ГЭТ: нестандартные условия работы и новые возможности. Часть 1: Мариуполь

  • Павел Яблоков
    1 апреля 2024 г. — 19:40
    1166

    Запуск новой системы городского электрического транспорта традиционно кажется комплексом настолько дорогостоящих мероприятий, что даже города, серьёзно нуждающиеся в решении транспортных проблем и улучшении экологической обстановки, не рискуют за них взяться.

    Последний бум запуска новых троллейбусных систем в России пришёлся на рубеж веков. И если в Подмосковье (Химки в 1997 году, Видное в 2000 году, Подольск в 2001 году) троллейбусное движение сохранилось, то самая последняя троллейбусная система в России, открытая в 2002 году в Сызрани, в 2009 году уже прекратила работу. С трамваями, если не считать де-факто отпочковавшийся от системы ГЭТ Екатеринбурга линии «Верхнепышминского трамвая», ситуация ещё сложнее: последняя новая система открыта в 1991 году в Хакасии в посёлке Черёмушки, обслуживающем Саяно-Шушенскую ГЭС.

    Однако благодаря развитию новых технологий запустить движение электротранспорта становится реальным без некоторых элементов инфраструктуры, казавшихся раньше обязательными. И речь не только об электробусах с зарядными станциями. Троллейбусы могут начинать работу по улицам новых для них городов и без единого метра контактной сети под напряжением за пределами депо. Мастер-классы в новом подходе к работе безрельсового городского электротранспорта показывают эксперименты с эксплуатацией подвижного состава, в силу разных обстоятельств проведённые в Мариуполе, Нальчике, Череповце, Тольятти, Нижнем Тагиле и Праге. Технологическим прецедентам новейшего времени и их возможному влиянию на дальнейшее развитие городского электротранспорта в городах России посвящена новая серия статей на TR.ru — Транспорт в России. В первой из них будет рассказано о современной жизни троллейбусов в городе на побережье Азовского моря.

    Мариуполь: троллейбусы остались без проводов

    Троллейбусное движение в Мариуполе было открыто в 1970 году. В 2021 году в городе работали 13 маршрутов. Для их работы имелось 89 троллейбусов и 105 км контактной сети.

    На фоне событий первой половины 2022 года в Мариуполе полностью остановилось движение городского электрического транспорта. Вся контактная сеть была демонтирована. И если трамвайное движение по одному из городских маршрутов в мае 2023 года запустили традиционным способом, то возрождение троллейбусного сообщения стало особым прецедентом в организации перевозок этим видом транспорта.

    После окончания боевых действий специалисты МУП «Мариупольтранс» смогли восстановить и подготовить к работе 15 самых новых троллейбусов БКМ-32100D, поставленных в город в 2021 году. Все машины оснащены литий-ионными аккумуляторными батареями с номинальным запасом автономного года не менее 20 км при полной нагрузке. До этого в городе работали только «классические» троллейбусы.

    По завершении подготовительных работ, в конце осени 2022 года троллейбусное движение в городе было восстановлено без монтажа контактной сети на улицах города. Подзарядка троллейбусов выполняется в ночное время и между рейсами от небольшого участка контактной сети в депо № 4 МУП «Мариупольтранс». В городе исторически сформирована общая нумерация трамвайных и троллейбусных депо, и последнему из них достался самый младший номер.

    Начало новой жизни

    С учётом технических возможностей подвижного состава и анализа пассажиропотока за почти полтора года после перезапуска Мариупольского троллейбуса расписания движения на маршрутах менялись несколько раз. Детальное изучение графиков позволяет понять возможности работы троллейбусов в «электробусном» режиме.

    Первым с 23 ноября 2022 года начал работать маршрут № 2Т «ТФД — Драмтеатр». Как сообщил сайт администрации Мариуполя, для работы на линии подготовили четыре троллейбуса и один резервный. Позднее силами работников МУП «Мариупольтранс» подготовили к работе на линии и другие машины.

     Схема маршрута № 2Т. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс» 

    Изначальным расписанием движения по маршруту предусматривалась работа двух троллейбусов в утренние и вечерние (поздние дневные) часы с дневной стоянкой в парке для подзарядки. Такой график был оправдан как с точки зрения пассажиропотоков в городе, которые постепенно восстанавливались, так и с технологической точки зрения. В то же время щадящей эксплуатации техники, которая непонятно как сможет себя вести в непривычных для неё условиях без контактной сети на городских улицах, не наблюдалось с первого дня.

    Расписание движения маршрута № 2Т с 23.11.2022. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    В утренние и вечерние часы троллейбусы успевали сделать по 13 рейсов по маршруту, из них 14 в прямом и 12 — в обратном направлении.

    Оборотный круг на маршруте № 2Т — 12,7 км:

    • ТФД (посадка) — Драмтеатр — 6,3 км;
    • Драмтеатр — ТФД (высадка) — 6,2 км;
    • Разворот на ТФД — 0,2 км.

    Протяжённость нулевых рейсов:

    • депо № 4 — ТФД — 5,6 км;
    • ТФД — депо № 4— 5,5 км;
    • депо № 4 — Драмтеатр — 3,8 км;
    • Драмтеатр — депо № 4 — 3,5 км.

    До дневного перерыва один из троллейбусов успевал пройти 53,5 км, а второй — 45,4 км. Во вторую смену транспортная работа была аналогичной. Средний суточный пробег — 98,9 км

    Учитывая, что обычно запас автономного хода для модели БКМ 32100D в модификации «Сябар» заявлялся на уровне 20 км, условия эксплуатации техники в Мариуполе можно назвать экстремальными. Им способствовал достаточно мягкий климат даже в зимнее время, а также невысокий пассажиропоток, способствующий меньшей разрядке аккумуляторных батарей из-за меньшей снаряжённой массы. Кроме этого, для экономии расхода батарей систему кондиционирования в троллейбусах не включали.

    В качестве подстраховки, для работы на линии были подготовлены ещё несколько троллейбусов, и, в случае необходимости, последние круги в каждую смену могли выполнять уже они.

    Маршрутов становится больше

    Однако штатно изменения в график маршрута № 2Т вносить не стали даже спустя месяц, когда возобновили работу троллейбусов ещё по двум направлениям. 30 декабря 2022 года были открыты «автономные» маршруты № 1Т «пос. Кировка — ДОСААФ» и № 3Т «ЖМР Западный — Драмтеатр».  На них получили работу ещё три троллейбуса.

    Схема маршрута № 1Т. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Работа троллейбуса на маршруте № 1Т «пос. Кировка — ДОСААФ», соединяющем центр города с окраиной — посёлком Кировка, оказалась менее интенсивной — всего по одному рейсу в каждую сторону (утром — в центр, вечером — обратно).

    Расписание маршрута № 1Т с 30.12.2022. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Протяжённость оборотного рейса — 14,8 км:

    • пос. Кировка — ДОСААФ (высадка) — 7,2 км;
    • ДОСААФ (посадка) — пос. Кировка — 7,2 км;
    • разворот на ДОСААФ — 0,4 км.

    Протяжённость нулевых рейсов:

    • депо № 4 — пос. Кировка — 3,0 км;
    • пос. Кировка — депо №4 — 3,0 км;
    • ДОСААФ — депо № 4 — 4,3 км;
    • депо № 4 — ДОСААФ — 4,3 км.

    Cуточный пробег единственного троллейбуса по маршруту — по 14,9 км в утреннюю и вечернюю смены (всего 29,8 км). Такой уровень работы между подзарядками являлся более нормальным для троллейбуса, чем экстремальные нагрузки на маршруте № 2Т.

    Одновременно с маршрутом № 1Т заработал маршрут № 3Т «ЖМР Западный — Подземный переход», где нагрузка на подвижной состава оказалась средней между маршрутами №№ 2Т и .

    Схема маршрута № 3Т. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Первоначально маршрут № 3Т работал тоже только в утренние и вечерние часы.

    Расписание маршрута № 3Т с 30.12.2022. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Протяжённость оборотного рейса — 10,9 км:

    • ЖМР Западный (посадка) — Подземный переход — 5,4 км;
    • Подземный переход — ЖМР Западный (высадка) — 5,1 км;
    • разворот на ЖМР — 0,4 км.

    Протяжённость нулевых рейсов:

    • депо №4 — ЖМР — 5,3 км;
    • ЖМР — депо № 4 — 5,3 км;
    • депо № 4 — Подземный переход — 3,5 км;
    • Подземный переход — депо № 4— 3,3 км;

    В утренние и вечерние часы троллейбусы успевали сделать по восемь рейсов по маршруту. На долю каждой машины выпало по две поездки в прямом и обратном направлении. Поскольку троллейбусы начинали и заканчивали работу на маршруте, то за утреннюю и вечернюю смены у одного из них пробег без подзарядки составлял 32,8 км, а у другого — 28,6 км. Среднесуточный пробег — 61,4 км.

    Всего на улицы Мариуполя с 30 декабря стали выезжать пять троллейбусов из имевшихся 15.

    Корректировка расписаний

    Спустя ещё  месяц МУП АГМ «Мариупольтранс» объявило об изменении в расписании движения троллейбусов по результатам обследования пассажиропотоков.

    С 21 января 2023 года работа троллейбусов на маршруте № 2Т смягчилась, при этом количество рейсов сократилось более чем вдвое с 26 до 12.

    Каждая машина стала выполнять по 1,5 круга утром и вечером. А перерыв между утренними и вечерними рейсами по маршруту увеличился с 5 до 8,5 часов.

    Расписание маршрута № 2Т с 21.01.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Пробег троллейбусов между подзарядками снизился до 28,3-28,4 км, а суточный пробег — до 56,7 км.

    Глядя отдельно на маршрут № 2Т, можно было бы подумать о необходимости смягчения нагрузки на троллейбусы, но в целом ситуация не изменилась: просто сместился приоритет обслуживания направлений.

    На маршруте № 3Т количество рейсов, напротив, увеличилось с 16 до 36 при том, что формально за его работу по-прежнему отвечали две машины. Однако в действительности схема работы стала более хитрой: рано утром на линию действительно выходили две машины, а затем к ним присоединялась «недозагруженная» машина с маршрута № 1Т, отработавшая утренний рейс, и имевшая время на подзарядку около 1,5 часов в депо. Сделав по два круга, она уходила на подзарядку, возвращалась на дневные рейсы, затем снова уходила в депо, чтобы вечером соевершить поездку на «единице». На основные троллейбусы нагрузку увеличили так, что они стали вместо двух кругов без подзарядки совершать по 3,5-4 круга. В результате таких манёвров максимальный дневной перерыв в движении по маршруту № 3Т сократился с восьми до трёх часов.

    Расписание маршрута № 3Т с 21.01.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Один из троллейбусов утром и вечером преодолевал по 54,6 км без подзарядок, другой по 47 км.  Средний суточный пробег машин превысил отметку в 100 км, составив 101,6 км. Два выезда в более щадящем режиме троллейбуса, переключаемого с маршрута № 1Т, требовали пробега по 32,8 км без подзарядки каждый с временем на подзарядку около двух часов между ними и общим пробегом на обоих маршрутах 95,4 км за день.

    Запуск дополнительных машин

    С 6 мая 2023 года на маршруте № 3Т добавился ещё один троллейбус, благодаря чему на маршруте вместо 36 рейсов стало выполняться 54. Понятие дневного перерыва на маршруте исчезло. При этом конечная остановка в центре переместилась от Подземного перехода к Драмтеатру, аналогично маршруту № 2Т.

    Протяжённость оборотного рейса выросла до 12,1 км:

    • ЖМР Западный (посадка) — Драмтеатр — 6,0 км;
    • Драмтеатр — ЖМР Западный (высадка) — 5,7 км;
    • разворот на ЖМР — 0,4 км.

    Протяжённость нулевых рейсов:

    • депо №4 — просп. Ленина — ЖМР — 5,3 км;
    • ЖМР — просп. Ленина — депо № 4 — 5,3 км;
    • депо № 4 — просп. Ленина — Драмтеатр — 4,1 км;
    • Драмтеатр — просп. Ленина — депо № 4 — 3,9 км.

    Расписание маршрута № 3Т с 6 мая 2023 года. Источник: сайт администрации Мариуполя

    Переключаемый с маршрута № 1Т троллейбус за каждый из двух выездов на маршрут № 3Т стал совершать всего по 1,5 круга с пробегом 27,6-27,7 км (85,1 км в сутки). Для остальных троллейбусов в течение дня вместо двух выездов из депо стало предусматриваться три. Между визитами в депо троллейбусы проводили по два-четыре круга. Пробег машин без подзарядки в утренний выезд составил от 32,2 до 56,4 км, в дневной — от 27,7 до 39,1 км, в вечерний — от 35,2 до 56,4 км. При этом два из трёх графиков предусматривали выезд троллейбуса из депо через 20 минут после его заезда. Зарядиться за такое время после пробега более 50 км недостаточно, однако его вполне хватает, чтобы пересесть водителю на резервный троллейбус, подготовленный к дневной работе. Два «подменных» троллейбуса совершали по 1,5 круга в дневное время (27,7 км), пока основные машины после утренних 51,9-56,4 км пробега готовились к аналогичной вечерней нагрузке. Единственный троллейбус, совершавший три выезда из депо, в каждый из них проходил от 32,2 до 39,1 км, имея 1,5-2 часа на подзарядку между работой на линии. Дневной пробег основных троллейбусов на маршруте остался выше 100 км и составил 103,8 — 112,8 км.

    Кроме того, с 6 мая 2023 года очередное изменение расписаний повлекло увеличение нагрузки на троллейбусы маршрута № 2Т. Вместо восьми рейсов утром стало выполняться 10, а вечером — 11. Дневной перерыв сократился с 8,5 до 5,5 часов.

    Расписание маршрута № 2Т с 06.05.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    За утренний выезд один троллейбус стал преодолевать 41,0, а другой 41,1 км. Во вторую смену отработка стала ещё более неравномерной: на долю одной машины выпал пробег в 53,7 км, а второй 32,7 км. Среднесуточный пробег — 84.2 км.

    Таким образом, в течение дня стали работать шесть основных троллейбусов и два подменных.

    Дальнейший рост пассажиропотока на маршруте № 3Т привёл к необходимости запуска в работу ещё одного троллейбуса. С 15 июня 2023 года вместо трёх машин утром стали выезжать на работу четыре, а в дневные часы по традиции им компанию составила машина, переключённая с маршрута № 1Т. Интервал движения в часы пик с 20 минут местами снизился до 10, а в межпиковое время перестал превышать 40 минут.

    Расписание маршрута № 3Т с 15.06.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Количество полных рейсов по маршруту выросло с 54 до 65. Дополнительный четвёртый троллейбус также совершал по три выезда из депо с пробегом между подзарядками от 27,7 до 35,5 км и перерывами чуть более двух часов между выездами (98,1 км в сутки). Всего к ежедневной работе стали привлекать семь основных троллейбусов и два подменных.

    Очередные изменения в расписании движения (и испытания на прочность) троллейбусов ввели с 11 августа 2023 года. С этого дня на маршруте № 1Т появился утренний рейс от центра города до Кировки, а рейсов в центр стало два вместо одного. Утренний беззарядный пробег единственного троллейбуса увеличился до 29,7 км. Расписание маршрута № 3Т, несмотря на увеличение времени работы троллейбуса на маршруте № 1Т, не изменилось. С учётом дневной работы на маршруте № 3Т суточный пробег троллейбуса вырос до 99,9 км.

    Расписание маршрута № 1Т с 11.08.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На маршруте № 2Т с 11 августа количество рейсов увеличилось с 21 до 23. Введённый дополнительный дневной выезд одного из троллейбусов на один круг (пробег 24,0 км без подзарядки) позволил сократить дневной перерыв в движении с 5,5 до трёх часов. Среднесуточный пробег на маршруте тоже подтянулся к сотне — до 96,2 км.

    Расписание маршрута № 2Т с 11.08.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Троллейбусы для нового микрорайона

    Осенью 2023 года маршрутная сеть Мариупольского троллейбуса расширилась ещё на одно направление. Если предыдущие маршруты запускались по мотивам старых «проводных», то маршрут № 4Т «Драмтеатр — микрорайон Изумрудный» был открыт 3 октября 2023 года для обслуживания микрорайона-новостройки. На маршруте первоначально стала работать одна машина. Общий выпуск троллейбусов на маршруты Мариуполя увеличился до восьми машин плюс две подменные.

    Схема движения маршрута № 4Т. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    Протяжённость оборотного рейса 11,9 км:

    • микрорайон Изумрудный — Драмтеатр — 6,0 км;
    • Драмтеатр — микрорайон Изумрудный — 5,9 км;

    Протяжённость нулевых рейсов:

    • депо №4 — АС-2 — микрорайон Изумрудный — 4,0 км;
    • микрорайон Изумрудный — АС-2 — депо № 4 — 3,8 км;
    • депо № 4 — просп. Ленина — Драмтеатр — 4,1 км;
    • Драмтеатр — АС-2 — депо № 4 — 4,7 км.

    Расписание маршрута № 4Т с 03.10.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На новом маршруте выделенный троллейбус стал работать в достаточно щадящем режиме с четырьмя заходами в депо в течение дня и совершением восьми кругов (16 рейсов) по маршруту: по два круга без зарядки (пробег 31,7 км). За сутки троллейбус пробегал 126,7 км с тремя подзарядками в течение дня, на каждую из которых графиком отводилось около двух часов.

    С 5 февраля 2024 года на маршрут № 4Т выведен ещё один троллейбус, работающий почти по «зеркальному» расписанию относительно первого с аналогичным количеством выездов из депо и заездов обратно в течение дня. Количество рейсов увеличено с 16 до 28 (по 14 в каждом направлении).

    Расписание маршрута № 4Т с 03.10.2023. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На новом маршруте выделенный троллейбус стал работать в достаточно щадящем режиме с четырьмя заходами в депо в течение дня и совершением восьми кругов (16 рейсов) по маршруту: по два круга без зарядки (пробег 31,7 км). За сутки троллейбус пробегал 126,7 км с тремя подзарядками в течение дня, на каждую из которых графиком отводилось около двух часов.

    С 5 февраля 2024 года на маршрут № 4Т выведен ещё один троллейбус, работающий почти по «зеркальному» расписанию относительно первого с аналогичным количеством выездов из депо и заездов обратно в течение дня. Количество рейсов увеличено с 16 до 28 (по 14 в каждом направлении).

    Троллейбусы МУП АГМ «Мариупольтранс» на зарядке в депо № 4. Источник: ФБУ «Росавтотранс»

    В целом восстановление троллейбусного сообщения в городе пока идёт примерно в одном уровне с более распространённым автобусным. Если по состоянию на 17 февраля 2023 года на маршруты Мариуполя выходило 58 автобусов и пять троллейбусов, то к 17 мая, как сообщил Telegram-канал Главы Мариуполя, выпуск вырос до 80 единиц транспорта: 61 автобуса, шести троллейбусов на автономном ходу и 13 трамвайных вагонов. А 24 января 2024 года администрация Мариуполя сообщила, что в городе на маршрутах работает 114 единиц общественного транспорта: 93 автобуса, 13 трамваев и восемь троллейбусов на автономном ходу.

    В то же время кадровый потенциал троллейбусного парка из-за сокращения возможностей использования подвижного состава вследствие утраты контактной сети не был полностью использован. В частности, 30 августа 2023 года администрация Мариуполя сообщила, что шесть сотрудниц МУП «Мариупольтранс», ранее управлявшие троллейбусами на автономном ходу, успешно прошли переобучение, получили водительские удостоверения категории «D» и стали перевозить пассажиров на городских автобусных маршрутах. Помимо этого, более 30 троллейбусов в разной степени сохранности и технической готовности, де-факто заперты в депо, так как построены в «классическом» исполнении, без оборудования тяговыми аккумуляторными батареями увеличенного автономного хода.

    Будущее сети Мариупольского троллейбуса под вопросом. Рано или поздно подход к организации троллейбусного движения в Мариуполе придётся менять. Пока что относительно новые троллейбусы будут стареть. Экстремальные, на пределе возможностей (более 50 км без подзарядки) нагрузки на аккумуляторные батареи способствуют их преждевременному выходу из строя. Через некоторое время в городе придётся сделать выбор: отказываться от троллейбусного движения или возвращать контактную сеть хотя бы на участки с наиболее интенсивным движением. В роли первоочередного может оказаться общий участок маршрутов №№ 3Т и от Драмтеатра по просп. Мира до поворота на ул. Строителей или далее до троллейбусного депо с наибольшей частотой движения — до шести троллейбусов в час в каждом направлении.

    Другой альтернативой может стать замена троллейбусов с увеличенным автономным ходом автобусами с электрическими двигателями с ночной или ультрабыстрой подзарядкой.

    Независимо от дальнейшего развития событий можно констатировать, что в Мариуполе на протяжении довольно продолжительного времени — почти полутора лет, троллейбусы, изначально рассчитанные на работу с подзарядкой от контактной сети, заряжаются исключительно в троллейбусном депо и обеспечивают работу нескольких маршрутов как в пиковые часы, так и в межпиковое время с суточным пробегом в 100-126 км. В то же время динамическая подзарядка позволяла бы машинам проводить больше времени на маршрутах, сохраняя более высоким уровень заряда батарей и не теряя времени на непроизводительные пробеги к единственному источнику восполнения заряда. Топология маршрутной сети в Мариуполе такая, что вблизи троллейбусного депо нет особых точек притяжения и каждый день драгоценный заряд машин тратится на несколько километров нулевых рейсов до ближайших точек маршрутов, чьи конечные расположены в 3-5 км от депо.

    Подробно о путях развития городского электротранспорта, по которым может пойти Мариуполь и другие города с учётом современной практики эксплуатации техники в других регионах и имеющихся на рынке типов подвижного состава, будет рассказано в следующих статьях цикла.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)