеря беспересадочных связей «Аэропорта» и «Сокола» с центром города – трасса автобусного маршрута № 12ц по Ленинградскому проспекту прежнюю линию троллейбуса № 12 не замещает.

    В итоге в обоих случаях — в Филях и на Ленинградском проспекте — увеличена провозная способность общественного транспорта в тех местах, где есть дублирующие маршруты (в Филях это троллейбус № 39, а на Ленинградском проспекте – троллейбусы №№ 70, 82 и автобусы №№ 84, 904 и 905), зато ухудшено обслуживание центра города, где эти маршруты являются единственными.

    Не самый лучший способ выбран и для замены троллейбусного маршрута № 33. 20 остановок потеряли прямое сообщение с Кремлёвским кольцом. На участке от улицы Кравченко до кинотеатра «Ударник» троллейбус имел 29 остановок, в то время как маршрут № 144ц останавливается только на девяти. Можно, конечно, ввести ему промежуточные остановки, но это противоречит изначальной идее запуска маршрута № 144 к «Ударнику» в 2014 году – полуэкспрессное автобусное сообщение по Ленинскому проспекту, аналогично «900-м» маршрутам по выделенным полосам.

    Быстрая замена троллейбусных маршрутов на автобусные не повлекла за собой столь же быстрое обновление остановочных указателей фирменного бренда «Московский транспорт». Спустя 10 дней после отмены движения троллейбусы на табличках живее живых.

    Реклама вместо экологии

    Помимо нехватки автобусов, для присутствия на маршрутах, заменивших троллейбус старых машин нашлась ещё одна причина. Реклама, которая по известной фразе должна быть двигателем прогресса, для «Мосгортранса» оказалась, напротив, экологическим тормозом.

    На маршруте № 12ц «герой» предыдущего сюжета TR.ru – автобус ЛиАЗ-529221 2011 года выпуска с парковым номером 15896, государственный регистрационный знак С 537 РХ 197, с двигателем, от рождения отвечающим лишь экологическим нормам «Евро-4», будет продолжать работать и дальше, прямо под стенами Мэрии Москвы.

    Ситуацию с данным автобусом для TR.ru прокомментировал представитель общественного экспертного совета ГУП «Мосгортранс» Максим Осташко, являющийся в нём консультантом по технике и подвижному составу.

    «Это «выполнение договора с рекламодателем». Если на новую машину дать краткосрочную рекламу – её удалят через месяц, но уже вместе с заводским лакокрасочным покрытием, после чего всю оставшуюся жизнь машина уже не будет иметь нормального вида.»

    «Мосгортранс» предоставляет услуги по размещению рекламы на бортах своих автобусов, троллейбусов, трамваев. В зависимости от размера рекламы, минимальный срок действия рекламного договора может составлять от одного месяца в случае нанесения стикера на борт до полугода, если речь идёт о полномасштабной оклейке всей машины.

    Такой же «рекламной» причиной, по словам Максима Осташко, вызвано и исчезновение из центра многих автобусов Mercedes-Benz Conecto, которые были куплены в 2014 году именно для обслуживания центральных маршрутов.

    «Рекламная машина должна работать на том маршруте (читай: ездить под окнами рекламодателя), который предусматривает договор. Также, машина должна соответствовать коэффициенту ходимости, то есть, не может находиться долго в ремонте, простаивать в парке из-за нехватки водителей и так далее. Если реклама «короткая» – меньше года – на любой маршрут под неё подаётся более возрастная машина, бывавшая уже в рекламе. Например, под окнами ГУП «Мосгортранс» ходит маршрут №6, который первым был переведён на ПС «Мерседес». Однако, с возвращением рекламы, из 7 автобусов осталось только 2 «Мерседеса», остальные – пожилые ЛиАЗ 2011-2012 годов. Ежемесячно все эти цифры меняются. Плюс рекламодатель оплатил изготовление и нанесение рекламной плёнки, что измеряется достаточно внушительными суммами, второй раз он не захочет этого делать.»

    Если это так, то массовое появление неновых автобусов на Новом Арбате или Бульварном кольце – всего лишь вопрос появления заказа от рекламодателей, желающих увидеть «свои» машины именно там.

    К этому можно добавить то, что многие ЛиАЗы 2011-2012 годов поступали ещё с двигателями экологического класса «Евро-4». Плюс с возрастом автобусы де-факто утрачивают полученный ими при рождении экологический класс, и всегда в худшую сторону. Стандарт «Евро-5» предполагает, что установленные им требования по экологии должны поддерживаться на автомобиле в течение 160 тысяч километров пробега (для «Евро-4» гарантированный пробег составлял всего 80 тысяч километров). При этом среднегодовой пробег автобусов в «Мосгортрансе» составляет 60 тысяч километров. То есть автобус, проработавший три года, фактически «Евро-5» уже не является, даже если и был таковым от рождения.

    Вокруг Политехнического

    Прокомментировал Максим Осташко и ситуацию с обкаткой троллейбусов на автономном ходу на участке между Лубянской площадью и станцией метро «Китай-город», о которой TR.ru ранее рассказывал.

    «Скоро завершится реконструкция Политехнического музея, к фасаду которого не предусматривается крепление кронштейнов растяжек поддержки контактной сети, после чего пройдёт масштабная реконструкция прилегающей территории с изменением схемы движения. От результатов эксперимента зависит сохранность указанных в статье маршрутов. ГУП «Мосгортранс» предпринимает попытки недопущения укорота маршрутов до Таганской площади, для чего своими силами изобретает различные решения и пробует адаптировать имеющуюся технику для решения данной задачи.

    Обкатка проходит вокруг музея, с обоих сторон по схеме: разгонный участок после перекрёстка с Маросейкой – 100 метров, разгон с 10 до 50 км/ч, сброс штанг на ходу на пересечении с Лучниковым пер, движение по инерции до остановки (в будущем до центра Лубянской площади, где сейчас круг), посадка пассажиров, движение в 5-м ряду наравне с автомобилями посреди проезжей части, чтоб не терять время на троллейбусном бело-лунном светофоре и спуск в Китай-Город, где троллейбусы будут автоматически, без участия водителя устанавливать штанги.

    Длинные машины не обладают устройствами опускания/установки штанг и автономным ходом и, естественно, полностью усилят собой маршрут № 63К. Зато на №№ 16 и 63 выйдут только новые, машины с климат-контролем и другими бонусами, которые работали на маршрутах №№ 1 и 33

    В ситуации с Политехническим музеем дело не только в креплении тросов поддержки контактной сети к зданию, но и в самом энергопитании. Питание участка линии вокруг музея осуществляется от кабелей, которые вплотную прилегают к музейному зданию.

    Из центра – на периферию, далее в никуда

    Судьба троллейбусов, выведенных из центра города, транспортным руководством города объяснялась так: они уходят усиливать другие троллейбусные маршруты в других районах. Это вполне соответствует произошедшему. Большинство троллейбусов с центральных маршрутов замечено пассажирами на новых местах, так как в центре работали относительно молодые машины 2010-2013 годов поставки. Однако параллельно начинают уходить в небытие с окраинных районов старые машины из «нулевых», работавшие там ранее.

    После усиления со 2 мая машинами с центральных линий некоторых маршрутов, работающих в среднем поясе города (№№ 3, 4, 13, 14, 17, 18, 19, 28, 34к, 36, 43, 47, 54, 56, 62, 63к, 72, 76, 78), объём троллейбусных перевозок продолжает падать дальше. С 17 мая, по предварительной информации, уменьшится количество рейсов и работающих троллейбусов на маршрутах №№ 11к, 16, 38, 40, 50, 52, 60, 67, 72 и 85, а с 18 мая – на маршрутах №№ 19, 59 и 65.

    Напомним, что ветераны и действующие работники отрасли городского электротранспорта написали письмо о ситуации с московскими троллейбусами Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

    Дополнение от 19:40 16.05.2016. С 18 мая уменьшится количество рейсов и работающих троллейбусов по рабочим дням на маршрутах №№ 19, 20, 20к, 22, 23, 24, 30, 32, 41, 43к, 51, 53, 57, 59, 65, 70, 83, 86, 88.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: