Транспортные реформы в январе. Часть 2: Махачкала, Нижний Новгород и Сыктывкар

  • Павел Яблоков
    14 января 2025 г. — 23:22
    10
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области / mintrans.nobl.ru

    В начале года во многих больших городах страны начали действовать новые контракты на перевозку пассажиров общественным транспортом. Среди них — Махачкала, Нижний Новгород и Сыктывкар.

    В Махачкале ещё семь автобусных маршрутов с 1 января перешли на работу по регулируемым тарифам в рамках муниципальных контрактов. Для их «перезагрузки» были приобретены новые автобусы.

    Новые автобусы вышли со 2 января и на новый магистральный автобусный маршрут в Сыктывкаре. Также с наступлением нового года в столице Республики Коми на некоторых маршрутах сменились перевозчики, а один маршрут по нерегулируемым тарифам закрылся, не выдержав конкуренции с открытым в прошлом году магистральным маршрутом.

    В Нижнем Новгороде с 1 января изменились более 10 автобусных маршрутов. В половине случаев перевозки по нерегулируемым тарифам заменены на маршруты по регулируемым тарифам. В остальных случаях корректировалась маршрутная сеть, уже обслуживаемая по государственным контрактам. Кроме этого, с 13 января в центре Приволжского федерального округа заработал новый трамвайный маршрут, ориентированный на школьников Автозаводского района.

    Махачкала

    В столице Дагестана второй год подряд начинается с запуска автобусных маршрутов по регулируемым тарифам. Для их обслуживания в лизинг приобретаются новые автобусы большого и среднего класса. Как и в прошлом году, приобрести технику для центра дотационного региона удалось благодаря инвестпроекту АО «ГТЛК», реализуемому с использованием средств Фонда национального благосостояния. Лизингополучатели имею возможность начать использовать технику для обслуживания регулярных маршрутов с нулевым начальным платежом, зарабатывая все средства на покрытие лизинговых платежей уже в процессе работы.

    В прошлом году с 1 января 2024 года в Махачкале заработали магистральные автобусные маршруты №№ 44а, 64 и 65. На них вышли работать 47 автобусов большого класса НефАЗ-5299-30-57 и ЛиАЗ-529267.

    К январю 2025 года транспортники Махачкалы обзавелись ещё 45 новыми автобусами — 17 большого класса НефАЗ 5299-30-57 и 28 среднего класса СимАЗ-2258-0000010-538 «Доступная среда».

    С их помощью организовано обслуживание пяти вновь организованных маршрутов по регулируемым тарифам:

    • № 66 «Троллейбусное кольцо — пл. Коминтерна» (6 автобусов большого класса; перевозчик ООО «СТС» («Современная транспортная система»));
    • № 67 «ЦУМ — кольцо школы механизации» (9 автобусов большого класса; ООО «СТС»);
    • № 105р «Шамхал — Махачкала (ул. Маяковского)» (10 автобусов среднего класса, ООО «СТС»);
    • № 106р «Шамхал-Термен — Махачкала (автовокзал Северный)» (4 автобуса среднего класса; ООО «Астория»);
    • № 188р «Загородный — Караман-7» (12 автобусов среднего класса; ООО «Астория»);

    Всего с начала 2025 года администрацией Махачкалы установлено дополнительно семь маршрутов с регулируемыми тарифами — два городских и пять пригородных. Помимо вышеупомянутых пяти маршрутов, контракты также заключены на маршруты

    • № 101р «Новый Хушет — Махачкала (автостанция Южная)» (5 автобусов среднего класса; МУП «Горавтотранс»);
    • № 108р «Сулак — Махачкала (ул. Магомедтагирова)» (10 автобусов среднего класса, МУП «Горавтотранс»).

    При этом о поступлении техники для МУП «Горавтотранс» не сообщалось, хотя оба маршрута должна обслуживать техника не старше 2024 года выпуска.

    По всем семи маршрутам администрацией Махачкалы заключены муниципальные контракты сроком на два года (с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года), предусматривающие штрафные санкции для перевозчиков в случае нарушения установленных интервалов движения, не работающего дополнительного оборудования, сообщает Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства Махачкалы.

    Аукционы по всем маршрутам провели заблаговременно, объявив их в августе, с подведением итогов в конце сентября. Поэтому у перевозчиков было достаточно времени подготовиться к обслуживанию маршрутов.

    Нижний Новгород

    В Нижнем Новгороде в январе продолжилась плавная замена маршрутов, работающих по нерегулируемым тарифам, на маршруты по регулируемым тарифам.

    Часть изменений прошла накануне наступления Нового года. С 27 декабря маршруты № Т-37 «ст. Петряевка — пл. Горького» и № Т-138 «микрорайон Соцгород-2 — микрорайон Седьмое небо» заменены маршрутом № А-38 «микрорайон Соцгород-2 — метро "Стрелка"». А маршрут № Т-76 «Дубравная ул. — Автовокзал "Щербинки"» преобразован в маршрут № А-76 «Дубравная ул. — Московское шоссе» с существенным сокращением трассы.

    С 1 января 2025 года обновились трассы более 10 автобусных маршрутов:

    • маршрут № А-7 «пос. Приокский — микрорайон Седьмое небо» вместо Приокского пос. продлён по ул. Монастырка, ул. Юлиуса Фучика, ул. Лескова, ул. Веденяпина, ул. Героя Шнитникова, Южному бульв. до микрорайона Юг, при этом вместо ул. Сергея Акимова и ул. Карла Маркса между Московским вокзалом и микрорайоном Седьмое небо следует по Советской ул. и Самаркандской ул.;
    • маршрут № А-12 «ЗКПД-4 — автовокзал Щербинки» сокращается до платф. Чаадаево вместо ЗКПД-4;
    • маршрут № А-36 «пл. Горького — пос. Ближнеконстантиново» возобновил работу по изменённой схеме «ул. Долгополова — пос. Ближнеконстантиново»: вместо Анкудиновского шоссе, ул. Бекетова, просп. Гагарина и Б. Покровской ул. он направлен в обоих направлениях по ул. Академика Сахарова, ул. Ванеева и ул. Максима Горького и далее по метромосту, ул. Луначарского, пл. Революции, ул. Прокофьева и ул. Долгополова (обратно — ул. Литвинова);
    • маршрут № А-38 «микрорайон Соцгород-2 — метро "Стрелка"» продлён от Соцгорода до ст. Петряевка по ул. Краснодонцев, просп. Ильича, Красноуральской ул. и Молодёжному просп.;
    • маршрут № А-58 «Космическая ул. — Деловая ул.» вместо Деловой ул. укорочен до Комсомольской пл.;
    • маршрут № Т-67 «Космическая ул. — 5-й микрорайон Сормова» заменён маршрутом № А-67 «Космическая ул. — метро "Стрелка"»;
    • маршрут № Т-70 «микрорайон Седьмое небо — микрорайон Кузнечиха-2» заменён аналогичным маршрутом № А-70;
    • маршрут № А-81 «микрорайон Кузнечиха-2 — микрорайон Соцгород-2» в Соцгороде вместо ул. Плотникова направлен в обоих направлениях по ул. Строкина и ул. Советской Армии;
    • маршрут № Т-87 «ЖК Торпедо — Катер-герой» заменён аналогичным маршрутом № А-87;
    • маршрут № А-89 «пос. Новая стройка — метро "Бурнаковская"» вместо метро «Бурнаковская» после ул. Ярошенко направлен по ул. Героя Рябцева, Московскому шоссе, ул. Ивана Романова; Советской ул., ул. Чкалова, ул. Прокофьева и ул. Долгополова (обратно — ул. Литвинова) до ул. Долгополова;
    • маршрут № Т-93 «Агрокомбинат Горьковский — микрорайон Верхние Печёры» заменён маршрутом № А-93 «Авторынок Московский — метро "Автозаводская"» с исключением движения по Мызинскому мосту и в нагорной части города.

    Ранее маршрут № А-12 планировалось сократить сильнее — до Московского шоссе. Как отмечает ГКУ НО «ЦРТС», маршрут № А-89 изменён с учётом окончания работ по реконструкции трамвайной сети в Сормовском районе (маршруты №№ 6, 7), на нём предусмотрена работа пяти автобусов среднего класса. Маршрут № А-58 переведён на брутто-контракт, его трасса ориентирована на комфортную пересадку на трамвайные маршруты №№ 21 и 27, следующие в нагорную часть города, из которой были сняты автобусы. На маршруте № А-36 организована работа пяти автобусов среднего класса. Также на брутто-контракт переведён маршрут № А-7.

    Кроме этого, с 13 января организован новый трамвайный маршрут «52-й квартал — ул. Строкина» Временно до внесения изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок вагоны работают под № 22.

    Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 13.01.2025 № 2/од на основании информации ООО «Экологические проекты» с целью повышения комфорта транспортного обслуживания для населения на период проведения строительных работ в рамках реализации проекта «Создания имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижний Новгород» на территории Автозаводского района с 13 января 2025 года и до окончания указанных строительных работ временно изменён трамвайный маршрут № 22 «ул. Строкина — метро "Автозаводская"». Помимо основной трассы, движение вагонов организовано также в сообщении «ул. Строкина — 52-й квартал» по Молодёжному просп., ул. Красных партизан и ул. Строкина. Как уведомило транспортное ведомство, расписание новых рейсов синхронизировано со временем начала и окончания уроков в школах, расположенных вблизи ул. Строкина.

    Единственный вагон на дополнительном маршруте курсирует ежедневно, кроме воскресений. Отправление от ул. Строкина с 7:38 до 10:08 и с 11:30 до 16:10, от 52-го квартала — с 7:20 10:26 и с 11:45 до 15:45. Интервал движения 35-43 минут.

    Следует отметить, что по субботам с запуском новых рейсов частота движения на ул. Строкина увеличена почти втрое (с семи до 20 пар рейсов), так как по основной трассе маршрута № 22 в выходные дни курсирует только один вагон отправлением от ул. Строкина с 10:08 до 12:26 и с 14:09 до 15:41. В будни по маршруту № 22 курсирует четыре трамвая с режимом работы с 5:30 до 20:30 и интервалом 13 мин. в часы пик и до 52 мин. в остальное время.

    ООО «Экологические проекты» является концессионером по концессионному соглашению от 28.09.2022 № 245-П в рамках реализации проекта «Создания имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижний Новгород». Продолжается реконструкция путей на участках линий в нагорной части города и в Автозаводском районе.

    В дальнейшем в Нижнем Новгороде запланированы очередные изменения автобусных маршрутов. С 22 января 2025 года:

    • отмена маршрута № Т-97 «пос. Мостоотряда — микрорайон Верхние Печёры»;
    • запуск маршрута № А-79 «пос. Нагулино — микрорайон Юг»;
    • изменение маршрута № А-75 «пос. Нагулино — ул. Пермякова»: вместо Нагулина его направят к Мостоотряду.

    С 21 февраля 2025 года:

    • маршрут № Т-94 «ЗКПД-4 — пл. Горького» прекращает работу;
    • маршрут № Т-55 «ЗКПД-4 — Тоннель Московского вокзала» преобразуется в маршрут № А-55.

    С 1 марта 2025 года

    • маршрут № А-31 «ЖК Победа — пл. Минина и Пожарского» вместо ЖК «Победа» следует в укороченном сообщении «Автовокзал Щербинки — пл. Минина и Пожарского», при этом вместо Горной ул. в обоих направлениях будет следовать через ул. 40 лет Октября и Шатковскую ул.; на маршруте планируется задействовать15 автобусов большого класса;
    • маршрут № А-82 «Автовокзал Щербинки — ул. Усилова» продлевается от автовокзала «Щербинки» до ЖК «Победа» по просп. Гагарина и ул. 40 лет Победы; вместо ул. 40 лет Октября и Шатковской ул. направляется по Горной ул.;
    • на маршруте № А-76 «Дубравная ул. — Московское шоссе» планируется увеличить количество подвижного состава до 6 автобусов большого класса;

    С 11 апреля 2025 года:

    • № Т-45 «ЗКПД-4 — микрорайон Верхние Печеры» и № Т-59 «Красное Сормово — ЖК Торпедо» прекращают работу;
    • маршрут № Т-24 «5-й микрорайон Сормова — микрорайон Верхние Печёры» заменяется маршрутом № А-24;

    Ранее принятое ноябрьским приказом Минтранса Нижегородской области решение об изменении маршрута маршрут № А-41 «микрорайон Цветы — микрорайон Седьмое небо» с продлением до метро «Стрелка» в конце декабря было отменено.

    С 25 мая 2025 года:

    • маршрут № Т-40 «микрорайон Юг — ул. Усилова» заменяется маршрутом № А-13 «микрорайон Юг — ул. Усилова»;
    • маршруты № Т-57 «Красное Сормово — микрорайон Верхние Печёры» заменяется маршрутом № А-78 «Красное Сормово — микрорайон Верхние Печёры».

    Последний «Т»-маршрут Нижнего Новгорода № Т-83 «микрорайон Соцгород-2 — деревня Афонино» должен прекратить работу с 1 января 2026 года.

    Сыктывкар

    Со 2 января 2025 года в столице Республики Коми начал работу новый магистральный маршрут № 1м «ЖК "Атлантида" — Школа № 33». На маршруте № 1м протяжённостью около 11 км работают новые автобусы большого класса марки «НефАЗ». Автобусы АО «Комиавтотранс» следуют по Октябрьскому просп., Петрозаводской ул., Печорской ул., ул. Карла Маркса, ул. Орджоникидзе, Первомайской ул., ул. Домны Каликовой, Советской ул., ул. Пушкина, ул. Кирова, ул. Савина, Школьной ул., ул. Зои Космодемьянской, ул. Банбана. При этом существовавший маршрут № 1 без литеры «м» («Школа № 33 — ТРЦ "Макси"») по нерегулируемым тарифам продолжил работу: действующее свидетельство перевозчика позволяет ему продолжать работу на этом направлении до осени 2026 года.

    Как сообщил сайт администрации Сыктывкара, для запуска маршрута №1м оборудована разворотная площадка остановочного пункта «ЖК "Атлантида"» в районе домов №214 и 216 по Октябрьскому проспекту, а также остановки «Городской суд» на пересечении улиц Ленина и Пушкина и «ул. Первомайская, 112».

    В январе автобусы будут курсировать ежедневно с интервалами 10 мин. в часы пик и 20 мин. в остальное время. Отправление от ЖК «Атлантида» с 6:00 до 22:10, от Школы № 33 — с 6:00 до 21:40.

    Таким образом, в Сыктывкаре действует уже четыре магистральных автобусных маршрута (№№ 1м, 17м, 18м и 54м). Три из них были организованы в августе 2024 года.

    Кроме этого, на некоторых городских маршрутах сменились перевозчики.

    Так. АО «Комиавтотранс» с 1 января вышло на обслуживающие посёлок Краснозатонский маршруты № 23 «пл. Габова — Краснозатонский» и № 23д «Турбаза Лемью — Краснозатонский —ЦВК». Трассы маршрутов остались без изменений, а подвижной состав заменён на автобусы большого класса, в том числе низкопольные. При этом количество рейсов на маршруте № 23 несколько сократилось, так как интервалы в часы пик выросли с 14 до 20 минут. Также все рейсы маршрута № 23 в выходные дни будут заходить в Сосновую поляну, сообщил сайт администрации города. Ранее на маршрутах работал ИП Зезегов В.Ю., допускавший пропуск рейсов, проезд остановок при ожидающих на них пассажирах и имевший другие нарекания. В декабре был проведён аукцион по выбору перевозчика на данные маршруты, её победителем признано АО «Комиавтотранс».

    В свою очередь, 31 декабря автобусы АО «Комиавтотранс» последний раз вышли на маршруты № 8 «Росгосстрах — Школа № 33» и № 19 «Городской автовокзал — Строитель — Городской автовокзал». С 1 января к работе на них приступили другие перевозчики — ИП Мингазова О.С. и ИП Зварич В.Г. Также ИП Мингазова О.С. сохранила работу на маршрутах №№ 7 и 28.

    ИП Зварич В.Г. ради работы по муниципальному контракту прекратил работу по нерегулируемым тарифам. С 1 января 2025 года в Сыктывкаре прекратил работу обслуживавшийся им автобусный маршрут № 33а «Городской автовокзал — Сыктывкарский фанерный завод». Как сообщили в администрации города, предприниматель обосновал своё решение снижением пассажиропотока в связи с выходом на линии магистральных маршрутов №№18м и 54м. Пассажирам рекомендуется использовать эти маршруты для поездок из Сыктывкара в Эжву. Что касается работников Сыктывкарского фанерного завода, то вопросом их доставки до места работы и обратно занимается руководство предприятия.

    Свидетельство на право выполнения перевозок по нерегулируемым тарифам на маршрут № 33а действовало до осени 2026 года. Помимо сохраняющегося маршрута № 1, ещё почти два года сможет работать по нерегулируемым тарифам маршрут № 15 «Городской автовокзал — с/х Пригородный». Оба направления обслуживает товарищество индивидуальных перевозчиков Сыктывкара.

    Помимо новых для себя маршрутов №№ 1м, 23 и 23д АО «Комиавтотранс» продолжает обслуживать автобусные маршруты №№ 10, 12, 17м, 18м, 21, 25, 26, 30, 36, 38, 46 и 54м. На маршрутах №№ 44 и 103 работает ИП Сенькин В.И. На маршруте № 24 работает ИП Носкова К.С. На маршрутах №№ 3, 4 и 9 работает ИП Макаревич В.В. На маршрутах №№ 6 и 20 работает ИП Опацкая О.В.

    В январе существенные изменения уже произошли в транспортном обслуживании Ярославля, Уфы и Владивостока: в городах введены или расширены зоны единого тарифа на проезд в пригородных электропоездах, что сделало железнодорожный транспорт более привлекательным для совершения поездок.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)