Транспортные реформы в январе. Часть 3: Магнитогорск, Нижний Тагил и Самара

  • Павел Яблоков
    15 января 2025 г. — 17:30
    5

    TR.ru — Транспорт в России продолжает знакомить с наиболее заметными изменениями в работе общественного транспорта больших и крупных городов страны. Сегодня настало время рассказать об изменениях в Магнитогорске, Нижнем Тагиле и Самаре.

    В Магнитогорске большим испытанием для местных пассажиров и транспортников стал неизбежное закрытие с 8 января на реконструкцию аварийного моста «Северный переход» через Урал. Изменены более 10 автобусных и трамвайных маршрутов, назначены дополнительные «челночные» рейсы. Также градообразующее предприятие — Магнитогорский металлургический комбинат — открыло крупную перехватывающую автостоянку, от которой организовало движение специальных автобусных маршрутов для доставки сотрудников. Кроме этого, с 1 января два автобусных маршрута недавно возрождённого муниципального автопарка в «жилой» части заменены на новые с большим охватом городской территории.

    В Нижнем Тагиле с 13 января новые автобусы предприятия «Тагильский трамвай» получили постоянную работу на маршруте, где в прошлом году тестировался электробус.

    В Самаре с 1 января 22 маршрута перешло на работу по новым двухлетним контрактам, предусматривающим работу новых автобусов. В результате конкурсных процедур в городе появился альтернативный автобусный перевозчик. На некоторых направлениях автобусы заменены на транспорт повышенной вместимости.

    Магнитогорск

    В Магнитогорске в первые дни нового года изменились многие трамвайные и автобусные маршруты. Основной причиной стал ремонт моста «Северный переход» через реку Урал — одной из четырёх городских переправ между жилой и промышленной частями города. Движение транспорта по мосту прервано на 10 месяцев, с 8 января до 1 ноября 2025 года. Вторым поводом к переменам стало улучшение работы открытых в прошлом году новых автобусных маршрутов и улучшение обслуживания городских окраин.

    Подготовительные работы к ремонту Северного перехода начались еще летом 2024 года, но проходили без перекрытия или ограничения движения. А вот основной ремонт моста длиной около 206 м начался в январе и продлится до ноября 2025 года. К ремонту городские власти готовились несколько месяцев: разработаны альтернативные маршруты движения муниципального транспорта, проведены ремонт трамвайных путей в местах объезда перекрываемого участка и для повышения пропускной способности осенью расширена проезжая часть ул. Кирова от Профсоюзной ул. до ул. Кирова, 70 с двух до четырёх полос.

    В связи с закрытием Северного перехода, внесены изменения в трассы автобусных и трамвайных маршрутов Магнитогорска.

    Подробный перечень изменений маршрутов (+):

    Изменены автобусные маршруты:

    • маршрут № 10 (по нерегулируемым тарифам) «просп. Карла Маркса, 199 — Самстрой» вместо «просп. Карла Маркса, 199» после ул. Зелёный Лог направлен направо до конечной «просп. Карла Маркса, 235»;
    • маршрут № 18 (по нерегулируемым тарифам) «просп. Карла Маркса, 235 — пос. Димитрова» разделён на маршруты «просп. Карла Маркса, 235 — Овощехранилище» (по правому берегу, автобусы малого класса) и «ККЦ — Автоколонна» (по левому берегу, через ул. Димитрова, автобусы большого класса);
    • маршрут № 19 (по регулируемым тарифам) «ул. Коробова, 18 — Привокзальная пл.» вместо Привокзальной пл. направлен до Северного перехода (движение по ул. Бехтерева и Вокзальной ул. снято);
    • маршрут № 20 (по регулируемым тарифам) «Молжив (ул. Калмыкова) — ЛПЦ» от остановки «Молжив» продлён по ул. Калмыкова и ул. Очистне сооружения до Правобережных очистных сооружений, а вместо ул. Грязнова, Южного перехода и Профсоюзной ул. направлен по ул. Завенягина и Магнитной ул.
    • маршрут № 37 «Зелёный Лог, 15 — ЛПЦ» (по нерегулируемым тарифам) вместо ЛПЦ после остановки «Мост» у Северного перехода следует по Московской ул., просп. Ленина и Вокзальной ул. до Привокзальной ул.;
    • маршрут № 51 «ул. Калмыкова, 16 — с/т Метизник-2» (по нерегулируемым тарифам) продлён по ул. Калмыкова и Жемчужной ул. до остановки "Жемчужная ул., 19»;
    • маршрут № 54 «Правобережные очистные сооружения — Элеватор» (по нерегулируемым тарифам) разделён на два маршрута: «ЖК Молодёжный — Овощехранилище» (по ул. Зелёный Лог, просп. Карла Маркса, Вокзальной ул., просп. Ленина, Московской ул. и Северному переходу), и «Товарная — Элеватор» (по ул. 9 Мая, Локомотивной ул., ул. Бахметьева и Заготовительной ул.);
    • организован автобусный маршрут-челнок № 64 «Товарная — ККЦ» (два автобуса среднего класса по регулируемым тарифам) по ул. Пржевальского и ул. 9 мая с промежуточными остановками «8-я Проходная», «МКЗ», «14-й участок», «Гранитная», «Среднеуральская».

    Изменены маршруты трамвая:

    • маршрут № 9 «Коробова — ЛПЦ» вместо Ленинградской ул., Октябрьской ул., ул. Строителей, ул. Николая Шишка, Московской ул. и Северного перехода направлен через Южный переход и Профсоюзную ул.;
    • маршрут № 12 «Зелёный Лог (144-й микрорайон) — Товарная» вместо Октябрьской ул., ул. Строителей, ул. Николая Шишка, Московской ул. и Северного перехода следует через Центральный переход, Профсоюзную ул. и «Прокатмонтаж»;
    • маршруты № 13 «Товарная — Товарная» (кольцевой, внутреннее кольцо) и № 14 «Товарная — Товарная» (кольцевой, внутреннее кольцо)» объединены в маршрут № 14 «Вокзал — ЛПЦ» с трассой следования через Центральный переход, Броневую, Профсоюзную ул. и «Прокатмонтаж»;
    • маршрут № 15 «Зелёный Лог (144-й микрорайон) — ЛПЦ» вместо Комсомольскойул., ул. николая Шишка, Московской ул. и Северного перехода направлен через Южный переход, Профсоюзную ул. и «Прокатмонтаж»;
    • на маршруте № 23 «Кольцо Вокзала — Кольцо Вокзала» увеличено количество рейсов;
    • маршрут № 27 «Зелёный Лог (144-й микрорайон) — Зелёный Лог (144-й микрорайон)» следует в сообщении «Зелёный Лог — ЛПЦ» через Советскую ул., ул. Труда, просп. Карла Маркса, Казачью переправу, «Прокатмонтаж».

    Трамвайные маршруты №№ 2, 4, 6, 7, 8, 20, 22, 33 в районе проходных ПАО «ММК» по ул. Зеленцова продолжают работать без изменения.

    С 1 января 2025 года стоимость одной поездки в городском транспорте Магнитогорска повышена с 30 до 40 руб. При оплате банковскими картами стоимость ниже — 38 руб. Также в городе действуют электронные проездные билеты и система бесплатных пересадок в течение 60 минут с момента первой посадки. Граждане, достигшие пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), при наличии социальной карты смогут воспользоваться 30 бесплатными поездками ежемесячно. За каждую следующую поездку им будет компенсировано 15 руб. из городского бюджета. Также действуют льготы и для школьников, а также для студентов, обучающихся очно в государственных учебных заведениях. 15 руб. от стоимости разовой поездки им возмещаются из бюджета города.

    Стоимость безлимитного проезда по Магнитогорской транспортной карте (МТК) в течение 30 дней — 1600 руб., проездного на 40 поездок — 1200 руб., на 20 поездок — 600 руб., на 10 поездок — 400 руб. Для учащихся и других категорий льготников безлимитный проездной — 800 руб., на 20 поездок — 340 руб., на 10 поездок — 250 руб.

    После Северного перехода в планах города начать ремонтировать мост в районе остановки «Гранитная», а потом дойдет черед и до Центрального моста.

    Потеря на время одного из четырёх мостов — значительное неудобство для Магнитогорского металлургического комбината. Поэтому к изменению схемы транспортного обслуживания начали готовиться ещё осенью. А 12 декабря на заводе для работников северного блока цехов открыли крупную бесплатную перехватывающую парковку на 3600 мест на пустырной полуостровной территории рядом с работающим мостом «Центральный переход». А путь к ней ведёт от улицы Центральный переход через специально построенный наплавной (понтонный) мост через один из технологических водозаборных каналов. Парковка предназначена в первую очередь для работников ЛПЦ-10, ЛПЦ-11, Энергоцеха и других структурных подразделений ММК, а также ООО «ОСК». На парковке обустроено освещение и видеонаблюдения. Для удобства сотрудников открыт новый пешеходный КПП № 61.

    Как сообщила газета «Магнитогорский металл», наплавной мост протяжённостью 80 м из двух аппарелей и 15 понтонов сооружён ООО «Челябснабметалл», имеющему опыт работы более 10 лет. Объект в Магнитогорске соорудили за четыре месяца по проекту, разработанному в соответствии с Правилами Российского речного регистра и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, защищён в Российском классификационном обществе. Ширина проезжего полотна — 4,5 м. Нагрузка моста рассчитана на 32 тонны. Конструкция позволяет организовать двустороннее движение на легковых автомобилях. Установлено ограничение по массе автомобиля — 2,5 тонны. Также мост оснащён пешеходными пролётами с каждой стороны шириной по 0,75 м, которые отделены от проезжей части колесоотбойником, а со стороны воды — ограждением высотой 1,1 метра. Для безопасного передвижения по мосту скорость автомобильного движения ограничена до 5 км/час. Стоянка должна выручить в период, когда будет перекрыт Северный мост, но она останется и на постоянной основе.

    Для работников ММК с 8 января организована сеть внутренних автобусных маршрутов, сообщила газета «Магнитогорский металл». Семь автобусов работают ежедневно в утренние и вечерние часы. Остановка у ОСК расположена в 700 м от КПП № 61, а остановка у КПП-5 — в 300 м от остановки «Металлургов» трамвайных маршрутов №№ 2, 2а, 4, 6, 7, 8, 12, 14, 20, 22, 33 на ул. Зеленцова.

    Перечень специальных автобусных маршрутов (+):

    Маршрут № 1 «КПП-5 — АБК ККЦ» (остановки: «АБК ЛПЦ-10», «ОСК», «АБК ЛПЦ-11») отправляется от КПП-5 в 5:30, 6:00, 6:20, 6:50, 7:10, 7:40, 8:00, 8:30, 8:50, 9:20, 15:05, 16:00, 16:20, 16:50, 17:10, 17:40, 18:00, 18:30, 19:05 (по пятницам вечерние отправления в 15:05, 15:30, 15:55, 16:20, 16:45, 17:10, 17:35, 18:00, 18:55, 19:05), от АБК ККЦ — в 5:55, 6:25, 6:45, 7:15, 7:35, 8:05, 8:25, 8:55, 9:15, 9:45, 16:25, 16:45, 17:15, 17:35, 18:05, 18:40, 20:00, 20:20 (по пятницам вечерние отправления в 15:30, 15:55, 16:20, 16:45, 17:10, 17:35, 18:30, 18:40, 19:55, 20:20).

    Маршрут № 2 «КПП-5 — АТУ Башик» (остановки: «АТУ ЦП-1», «склад 45», «Огнеупор», «КПП-4», «Индустриальный парк», «КПП-8») отправляется от КПП-5 в 6:00, 7:30, 9:00, 14:15, 15:45, 17:45, 19:15 и по пятницам в 14:15, от АТУ Башик — в 6:45, 8:15, 9:45, 16:30, 18:30, 20:00 и по пятницам в 15:00.

    Маршрут № 3 «КПП-5 — Копровый цех № 1» (остановки: «Огнеупор», «КПП-4») отправляется от КПП-5 в 6:30, 8:00, 9:30, 16:25, 17:55, 19:25 и по пятницам в 14:55, от Копрового цеха № 1 — в 7:15, 8:45, 10:15, 17:10, 18:40, 20:25 и по пятницам в 15:50.

    Маршрут № 4 «ОСК — АБК ККЦ» (остановка: «АБК ЛПЦ-11») отправляется от ОСК в 6:05, 6:35, 7:05, 7:45, 8:15, 8:45, 16:30, 17:00, 17:30, 18:00, 18:35, 19:05, 19:55 и по пятницам в 15:15, от АБК ККЦ — в 6:20, 6:50, 7:30, 8:00, 8:30, 9:15, 16:45, 17:15, 17:45, 18:20, 18:50, 19:30, 20:20 (кроме пятниц) и по пятницам в 15:30, 16:00 и 21:00.

    Маршрут № 5 «ОСК — АТУ Башик» (остановки: «АТУ ЦП-1», «склад 45», «Огнеупор», «КПП-4», «Индустриальный парк», «КПП-8» отправляется от ОСК в 6:00, 7:30, 9:00, 15:45, 17:45, 19:15 и по пятницам в 14:15, от АТУ Башик — в 6:45, 8:15, 9:45, 16:35, 18:35, 20:05 и по пятницам в 15:35.

    Маршрут № 6 «ОСК — Копровый цех № 1» (остановки: «Огнеупор», «КПП-4») отправляется от ОСК в 6:30, 8:00, 9:30, 16:25, 17:55, 19:25 и по пятницам в 14:55, от Копрового цеха № 1 — в 7:20, 8:50, 10:20, 17:15, 18:45, 20:30 и по пятницам в 15:45.

    Внутренний маршрут № 1 организован ранее, с 16 декабря 2024 года, но до 8 января обслуживался только одним автобусом.

    Постановлением администрации Магнитогорска от 26.11.2024 № 12427-П в городской реестр маршрутов регулярных перевозок внесены три новых маршрута, закреплённые за МП «Маггортранс». Помимо маршрута-челнока № 64, это маршруты

    • № 65 «пос. Западный-1 — пос. Западный-1» (три автобуса среднего класса) через Пресную плотину, Западное шоссе, Зеленую ул., далее кольцом по Западному шоссе, ул. Зелёный Лог, просп. Карла Маркса, ул. Труда, просп. Ленина, ул. Гагарина, ул. Суворова, ул. Грязнова, Оранжерейную ул., Лесопарковую ул.;
    • № 66 «Зелёный Лог-15 — Зелёный Лог-15» (три автобуса среднего класса) кольцом по ул. Зелёный Лог, Западному шоссе, Зелёной ул., Санаторной ул., ул. Грязнова, ул. Суворова, ул. Гагарина, просп. Ленина, ул. Труда, просп. Карла Маркса, ул. Зелёный Лог.

    Маршруты №№ 65 и 66 пришли с 1 января 2025 года на смену двух открытым в апреле прошлого года автобусным маршрутам № 5 «пос. Западный-1 — пос. Западный-1» и № 6 «пос. Нежный — пос. Нежный». Новинки 2025 года отличаются от предшественников большим охватом городской территории, включая просп. Ленина: основную часть трассы маршрут № 65 проходит внешним кольцом, а маршрут № 66 — внутренним кольцом, тем самым они дополняют друг друга во встречных направлениях. Для большинства сохранившихся связей время поездок увеличилось. Также из-за увеличения протяжённости трасс интервалы выросли с 20-30 до 30-60 минут. Этому способствовало и уменьшение выпуска с четырёх до трёх автобусов на каждый из маршрутов: по одному автобусу с каждого направления командировано для обслуживания маршрута-челнока № 64.

    Издание «Верстов.инфо» со ссылкой на МП «Маггортранс» сообщило, что решение о замене маршрутов №№ 5 и 6 принято в связи с низким пассажиропотоком. Ранее с 1 сентября 2024 года из посёлка Западный-1 начал курсировать автобусный маршрут № 49. Автобусный парк МП «Маггортранс», несколько лет занимавшегося только трамвайными перевозками, удалось возродить благодаря закупкам новой техники — 35 газомоторных автобусов Volgabus-4298.G4 и МАЗ-206.948.

    Нижний Тагил

    Возрождение муниципального автобусного парка на базе трамвайного предприятия позволило в прошлом году улучшить и транспортное обслуживание Нижнего Тагила.

    В распоряжении МУП «Тагильский трамвай» в 2024 году оказалось 57 газомоторных автобусов среднего класса СимАЗ-2258: 40 из них приобретены в 2023 году по специальному казначейскому кредиту, ещё 17 машин были закуплены городом ранее по нацпроекту «Экология» и до воссоздания муниципального автопарка, арендовались частными перевозчиками. В марте-апреле 2024 года предприятие позтапно начало обслуживать 15 городских маршрутов.

    Также в прошлом году в порядке эксперимента открывался новый маршрут № 77  «УВЗ — Новая Кушва — ГГМ (ТРЦ "Кит")», на котором в течение месяца работал электробус «Генерал», предоставленный для испытаний производителем — «ПК Транспортные системы». Маршрут № 77 стал первым в городе, проложенным через Луганский проспект.

    Для постоянной работы маршрута понадобилось приобретение дополнительной техники. Она оказалась не столь инновационной. Тем не менее, новые газомоторные автобусы большого Volgabus-5270G4 стали самыми крупными не только в муниципальном автопарке МУП «Тагильский трамвай», но и среди всех городских перевозчиков. Долгие годы в Нижнем Тагиле эксплуатировались только автобусы малого и среднего класса. О прибытии трёх машин в город холдинг «Волгабас» сообщил ещё в конце декабря 2024 года. Автобусы приобретены муниципалитетом, в отличии от «СимАЗов», на собственные средства вне федеральных программ. С прибытием «Волгабасов» парк маршрутных автобусов МУП «Тагильский трамвай» увеличился до 60 машин.

    С 13 января автобусы приступили к обслуживанию возобновлённого маршрута № 77. Его трасса проходит по Восточному шоссе, ул. Юности, Алтайской ул., Зеленстроевской ул., ул. Монтажников, ул. Садоводов, Свердловскому шоссе, Луганскому просп. и Октябрьскому просп.

    Если единственный электробус успевал совершать за день по шесть поездок в каждом направлении, то три автобуса в будни выполняют 16 рейсов из Гальяно-Горбуновского массива (ГГМ) и 13 от УВЗ. В выходные дни два автобуса сообща совершают 12 и 11 рейсов в каждом из направлений.

    Отправление автобусов ежедневно от УВЗ в 7:10, 7:35 (только в будни), 8:00, 9:00, 9:50, 11:35, 12:30, 13:25, 14:20. 16:15, 16:45, 17:05 (только в будни) и 18:05, от ТРЦ «Кит» — в 6:15, 6:40 (только в будни), 7:05, 8:05, 8:30 (только в будни), 8:55, 10:40, 11:35, 12:30, 13:25, 15:15, 15:45, 16:05 (только в будни), 17:10, 17:40 и 18:00 (только в будни).

    Хотя УВЗ и ГГМ соединяет маршрут трамвая № 17, новые автобусные рейсы — не конкуренты электротранспорту: более 85% трассы маршрута № 77 проходит по улицам, на которых нет трамвайных путей.

    Самара

    В Самаре с нового года начали действовать новые контракты на выполнение автобусных перевозок по регулируемым тарифам. На 22 маршрута вышло 188 новых автобусов большого и 112 среднего класса — обязательным условием стало использование техники не старше 2023 года выпуска и наличие низкого пола. Также перевозчики должны были брендировать автобусы и обеспечить кондукторов и водителей спецодеждой, сообщил Департамент транспорта Самары.

    На маршрутах №№ 2, 9, 24, 34 подвижной состав заменён вместо автобусов среднего класса на автобусы большого класса, а на маршруте № 75 автобусы малого класса — уступили место автобусам среднего класса.

    Среди поступлений в самарские автопарки в 2024 году — 69 газомоторных городских автобусов большого класса (10,5 м) Lotos 105C02 и 20 среднего класса SAZ LE60. Ранее компании «Самара Авто Газ» передали в аренду 50 автобусов большого класса МАЗ-203.048.

    Внесены с 1 января некоторые изменения и в маршрутную сеть:

    • маршрут № 87 «Баварская деревня — просп. Кирова» стал подвозить ближе к станции метро «Кировская»;
    • открыт новый маршрут № 90 «Парк дружбы народов — автостанция Аврора» (18 автобусов среднего класса) через исторический центр Самары;
    • открыт новый маршрут № 91 «Грозненская ул. — НФС».

    Основным автобусным перевозчиком города осталось ООО «Самара Авто Газ». Оно же работает и на 16 из 22 разыгранных маршрутах (№№ 2, 3, 9, 24, 27, 34, 35, 41, 53, 61, 63, 66, 67, 70, 75, 90). Однако в ходе торгов на транспортный рынок Самары вышел и новый участник — тульское ООО «Ирбис». 59 новых автобусов компании работают на шести маршрутах №№ 13, 39, 59, 86, 87 и 91. Контракты с перевозчиками заключены на два года с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года. Как сообщил Минтранс Самарской области, Правительством региона оказана финансовая поддержка в размере 1,7 млрд руб. на организацию автобусных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам в областном центре.

    Ещё по 27 маршрутам (№№ 1, 5д, 6, 8, 11, 12, 17, 21, 22, 23, 26, 30, 32, 36, 37, 38, 45, 47, 50, 51, 52, 55, 56, 66, 76, 78, 79) до 17 апреля 2025 года действуют ранее заключённые контракты с ООО «Самара Авто Газ». Новые конкурентные процедуры для их обслуживания будут объявлены в первом квартале этого года. Также в Самаре продолжают работать 18 автобусных маршрутов по нерегулируемым тарифам.

    Как сообщил Telegram-канал Председателя Правительства Самарской области Михаила Смирнова, весной будут запущены новые маршруты для Южного города и Крутых ключей. Затем новые транспортные контракты будут внедряться в Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске. Тем временем в Самаре продолжаются испытания ранее побывавшего в Нижнем Тагиле электробуса «Генерал».

    Также в январе благодаря вводу единых городских тарифов расширена роль пригородных поездов в обслуживании Владивостока, Уфы и Ярославля. В Нижнем Новгороде и Махачкале автобусные перевозки поэтапно переводят на регулируемые тарифы, при этом в столице Приволжья также открыли трамвайный маршрут. А в Сыктывкаре открыли четвёртый магистральный автобусный маршрут.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.