Экологичность московских автобусов: соблюдаются ли требования?

  • Павел Яблоков
    1 июня 2016 г. — 17:00
    1551
    Иллюстрация: 

    автора

    Тема экологии общественного транспорта, ставшая актуальной из-за снятия троллейбуса с центральных улиц Москвы, вызывает всё больше вопросов. Как ранее уже писал TR.ru, не все автобусы, заменившие троллейбусы, оказались обещанного экологического класса «Евро-5». Некоторые машины с более низким классом работают в центре из-за того, что являются рекламными поверхностями. Кроме того, обнаружилось, что до сих пор по столице ходят несколько десятков автобусов «Мосгортранса» с экологическим классом «Евро-2», работа которых на территории внутри МКАД запрещена Правительством Москвы. Но на этом экологические «сюрпризы», связанные с московскими автобусами, не заканчиваются.

    «Не-Евро-5» в центре

    С середины мая на всех маршрутах-«троллейбусозаменителях», кроме № 12ц, работают автобусы с экологическим классом «Евро-5».

    На маршруте № 12ц всю картину портит «герой» наших прошлых сюжетов – автобус ЛиАЗ-529221 2011 года выпуска № 15896 с двигателем экологического класса «Евро-4». По информации, предоставленной членом общественного экспертного совета ГУП «Мосгортранс» Максимом Осташко, он «работает с рекламой до 11 сентября 2016 г. Если реклама приходит в ненадлежащее состояние раньше – то рекламодателю под повторную поклейку может быть предоставлена другая машина».

    Однако в мае на маршруте № 12ц был неоднократно замечен и другой автобус – № 15895 – тоже ЛиАЗ-529221, ровесник автобуса № 15896.

    Возможно, конечно, это весьма скрытая реклама Сбербанка или же самой программы благоустройства столичных улиц — в их символике используется бело-зелёная цветовая гамма. Но иногда бело-зелёный автобус – это просто бело-зелёный автобус. Не новый и не «Евро-5».

    Про автобусы «Евро-2»

    По словам эксперта Максима Осташко, ситуация с использованием автобусов более низкого экологического класса — временная, до прибытия новой партии автобусов, которое отложено до осени.

    «По контракту жизненного цикла весной один из автобусных парков должен был быть на 100% обновлён. В дальнейшем, весь жизненный путь автобус должен обслуживать производитель своими мощностями, а Филиал - только эксплуатировать. Все машины, находящиеся в парке должны были быть розданы всем остальным паркам и заменить старые автобусы.

    Но, в связи с переходом на новую транспортную модель приоритет был установлен на производство автобусов для коммерческих производителей, завод работает исключительно на них с перегрузкой.

    Осенью производитель одномоментно пригонит, образно говоря, в один из парков 400 новых автобусов, а 400 имеющихся – разойдутся по городу. Естественно, в этот же день с линий исчезнет огромное число старых машин, не только ЛиАЗ 5256 и МАЗ 103. Опять же, ситуация возникла из-за приоритетов города.»

    К сентябрю в «Мосгортранс» должны поступить 47 автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292, 242 автобуса большого класса семейства ЛиАЗ-5292 и 112 сочленённых автобусов особо большого класса семейства ЛиАЗ-6213. Предполагается, что автобусы будут укомплектованы дизельными двигателями ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-5».

    При этом два автобусных парка Москвы — Новокосинский автобусно-троллейбусный и Зеленоградский автокомбинат — могли бы эксплуатировать автобусы с экологическим классом «Евро-2» без нарушения Постановления Правительства Москвы № 354-ПП.

    Однако, по словам г-на Осташко, сейчас передача оставшихся автобусов в «заМКАДные» филиалы сопряжена с рядом проблем:

    «Это как минимум межфилиальная передача, следовательно:

    1. Никакому Филиалу такой «подарок» не нужен;

    2. В ряде Филиалов ремзоны уже отошли от обслуживания этих машин, конкурсы на запчасти не отыграны, опыт обслуживания утрачен, в итоге эта машина в первые же дни встанет. Не в каждом Филиале есть водитель под эту машину;

    3. Передача машин – это как минимум смена бортового номера, перерегистрации, страховки – финансовые и временные затраты, которые могут затянуться на более длительный срок, чем осталось работать машинам».

    Однако такой сценарий год назад можно было бы предотвратить. По данным басспоттеров, в прошлом году зачем-то партию ЛиАЗ-525625 напротив, передали из Зеленоградского автокомбината в 16-й автобусный парк. Естественно, после этого ремзона Зеленоградского автокомбината отошла от обслуживания автобусов этой модели. Случилось это аккурат в период между изданием Постановления № 354-ПП и его вступлением в силу (с 1 сентября 2015 года).

    «Евро-3», или Автобусы без права работы?

    Автобусы «Евро-2», похоже, скоро должны уйти с городских маршрутов. Что не отменяет несоответствия их в течение нескольких месяцев, начиная с 1 сентября 2015 года, Постановлению Правительства Москвы № 354-ПП. А вот ещё одна, гораздо более многочисленная группа автобусов может ездить по всей Москве, но… при этом не имеет права работать ни на одном из городских маршрутов. Это автобусы с экологическим классом «Евро-3», поступавшие в Москву в 2003-2010 годах.

    В конце 2015 года в Москве был утверждён новый реестр муниципальных маршрутов. По требованиям Федерального закона № 220-ФЗ, в числе параметров реестра в обязательном порядке должен указываться и экологический класс транспортных средств.

    Для всех без исключения автобусных маршрутов «Мосгортранса» в реестре указан экологический класс 4 («Евро-4»). Тем самым, автобусы с «Евро-3» на них работать не должны. Исключение – только одно. На маршруте № 7, курсирующем между станцией Перово и станцией метро «Партизанская», для всех четырёх автобусов экологический класс не указан.

    Зато экологический класс «Евро-4» указан в виде цифры «0» даже для необслуживаемых «Мосгортрансом» маршрутов №№ 37к, 192к и 298к, движение по которым без объявления причин прекратилось почти год назад. На этих «законсервированных» маршрутах и общий выпуск указан однозначно – ноль единиц.

    По данным басспоттеров, в «Мосгортрансе» сейчас около двух тысяч автобусов с экологическим классом «Евро-3» или ниже. Это чуть меньше трети всего пассажирского парка автобусов основного столичного перевозчика.

    В их числе автобусы FIAT Ducato 244 CSMMC-RTL (около 450 единиц), ЛиАЗ-6213.20 (более 300), Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15" (более 250), МАЗ-107.066 (около 250), ЛиАЗ-5292.20 (около 200), МАЗ-103.065 (около 80), Волжанин-6270.10 (около 65), Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" (около 60), ПАЗ-3237 (более 40), ЛиАЗ-6212 (около 50), а также некоторые более редкие модели. Про автобусы экологического класса «Евро-2» ЛиАЗ-525625 и МАЗ-103.060, около 50 единиц которых были замечены на городских маршрутах в мае, TR.ru уже упоминал в прошлых публикациях.

    Выглядящие несовременно высокопольные автобусы ЛиАЗ-6212.01 оказались здесь в одном ряду с их низкопольными потомками ЛиАЗ-6213.20.

    За бортом требований реестра остались все автобусы «Евро-3» — от «гармошек» до микроавтобусов:

    Совершенно непонятно, почему установленные Департаментом транспорта требования к экологическому классу автобусов на маршрутах практически невыполнимы с учётом действующего парка автобусов. В то же время за первые три месяца существования реестра такая ситуация не вызвала видимого протеста со стороны «Мосгортранса». Последняя редакция реестра, опубликованная на сайте Департамента транспорта, датирована 31 марта.

    «Евро» для частных перевозчиков

    Интересно, что требования к экологическому классу автобусов частных перевозчиков, работающих на линиях городских «маршруток» мягче. Здесь на многих маршрутах разрешены «Евро-3». Правда, сами эти маршруты в большинстве своём должны прекратить свою работу с 15 августа этого года.

    Но для четырёх из них требования реестра к экологическому классу автобусов настолько уж «мягкие», что противоречат требованиям Постановления № 354-ПП. Для трёх маршрутов компании «Экспресс-Тори» (№№ 270м, 271м, 272м) в реестре предусмотрена работа части автобусов класса «Евро-2» (№ 270м – 8 из 12, № 271м – 5 из 12, № 272м – 3 из 6). Правда, перевозчик, в отличие от Департамента транспорта, экологические требования не нарушает: в настоящее время из них работает только один маршрут – № 270м, и все автобусы на нём — экологического класса «Евро-3».

    Самый официально экологически «грязный» городской маршрут – № 967 «ТРЦ "МЕГА Тёплый Стан" – Метро "Бунинская аллея"». По реестру, на нём разрешена работа семи автобусов особо малого класса «Евро-2» (они представлены «Газелями» производства середины прошлого десятилетия) и одного автобуса малого класса «Евро-4». Хотя обе конечные остановки маршрута находятся за МКАД, трасса маршрута по МКАД проходит. Тем самым, требования Постановления № 354-ПП всё-таки нарушаются. Формально маршрут считается одним из обслуживающих Новую Москву («МЕГА» находится на её территории), а значит, не подлежит отмене с 15 августа 2016 года.

    Странными выглядят и требования в реестре маршрутов к экологическому классу автобусов на маршрутах, открываемых по стандартам новой модели транспортного обслуживания. Для них реестром также предписан «Евро-4», хотя в аукционной документации и госконтрактах содержатся более жёсткие требования – «Евро-5». Причём транспортное средство должно быть не старше двух лет на момент начала работы по контракту.

    Как совместить несовместимое?

    Примечательно, что новый реестр маршрутов с указанием экологического класса автобусов утверждался 30 декабря 2015 года, то есть почти через четыре месяца после вступления в силу Постановления № 354-ПП. А руководитель Департамента транспорта, которым утверждён реестр и Заместитель Мэра, на которого возложен контроль за выполнением Постановления № 354-ПП – один и тот же человек.

    Ситуация с экологическими требованиями к автобусам в Москве выглядит весьма странно. Главный городской перевозчик местами не хочет, а местами и не может выполнить требования Постановления Правительства Москвы и реестра маршрутов Департамента транспорта. При этом курирующая организация, похоже, никак этот вопрос не контролирует. Вместо этого, несмотря на дефицит экологичных автобусов, удовлетворяющим всем требованиям, городские власти предпочитают сокращать троллейбусную сеть.

    Виды транспорта: 
    Регионы: