ГЭТ: нестандартные условия работы и новые возможности. Часть 2: Нальчик

  • Павел Яблоков
    2 апреля 2024 г. — 19:35
    1412
    Иллюстрация: 

    Троллейбус Тролза-5265.00 «Мегаполис». Источник: сайт администрации Нальчика

    В первой части цикла статей о работе городского электротранспорта в нестандартных условиях рассказывалось о новой жизни троллейбусов Мариуполя. Девять троллейбусов, ежедневно по утрам выходящих на улицы приморского города, — не самый высокий показатель. Однако он уже выше, чем выпуск на маршруты в некоторых городах, в которых не случалось полной остановки движения транспорта по техническим причинам — в частности, в Вологде, Владивостоке, Тамбове, Керчи и Нальчике. В последнем из них, столице Кабардино-Балкарии, оставшиеся троллейбусы стали невольными участниками другого испытания, тоже имеющего важное прецедентное значение для троллейбусной отрасли — работы в условиях расширяющегося «Чистого неба».

    Троллейбусы в Нальчике: краткое знакомство

    В столице Кабардино-Балкарии троллейбусное движение открылось достаточно поздно по сравнению с некоторыми другими регионами — 22 ноября 1980 года, а строилось хозяйство с 1976 года. К этому моменту население города уже преодолело 200-тысячную отметку. К 2023 году, по данным Росстата, количество жителей Нальчика увеличилось до 246 тыс. человек, а вместе с пригородами население городского округа Нальчик составляет почти 272 тыс. жителей. Активное строительство троллейбусной сети продолжалось в 1980-х годах. Затем после некоторого перерыва в 2000 году были запущены линии по улице Ногмова до КБГУ и в курортной зоне по просп. Шогенцукова до Долинска (остановка «Курортный зал» (Курзал)), которая в 2001 году продлена далее в Хасанью до 2-й городской больницы.

    В мае 2004 года открыта последняя новая линия по улицам Захарова, Суворова, Калинина, Нарткалинскому шоссе до села Адиюх. На этом сеть линий Нальчикского троллейбуса достигла наибольшего размера. Для её обслуживания на очень большом удалении от жилой застройки в юго-восточной части города было построено троллейбусное депо вместимость 100 машиномест по типовому проекту. Это, пожалуй, один из самых экзотических примеров выбора расположения для троллейбусного депо относительно застройки города во всём СССР (наряду разве что с Поти и Альметьевском). Оно было построено при участии Нальчикского завода полупроводниковых приборов (НЗПП), для доставки его сотрудников. Депо никогда не достигало проектных значений обслуживаемого парка (максимальное количество машин на балансе предприятия было в 2004 году — 65 единиц).

    Уже в конце 2000-х годов из-за старения парка выпуск троллейбусов на маршруты начал сокращаться. В первую очередь троллейбусы пропали с линии до села Адиюх, на которую затем несколько раз возвращались ради пары рейсов в утренние часы. Так, в 2009 году из прежних семи маршрутов регулярно оставались работать лишь маршруты №№ 1, 2 и 4, но на каждый из них выходило по восемь троллейбусов.

    По данным изданного в 2017 году справочника «Троллейбусы мира от А до Я», в 1990 году протяжённость сети линий Нальчикского троллейбуса составляла 21,0 км в двупутном исчислении, в парке числилось 60 троллейбусов, в 2000 году 23,8 км, 55 троллейбусов, в 2010 году 34,8 км, 47 троллейбусов.

    По состоянию на лето 2014 года, согласно изданному в 2016 году «Атласу городского электротранспорта России», в Нальчике действовало пять маршрутов, обслуживаемых 37 троллейбусами:

    • № 1 «Дубки — Горная» (по ул. Кирова);
    • № 2 «Горная — Стрелка»;
    • № 3 «Дубки — Стрелка»;
    • № 4 «Дубки — Горная»;
    • № 7 «Университет (КБГУ) — Адиюх» (только два рейса утром в направлении Университета в учебное время (вне каникул)).

    Протяжённость контактной сети в однопутном исчислении составляла 69,6 км. Маршруты № 5 «Дубки — Университет (КБГУ)» и № 6 «Стрелка — Долинск (2-я городская больница)» к тому времени были отменены. Линии на Адиюх и к КБГУ были минимально задействованы в движении, а линия по просп. Шогенцукова в Долинск к Курзалу и 2-й больнице и вовсе бездействовала.

    «Мегаполисы» новая техника — новые возможности

    Новый стимул развитию троллейбусных перевозок в Кабардино-Балкарии придали 10 закупленных в 2014 году на средства республиканского бюджета троллейбусов с увеличенным автономным ходом (до 50 км) Тролза-5265.00 «Мегаполис». С их помощью в феврале 2015 году были открыты новые маршруты из Нальчика в Чегемский район Кабардино-Балкарии: № 2Ш до пос. Шалушка (13,6 тыс. жителей) и № 5Н до пос. Нартан (16 тыс. жителей).

    Троллейбус Тролза-5265 в Нальчике. Источник: сайт администрации Нальчика

    С 22 июля 2015 года в связи с дорожными работами на ул. Ногмова троллейбусный маршрут № 5Н «КБГУ — Дубки — Нартан» уступил эстафету новому маршруту № 1Н, объединившему трассу маршрута № 1 и «автономный» участок от рынка «Дубки» до Нартана. И на несколько последующих лет маршруты №№ 1Н и стали основными местами работы «автономных» троллейбусов.

    Средняя протяжённость маршрута № 2Ш «Горная — Стрелка — Шалушка» 16,4 км в одном направлении, в то время как его аналог под контактной сетью № 2 «Горная — Стрелка» — 9,5 км. Около 14 км за оборотный рейс троллейбусы преодолевали на автономном ходу. Более сложной в работе оказалась линия маршрута № 1Н «Горная — Дубки — Нартан» (17,53 км), из которых под контактной сетью проходилось от кругового перекрёстка рядом с рынком Дубки около 7,7 км. В каждый круг троллейбусу нужно было проходить около 19,8 км без контактной сети. В летнее время при температуре воздуха выше +30°C троллейбусные батареи перегревались и требовали охлаждения, из-за чего расписание движения не всегда выполнялось.

    Длина участка автономного хода от кольцевой развязки «Рынок Дубки» ул. Шогенова и Владикавказского шоссе до разворотного кольца в п. Нартан 9,9 км.

    Схема маршрута № 2Ш. Источник: сайт администрации г. о. Нальчик

    Схема маршрута № 2. Источник: сайт администрации г. о. Нальчик

    К сожалению, традиционная непубличность транспортных предприятий Северного Кавказа вкупе с определённым непониманием важности информирования об услугах общественного транспорта со стороны муниципалитета не позволяют полностью отследить работу одних из первых серийных электробусов с динамической подзарядкой на протяжении почти 10 лет их службы.

    Затерявшись на фоне многочисленных маршруток, на дополнительных направлениях троллейбусные перевозки со временем скатились к выполнению рейсов только в пиковые часы — когда микроавтобусы не справлялись с нагрузкой, но в то же время выпуск дополнительных «ГАЗелей» был для их хозяев нерентабельным, так как за исключением двух-трёх часов в день достаточного количества пассажиров на них не находилось.

    Как менялась работа троллейбусов с автономным ходом (+):

    К декабрю 2015 года движение на маршруте № 1Н стабилизировалось: весь день на линии работали три троллейбуса с отправлением из Нартана: в 7:00, 7:30, затем каждый час с 8:00 до 16:00 с интервалом 1 час, далее 17:05, 18:10, и три заключительных рейса до депо в 19:10, 19:40, 20:10. Отправление от конечной станции «Горная» выполнялось каждые 60 минут с 7:00 до 16:00, далее в 17:05, 18:10, 18:40, 19:10. Время оборота по линии — около двух часов.

    В январе 2016 года количество рейсов сократили, полностью отменив работу по воскресеньям. Утром все троллейбусы стали подаваться в Нартан прямиком из депо, днём и вечером обороты по маршруту сохранились. Отправление от Нартана: 6:45, 7:15, 7:45, 11:45, 14:05, 17:05. Отправление от Горной: 10:45, 13:05, 16:05, 17:05, 18:10.

    С 15 марта 2017 года троллейбусы с увеличенным автономным ходом получили новую работу. Закрылось движение всех видов транспорта, включая троллейбусы, по ул. Мальбахова в связи с демонтажом аварийного путепровода. Маршруты №№ 2 и смогли продолжить работу по объездной трассе через улицы Кирова, Ахохова и Осетинскую, совершая поездки по 900-метровому участку ул. Кирова на автономном ходу. В связи с переводом маршрута № 2 на троллейбусы с увеличенным автономным ходом количество рейсов на маршруте № 1Н ещё раз уменьшилось: два троллейбуса стали выполнять только утренние рейсы из Нартана в 6:45 и 7:45 и вечерние от Горной в 17:05 и 18:15, а в дневные часы работали на маршрутах №№ 2 и . Маршрут № 3 как самостоятельный к тому времени прекратил работу: по его трассе фактически выполнялись только «нулевые» рейсами (утром из депо вечером в депо) для троллейбусов маршрута № 2, начинавших/заканчивавших работу на кольце «Стрелка».

    Позднее контактную сеть на ул. Мальбахова восстановили: автодорогу переложили в одном уровне с обрывающимися неподалёку железнодорожными путями и в середине августа 2017 года возобновили движение маршрутов по постоянной схеме, позволив снова выпустить «классические» троллейбусы на маршрут № 2.

    Наиболее регулярно работающим стал троллейбусный маршрут № 4 «Дубки — Горная».

    Схема маршрута № 4. Источник: сайт администрации г. о. Нальчик

    К январю 2019 года по воскресным и праздничным дням остались работать только маршруты №№ 2, 2Ш, 3 и 4:

    • № 2: от Горной с 7:35 до 18:55, от Стрелки с 7:52 до 18:52 с интервалом 20 минут;
    • № 2Ш: из Шалушки — 8:30, 10:45, 13:25, 15:40, а также рейс в 17:30 до депо; от Горной — в 9:50, 12:30, 14:50, 16:40;
    • № 3: от Дубков в 6:52, 7:12; от Стрелки в 19:12, 19:32;
    • № 4: от Дубков с 6:40 до 19:10, от Горной с 7:25 до 20:00 с интервалом 10–20 минут.

    С 28 января 2020 года нагрузка на «автономные» троллейбусы немного увеличилась. Трасса маршрута № 2Ш «Горная — Шалушка» продлена от прежней конечной «Микрорайон ККРС» по ул. Ленина в пос. Шалушка на 1,4 км далее до границы с селом Яникой. Участок автономного хода от кольца «Стрелка» увеличился с 6,9 до 8,3 км в одном направлении.

    Нальчикский троллейбус теряет маршруты и провода

    Но ещё с 2019 года начался закат Нальчикского троллейбуса. В 2019 году в Кабардино-Балкарии, как и в большинстве регионов страны, началась реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В Нальчике при выполнении работ решили придерживаться концепции «Чистое небо». В результате, по мере благоустройства городских улиц, с них стала исчезать контактная сеть, и, как следствие, сами троллейбусы.

    Демонтаж контактной сети и изменения маршрутов (+):

    С 25 августа 2019 года в связи с производством ремонтных работ закрылось движение всех видов автотранспорта по части улицы Кирова. Контактная сеть разобрана от улицы Ахохова до проспекта Кулиева. Троллейбусы маршрута № 1Н направлены в объезд по улицам Ахохова, Чернышевского, Байсултанова. Таким образом оставшийся единственный утренний рейс в 7:45 от Нартана помимо участка от Нартана до рынка «Дубки» стал преодолевать без проводов ещё 3,0 км по новому объезду, располагая для подзарядки около 4,3 км трассы вдоль ул. 2-й Таманской Дивизии, Осетинской ул. и ул. Ахохова.

    В феврале 2020 года контактная сеть демонтирована на протяжении всей улицы Ахохова.

    С 18 марта 2020 года в связи с проведением капремонта ул. Кирова от ул. Атажукина до ул. Идарова в рамках нацпроекта «БКД» МУП «Троллейбусное управление», как сообщал сайт городского округа Нальчик, вынужденно изменило работу по троллейбусной сети, сохранив движение до конечной «Горная» с помощью «автономных» троллейбусов и возобновив регулярное движение по дальней части просп. Шогенцукова до Курзала на «классических» троллейбусах:

    • на маршруте № 1Н «Нартан — Горная» остался только один утренний рейс в 7:30;
    • маршрут № 2 «Стрелка — Горная» приостановил работу;
    • маршрут № 2Ш «Шалушка — Горная» работает с 7:00 до 19:40 с интервалом в 40 минут;
    • маршрут № 4 «Дубки — Горная» стал обслуживаться троллейбусами с увеличенным автономным ходом (движение с 6:00 до 20:40; интервал около 30 мин.);
    • возобновлены маршруты № 6 «Стрелка — Курзал» (с 7:00 до 20:30, интервал около 30 мин.) и № 5 «Дубки — Курзал» (с 7:00 до 20:20; интервал около 30 мин.) с работой «классических» троллейбусов, ранее обслуживавших маршруты №№ 2 и 4.

    С 5 апреля по 30 июня 2020 года на время действия режима повышенной готовности в Нальчике работали только троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Восемь машин обслуживали маршруты №№ 2 и 4, а также двумя рейсами маршрут № 2Ш (7:40 от Шалушки, 17:00 от Горной). С 1 июля восстановлена маршрутная схема, действовавшая с 18 марта, за одним исключением: работа маршрута № 1Н (и любое движение троллейбусов с увеличенным автономным ходом до Нартана) прекратилась окончательно.

    С 8 по 29 апреля 2020 года в связи с работами на ул. Кирова троллейбусные маршруты №№ 2Ш и 4 с «автономными» троллейбусами сокращены до просп. Кулиева. Одновременно в апреле демонтирована контактная сети на конечной станции «Горная» и прилегающем участке по улице Кирова.

    С 1 сентября 2020 года утром по будням в очередной раз возобновлена работа маршрута № 7 (отправление из Адиюха в 7:55 и 8:10, далее троллейбусы работают на маршруте № 5 «Дубки — Курзал».

    В июле 2020 году к МУП «Троллейбусное управление» присоединили ГУП «Каббалкавтотранс-1438» (для этого месяцем ранее его перевели в муниципальную форму собственности). Объединённое транспортное предприятие стало называться МУП «Нальчикский транспорт». На территории троллейбусного депо начали базироваться оставшиеся автобусы автоколонны, а также вновь прибывшие ЛиАЗы, подаренные Правительством Москвы. Именно ЛиАЗы и начали вытеснять троллейбусы уже с основных маршрутов.

    Продолжение демонтажа контактной сети и сокращения маршрутов (+):

    С 15 сентября 2020 года дорожно-ремонтные работы начались на ул. Мальбахова. Контактная сеть снята от Стрелки до ул. Кирова. Из-за удлинения участка без рабочей контактной сети троллейбусный маршрут № 2Ш «Горная — Шалушка» переведён на обслуживание автобусами ЛиАЗ-5292. Маршрут № 6 «Стрелка — Долинск (Курзал)» закрыт, троллейбусы снова стали работать на маршруте № 2 «Горная — Стрелка» с уже двумя участками автономного хода.

    Весной 2021 года была демонтирована контактная сеть по улицам Ленина, Кирова, Мальбахова и просп. Кулиева. С 30 апреля 2021 года троллейбусный маршрут № 2 и уже ставший автобусным № 2Ш заменены новыми автобусными №№ 33 и 33Ш. В отличии от троллейбусов вместо просп. Шогенцукова автобусные трассы прошли по просп. Ленина, а от конечной «Горная» продлились далее по ул. Кирова, ул. Тлостанова, просп. Ленина, ул. Канукоева до 2-й городской больницы, а затем, с 11 ноября 2023 года, — и до санатория «Долинск». Движение троллейбусов по маршруту № 4 усилено.

    В июне 2021 года демонтирована контактной сети троллейбуса на Осетинской ул. от ул. Ахохова до просп. Шогенцукова.

    Фактическое состояние инфраструктуры и перевозок троллейбусами в Нальчике в 2021 году. Источник: «Высшая школа экономики», С. Пучкова

    Некоторое время в городе ещё продолжили работу маршруты № 5 и представленный утренними рейсами в сторону КБГУ маршрут № 7.

    С 23 сентября 2021 года в Нальчике остался работать единственный троллейбусный маршрут № 4 «Дубки — Горная». При этом участок от «Горной» до просп. Шогенцукова троллейбусы ещё с весны 2021 года преодолевали исключительно на автономном ходу. К ноябрю 2021 года завершён демонтаж контактного провода со стороны «Горной» по просп. Кулиева и просп. Ленина до Балкарской ул.

    К остановке маршрутов №№ 5 и 7 привело временное перекрытие части просп. Шогенцукова, которое «автономные» троллейбусы маршрута № 4 преодолевали в обход через просп. Ленина и ул. Кешокова. После окончания работ на просп. Шогенцукова, где, на удивление, контактная сеть сохранилась почти везде, кроме участка длиной 0,25 км между ул. Захарова и Осетинской ул., маршрут № 7 не возобновился, хотя провода по его трассе остались.

    Маршрут № 4 длиной 11,1 км на полтора года стабилизировался с участком автономного хода около 3 км в одном направлении, что было более чем достаточно для восполнения заряда батарей во время движения.

    Вместо связной троллейбусной сети — «очаговая» электрификация

    2022 год прошёл для троллейбусов Нальчика тихо, а в 2023 году дорожные работы по «Безопасным качественным дорогам» вдоль троллейбусной трассы продолжились, вследствие чего троллейбусная сеть столицы Кабардино-Балкарии получило технологическую уникальность. В апреле 2023 года начат демонтаж контактных проводов по участку Осетинской ул. от просп. Шогенцукова до ул. Суворова (0,5 км), а также по ул. Шогенова от кольца «Дубки» до 2-й ул. Таманской дивизии (3,0 км). В результате действующая контактная сеть маршрута № 4 оказалась разорвана на три не связанных между собою участка, питаемых от разных тяговых подстанций. Контактная сеть вдоль трассы маршрута осталась:

    • в депо, на расположенном рядом с ним кольце «Дубки» и линии длиной 0,4 км между ними;
    • на 2-й ул. Таманской дивизии и Осетинской ул. от ул. 2-й Таманской дивизии до ул. Суворова (2,5 км);
    • на просп. Шогенцукова от ул. Захарова до Балкарской ул. (2,1 км).

    Выпуск на линию стабилизировался на уровне четырёх машин, обеспечивая средний интервал движения 30 минут в течение дня. Троллейбусы отправляются от Дубков с 6:00 до 19:00, а от Горной с 6:45 до 19:45.

    Покрытие маршрута № 4 контактной сетью сократилось до 40%, что находится на пределе комфортных значений для работы троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Рекомендуемый режим непрерывной работы троллейбусов, не приводящий к снижению эксплуатационных характеристик батарей, — 40% пути без контактной сети с подзарядкой на оставшихся 60%. При этом в Нальчике минимальная норма длины контактной сети ещё и рассредоточена на двух участках. Кроме того, по свидетельствам местных очевидцев, участок по ул. 2-й Таманской дивизии и Осетинской ул. было обесточен, поэтому к услугам троллейбусов был лишь 2,1-километровый участок по просп. Шогенцукова, покрывающий лишь 19% трассы маршрута.

    Таким образом, с весны 2023 года троллейбусы с увеличенным автономным ходом в Нальчике вслед за их более молодыми коллегами перешли к работе на износ. Основная зарядка по пути следования маршрута № 4 проходит на просп. Шогенцукова: штанги ставятся у перекрёстка с ул. Захарова в сторону Горной. На обратном пути дорога идёт в основном на спуск и рельеф местности позволяет ездить «накатом» без подключения к сети.

    К апрелю 2018 года в Нальчике, по информации администрации г. о. Нальчик осталось 35 работоспособных троллейбусов, включая 10 «Мегаполисов». При этом к лету 2018 года выпуск на городские троллейбусные маршруты сократился до 17 машин. После демонтажа контактного провода по улицам Осетинской, Балкарской, Кирова, Шогенова, Мальбахова, проспектам Ленина и Кулиева на городских улицах остались только троллейбусы с автономным ходом. «Классические» троллейбусы поставок до 2014 года остались невостребованными, и в ноябре 2023 года семь наиболее работоспособных из них были по договорённости переданы в Ставрополь.

    Последние недели до замены автобусами?

    С конца 2023 года весь подвижной состав Нальчикского горэлектротранспорта представлен девятью троллейбусами Тролза-5265.00 «Мегаполис» (одна машина волею судьбы стала донором запчастей для своих коллег), в этом году отмечающими своё 10-летие. Тем не менее, они до сих пор способны подзаряжать свои аккумуляторы от контактной сети. Наличие работающих аккумуляторных батарей у почти 10-летних машин — само по себе удивительный случай. В отсутствие строгого наблюдения за режимом их работы, ресурс автономного хода у троллейбусов снижен, и часть машин может проходить без подзарядки не более 10 км.

    Но тучи над троллейбусами продолжают сгущаться. 10-летние машины, ни разу не менявшие аккумуляторные батареи, скоро утратят возможность самостоятельного передвижения без контактной сети. А её в городе почти не осталось. Власти Кабардино-Балкарии в 2023 году окончательно сделали ставку на обновление общественного транспорта путём закупки новых автобусов по федеральной программе.

    21 февраля 2024 года состоялась торжественная передача МУП «Нальчикский транспорт» 44 автобусов — 20 ПАЗ-422320-04 «Citymax 9» и 24 ПАЗ-320415-04 «Вектор NEXT 8.8», приобретённых республиканским правительством за 398,56 млн руб. в рамках федерального проекта по обновлению автобусных парков на средства специальных казначейских кредитов. После завершения оформления техники, она будет выпущена на городские маршруты. Предварительно они были определены ещё в 2023 году и фигурируют в детализированном перечне мероприятий, утверждённых Постановлением Правительства КБР от 31.07.2023 № 149-ПП.

    Постановление Правительства КБР о распределении новых автобусов

    Бывшие троллейбусные маршруты разыграны на конкурсе, объявленном постановлением местной администрации городского округа Нальчик 22 декабря 2023 года № 2769:

    • № 3М «Дубки — Стрелка» (12 автобусов среднего класса (СК); по ул. Шогенова, ул. 2-й Таманской дивизии, Осетинской ул., ул. Мальбахова);
    • № 5М «Дубки — Курзал» (12 автобусов СК; по ул. Шогенова, ул. 2-й Таманской дивизии, Осетинской ул., ул. Шогенцукова);
    • № 7М «Университет — Адиюх» (8 автобусов СК; по ул. Ногмова, просп. Шогенцукова, ул. Захарова, ул. Суворова, ул. Калинина, Нарткалинскому шоссе);
    • № 33 «Стрелка — Санаторий Долинск» (12 автобусов СК).

    Ещё не открытые маршруты-троллейбусозаменители №№ 3М, 5М, 7М внесены в Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик постановлением от 18.05.2023 № 1007. Маршрут № 33 работает с 2021 года и вскоре обновит подвижной состав.

    Что касается троллейбусного маршруте № 4, то ещё в конце 2023 года в городском реестре маршрутов его вид транспорта был изменён на автобусы с возможностью работы до 25 машин.

    Демонтаж опор контактной сети на Балкарской ул. Источник: сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

    29 марта Минтранс Кабардино-Балкарской Республики сообщил о планах дорожных работ в рамках нацпроекта «БКД» на 2024 год. В него включили Балкарскую и Осетинскую улицы, а также улицу 2-й Таманской Дивизии. При этом если контактная сеть на Балкарской улице уже была ранее демонтирована, и замена бывших опор контактной сети уже ничего не меняет для работы оставшихся троллейбусов, то начало основной фазы работ по двум другим улицам скорее всего и приведёт к окончательной остановке троллейбусного движения.

    Проложенная вдоль реки Нальчик по направлению к выезду из города в сторону Владикавказа улица 2-й Таманской Дивизии в ходе строительного сезона будет расширена до четырёх полос. Осетинскую улицу тоже ждёт расширение. Весь комплекс работ, включая замену опор (и, как следствие, демонтаж контактной сети для соблюдения принципов «Чистого неба») дорожники планируют завершить к осени.

    В Telegram-канале Минтранса КБР уже анонсирована замена троллейбусов автобусами с сокращением интервалов движения в часы пик до 10 минут, в межпиковое время до 20 минут, что в 1,5-3 раза ниже получасовых троллейбусных.

    Есть ли у троллейбусов Нальчика будущее?

    Курс на избавление от троллейбусного сообщения в столице Кабардино-Балкарии виден невооружённым взглядом. Но если завтра взгляд руководства республики на проблему вдруг изменится, то у троллейбусов Нальчика ещё может быть будущее. И потеря линии, ведущей к депо, не проблема. Хотя ещё совсем недавно, в 2021 году, Высшей школой экономики разработана Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения (КСОТ) городского округа Нальчик, где не только проработан план стабилизации троллейбусных перевозок, но предложены варианты доразвития сети в ряд районов (в том числе с использованием автономного хода).

    Разработанные в 2021 году в рамках КСОТ предложения по стабилизации работы Нальчикской троллейбусной сети.

    Вызывает обоснованные вопросы, почему реальная деятельность местной транспортной администрации не обнаруживает вообще преемственности с ею же утверждённой действующей КСОТ.

    В Пензе в этом году реализуется ещё один уникальный для России проект. Новое троллейбусное депо, называемое в документах «транспортно-пересадочным узлом», строится на удалении от контактной сети, и технологическую линию к нему прокладывать не собираются. 90 новых троллейбусов, поставляемых по подписанному в 2022 году контракту, укомплектованы аккумуляторными батареями автономного хода и способны из депо доезжать на работу до ближайшей контактной сети и так же возвращаться обратно.

    Аналогичный подход можно применить и в Нальчике. Несмотря на «лоскутное» покрытие контактной сетью основного маршрута № 4, в городе ещё полностью сохранена контактная сеть по маршруту № 7 «КБГУ — Адиюх». Также возможности сети позволяют запустить маршрут в направлении «Курзал — Адиюх». Аккумуляторные батареи троллейбусам этих маршрутов будут нужны только для выезда на линию из депо и возвращения обратно. На автономном ходу можно продолжать обслуживать маршрут № 4, а также охватить другие направления, на которых обеспечиваются оптимальные соотношения использования аккумуляторных батарей в работе и в режиме зарядки. Главное препятствие — отсутствие мотивации у властей региона и города, продолжающих уповать на нерегулируемый рынок и подвижной состав малого класса, а также отсутствие выгодных предложений от федерального центра, типа 96-процентной субсидии на приобретение электробусов или того же самого специального казначейского кредита, по которому в Нальчик уже прибыли современные автобусы Павловского автобусного завода.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 14:50 09.04.2024:
    В течение марта 2024 года контактная сеть была полностью демонтирована на оставшихся участках Осетинской ул. и ул. 2-й Таманской Дивизии. С 3 апреля маршрут № 4 «Дубки — Горная» полностью переведён на обслуживание автобусами — как новыми, так и бывшими московскими. Оставшиеся троллейбусы переведены работать на возобновлённый с этого дня троллейбусный маршрут № 7 «Адиюх — Долинск (Курзал)», по трассе которого полностью сохранена контактная сеть. От троллейбусного депо до маршрута № 7 троллейбусы следуют на автономном ходу.

    Продолжение знакомства с современными возможностями городского электротранспорта и формирования новых экологичных транспортных систем — в следующих статьях цикла.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)