Трамвайные линии обновляют в Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах

  • Павел Яблоков
    17 февраля 2025 г. — 15:00
    231
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал заместителя председателя Правительства — министра дорожного хозяйства Ярославской области Романа Душко

    Хотя основной строительно-ремонтный сезон ещё не наступил, некоторые трамвайные линии в отдельных городах страны не действуют и в феврале. Особенно это касается концессионных проектов, реализуемых в нескольких регионах. Модернизация позволит обеспечить безопасное и бесперебойное движение трамвайных вагонов нового поколения, а также повысить скорость движения и сократить затраты времени жителей на поездку.

    В Ярославле с 15 февраля после завершения реконструкции восстановлено движение трамваев по линии в Дзержинском районе. Одновременно пассажиров начали перевозить новые низкопольные вагоны, закупленные концессионером и продолжается подготовка к закрытию центральных линий трамвайной сети.

    В Нижнем Новгороде с 17 февраля закрылась на реконструкцию трамвайная линия через Молитовский мост — единственная, соединяющая нагорную и заречную части города.

    В Саратове готовятся закрыть на реконструкцию основную трамвайную линию (маршрут № 3). Уже объявлены трассы компенсационных автобусных маршрутов. Но до начала строительных работ прекращения движения необходимо возобновить работу других направлений.

    Продолжается ремонт трамвайных путей в Петроградском районе Санкт-Петербурга. В Ульяновске приступили к восстановлению постоянной трамвайной линии через Минаевский мост, реконструкция которого продолжается.

    Планами на сезон поделились в Самаре и Ижевске, где в прошлом году уже начали обновление трамвайной инфраструктуры.

    В Курске и Липецке в зиму трамвайные хозяйства вошли с десятками простаивающих в депо новых трамваев, которым не досталось место на единственных оставшихся в областных центрах действующих маршрутах. На остальных частях трамвайных сетей строительные работы фактически прекращены в ожидании решения по дальнейшему финансированию проектов.

    Ижевск

    В столице Удмуртии в 2025 году планируют капитально отремонтировать более пяти километров трамвайных путей.

    Как сообщил официальный сайт Ижевска, для этого 428 млн руб. будут выделены из бюджета Удмуртской Республики.

    Для капремонта выбраны наиболее аварийные участки, где происходили задержки движения по причине технической неисправности путей, а также аварийные ситуации с посторонним транспортом:

    • ул. К. Маркса (от ул. Кирова до Широкого пер.);
    • ул. Кирова (два участка — от остановки «Монтажный техникум» до Удмуртской ул. и от ул. 30 лет Победы до Нижней ул.);
    • перекрёсток ул. К. Маркса и ул. Бородина;
    • ул. Шишкина (362 м одиночного пути);
    • 4-я Подлесная ул. (от ул. 30 лет Победы до Песочной ул.);
    • перекрёсток ул. Ленина и ул. Халтурина (участки для маршрутов №№ 5 и 8, и для маршрутов №№ 10, 11 и 12);
    • перекрёсток ул. К. Маркса и ул. Чугуевского;
    • заезд в трамвайное депо № 1 на ул. К. Маркса.

    Новые рельсошпальные решётки будут укладывать с использованием технологии анкерных креплений, чтобы обеспечить надёжную фиксацию рельсов и снизить шум и вибрацию при движении. Переезды через трамвайные пути будут заасфальтированы.

    В прошлом году тотальная замена рельс уже проведена на участке ул. Ленина от ул. Карла Маркса до Удмуртской ул.

    По предварительному плану работ на лето, практически каждые выходные на каких-либо направлениях движения трамваев будет перекрываться.

    Курск

    В Курске с 1 марта 2024 года запустили движение трамваев маршрута № 1 по первой части реконструированной трамвайной сети, после чего с апреля трамваи прекратили работу по другим направлениям. При этом линия маршрута № 3 в объект концессионного соглашения и вовсе не вошла, и перспективы возобновления её работы весьма туманны. А реконструкция по трассе маршрута № 4 замерла. Сообщения о ходе работ пропали из информационной повестки «Группы Мовиста» за исключением допоставки оставшихся 14 из 22 предусмотренных концессионным соглашением новых вагонов «Львёнок» (первые восемь работают на маршруте № 1).

    Итоговый проект модернизации трамвайной сети осенью 2024 года оказался дороже исходного в полтора раза (около 20 млрд руб. вместо 12,4). В результате в декабре в ходе заседания Правительства Курской области, по информации телекомпании «Такт» врио губернатора Курской области Александр Хинштейн, высказался по вопросу дальнейшей судьбы рельсового электротранспорта следующим образом: «Отдельная тема — трамваи, которые нам надо изучить и послушать концессионеров из славного города Москвы, понять, как дальше мы с ними живём и живём ли мы».

    Пока же, как сообщило ИА «КурскCity.ru» со ссылкой на источник в Курской областной Думе, в 2025 году на реализацию концессионного соглашения между Курской областью и «Мовиста Регионы Курск» из регионального бюджета будет направлено 1,12 млрд рублей. Если в 2024 году на финансирование проекта были предусмотрены федеральные деньги, то в 2025 году будет задействован только областной бюджет.

    Липецк

    20 июня 2024 года в Липецке после реконструкции было запущено движение трамваев по обновленным путям на участке от трамвайного депо до 21-го микрорайона. На этом из достижений пока всё. Реконструкция трамвайной сети в Липецке замерла.

    Последние известия о ходе работ по всем пяти этапам в рамках инвестиционного проекта в Липецке «Группа Мовиста» сообщала 17 декабря.

    На этапе № 1 (от пересечения Краснозаводской ул. и ул. Металлургов до разворотного кольца на ул. Чехова) полностью уложили рельсошпальную решётку, провели монтаж контактной сети и вели формирование остановочных платформ, а также уложили стрелочные переводы для формирования соединяющего этапы №№ 1, 4 и 5 узла на ул. Металлургов и Краснозаводской ул.

    На этапе № 3 (от разворотного кольца 9 микрорайона до разворотного кольца «Центральный рынок» на ул. 8 Марта) продолжались работы по демонтажу старых трамвайных путей и заново формировалось кольцо 9 микрорайона, где укладывалась рельсошпальная решётку и монтировалась контактная сеть.

    На этапе № 4 (от пересечения ул. Металлургов и Краснозаводской ул. до разворотного кольца ул. 9 Мая) демонтировали 4,6 км (63%) старых трамвайных путей и уложили 1,9 км рельсошпальной решётки.

    На этапе № 5 (от пересечения Краснозаводской ул. и ул. Металлургов до разворотного кольца 21 микрорайона) велась укладка рельсошпальной решетки, устанавливались опоры контактной сети и формировали будущие остановки.

    На этапе № 2 (Московская ул. — разворотное кольцо 21 микрорайона), где движение трамваев запущено движение трамваев, в 2025 году запланировано подключение остановочных павильонов к диспетчерской службе.

    Минувшей осенью группа «Мовиста» анонсировала, что к 2025 году будет реконструировано 40,8 км и построено 5,2 км трамвайных путей.

    Однако издание Gorod48.ru ещё в декабре сообщило со ссылкой на выступление начальника регионального управления дорог и транспорта в Липецкого областного Совета сообщило, что выполнение концессии идет не так, как хотелось бы, и часть работ, с большой долей вероятности, сделана не будет. В частности, секвестировать могут строительство новой трамвайной линии по ул. Катукова и ул. Стаханова протяжённостью 5,2 км. Пока же финансирование проекта приостановлено из-за достижения лимита финансирования. Не последнюю роль в этом сыграло повышение ключевой ставки Центробанка, от которой зависит и стоимость кредитов банков, финансирующих концессию. В июне 2023 года Центробанк повысил ее до 8,5%, в августе — до 12%, в декабре — до 16%. В 2024 году она выросла до 21%.

    После подписания допсоглашений с Минтрансом и правительством Липецкой области планируется, что ВЭБ РФ возобновит финансирование концессионера. Работы продолжатся, но в урезанном варианте. Реконструкция трамвайной сети в этом случае сможет завершиться в конце 2025 года. В первую очередь ставится задача закончить работы на уже начатых учстках.

    Пока же из 46 новых вагонов, поставленных в город для обновления вагонного парка, на единственном действующем маршруте от трамвайного депо до 21-го микрорайонов пока задействовано лишь 10.

    Нижний Новгород

    В Нижнем Новгороде с 17 февраля трамвайная сеть физически разорвана на два сегмента по берегам Оки. В рамках концессионного проекта стартовала реконструкция трамвайных путей на Окском съезде.

    Как сообщило Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Концессионер намерен в срок до сентября 2025 года полностью заменить трамвайную инфраструктуру на участке от ул. Красносельской до Молитовского моста, не затрагивая мостового сооружения.

    На время реконструкции внесены изменения в работу городских маршрутов общественного транспорта:

    • трамвайный маршрут № 27 «Трамвайное депо № 1 — Московский вокзал» следует от трамвайного депо №1 по ул. Надежды Сусловой до разворотного кольца на ул. Маслякова;
    • трамвайный маршрут № 21 «Парк Дубки — ул. Кулибина» временно отменён, вагоны с маршрута перенаправлены на маршрут № 3 «Парк Дубки — Московский вокзал».
    • для связи заречной и нагорной частей Нижнего Новгорода организован временный автобусный маршрут № А-42 «Комсомольская пл. — пл. Горького» с работой четырёх автобусов среднего класса (ранее он заменял трамвайное движение в нагорной части города по кольцевой трассе «ул. Терешковой — Дворец спорта — ул. Терешковой»).

    Трамвайные пути на Молитовском мосту были отремонтированы в 2016 году. Тогда вопрос о дальнейших перспективах трамвайного движения решился в сторону сохранения единой трамвайной сети Нижнего Новгорода.

    Ранее с 10 декабря 2024 года в Нижнем Новгороде после реконструкции возобновлено движение трамваев на участке ул. Белинского от Ошарской ул. до ул. Кулибина. С августа 2024 года подрядчик заменил пути и контактную сеть. Ремонт на участке от Чёрного пруда до Ильинской ул. и от Лапшихи до ул. Нартова в нагорной части продолжаются. Маршрут № 2 «Чёрный пруд — Чёрный пруд» (кольцевой) с 14 октября восстановлен по изменённой трассе «Трамвайное депо № 1 — Чёрный пруд» (через Ошарскую ул., ул. Белинского, Б. Печёрской ул. и ул. Пискунова). Маршрут № 19 «Мыза — Трамвайное депо № 1» временно отменён.

    В Автозаводском районе продолжается ремонт трамвайных путей по трассе маршрута № 8. На участке протяжённостью 7,7 км от кольца «Малышева» до кольца «Гнилицы» демонтирована рельсошпальная решётка.

    Как напоминает концессионер проекта, ООО «Экологические проекты», до конца 2026 года в рамках концессионного соглашения планируется закупить 170 новых трамваев, а также модернизировать трамвайную инфраструктуру — заменить 149,3 км путей, реконструировать 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо. Ранее модернизацию трамвайной сети планировалось закончить в 2025 году. Как сообщил Минтранс Нижегородской области, По состоянию на октябрь 2024 года уже была завершена реконструкция 57,54 кмоп трамвайных путей, реконструированы две тяговые подстанции. Ещё по четырём тяговым подстанциям работы планируется в первом квартале 2025 года. Приобретено 54 односекционных трамвая модели Т811 «МиНиН».

    Поскольку часть линий в Нижнем Новгороде закрыта на реконструкцию, местные транспортники решили «трудоустроить» часть вагонов на дополнительных маршрутах. Так, с 13 января в городе заработал новый трамвайный маршрут «ул. Строкина — 52-й квартал». Месяц он работал под № 22, формально являясь дополнительной трассой маршрут № 22 «ул. Строкина — метро "Автозаводская"». С 15 февраля приказом Минтранса Нижегородской области от 13.02.2025 присвоен новый № 12. Режим работы и расписание остались прежними. Единственный вагон на курсирует ежедневно, кроме воскресений. Отправление от ул. Строкина с 7:38 до 10:08 и с 11:30 до 16:10, от 52-го квартала — с 7:20 до 10:26 и с 11:45 до 15:45. Интервал движения 35-43 минут.

    Новотроицк

    В Новотроицке Оренбургской области, в прошлом году обновившем трамвайный парк 13 односекционными вагонами модели 71-911ЕМ «Львёнок» возникла потребностью приведения инфраструктуры в порядок для возможности эксплуатации техники более требовательной к качеству путевого хозяйства.

    Как сообщило сетевое издание «Гвардеец труда. Новотроицк», в рамках программы развития города в 2024 году МУП «Новгортранс» выделено 1,3 млрд руб. Большая часть этих средств была направлена на приобретение новых вагонов. Помимо этого, предусмотрено более 300 млн руб. на модернизацию транспортной инфраструктуры.

    С 12 октября 2024 года капитальный ремонт верхнего строения трамвайного пути протяжённостью 2,95 км начался на участке от кольца «КХП» по Заводской ул. до остановки «Автоматика». Маршруты № 1 «Трамвайное депо — КХП» и № 4 «Трамвайное депо — ФЛП» объединены в маршрут № 1 «Трамвайное депо — ФЛП», работающий по трассе маршрута № 4, но с режимом маршрута № 1 (маршрут № 4 действовал только в будни в часы пик). Одновременно для обслуживания пассажиров закрытой трамвайной линии усилен автобусный маршрут № 17 «ул. Винокурова — Строительный БУМ».

    По информации МУП «НовГорТРанс» планировалось, что работы на этом участке завершатся до 1 октября 2024 года. Но в результате строители «ушли в зиму». По муниципальному контракту, действующему до 28 февраля, ежедневно восемь вагонов продолжат обслуживать сокращённую сеть линий. При этом на линии продолжают, помимо «Львят», курсировать и старые вагоны.

    В перспективе планируется также заменить рельсы на участке от улицы Советской, 2 до остановки «ФЛЦ».

    Самара

    В этом году будет отмечаться 110-летие открытия трамвайного движения в Самаре. К этому возрасту трамвайное хозяйство подошло не в лучшем состоянии: сети в среднем изношены на 50%, кабельные линии — на 77%, оборудование на подстанциях — на 54%. Городской департамент транспорта объявил о запуске программы обновления трамваев и трамвайной инфраструктуры.

    В этом году планируется спроектировать обновление нескольких самых проблемных участков — контактной сети по Ново-Садовой ул., кабельных линий от пересечения Московского шоссе с Ново-Вокзальной ул. до Ботанического сада и от ул. Антонова-Овсеенко до перекрёстка Революционной ул. и Гаражной ул. Параллельно готовится проект капремонта путей общей протяжённостью 4,5 км от Ново-Вокзальной ул. до ул. Гастелло.

    В прошлом году в Самаре отремонтировали участок путей по Ново-Садовой ул. между Ново-Вокзальной ул. и кольцом «Барбошина поляна». Движение трамваев возобновилось 30 августа.

    Санкт-Петербург

    В Петербурге продолжается ремонт трамвайных путей на улице Льва Толстого. Как сообщил комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, на участке протяжённостью 1,46 кмоп от Большой Монетной улицы до Петропавловской улицы последний раз ремонт проводился более 20 лет назад и пути пришли в неудовлетворительное состояние. Специалисты подрядной организации выполняют комплекс работ по демонтажу старого полотна, заливке монолитной железобетонной подушки, раскладке и алюминотермитной сварке рельс.

    Новые рельсы укладываются с применением шумопоглощающих технологий, благодаря которым движение вагонов становится более комфортным для пассажиров и менее заметным для жителей домов, расположенных вблизи трамвайных линий. Завершение ремонтных работ запланировано на 25 апреля.

    Ранее с 24 декабря прошлого года был завершён длившийся около 1,5 месяцев ремонт трамвайных путей на Кадетской ул. от Тучкова моста до Среднего просп. По информации КРТИ Санкт-Петербурга работы затронули 770 м одиночного пути, включая кривые радиусом 50 м у наб. Макарова и у Среднего просп. Рельсы на монолитной железобетонной подушке уложены на одном уровне с покрытием проезжей части, а в конструкции применены прирельсовые вкладыши, которые способствуют уменьшению воздействия шума и вибрации на окружающую среду.

    Саратов

    В Саратове весной готовятся запустить движение по одной из реконструируемых линий и началь ремонтные работы на другой.

    Как сообщил Губернатор Саратовской области, перед подрядными организациями постаавлена задача — пробный запуск на маршрутах №№ 8 и 9 должен состояться в конце февраля, по маршруту № 6 — в апреле. Для этого в полном объеме должны быть готовы рельсошпальная решетка и контактная сеть.

    На очереди — реконструкция самого протяжённого и востребованного маршрута № 3. Работы на нём развернутся весной, как только на маршрутах №№ 8 и 9 начнется обкатка рельсов, необходимая для запуска основного движения. Первоначально будет закрыт только участок от 6-й Дачной до Кировского трамвайного депо. Это необходимо, чтобы не останавливать движение маршрута № 11. Маршрут № 3 при этом продолжит работать на коротком участке в усеченном формате от центра города до депо.

    Перед стартом работ на маршруте № 3 запустит дублирующие компенсационные автобусные маршруты. Стоимость проезда будет льготной за счет бюджетных субсидий, как и в случае с замещающими автобусами по другим маршрутам.

    Как сообщила мэрия Саратова, на время проведения работ по реконструкции линии трамвайного маршрута № 3 будет организована работа автобусных маршрутов:

    • № 9А «8-я Дачная — Сенной рынок» (по ул. Шехурдина; 5 автобусов большого класса; интервал 30 мин.);
    • № 9Б «8-я Дачная — ул. Вавилова» (по просп. 50 лет Октября; 25 автобусов большого класса; интервал 7 мин.).

    Ещё до закрытия «тройки» дублирующие маршруты запустят в тестовом режиме, а в случае необходимости на них будет добавляться дополнительный подвижной состав.

    Пока что на трамвайном маршруте № 3 работают 32 вагона.

    Технический пуск по маршруту скоростного трамвая № 9 прошёл ещё 16 декабря в виде рейса ремонтно-технического вагона используемого для наладки контактной сети, сообщал сетевое издание «СарИнформ». На следующий день по маршруту проехал односекционный трамвай «Львёнок».

    Ульяновск

    В этом году к полноценной работе должна вернуться трамвайная линия, проходящая через реконструируемый Минаевский мост. Сейчас движение организовано по временному пути в реверсивном режиме, что ограничило пропускную способностью трассы. В конце января на объекте началась укладка новых трамвайных путей. Как сообщило МУП «Ульяновскэлектротранс», за две недели планируется монтаж 1500 м рельсошпальной решётки от района перекрёстка с улицей Куйбышева до русловой части переправы. Далее собирать пути будут по мере готовности мостовых пролётов.

    Реконструкция Минаевского моста ведётся с мая 2022 года.

    Ярославль

    С 15 февраля в Дзержинском районе Ярославля после окончания реконструкции трамвайной линии возобновилось движение по ул. Блюхера. При этом в городе впервые начали работать новые трамваи модели 71-628-02, закупленные в 2023-2024 годах в рамках концессионного проекта, реализуемого ООО «Мовиста Регионы Ярославль».

    Движение трамваев организовано по временному укороченному маршруту № 6К «ЯМЗ — ул. Блюхера». Движение постоянного маршрута № 6 «ул. Чкалова — ул. Блюхера» решили не возобновлять, так как в ближайшие недели линия до ул. Чкалова должны закрыться на реконструкцию.

    Как сообщила «Группа Мовиста», на этом отремонтированном участке уложено 5,5 км новых рельсов, полностью обновлена контактная сеть, установлены 10 остановочных комплексов и информационные табло. Также отремонтированы переезды через трамвайные пути,

    Концессионер продолжает вести работы на втором этапе реконструкции от Больницы № 9 до ул. Елены Колесовой, а также строит диспетчерский центр.

    Вагоны по маршруту № 6К курсируют ежедневно с интервалом 11-12 мин. в часы пик и 23-24 мин. в стальное время. Отправление от ЯМЗ с 4:49 до 18:54, от ул. Блюхера — с 5:14 до 19:19. На линии работает четыре трамвая.

    Помимо маршрута № 6К, в соответствии с действующими госконтрактами, до 31 марта в Ярославле продолжат работать трамвайные маршруты

    • № 1 «ул. Свердлова — ул. Чкалова» (8 трамваев в будни, 5 в выходные дни);
    • № 5К «Трамвайное депо — ул. Чкалова» (с 11  ноября следует с заездом к ул. А. Невского при следовании к трамвайному депо; 10 вагонов в будни, 6 в выходные дни);
    • № 7К «Трамвайное депо — ул. Свердлова» (10 вагонов в будни; 6 в выходные дни).

    Общий выпуск вагонов на ярославские трамвайные маршруты — 32 вагона в будни и 21 в выходные дни.

    Трамвайное движение по ул. Блюхера было прекращено в октябре 2023 года. С 7 июня 2024 года в Брагине перекрыли отрезок от Волгоградской ул. до больницы № 9. С 1 июля на ремонт закрыли для движения трамвайные пути от Волгоградской ул. до ТЦ «Омега». Трамвайные маршруты №№ 5 и 7 заменили укороченными маршрутами №№ 5К и .

    Все ремонты в Дзержинском районе подрядчик планировал закончить до конца 2024 года и возобновить здесь движение трамваев. После этого работы должны были начаться на следующем участке путей — от Брагина до центра и Пятерки. Для этого, чтобы приступить к реконструкции путепроводов у «Лакокраски» и ЯМЗ, будет обустроено новое временное разворотное кольцо у ТЦ «Рио», что позволит сохранить движение по маршрутам №№ 5К, 6К и . Для его создания будут использованы материалы от реконструируемого кольца «Больница № 9».

    Как сообщило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, в первом квартале 2025 года закрытие трамвайного движения в центральных районах Ярославля не планируется. Ранее остановить работу трамваев на линиях до ул. Чкалова и ул. Свердлова планировалось с января. Поэтому в Ярославле уже начал работу компенсационный автобусный маршрут № 44 «Торговый пер.— ул. Чкалова». Единственным участником аукциона стало ООО «Транском-Авто». Как сообщило издание «Ярославский регион», трасса маршрута проходит по ул. Чкалова, просп. Октября, ул. Ушинского и Комсомольской ул. (обратно — по Первомайской ул.). По условиям контракта маршрут обслуживают шесть автобусов большого класса.

    Как сообщил телеканал «Первый Ярославский», до конца марта в трамвайное депо АО «Яргорэлектротранс» ожидается прибытие последних 20 трамваев, предусмотренных концессионным проектов. Один вагон модели 71-628-02 был получен в 2023 году, ещё 26 в 2024 году. Всего обновлённый вагонный парк Ярославского трамвая будут насчитывать 47 трамваев производства УКВЗ.

    В январе на реконструкцию закрылся Северный мостовой переход в Магнитогорске. В ходе работ на переправе через Урал обновят и трамвайные пути.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: