Транспортные реформы в июне. Часть 2: Пермь и Пермский край

  • Павел Яблоков
    18 июня 2025 г. — 20:00
    28
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта Пермского края / mintrans.permkrai.ru

    Городской пассажирский транспорт Перми неоднократно был признан лучшим в стране в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA. В этом году в столице Прикамья первыми после Москвы перешли на новые долгосрочные брутто-контракты. В следующие пять лет пермяки и гости города будут пользоваться обновлёнными маршрутами и новыми автобусами. На основные улицы Перми после нескольких лет перерыва вернулись вместительными автобусы-«гармошки». Изменился и состав перевозчиков, работающих на городских линиях.

    Не отстают от краевого центра и межмуниципальные перевозки Прикамья. С 1 июня на новые пятилетние брутто-контракты с новыми автобусами перешли 10 автобусных маршрутов, связывающих Пермь, Краснокамск, Кунгур и Осу с другими населёнными пунктами, а также воздушными воротами региона.

    Старт новой пятилетки брутто-контрактов

    В 2020 году в Перми одними из первых в стране начали внедрять долгосрочные брутто-контракты. Как и ранее в 2015-2016 годах в Москве, первые договорные обязательства по новой модели транспортного обслуживания между городом и перевозчиками заключили сроком на пять лет. Поэтому в 2025 году настало время комплексной ревизии маршрутной сети.

    Подготовку к заключению новых контрактов в Перми начали заранее. Статистика показала необходимость увеличения провозной способности транспортной системы. Корректировки маршрутной сети прорабатывались в течение 2024 года и обсуждались рабочей группой по развитию общественного транспорта, в которую вошли представители органов самоуправления, общественности и перевозчики. Кроме того, во внимание бралась и обратная связь от пассажиров, сообщило МКУ «Гортранс».

    Как сообщило сетевое издание «59.РУ» со ссылкой на руководителя департамента транспорта Перми Анатолия Путина, при переходе на новые пятилетние контракты с перевозчиками решалась задача поиска компромисс между просторностью в салоне, частотой движения и гарантией того, что этот автобус выйдет на линию в условиях нехватки водителей, чтобы обеспечить равную доступность территорий.

    Обновлённые маршруты Перми

    Для усиления связи правобережной части города (Кировский район) с центром города и разгрузки маршрута № 20 «Новый Крым — Центральный рынок» введён дополнительный более короткий маршрут № 2 «ул. Победы — Центральный рынок», однако он следует через Старые Водники, а не через Новые Водники.

    Маршрут № 60 «Комсомольская пл. — ДДК им. Кирова — Садовая» вместо ул. Докучаева и Ветлужской ул. перенаправлен на Якутскую ул.

    Временный маршрут № 42 «Центральный рынок — микрорайон Водники», который запустили в связи с досрочным прибытием сочленённых автобусов для МУП «Пермгорэлектротранс», стал постоянным. Он получил новый № 52, и режим работы: вместо движения только в будни в часы пик автобусы работают ежедневно в пиковые и межпиковые часы. От Центрального рынка маршрут продлён до Комсомольской пл. по ул. Ленина и Комсомольскому просп.

    Маршрут № 7 «микрорайон Верхняя Курья — ул. Попова» продлён до конечной остановки «ПНИПУ».

    Маршрут № 12 «ДК им. Гагарина — ОАО "ПЗСП"» на участке между Красавинским мостом и Парковым микрорайоном стал следовать через Мачтобазу и порт Пермь (количество автобусов увеличено). В свою очередь, маршрут № 47 «Мачтобаза — микрорайон Нагорный» вместо Мачтобазы укорочен до остановки «Гравийный завод», а в Индустриальном районе вместо Нагорного микрорайона конечным пунктом маршрута № 47 стал аэропорт Бахаревка.

    Одновременно с этим для маршрута № 59 «микрорайон Юбилейный — микрорайон Нагорный» заезд к аэропорту исключён. Кроме этого, продлённые рейсы маршрута № 59 до остановки «Планета» отменены: все автобус стали следовать до остановки «микрорайон Нагорный». Кольцевые маршруты №№ 28 и 29 стали следовать по Стахановской ул.

    В Орджоникидзевском районе маршрут № 77К «микрорайон Кислотные дачи — ул. Мильчакова» получил отдельный № 78.

    Кольцевой маршрут № 21 прекратил работу из-за значительной степени дублирования маршрутами №№ 24, 48 и 73

    На маршруте № 64 «ДДК им. Кирова — Пермь II», а также на маршруте № 6 увеличено количество рейсов.

    Часть изменений отложена на июль. Так, маршрут № 67 «микрорайон Заостровка — микрорайон Садовый» с 15 июля будет перенесён вместо ул. Революции на ул. Пушкина и будет вместо Заостровки укорочен до конечной остановки «ул. Куфонина».

    Новые автобусы

    В начале года МУП «Пермгорэлектротранс» уже выпустило 35 полученных зимой автобусов особо большого класса Volgabus на городские маршруты. Временные маршруты №№ 42 и 43, усилившие проблемные направления в часы пик, прекратили работу. А маршрут № 50 «микрорайон Крохалёва — микрорайон Парковый» при переходе на новый контракт не сменил перевозчика.

    С 1 июня в дополнение к маршруту № 50, где трудоустроено 14 вместительных машин, автобусы-«гармошки» «Пермгорэлектротранса» вышли на перешедший на обслуживание компанией маршрут № 27 «пл. Дружбы — микрорайон Нагорный» (расписанием предусмотрена работа 17 автобусов).

    Также на автобусы особо большого класса переведён маршрут № 53 «Центральный рынок — 10-й микрорайон», который стал обслуживаться ООО «Дизель». Одновременно временный «пиковый» маршрут «Пермгорэлектротранса» на «грмошках» по этой же трассе прекратил работу.

    Из-за возникших проблем с поставками новой техники до её поступления отложен перевод на обслуживание автобусами особо большого класса вместо 12-метровых автобусов маршрутов:

    • № 1 «микрорайон Садовый — Пермь II».
    • № 14 «микрорайон Юбилейный — микрорайон Заостровка»;
    • № 15 «Южная — ДДК им. Кирова — Центральный рынок».

    Ожидается, что до конца года количество сочленённых автобусов в Перми превысит 100 единиц. Таким образом всего за один год Пермь «с нуля» сформирует третий в стране по численности парк автобусов особо большого класса, уступив только Москве и Санкт-Петербургу.

    Ещё ряд маршрутов в городе формально остался обслуживаться подвижным составом того же класса вместимости. Но пассажиры почувствовали реальные улучшения. Вместо 10,5-метровые автобусы Lotos с двумя зонами входа/выхода пассажиров 12-метровые автобусы большого класса стали курсировать на маршрутах:

    • № 60 «Комсомольская пл. — ДДК им. Кирова — Садовая»;
    • № 64 «ДДК им. Кирова — ПермьII»;
    • № 77 «микрорайон Лёвшино — микрорайон Кислотные дачи — ул. Мильчакова»;
    • № 78 «микрорайон Кислотные дачи — ул. Мильчакова» (бывший № 77К);
    • № 80 «ДДК им. Кирова — ул. Милиционера Власова» заменены 12-метровыми автобусами большого класса.

    На маршруте № 67 аналогичная замена намечена на 15 июля.

    На маршруте № 7 «микрорайон Верхняя Курья — ПНИПУ» 8,8-метровые автобусы среднего класса заменены четырьмя 12-метровыми автобусами большого класса.

    ООО «Дизель» приобрело 20 сочленённых автобусов (10 Volgabus и 10 ЛиАЗ) для обслуживания маршрута № 53 и 40 автобусов большого класса ЛиАЗ-529267 для обслуживания маршрутов №№ 7, 32, 77 и 78. При этом перевозчик для обслуживания маршрутов в микрорайонах Гайва и Заозерье открыл новую эксплуатационную площадку.

    ООО «Ярославская транспортная компания — 2» для работы на маршрутах №№ 1, 14 и 15 заказало 54 сочленённых газомоторных автобуса ЛиАЗ-6213.67. Машины ожидают окончания сборки и сертификации. Они должны выйти на маршруты в течение этого года.

    Под условия новых контрактов «гармошки» комплектуются увеличенным количеством валидаторов (11 штук), кондиционерами и датчиками их работы, маршрутоуказателями высокой чёткости, медиапанелями, датчиками учёта пассажиропотока. Кроме того, по инициативе перевозчика заказаны дополнительные опции: адресное открытие дверей, поручни из нержавеющей стали и широкая раздельная кабина водителя.

    Изменение состава перевозчиков

    Переход на новые контракты в Перми сопровождался существенным изменением состава перевозчиков. Относящиеся к межрегиональным транспортным холдингам компании «РТ-Лайн» и «Автомиг», занимавшие большую часть рынка автобусных перевозок в Перми, отказались от участия в конкурсных процедурах, объяснив это относительно низкой стоимостью контрактов н фоне высоких требований к подвижному составу.

    По результатам конкурсных процедур, были определены перевозчики для работу на городских линиях:

    • МУП «Пермгорэлектротранс» — маршруты №№ 3, 10, 42, 43, 45, 50, 71 и 82;
    • ООО «Ярославская транспортная компания — 2» — маршруты №№ 1, 14, 15 и 67;
    • ООО «Дизель» — маршруты №№ 7, 12, 32, 53, 77 и 78;
    • ООО «Сити-бас» — маршруты №№ 4, 40, 47 и 59,
    • ООО «АААвто» — маршруты №№ 2, 60 и 80;
    • ООО «Компас» — маршруты №№ 20, 52 и 64;
    • АО «Интранс ПК» («Индустрия транспорта Пермского края», бывшее ПКГУП «Автовокзал») — маршруты №№ 51 и 74;
    • ИП Целоусов А.А. — маршруты №№ 17 и 37;
    • ООО «Транзит» — маршрут № 66;
    • ИП Миронов Д.В. — маршрут № 57.

    Ранее до 1 июня 2025 года маршруты №№ 60, 77, 77К и 80 обслуживало ООО «Автомиг». Маршрут № 53 обслуживал ИП Стерлягов А.М., маршрут № 27 — ИП Кирсанов А.И., маршруты №№ 14 и 32 — ООО «РТ Лайн».

    По результатам апрельских аукционов не были найдены перевозчики для обслуживания открытого осенью 2024 года маршрута № 31 «Комсомольская пл. — микрорайон Краснова — Липовая гора», а также новых маршрутов № 83 «ул. Ушинского — ул. 1905 года» и № 84 «микрорайон Новые Ляды — СНТ "Сылва"», которые должны обслуживаться автобусами малого класса. Временный контракт на три месяца по маршруту № 31 заключён с ИП Мироновым Д.В.

    В связи с задержкой поставки автобусов ЛиАЗ-621367 для ООО «ЯТК-2» по маршруту № 14 заключён временный контракт на три месяца с ИП Кирсановым А.И. (24 автобуса большого класса). По маршруту № 15 контракт заключён на 1,5 месяца с ООО «Автомиг» (21 автобус большого класса), которое и ранее обслуживало этот маршрут. На маршрутах №№ 1, 4 и 67 до 15 июля продолжает работать ООО «РТ Лайн» по контракту 2020 года.

    В связи с отказом ООО «Компас» от заключения контрактов с ООО «Автомиг» заключён контракт до 1 декабря 2025 года на обслуживание маршрутов №№ 20, 52 и 64.
     
    Экспресс-донастройка

    Как это часто бывает при масштабных изменениях (массовый переход на новые контракты и новые расписания, изменение трасс некоторых маршрутов), спустя несколько дней пермским транспортником пришлось вносить небольшие корректировки в графики движения автобусов. Но это нормальная ситуация, и оперативное реагирование позволяет решить вопросы, оставшиеся в тени других.

    Как сообщило МКУ «Гортранс», с 7 июня:

    • на маршрутах №№ 20 и 52 увеличено количество рейсов по выходным дням;
    • на маршруте № 14 изменены время отправления в течение дня.

    С 9 июня по обращениям пассажиров:

    • на маршруте № 11 ежедневно увеличено количество рейсов для разгрузки дублирующих автобусных маршрутов;
    • на маршруте № 12 добавлены рейсы ранним утром и поздним вечером по будням;
    • на маршруте № 17 скорректировано время отправления некоторых рейсов;
    • на маршруте № 24 по будням изменено расписание нескольких рейсов для синхронизации с электропоездами;
    • на маршруте № 28 скорректировано расписание в течение всего дня в соответствии с дорожной обстановкой;
    • на маршруте № 78 введён дополнительный утренний рейс по будням в 5:40 от остановки «Кислотные дачи».

    С 12 июня количество рейсов увеличено на маршруте № 5.

    В частности, по информации МКУ «Гортранс», ООО «АААвто», получившее работу на маршрутах №№ 2, 60, 80, в первые дни не обеспечило полноценную работу маршрутов из-за некомплектного штата водителей. Перевозчик обслуживает маршруты новыми газомоторными автобусами ЛиАЗ-529267.

    Межмуниципальные перевозки

    Обновляют подвижной состав и условия контрактов и на межмуниципальных маршрутах Прикамья.

    Министерство транспорта Пермского края сообщило, что с 1 июня автобусный парк обновился на 10 межмуниципальных маршрутах. 48 новых автобусов (36 большого, 8 среднего и 4 малого класса) приступили к перевозкам по новым пятилетним контрактам, заключённым вместо прежних, у которых закончился срок действия.

    Новая транспортная модель перевозок начала действовать в Пермском крае в 2020 году. Тогда было решено изменить маршрутную сеть и условия работы с перевозчиками на межмуниципальных маршрутах — вместо перевозок по свидетельствам в регионе перевели основные маршруты на контрактную систему.

    Новый транспорт курсирует из Перми в Краснокамск, д. Кондратово, с. Гамово, п. Горный, аэропорт Большое Савино, а также обеспечивает транспортную доступность медицинских учреждений для жителей отдалённых округов, включая Кунгур и Осу.

    Изменения затронули маршруты:

    • № 104 «Пермь (автовокзал) — с. Гамово» (Перевозчик — АО «Интранс ПК» («Индустрия транспорта Пермского края), обслуживается 6 автобусами большого класса «Нефаз»);
    • № 106 «д. Кондратово — Пермь (автовокзал)» (АО «Интранс ПК», 9 автобусов большого класса «Нефаз»);
    • № 108 «Пермь (автовокзал) — Аэропорт Большое Савино» (АО «Интранс ПК»,.9 автобусов большого класса «Нефаз»);
    • № 148 «п. Горный — Пермь (Комсомольская пл.)» (АО «Интранс ПК». 5 автобусов большого класса «Нефаз»);
    • № 150 «д. Конец-Бор — Краснокамск (автовокзал) — Пермь (автовокзал)» (ИП Миронов Д.В. 8 автобусов среднего класса марки Yutong; 76 рейсов);
    • № 206 «Краснокамск (автовокзал) — Пермь (автовокзал)» (АО «Интранс ПК», 7 автобусов большого класса «Нефаз»);
    • № 502 «Оса — Чернушка» (ООО ТК «Виктория», 1 автобус малого класса «ГАЗель Некст»);
    • № 611 «с. Ашап — Орда — Кунгур» (ИП Ильин О.Ю., 1 автобус малого класса «ГАЗель Некст»);
    • № 667 «Кунгур — Суксун» (ИП Ильин О.Ю., 1 автобус малого класса «ГАЗель Некст»);
    • № 700 «Уинское — Кунгур» (ИП Шагаев И.Р., 1 автобус малого класса «ГАЗель Некст»).

    АО «Интранс ПК» сохранило обслуживание маршрутов №№ 104, 106, 108, 148 и 206, а право обслуживания маршрута № 150 перешло к ООО «Дизель». 36 низкопольных и частично низкопольных автобусов НефАЗ-5299-30-57 и НефАЗ-5299-40-57 для АО «Интранс ПК» поступило минувшей зимой.

    Переход от свидетельств на осуществление перевозок по брутто-контрактам позволил обновить подвижной состав. Ранее средний возраст подвижного состава составлял более 20 лет. Теперь на момент заключения контракта с перевозчиком возраст транспорта не должен превышать один год.
    Перевозчики начали получать выручку не за пассажиров, а за каждый пройденный километр пути. Благодаря работе по контрактам стало возможным установить в них требования к транспорту, включая наличие систем видеонаблюдения, кондиционирования воздуха, речевого и визуального информирования пассажиров, учёта пассажиропотока и других.

    В июне произошли изменения в работе автобусов, троллейбусов и трамваев Нижнего Новгорода.  Кроме этого, идёт развитие троллейбусной маршрутной сети в Балакове, Владивостоке, Петрозаводске и Чувашии.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Виды транспорта: