Транспортные реформы в июне. Часть 1: Нижний Новгород

  • Павел Яблоков
    17 июня 2025 г. — 18:00
    39
    Иллюстрация: 

    ГКУ НО «ЦРТС» / crts.nobl.ru

    В Нижнем Новгороде подвели итоги основного этапа транспортной реформы областного центра. В конце мая последние городские маршруты переведены на регулируемые тарифы. Но на этом развитие маршрутной сети не остановилось. С 11 июня открыт новый троллейбусный маршрут № 1, а затем в течение лета запланировано запустить новые автобусные рейсы. Кроме этого, с учётом вхождения в состав городского округа Нижний Новгород Кстовского муниципального округа, будут пересмотрены межмуниципальные автобусные маршруты.

    Также в городе продолжается модернизация трамвайной сети по концессионному проекту, из-за чего работает лишь половина маршрутов. В июне строители завершили работы на одной из линий Автозаводского района и вышли на новые объекты в Автозаводском и Ленинском районах, а также в нагорной части города.

    Несмотря на достигнутые успехи, местные транспортники признаются: проблемы с соблюдением расписаний остались. Особенно сложно обстоит ситуация с вечерними рейсами, что является следствием дефицита водителей.

    Автобусы

    В июнь нижегородский транспорт вступил с городской маршрутной сетью, полностью работающей по регулируемым тарифам. Последние автобусные маршруты действующей маршрутной сети перевели на регулируемые тарифы в конце мая. Тогда же ряд других маршрутов сменил перевозчиков.

    Как сообщил Минтранс Нижегородской области, с 25 мая, в связи с окончанием срока действия свидетельства об осуществлении перевозок ИП Саакяна и ИП Сиволдаева, прекращена работа маршрута по нерегулируемым № Т-40 «микрорайон Юг — ул. Усилова». С этого же дня для сохранения устоявшихся на протяжении длительного времени транспортных связей начал работать маршрут № 13 «микрорайон Юг — ул. Усилова» (перевозчик — ООО «Мещеряков и компания»), который повторяет путь следования маршрута № Т-40.

    Также с 25 мая в связи с окончанием срока действия свидетельства у ООО «Елена», прекращена работа маршрута № Т-57 «Красное Сормово — микрорайон Верхние Печёры». Для сохранения устоявшихся транспортных связей с 25 мая открыт новый автобусный маршрут № 78 (перевозчик — ООО «Транс-НН») по той же трассе. Оба маршрута (№№ 13 и 78) обслуживает группа компаний Мещерякова.

    С 26 мая вместе с переходом на новый контракт сменился перевозчик на маршруте № 97 «пос. Мостоотряда — Деловая ул.». Право обслуживания перешло к компании «Столица Авто», на маршруте предусмотрена работа 15 автобусов среднего класса с накопительными площадками для колясок и маломобильных пассажиров. Также с 26 мая на маршруте № 67 «метро "Стрелка" — Космическая ул.» перевозчиком стало ООО «Мещеряков и компания».

    Перевод всех маршрутов в городскую тарифную систему, занявший почти три года стал поводом для экспертной группы по работе общественного транспорта подвести итоги окончания основного этапа формирования новой маршрутной сети Нижнего Новгорода, сообщил Минтранс Нижегородской области. В транспортном ведомстве напомнили, что первоначальное предложение проектного института АО «Стройпроект» предполагало фактически полностью закрыть маршруты, обслуживаемые частными перевозчиками. Учитывая мнения жителей Нижнего Новгорода, в итоге было отменено только пять дублирующих маршрутов, пассажиропоток с которых наиболее безболезненно перераспределился на электробусы, метро и другие маршруты.

    Важным итогом формирования новой маршрутной сети было названо значительное усиление контроля за пассажирскими компаниями. Обновляется подвижной состав, уходят в прошлое гонки между автобусами, частные перевозчики стали более тщательно подходить к соблюдению расписания. С одной стороны, они получают доплату за транспортную работу в соответствии с государственными контрактами, с другой, за невыполнение рейсов перевозчики подвергаются штрафным санкциям. Контроль в данном направлении будет усиливаться. В то же время остаётся проблема с работой общественного транспорта в вечерние часы пик. Необходимо улучшать информирование граждан, в том числе через «умные остановки». Сбои в соблюдении вечернего расписания связаны, прежде всего, с нехваткой водителей и жёсткими требованиями законодательства в отношении режимов их труда и отдыха. «Между сменами работы водителей должно пройти не менее 12 часов, прежде чем они снова могут приступить к управлению автобусами. Поэтому сложно найти необходимое число водителей на вторую смену, не оголив утренний час пик. Тем не менее, в летний период, когда дорожная ситуация становится более благоприятной, частично эта проблема решается за счёт перераспределения транспорта с первой на вторую смену.

    Однако с завершением перевода маршрутов на регулируемые тарифы формирование современной маршрутной сети Нижнего Новгорода не закончено. В рамках программы дальнейшего развития будет скорректирована сеть межмуниципальных маршрутов, связывающих Нижний Новгород и город Кстово. Законом Нижегородской области от 4 апреля 2025 года № 45-З городской округ город Нижний Новгород и Кстовский муниципальный округ объединены в единое муниципальное образование со статусом городского округа. Уже летом анонсировано появление городских маршруты из «Окского берега» и Зелёного города, следующих в Верхние Печеры. Переходный период по объединению муниципалитетов продлится до 31 декабря.

    Минтранс Нижегородской области конкретизировал, что в областном центре планируется открытие трёх новых муниципальных маршрутов по регулируемым тарифам:

    • № 104 «ул. Усилова — санаторий имени ВЦСПС»;
    • № 111 «завод НИТЕЛ — деревня Комарово»;
    • № 171 «ЖК "Окский берег" — микрорайон Верхние Печёры».

    На маршрутах №№ 104 и 171 предусмотрено по шесть автобусов среднего класса, на маршруте № 111 — четыре автобуса среднего класса.

    Обслуживание маршрутов начнётся после проведения аукционов и заключения государственных контрактов по их итогам. Как уточнило транспортное ведомство 16 июня, предварительная дата начала обслуживания маршрутов — 1 июля.

    Троллейбусы

    С 6 июня изменён троллейбусный маршрут № 25 «Архангельская ул. — Мещерское Озеро». Электротранспорт вернулся на ранее действовавший до начала 2010 года: маршрут от остановки «Архангельская ул.» до остановки «Тоннель Московского вокзала», полностью покинув микрорайон Мещерское Озеро. Ранее до 23 августа 2022 года троллейбусы следовали от Архангельской ул. до Мещерского Озера через Московский вокзал, а затем маршрут был спрямлён по Бурнаковскому пр. и Акмолинской ул.

    В связи с этим для обслуживания жителей микрорайона Мещерское озеро и работников предприятия ОКБМ имени Африкантова с 6 июня с одного до двух увеличено количество троллейбусов на маршруте № 3. Расписание движения маршрута синхронизировано со временем начала работы предприятия. Как и ранее, перевозки выполняются в рабочие дни в часы пик. Отправление от Мещерского озера с 5:55 до 9:25 и с 14:19 до 17:29 (в каждую смену два последних рейса следуют до троллейбусного депо (остановка «Завод 70-летия Победы)), от платф. Чаадаево — с 6:37 до 8:43 и с 15:01 до 17:07 с интервалом 42 минуты.

    А 11 июня в столице Приволжского федерального округа произошло событие, казавшееся нереальным на фоне прошлогоднего сокращения троллейбусной сети, приведшего к полной замене троллейбусов на электробусы в двух из трёх городских троллейбусных депо.

    В предпраздничный день в Нижнем Новгороде открыт новый троллейбусный маршрут № 1. Он соединил станцию метро «Стрелка» с платформой Чаадаево.

    Новый маршрут улучшил транспортную связь микрорайона Бурнаковский с транспортным узлом «Станция Варя», улицами 50 лет Победы, Страж Революции и Просвещенской.

    В первое время обслуживать новый маршрут будут два троллейбуса с увеличенным автономным ходом «Синара» и «Адмирал», которые в настоящее время проходят тестирование в городе.

    11 июня в 11 часов утра состоялось торжественное открытие маршрута с участием СМИ, а далее с 12 июня маршрут стал работать согласно установленному расписанию. В будни на линию выпускается два троллейбуса, курсирующие с интервалом 45-90 минут, в выходные дни — один троллейбус с интервалом 90-120 минут. Ежедневно отправление от платф. Чаадаево с 7:00 до 21:30, от станции метро «Стрелка» — с 6:15 до 22:15.

    Трасса маршрута проходит под контактной сетью от платф. Чаадаево по ул. Чаадаева, ул. Ярошенко, ул. Героя Рябцева, Рессорному пер., Просвещенской ул., ул. 50-летия Победы (обратно — ул. Страж Революции), далее на автономном ходу по ул. Коминтерна, Бурнаковской ул., далее под контактной сетью по ул. Сергея Акимова, Пролетарской ул., затем в «беспроводном» режиме по ул. Карла Маркса до круга на пересечении с ул. Бетанкура. Контактная сеть по ул. 50-летия Победы и ул. Страж Революции не была задействована в маршрутном движении с августа 2016 года, когда изменилась трасса маршрута № 8, ныне следующего от Дубравной ул. к Московскому вокзалу вместо платф. Чаадаево.

    После завершения испытания «автономных» троллейбусов их место займут два ранее приобретённых для Нижнего Новгорода в 2021-2022 годах троллейбуса с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D. С их помощью ранее тестировался маршрут № 17ц, по мотивам которогго в дальнейшем был проложен маршрут электробуса.

    Троллейбусный маршрут № 1 впервые открылся в Нижнем Новгороде в июне 1947 года. Тогда он соединял пл.Минина и пл. Горького по ул. Свердлова (ныне Б. Покровская ул., ставшая пешеходной). В XXI веке маршрут № 1 соединял пл. Митина и Верхние Печёры: он был открыт в 1993 году и прекратил работу в 2014 года, а в 2022 году остатки контактной сети по его трассе были демонтированы.

    Трамваи

    Продолжается модернизация трамвайной сети Нижнего Новгорода в рамках концессионного проекта. Вслед за открытием одних участков наступает очередь строительных работ на других направлениях.

    С 31 мая в городе началась реконструкция трамвайных путей на участке около 11 км одиночного пути от ул. Аксакова до парка им. 1 Мая в Нижнем Новгороде. Как сообщило ООО «Экологические проекты», планируется провести полный комплекс работ по замене рельсового полотна и контактной сети. Трамвайный маршрут № 417 «52-й квартал — Московский вокзал» вместо Московского вокзала сокращён до Игарской ул. На время реконструкции трамвайных путей пассажирам микрорайона Дачный рекомендуют пользоваться маршрутами автобуса №№ 88 и 19, а пассажирам ул. Обухова и Спортивной ул. — маршрутами автобуса №№ 38 и 7, проходящими по ул. Чкалова и ул. Октябрьской Революции. Завершить работы планируется в четвертом квартале текущего года.

    В первой половине июня открылся первый отремонтированный участок трамвайной сети в Автозаводском районе. Запуск движения трамваев по маршруту № 8 был отложен с запланированной даты 5 июня по итогам комиссионного обследования участка от метро «Кировская» до разворотного кольца «Малышево». Комиссией было выявлено, что подрядчик не выполнил устройство посадочных площадок, что не позволяет осуществить безопасную посадку и высадку пассажиров.

    С 15:00 11 июня движение трамваев по маршруту № 8 восстановлено по укороченной трассе от Игарской ул. до разворотного кольца Малышево. Как сообщил Минтранс Нижегородской области, подрядчик сформировал все остановочные площадки и приступил к их асфальтировке. На линии работают восемь трамваев с интервалом движения 7-8 минут.

    При этом, в связи с планом производства работ с 13 июня началась реконструкция трамвайного узла у станции метро «Кировская». Работы будут вестись поэтапно в течение двух месяцев. К 15 августа будут заменены вершины трамвайного узла на просп. Кирова и Ленина.

    С 13 июня приостановлено движение по трамвайным маршрутам № 22 «ул. Строкина — метро "Автозаводская"» и № 417 «Московский вокзал — 52-й квартал». Вплоть до 13 июля участок от Игарской ул. до станции метро «Кировская» будет обслуживаться только трамвайным маршрутом № 8, а трамвайное движение на участке между метро «Кировская» до кольца «Соцгород-1» прекращено. Маршрут № 12 «ул. Строкина — 52-й квартал» продолжает работу по рабочим и субботним дням одним вагоном по прежнему расписанию.

    С 13 июля после выполнения работ на вершине трамвайного узла по просп. Кирова, до окончания работ на просп. Ленина маршрут № 8 будет следовать от Малышева до 52-ого квартала.

    С 15 июня началась реконструкция трамвайных путей на Чернопрудном кольце. Работы синхронизированы с перекладкой коммуникаций ресурсоснабжающих организаций. Первым этапом в рамках реконструкции станет демонтаж трамвайных путей на ул. Октябрьской. Движение автомобильного транспорта по данной улице будет сохранено, однако в связи с производством работ приостановлена работа трамвайного маршрута № 18 «Трамвайное депо № 1 — Чёрный пруд». Полностью работы на Чернопрудном кольце планируют завершить в ноябре 2025 года, информирует ГКУ НО «ЦРТС».

    В этом году поставлена задача практически полностью завершить модернизацию трамвайных линий в нагорной части Нижнего Новгорода, сообщил Минтранс Нижегородской области. Заканчиваются работы на пересечении улиц Малой Ямской и Красносельской. К сентябрю планируется завершить перекладку участка на Зеленском съезде, а к ноябрю — на Чернопрудском кольце.

    Что касается Автозаводского и Ленинского районов, то планируется, что работа по обновлению маршрута № 8 на участке от Малышева до Гнилиц завершится до конца года. А возобновить движение на реконструируемом участке маршрута трамвая № 417 планируется в течение четырёх-пяти месяцев.

    Пока что во второй половине июня в Нижнем Новгороде работает только семь трамвайных маршрутов (№№ 3, 5, 6, 7, 8, 12, 19) из 14. Ранее с 16 мая по 1 августа приостановлено движение трамвайных маршрутов №№ 2 и 27. А с 17 февраля ведётся реконструкция трамвайных путей на Окском съезде.

    Маршрутная сеть электробусов в столице Приволжского федерального округа сформирована. Последним штрихом стало продление с 1 мая трассы электробусного маршрута № Э-11от станции метро «Автозаводская» до станции метро «Пролетарская».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.