Транспортные реформы в августе. Часть 1: Саратов, Новокузнецк, Сыктывкар и Петрозаводск

  • Дарья Гербер
    1 августа 2024 г. — 17:10
    334

    С 1 августа изменения в транспортном сообщении произошли в городах Приволжья, Кузбасса, а также Республик Коми и Карелия. По разным причинам в регионах появилась необходимость в открытии новых маршрутов общественного транспорта. В Саратове впервые по брутто-контрактам начали работать два новых муниципальных автобусных маршрута №№ 6А и 90А, призванные стабилизировать работу транспорта на наиболее популярных направлениях. В Новокузнецке в тестовом режиме открыт троллейбусный маршрут № 1А, который связал Центральный, Заводской и Новоильинский районы. Часть трассы троллейбусы преодолевают на автономном ходу. Тем временем отбор подрядчика для строительства контактной сети в Новоильинском районе пока не увенчался успехом

    В Сыктывкаре стартовал второй этап транспортной реформы: в городе появились три магистральных маршрута №№ 17м, 18м и 54м, а также произошли другие изменения. При корректировке трасс учитывались пожелания пассажиров, а накануне вступления изменений в силу власти представили оптимальные маршруты для проезда к социальным объектам.

    В Петрозаводске продолжили ликвидировать последствия прекращения обслуживания по брутто-контрактам маршрутов №№ 5, 14 и 29 и ухода из города компании «ТрансБалт». Муниципальное предприятие «Городской транспорт» дебютировало в качестве автобусного перевозчика: до этого оно занималось только троллейбусными перевозками перевозками. Однако единственный новый маршрут № 30 не решил всех проблем: часть вопросов обслуживания городских окраин переложили на пригородные маршруты, введя им дополнительные остановки и заезды.

    В Саратове запустили два маршрута по брутто-контрактам

    По данным Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, с 1 августа по брутто-контрактам начнут работать муниципальные автобусные маршруты:

    • № 6А «посёлок Комсомольский — ТЦ “Касторама”»;
    • № 90А «ТЦ “Леруа Мерлен” — Крекинг».

    Маршрут № 90А проходит по Усть-Курдюмской ул., ул. Аэропорт, Планерной ул. (обратно — Высокой ул.), ул. Жуковского, ул. Танкистов, Астраханской ул., Московской ул., ул. Чапаева, Шелковичной ул., ул. Серова (только к Крекингу), 2-й Садовой ул. (только к Крекингу), ул. Чернышевского, ул. Орджоникидзе, ул. Авиастроителей, просп. Энтузиастов, ул. Азина, ул. Хомяковой, Южно-Зелёной ул., Брянской ул. Протяжённость маршрута в прямом направлении 31,1 км, в обратном — 29,5 км. На линии работает 30 автобусов большого класса.

    Маршрут № 6А проходит по Парковой ул., Химической ул., Тульской ул., ул. Азина, просп. Энтузиастов, ул. Орджоникидзе Г.К., ул. Чернышевского Н.Г. (обратно также ул. Серова и 2-й Садовой ул.),  Шелковичной ул., ул. Чапаева, Московской ул., Астраханской ул., Б. Горной ул.,  просп. им. 50 лет Октября, 2-й  Прокатной ул., ул. Измайлова (только от Комсомольского пос.), ул. Загороднева (только от Комсомольского пос.), ул. Ломоносова, просп. Строителей, Вольскому тракту. Протяжённость маршрута в прямом направлении 32,4 км, в обратном — 30,7 км.

    Для обслуживания направлений задействуют автобусы большой вместимости ЛиАЗ-529267 предприятия «Межгородтранс», закупленные по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2023 году. Интервалы движения в пиковые часы составят 8 мин., в межпиковое время — 8–16 мин., после 21:00 — 16–32 мин.

    Отправление по маршруту № 6А от Комсомольского пос. с 5:45 до 21:29, от «Касторамы» — с 5:45 до 22:25. Отправление по маршруту № 90А от «Леруа Мерлен» с 5:45 до 22:25, от Крекинга — с 5:45 до 21:29.

    Как сообщило ИА «СарБК», стоимость контрактов составила 383 млн рублей (1983,5 и 189,7 млн руб. за маршруты №№ 6А и 90А соответственно).  В условиях прописаны требования по оснащению автобусов, в частности, кондиционерами, а также к внешнему виду водителей — запрещено ношение шортов, маек и сланцев. Стоимость проезда фиксирована и составляет 34 рубля. Контракты заключены на срок с 1 августа по 31 декабря 2024 года.

    Параллельно маршрутам №№ 6А и 90А продолжают работать маршруты по нерегулируемым тарифам №№ 6 и 90, имеющие минимальные отличия в трассах. Запуск новых маршрутов по регулируемым тарифам вызван недовольством администрацией города транспортными услугами, предоставляемыми перевозчиками на проблемных направлениях.

    Изначально предполагалось, что автобусы по брутто-контрактам начнут курсировать с 1 мая, однако мэрия расторгла контракт с «Межгородтрансом» по причине не подготовки транспорта в срок.

    В Новокузнецке тестируют троллейбусный маршрут

    С 1 августа в экспериментальном режиме в Новокузнецке открыт новый троллейбусный маршрут. Он связал Центральный, Заводской и Новоильинский районы.

    Как указали в Управлении по транспорту и связи администрации города Новокузнецка, до тех пор, пока не построят контактную сеть в Новоильинке, трассировка маршрута № 1А «Октябрьский просп. — ТЦ Лента» включает Октябрьский просп., просп. Дружбы, ул. Циолковского, просп. Курако, просп. Строителей, Заводское шоссе, ул. 40 лет ВЛКСМ, Автотранспортную ул., Бызовское шоссе, просп. Запсибовцев и ул. Косыгина. От Ярославской ул. до ТЦ «Лента» троллейбусы следуют с использованием автономного хода. Схема движения в Центральном районе изменится с открытием движения по Октябрьскому просп. после завершения его реконструкции и восстановления контактной сети.

    Как сообщает МБУ ЕЦОПП, троллейбусы курсируют ежедневно в утренние и вечерние часы по графику:

    • отправление от Октябрьского просп. в 4:54, 5:09, 5:24, 5:36, 17:03, 17:23, 17:38, 17:53, 18:08, 18:26;
    • отправление от ТЦ «Лента» в 6:32, 06:47, 7:02, 7:14, 18:51, 19:11, 19:26, 19:41, 19:56, 20:14.

    Для обслуживания маршрута задействованы четыре троллейбуса по утрам и шесть по вечерам. Утром и вечером по два троллейбуса переключаются с маршрутов № 1 «Октябрьский просп. — Ярославская ул.» и № 7 «Октябрьский просп. — Стройбаза», вечером один троллейбус переключается с маршрутов № 3 «Левый берег — Вокзал — Левый берег», и ещё один из ранее закончивших работу выпускается во вторую смену. Общий выпуск троллейбусов на маршрутную сеть Новокузнецка остался прежним — 32 машины  в будни и 26 в выходные дни.

    Протяжённость маршрута № 1А в прямом направлении 30,5 км, в обратном направлении — 29,2 км. Без привязки к сети троллейбусы преодолевают около 22 км. Контракт стоимостью 3,17 млн руб. между Управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецка и Муниципальным трамвайно-троллейбусным предприятием Новокузнецкого городского округа предусматривает выполнение перевозок с 1 по 31 августа.

    В 2019 году МТТП тестировало маршрут в Новоильинский район с помощью первых полученных городом машин с увеличенным автономным ходом. После этого было подготовлено обоснование строительства автономной поддерживающей контактной сети в Новоильинском районе, не связанной с остальной сетью. В 2023 году выполнено проектирование, а до конца 2024 года планируется выполнить строительство. Однако на два последовательно объявленных в июле друг за другом конкурса по созданию троллейбусной линии не заявился ни один претендент.

    В Сыктывкаре реализуют второй этап транспортной реформы

    В Сыктывкаре продолжается транспортная реформа, инициированная после получения рекомендаций экспертов Российского университета транспорта. По данным ИА «Север-Медиа», она включает введение магистральных маршрутов и новых направлений взамен отменённых.

    В 2022 году по заказу администрации Сыктывкара было проведено обследование пассажиропотока на муниципальных маршрутах. Оно включило:

    • обследование пассажиропотоков с помощью камер и датчиков в автобусах;
    • анализ качества транспортного обслуживания (доступность, вместимость);
    • анализ обращений граждан и тарифной политики;
    • формирование вариантов маршрутной сети на основе разработанных принципов;
    • экономическое сопоставление возможных вариантов развития маршрутной сети.

    В итоге принципами обновлённой маршрутной сети стали:

    • не более 400 м от дома до остановки;
    • удобные пересадки, а основные маршруты без пересадок;
    • связь с центром прямыми маршрутами;
    • снижение дублирования для повышения наполняемости, но в пределах норматива;
    • не более одной пересадки до центра, не более двух по городу, не более трёх в отдалённые районы;
    • учёт существующей и перспективной инфраструктуры.

    На первом этапе транспортной реформы с 1 января 2024 года в Сыктывкаре ввели безлимитный проездной, объединили маршруты № 9 и № 29, отменили маршруты № 5 и № 55, а также удлинили некоторые направления.

    В рамках подготовки второго этапа администрация публиковала на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов пакет поправок в постановление «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа Сыктывкар с учётом Эжвинского района на 2023–2027 годы». Итоговый документ утверждён постановлением администрации Сыктывкара от 26.07.2024 № 7/2776. 

    Согласно поправкам, с 1 августа введены магистральные маршруты:

    • № 17м «Городской автовокзал — с/х Пригородный»;
    • № 18м «Городской автовокзал — СЛПК»;
    • № 54м «Городской автовокзал — СЛПК».

    Также утверждены для обслуживания с 1 августа новые направления:

    • № 8 «Опытная станция — Школа № 33»;
    • № 10 «Дырнос — Аэровокзал».

    В перечень отменяемых дублирующих маршрутов включили:

    • № 6 «Дырнос — Росгосстрах» в связи с появлением маршрута № 8;
    • № 12 «Аэровокзал — СЛПК» в связи с установлением магистральных маршрутов № 18м и № 54м;
    • № 17 «Кардиоцентр — с/х Пригородный» в связи с установлением магистрального маршрута №17м;
    • № 18 «Гостиница Центральная — СЛПК» в связи с установлением магистрального маршрута № 18м;
    • № 20 «Опытная станция — Дырнос» в связи с появлением маршрута № 10;
    • № 54 «ЖДВ — улица Славы» в связи с установлением магистрального маршрута № 54м.

    9 июля состоялась пресс-конференция с участием администрации и представителей Российского университета транспорта: эксперты акцентировали, что маршруты №№ 17, 18 и 54 продолжат работу в утренние и вечерние часы пик. Окоончательная отмена маршрутов зпланирована докуентом планирования с 1 февраля 2025 года.

    11 июля, администрация обсудила с жителями улиц Ручейной и Панева вопросы движения автобусов по маршрутам №№ 8 и 10, чтобы учесть предложения и прийти к общему знаменателю. После анализа пожеланий администрация приняла решение пустить автобусы маршрута № 10 до Кардиологического центра. Для обслуживания обоих маршрутов запустили 20 единиц техники вместо семи по работавшим ранее маршрутам №№ 6 и 20. Постепенно автобусы заменят на низкопольные.

    Кроме этого, после запуска нового маршрута № 54м, следующего от автовокзала через Станционную ул. до Больничного городка, жители Эжвы без пересадок смогут ездить до республиканских больниц и Перинатального центра. Маршрут № 17 не заходит на автовокзал, и ранее пассажиры могут доехать до Больничного городка только на автобусе маршрута № 44.

    В свою очередь, проезд по ул. К. Маркса будет обеспечен 12-ю маршрутами. Например, на автобусной остановке «Центральная поликлиника» останавливаются автобусы №№ 1, 15, 24, 28, 108. На остановке «Рынок» в сторону ул. Орджоникидзе — 10 маршрутов: №№ 1, 15, 17, 24, 28, 108, 125, 126, 127. В обратном направлении — 13 маршрутов: №№ 1, 12, 15, 17, 24, 28, 38, 108, 125, 126, 127, 128.

    Также впервые за долгие годы будет запущен маршрут по ул. Колхозной.

    В целом мониторинг показал, что жителей в первую очередь волнует вопрос транспортной доступности социальных объектов. В связи с этим администрация Сыктывкара 29 июля представила оптимальные варианты с учётом изменений с 1 августа:

    • до Клинического кардиологического диспансера и Республиканской детской клинической больницы — маршруты №№ 3, 10, 15, 17м, 18м, 44, 54м;
    • до Больничного городка — маршруты №№ 10, 54м;
    • до поликлиники № 3 по ул. Коммунистической, 41 — маршруты №№ 8, 10, 17м, 18м;
    • до поликлиники № 3 по ул. Карла Маркса, 116 — маршруты №№ 8, 10, 17м;
    • до «Травмпункта» по ул. Гаражная, 4 — маршруты №№ 8, 17м, 18 м.

    Отмечается, что изменения увеличат расходную часть городского бюджета на организацию транспортного обслуживания населения. Корректировки призваны обеспечить более комфортное и бесперебойное транспортное обслуживание с учётом перспективной застройки и социально значимых объектов. Также в «Комиавтотрансе» обозначили, что повышение качества пассажирских перевозок предполагает в том числе обновление автобусного парка и действие безлимитного проездного билета.

    С 1 августа новые маршруты начали работу. По маршруту № 8 автобусы отправляются от Опытной станции с 5:54 до 21:32, от Школы № 33 с 6:36 до 21:18. Интервалы движения в часы пик — 14 мин., в остальное время — до 28 мин.

    По маршруту № 10 отправляются от Дырноса с 6:00 до 21:30, от Аэровокзала с 6:00 до 21:45.  Интервалы движения в часы пик — 15 мин., в остальное время — 30 мин.

    По маршруту № 17м автобусы отправляются от Городского автовокзала с 5:54 до 21:10, рт с/х «Пригородный с 6:06 до 22:10. Интервал движения — 12 мин. (после 19 часов — до 24 мин.).

    По маршруту № 18м автобусы отправляются от Городского автовокзала с 5:24 до 23:04, от СЛПК с 5:49 до 0:14. Интервалы движения в часы пик — 10 мин., в остальное время — 20 мин., после 21 часа — до 30 мин.

    По маршруту № 54м автобусы отправляются от Городского автовокзала» с 5:14 до 21:54, от СЛПК с 5:34 до 23:04. Интервалы движения в часы пик — 10 мин., в остальное время — 20 мин., после 21 часа — до 30 мин.

    В Петрозаводске запускают наиболее протяжённый маршрут на постоянной основе

    Администрация Петрозаводского городского округа сообщила о запуске с 1 августа в Петрозаводске наиболее протяжённого маршрута № 30. Он связал СКЗ с Сулажгорой, Первомайским районом, Центром, Перевалкой и Кукковкой, также его трасса соединяет социальные объекты: поликлинику № 3, университет, Республиканскую больницу, онкодиспансер, городскую художественную школу, трассу «Фонтаны». За обслуживание маршрута будет отвечать муниципальный «Городской транспорт». Ранее предприятие получило 10 автобусов ПАЗ «Вектор Next» от правительства Карелии Ранее машин были переданы муниципальному перевозчику для обслуживания маршрута.

    Как отметило ИА «Республика», запуск маршрута связан с прекращением курсирования автобусов компании «Транс-Балт». С 1 июля они перестали работали на трёх маршрутах — №№ 5, 14 и 29. Перевозчик «Транс-Балт» пришёл в столицу Карелии в 2023 году, однако против его работы выступили уже действующие компании, имеющие свидетельства до 2026 года и право перевозки пассажиров без заключения контрактов с мэрией, а следовательно, без чётких требований к качеству услуг. Городская администрация пыталась изменить ситуацию через ввод брутто-контрактов на маршрутах №№ 5, 14 и 29: победившая на аукционе компания «ТрансБалт» предоставила современные лазурные автобусы и обязалась чётко соблюдать расписание. Однако старые перевозчики уходить с маршрутов отказались. Судебное решение также было вынесено в их пользу.

    Таким образом, жители отдалённых районов будут обслуживаться маршрутом № 30. Администрация города начнёт контролировать качество транспортных услуг благодаря условиям контракта: автобусы отслеживаются в мобильном приложении, предусмотрена возможность оплаты проезда банковской картой. Направление будет действовать с 6:30 до 22:30.

    Как сообщило ПМУП «Городской транспорт», от Лыжной ул. автобусы отправляются по полному маршруту в будни с 6:30 до 20:55, в выходные дни с 7:30 до 20:55, рейсы в 22:00 и 23:05 ежедневно следуют в парк. От станции Томицы автобусы отправляются в будни с 6:20 до 21:20, в выходные дни с 7:30 до 21:20, рейс в 22:20 ежедневно следует в парк. Интервалы движения 30-60 минут. Ежедневно на линии предусмотрена работа восьми автобусов среднего класса. Автобусы следуют через Подсочную ул., Суоярвское шоссе, Сулажгорскую ул., Новосулажгорскую ул., Первомайский просп., ул. Антикайнена, просп. Ленина, пл. Гагарина, Красноармейскую ул., Гоголевский путепровод, Лососинское шоссе, Лесной просп., Комсомольский просп. и ул. Ровио.

    Запуск одного маршрута по регулируемым тарифам с «социальными» интервалами — шаг вперёд по сравнению с июльской ситуацией, но всё ещё существенный шаг назад по сравнению с обстановкой в июне 2023 — июне 2024 годов, когда по регулируемым тарифам в Петрозаводске работало три маршрута с 38 автобусами, в том числе большого класса.

    Кроме этого, идёт работа с транспортной доступностью других отдалённых районов, пострадавших от прекращения работы маршрутов №№ 5, 14, 29 по регулируемым тарифам. С 23 июля автобус № 101 «Петрозаводск — Лехнаволок» от автовокзала до Лехнаволока заезжает на конечную остановку в Соломенном и при движении по району останавливается на всех оборудованных остановках. Как указало сетевое издание «Петрозаводск говорит», автобусы отправлением от городского автовокзала в 5:50 и 7:20 при движении от посёлка Лехнаволок в сторону города заезжают на Рабочую улицу — конечную остановку маршрута № 14, а автобус отправлением от автовокзала в 21:00 заезжает на Рабочую при движении в сторону Лехнаволока. Также добавлен рейс, который отправляется от автовокзала в 20:30. Он тоже заезжает на Рабочую при движении в сторону Лехнаволока. В Соломенном пригородные автобусы высаживают и забирают пассажиров на всех оборудованных и обозначенных остановочных пунктах, а в городе останавливаются у пунктов:

    • «Автотехцентр СТК» (в районе проезда Автолюбителей);
    • «С/х Тепличный»;
    • «Нефтебаза» (в районе поворота на Птицефабрику);
    • «Развилка СКЗ» (в районе поворота на Сулажгорский кирпичный завод).

    Кроме этого, скорректировано время отправления и прибытия автобуса № 124 «Петрозаводск — Суйсарь» отправлением от автовокзала в 9:10. С 25 июля рейс отправляется в 9:25, а маршрут троллейбуса № 8 продлён до Чистой улицы на Древлянке.

    Транспортные изменения июля затронули Пензу, Казань, Челябинск, Северодвинск, Севастополь, Москву, Тобольск, Кировскую область, Приволжье и  Дальний Восток.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.