Транспортные реформы в июле. Часть 1: Петрозаводск, Пенза и Казань

  • Дарья Гербер
    4 июля 2024 г. — 19:25
    250

    В начале июля транспортные изменения коснулись автобусного сообщения в Петрозаводске, Пензе и Казани, при этом далеко не все оказались положительны для удобства пассажиров. Так, в столице Карелии с 1 июля прекратили работу все три автобусных маршрута, работавшие по регулируемым тарифам на основе брутто-контракта. Их место снова заняли старые перевозчики по нерегулируемым тарифам, а администрация в качестве компенсации планирует открыть один новый длинный автобусный маршрут, чтобы обеспечить сообщением отдалённые части города с центром и между собой. Сама реформа, предусматривающая переход на регулируемый тариф всех автобусов столицы Карелии, отложена минимум на два года.

    В Пензе к 40 маршрутам, работающим по регулируемому тарифу, добавили ещё семь. При этом в городе появились недлинные маршруты со статусом подвозящих, стоимость проезда по которым составляет всего 10 рублей, что в несколько раз ниже обычных местных тарифов. Также изменены несколько важных городских маршрутов: троллейбусы поехали в Окружную, а автобусный маршрут № 54, напротив, перестал следовать к аэропорту и дублировать популярный троллейбусный маршрут № 7.

    То, что произойдёт с 8 июня в Казани, может ждать практически любой российский город, не решивший проблемы с водителями, обновлением автобусного парка и финансированием перевозок. Для сохранения перевозок на наиболее востребованных участках 12 автобусных направлений скорректируют путём сокращения трасс и интервалов движения, что связано с устареванием подвижного состава и нехваткой персонала.

    В Петрозаводске отложили транспортную реформу

    С 1 июля с маршрутов №№ 5, 14 и 29 ушла компания «Транс-Балт», что стало следствием судебных решений. По данным сетевого издания «КарелИнформ», перевозчик уже перегнал новые автобусы в Санкт-Петербург. Теперь направления обслуживают старые автотранспортные предприятия по выданным несколько лет назад свидетельствам на право выполнения перевозок по нерегулируемым тарифам. Ещё осенью 2023 года горсуд Петрозаводска встал на их сторону, а 3 июня решение оставил в силе Верховный суд республики. Таким образом, транспортная реформа с её переходом на регулируемый тариф была отложена до 2026 года.

    О том что перевозчик с новыми лазурными автобусами может в скором времени покинуть город, в сетевом пространстве начали говорить ещё в середине мая.  К транспортной реформе Петрозаводск начинал готовиться несколько лет назад. В 2021-2022 гг. для Петрозаводска ФАУ «РОСДОРНИИ» разработаны все необходимые документы транспортного планирования. Их качество позволило получить и федеральную поддержку для проведения реформ — в 2022 году столица Карелии прошла отбор и оказалась среди 21 получателя подвижного состава на условиях льготного лизинга в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». 27 троллейбусов с субсидированием части затрат на приобретение техники из федерального бюджета, в соответствии с трёхлетним календарным графиком, Петрозаводск как раз получает в 2024 году.

    Однако, заказав и получив разработанные документы транспортного планирования, далее в Петрозаводске так и не создали команду для дальнейшей реализации реформы. А утверждённый в конце 2022 года документ планирования регулярных перевозок превратился в мину замедленного действия. За несколько месяцев до этого в Федеральный закон № 220-ФЗ «антисанкционным» пакетом (Федеральный закон № 56-ФЗ от 14.03.2033 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») были внесены изменения, в корне существенно затруднившие проведение многих транспортных реформ в стране. У перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам, стало практически невозможным отозвать свидетельства на право выполнения регулярных перевозок до истечения сроков их действия (а они, как правило, заключаются на срок пять лет с возможностью автоматической пролонгации). Однако в подписанном  27 декабря 2022 года постановлении Администрации Петрозаводского городского округа № 4334 в отношении маршрутов №№ 5, 14, 29 (и ещё № 23) было предусмотрено изменение во втором квартале 2023 года, а именно — перевод их на регулируемые тарифы. Действующие перевозчики маршрутов, имеющие свидетельство на право работы по ним до 2026 года, администрацией в качестве будущих партнёров не рассматривались — в реформе была ставка на новый подвижной состав, принципиально отличавшийся от имеющегося у местных перевозчиков. Подобные реформы с приглашением на местный рынок федеральных (межрегиональных) игроков из транспортных холдингов в качестве якорного перевозчика или одного из перевозчиков не редкость. Но обычно администрации, идущие на такие шаги, более внимательно подходят к подготовке к нормативной базы для реализации изменений.

    Так, в Астрахани и Кургане при проведении местных транспортных реформ пошли более жизнеспособным путём — новые маршруты по регулируемым тарифам просто запустили «поверх» старых по нерегулируемым тарифам не дожидаясь окончания срок действия последних. Возникло определённое дублирование маршрутов, часть старых перевозчиков сошла с дистанции, не выдержав конкуренции, но маршруты по регулируемым тарифам продолжают работать. При этом в Кургане обошлось даже без привлечения внешних перевозчиков: наиболее развитым местным транспортным компаниям создали условия для поэтапного обновления подвижного состава.

    В результате с июня 2023 года компания «Транс-Балт», входящая в Национальную транспортную ассоциацию, как единственный участник конкурса на выполнение регулярных перевозок, приступила к обслуживанию трёх маршрутов — № 5 «Сулажгорская улица — Птицефабрика» (с 13 июня), № 14 «Чистая улица — Рабочая улица» и № 29 «Станция Томицы — улица Энтузиастов» (оба с 19 июня).  На линию, в соответствии с условиями контракта, вышли новые низкопольные газомоторные автобусы выпуска 2022-2023 гг.: 23 Volgabus-4298.G4 и 15 Volgabus-5270.G4. Прежние местные перевозчики стали готовить реванш, и спустя год, по истечении прежнего контракта, они его дождались — администрация Петрозаводского городского округа не стала объявлять новый аукцион, а решения, указанные в документе планирования, были оспорены в судебном порядке.

    Как сообщило ИРА «Карелия.ньюс», откат сразу же сказался на транспортном обслуживании пассажиров. Так, жители Перевалки не могут дождаться маршрута № 4, которые заезжал на улицу Зелёную и в Ругозерский переулок во время транспортной реформы, так как частный перевозчик вернулся на маршрут № 14. Микрорайон Скандинавия остался без единственного маршрута, связывающего жилой комплекс с детской поликлиникой, а на маршруте № 5 был зафиксирован случай отказа пускать пассажира с коляской, так как старый автобус не оборудован накопительной площадкой.

    Пока же для стабильного автобусного сообщения с Сулажгорским кирпичным заводом администрация Петрозаводска внесла в документ планирования регулярных перевозок новый маршрут — № 30. Он свяжет СКЗ с Сулажгорой, Первомайским районом, центром, Перевалкой и Кукковкой, став самым протяжённым в городе (протяжённость оборотного рейса 51,5 км). Трасса захватит социальные объекты — поликлинику № 3, ПетрГУ, республиканскую больницу, республиканский онкодиспансер, детскую художественную школу и трассу «Фонтаны».

    Автобусное сообщение будет осуществляться по брутто-контрактам, что позволит контролировать перевозчиков. Аукцион на организацию перевозок планируют объявить в июле, подведя итоги к концу месяца. Среди требований — безналичная оплата и наличие навигации, чтобы автобусы отслеживались в приложении. Предполагается, что машины будут курсировать с 6:30 до 22:30 по трассе: «станция Томицы — Лыжная улица» через Подсочную ул., Суоярвское шоссе, Сулажгорскую ул., Новосулажгорскую ул., Первомайский просп., ул. Антикайнена, просп. Ленина, пл. Гагарина, Красноармейскую ул., Гоголевский путепровод, Лососинское шоссе, Лесной просп., Комсомольский просп. и ул. Ровио.

    Отмечается, что на право обслуживания нового направления будет претендовать ПМУП «Городской транспорт», ожидающее прибытия 10 новых автобусов.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 12:52 05.07.2024:
    5 июля МКУ ПГО «Петроснаб» объявило аукцион с начальной ценой 21,3 млн руб. на право обслуживания маршрута № 30. Приём заявок ведётся до 15 июля, подведение итогов намечено на 16 июля. Проектом расписания предусмотрено выполнение 23,5 пар рейсов в будни и 22,5 пар в выходные дни с интервалом движения 30-50 минут. Начало выполнения перевозок по брутто-контракту — 1 августа, окончание — 31 декабря этого года.

    В Пензе появились подвозящие маршруты и внесены другие изменения

    Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области проинформировало о переводе семи маршрутов на регулируемые тарифы. В настоящее время в Пензе действует 86 маршрутов регулярных перевозок, 40 из которых обслуживаются по регулируемым тарифам. С 1 июля к ним добавились:

    • № 2А «ст. Кривозеровка — завод Точных приборов»;
    • № 6 «Междуречье — Терновский мост»;
    • № 10 «ул. Карпинского (Ново-Западное кладбище) — Рембытехника»;
    • № 26 «Школа № 62 — ул. Кижеватова — Школа № 62»;
    • № 40 «Стадион Пенза — пос. Нефтяник»;
    • № 75 «ул. Водопьянова — ул. Мира»;
    • № 80 «Пенза-I — ул. Чкалова».

    Минцифры Пензенской области выделило часть маршрутов в новую категорию подвозящих. Ожидается, что изменение улучшит работу общественного транспорта: он курсирует с 6:00 до 21:30 с установленным интервалом, а перевозчики получают деньги от государства, не заботясь об окупаемости. Решение связано с нареканиями жителей Кривозерья, Междуречья, Западной Поляны, Пензы-III. Для обслуживания подвозящих маршрутов задействованы новые автобусы малого класса, приспособленные для перевозки людей с ограниченными возможностями, а также оснащённые валидаторами. Такое обслуживание позволило обеспечить приемлемые интервалы движения на не самых загруженных направлениях. Стоимость проезда на подвозящих маршрутах — 10 рублей, что сопоставимо с льготной ценой, и гораздо ниже стоимости проезда в городских троллейбусах (20 руб.), автобусах (27 руб.) и автобусах по нерегулируемым тарифам (32 руб.).

    Описание подвозящих маршрутов (+):

    В частности, как напоминает Минцифры Пензенской области, в микрорайоне Кривозерье время ожидание автобусов маршрута № 2А достигало 90 минут, а маршрута № 414 — до 30 минут. В итоге маршрут № 2А стал подвозящим. Он следует до остановки «Завод точных приборов» на ул. Окружной. Режим работы: с 6:00 до 21:30. Интервал движения составил 20 минут с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 19:00; 30 минут — с 10:00 до 16:00 и с 19:00 до 21:00. По выходным — 30 минут с 6:00 до 21:00. В свою очередь, от остановки «Завод точных приборов» организовано троллейбусное сообщение маршрутом № 6 «Библиотека — ул. Кижеватова» с интервалом движения 10 минут в часы пик.

    Также подвозящими по решению Минцифры Пензенской области стали маршруты №№ 6 и 75. Маршрут № 6 следует до остановки «Терновский мост», доставляя пассажиров до мест работы, расположенных по ул. Молокова и ул. Индустриальной, в утренние и вечерние часы пик. Режим работы: с 6:00 до 21:30. Интервал движения по будням: с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 19:00 — 20 минут; с 10:00 до 16:00 и с 19:00 до 21:00 — 30 минут. Выходные дни: с 6:00 до 21:20 — 30–40 минут. Жители района Междуречье могут добраться до остановок «ул. Токарная» и «Терновский мост», через которые с интервалом не более 5–10 минут следуют магистральные автобусы №№ 54, 66, 130, 149 и троллейбусные маршруты №№ 6, 7, 105.

    Аналогично организована работа маршрута № 75. Жители ул. Водопьянова могут не реже чем раз в 15 минут воспользоваться автобусами и добраться до основных магистралей микрорайона Западная поляна (ул. Лермонтова и ул. Мира), от которых можно уехать на других муниципальных маршрутах. Режим работы: с 6:00 до 21:00. Интервал движения в рабочие дни: с 6:00 до 9:30 и с 16:00 до 19:00 — 15 минут; с 9:30 до 16:00 и с 19:00 до 21:00 — 30 минут. Выходные дни — 30 минут.

    Маршрут № 80 «Пенза-I — ул. Чкалова», тоже решением Минцифры Пензенской области ставший подвозящим, организован с 6:00 до 21:30. Интервал движения в рабочие дни: с 6:00 до 7:00 и с 9:00 до 17:00 — 20 минут; с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00 — 14 минут, с 19:00 до 21:00 — 40 минут. Выходные дни: с 6:00 до 11:00 и с 19:00 до 21:00 — 20 минут; с 19:00 до 21:00 — 40 минут. Маршрут полностью взял на себя обслуживание микрорайона Пенза-III вместо направленного в район Окружная троллейбусного маршрута № 6.

    Кроме этого, с 1 июля жителям микрорайона Тепличный проще добираться до социальных объектов за счёт открытия нового маршрута № 26 «Школа № 62 — Окружная (ул. Кижеватова)». Он работает по регулируемому тарифу с установленным графиком движения с 6:00 до 21:30. Интервал движения в рабочие дни: с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 19:00 — 17 минут; с 10:00 до 16:00 и с 19:00 до 21:00 — 30 минут. Выходные дни: с 6:00 до 8:30 и с 16:00 до 19:00 — 17 минут; с 8:30 до 16:00 и с 19:00 до 21:30 — 30 минут.

    Схема движения маршрута № 2А: «ст. Кривозеровка» (ул. Главная) — «Бригадирский мост» (ул. Бийская) — «По требованию» (ул. 40 лет Октября) — «Контрольно-диспетчерский пункт» (ул. 40 лет Октября) — «ул. Совхозная» (ул. 40 лет Октября) — «Горводоканал» (ул. Кривозерье) — «Бизнес-инкубатор “Татлин”» (ул. Кривозерье) — «завод Точных приборов» (ул. Окружная) — «Совхозная (ул. 40 лет Октября) — «Контрольно-диспетчерский пункт» (ул. 40 лет Октября) — «По требованию» (ул. 40 лет Октября) — «Бригадирский мост (ул. Бийская) — «ст. Кривозеровка» (ул. Главная).

    Схема движения маршрута № 6 в прямом направлении: «Междуречье» (ул. Локтионова) — «ул. Локтионова» (ул. Локтионова) — «ул. Токарная» (ул. Токарная) — «ул. Токарная» (ул. Терновского). В обратном: «Терновский мост» (ул. Терновского) — «ул. Токарная» (ул. Терновского) — «ул. Локтионова» (ул. Локтионова) — «Междуречье» (ул. Локтионова). В части рейсов предусмотрен проезд через остановку «Фабрика Клары Цеткин» (ул. Молокова).

    Схема движения маршрута № 26: «Школа № 62» (ул. Ферганская) — «2-й пр. Мереняшева» (ул. Мереняшева) —  «1-й пр. Мереняшева» (ул. Мереняшева) — «Юбилейная аллея» (ул. Тепличная) — «Совхозная» (ул. 40 лет Октября) — «ул. Кижеватова» (ул. Окружная) — «Детская поликлиника № 8» (ул. Кижеватова) — «ул. Российская» (ул. Кижеватова) — «ул. Вишнёвая» (ул. Вишнёвая) — «ул. Воронова» (ул. Воронова) — «Микрорайон» (ул. Воронова) — «Совхозная»  (ул. 40 лет Октября) — «Тепличный комбинат» (ул. Тепличная) — «Юбилейная  аллея» (ул. Тепличная) — «1-й пр. Мереняшева» (ул. Мереняшева) — «Школа  № 62» (ул. Ферганская).

    Схема движения маршрута № 75: «ул. Водопьянова» (ул. Водопьянова) — «ПГУ» (ул. Лермонтова) — «Перинатальный центр» (ул. Лермонтова) — «Дом офицеров» (ул. Ленинградская) — «Олимпийская аллея» (ул. Попова) — «Спутник» (ул. Попова) — «1-я спортивная Школа» (ул. Попова) — «ул. Мира» (ул. Мира) — «НИИ «Контрольприбор» (ул. Мира) — «ЖК “Фаворит”» (ул. Мира) — «ул. Ленинградская» (ул. Ленинградская) — «Дом офицеров» (ул. Ленинградская) — «Перинатальный центр» (ул. Лермонтова) — «ул. Водопьянова» (ул. Водопьянова).

    Схема движения маршрута № 80: «ст. Пенза-I» — «Железнодорожный техникум» (ул. Октябрьская) — «Центральный рынок» (ул. Чехова) — «Гостиница “Пенза”» (ул. Славы) — «По требованию» (ул. Злобина) — «По требованию» (ул. Тухачевского) — «Локомотивное депо» (ул. Тухачевского) — «ОАО «Электромеханика» (ул. Свердлова) — «ул. Чкалова» (ул. Калинина) — «ОАО “Электромеханика”» (ул. Свердлова) — «ул. Павлушкина» (ул. Тухачевского) — «Локомотивное депо» (ул. Тухачевского) — «По требованию» (ул. Тухачевского) — «По требованию» (ул. Злобина) — «ул. Славы» (ул. Славы) — «Центральный рынок» (ул. Чехова) — «Железнодорожный техникум» (ул. Октябрьская) — «Пенза-I».

    Кроме этого, как сообщает Минцифры Пензенской области, автобусный маршрут № 54 «Арбековская застава — Аэропорт» после остановки «МедИнж» едет через Перспективную улицу практически до пересечения с улицей Рябова. На новом участке введены остановки «По требованию», «База О’РЭХТ» и «По требованию» («ул. Рябова»). Для перевозок в аэропорт основным сохранён троллейбусный маршрут № 7 «Запрудный — Аэропорт» с самым большим выпуском подвижного состава среди местных линий электротранспорта — 23 троллейбуса в будни и 15 в выходные дни.

    Также в ведомстве обозначили, что троллейбусные маршруты № 1 «пл. М. Жукова — ул. Северная» и № 2 «Кривозерье — Центр искусств» отменять не планируется. Хотя ранее анонсированным проектом транспортной реформы предполагалось сократить количество троллейбусных маршрутов в Пензенской агломерации с семи до пяти.

    В Казани скорректируют 12 маршрутов

    В столице Татарстана, долгие годы сохранявшей автобусную маршрутную сеть практически неизменной, начинают заниматься антикризисными мерами, способствующими стабилизации состояния местных автобусных перевозчиков. Два маршрута отменяют, ещё для восьми сокращают трассы следования. Не исключено, что объявленные новшества — лишь первый этап.

    Комитет по транспорту Казани проинформировал об изменении 12 автобусных маршрутов:

    Описание изменений маршрутов (+):

    • маршруты № 25 «Техническая ул. — жилой массив Дербышки» и № 49 «станция Лагерная — Вещевой рынок» отменят ввиду дублирующих маршрутов №№ 1, 43, 91 и №№ 30, 34, 36, 45 соответственно;
    • маршрут № 2 «метро “Аметьево” — Привокзальная ул.» сократят до ЦУМа с обслуживанием четырьмя автобусами вместо восьми, интервал составит 15 минут;
    • в свою очередь, маршрут № 30 «пер. Дуслык — станция Лагерная» продлят до ул. Привокзальной по части отменяемой трассы маршрута № 2 с увеличением количества подвижного состава до 18 машин и сокращением интервала до 12 минут для улучшения транспортного обслуживания в направлении Юдина;
    • маршрут № 40 «ул. Гаврилова — Кафе “Ак барс”» сократят до КДК им. Ленина, при этом время ожидания маршрута сократится с 50 до 30 минут для улучшения транспортного обслуживания жителей посёлков Щербаковка и Кадышево при сохранении трёх автобусов на линии (от КДК им. Ленина до ул. Гаврилова предлагается пользоваться сохранённым маршрутом автобуса № 18); 
    • маршрут № 47 «ул. Батыршина — Деревня Универсиады» в прямом и обратном направлении вместо ул. Ибрагимова для уменьшения дублирования маршрута № 37 будет следовать по ул. Декабристов через остановочные пункты станция метро «Яшьлек», ДК «Химиков», ТРК «Тандем», «Энергетический университет», обеспечив связь ул. Декабристов с улицами Н.Назарбаева, Павлюхина и Оренбургским трактом;
    • маршрут № 62 «Дворец водных видов спорта — жилой район Салават Купере» вместо дворца водных видов спорта сократят до станции метро «Яшьлек» с уменьшением интервала движения с 14 до 10 минут, но сохранением прежнего количества подвижного состава — 14 автобусов (от станции метро «Яшьлек» в направлении Дворца водных видов спорта можно добраться на автобусах №№ 18, 36);
    • проходящий почти через весь город маршрут № 63 «метро “Дубравная” — жилой массив Левченко» станет подвозящим: его сократят вместо «Дубравной» до станции метро «Яшьлек» для уменьшения интервала с 1,5 часа до 15 минут, при этом вместо плановых 14 сокращённый маршрут будет обслуживаться тремя автобусами (со станции метро «Яшьлек» в направлении ул. Комиссара Габишева и обратно можно доехать с одной пересадкой на автобусах №№ 18, 33, 45, 46);
    • маршрут № 68 «ул. Иман — Железнодорожный вокзал» покинет центр: его сократят со стороны ул. Иман до станции метро «Проспект Победы», откуда можно доехать в центр с одной пересадкой на автобусе № 5 и на трамвае № 5, интервал движения сократится с 22 до 15-18 минут, за  обслуживание станут отвечать три автобусами;
    • маршрут № 71 «Городская клиническая больница № 5 — жилой массив Константиновка» перестанет заезжать на Самосыровское кладбище ввиду наличия дублирующих маршрутов №№ 109с и 123, также будет увеличено количество подвижного состава до 10 единиц, а интервал ожидания сократится с 15 до 10 минут;
    • маршрут № 72 «пл. Вахитова — Профилакторий» вместо пл. Вахитова сократят до остановки «Театр им. Г.Камала», интервал ожидания составит 11-12 минут вместо 14 минут при сохранении 10 автобусов (до площади Вахитова можно доехать с одной пересадкой на трамваях №№ 3, 5, 5а и на автобусах №№ 5, 23, 56), также маршрут станет работать стабильнее: его вынут из части пробок;
    • маршрут № 77 «пер. Дуслык — Нефтебаза» начнёт следовать по сокращённой схеме движения до Деревни Универсиады вместо пер. Дуслык и с уменьшением интервала с 40 до 21 минуты (по улице Ю.Фучика в направлении переулка Дуслык можно будет воспользоваться автобусными маршрутами №№ 5, 18, 30, 33, 34, 45 и троллейбусными №№ 5, 12 с общим количеством подвижного состава 173 единицы).

    По данным сетевого издания «116.ру», изменения вступят в силу с 8 июля. Они связаны с нехваткой водителей, кондукторов и слесарей. Кроме того, сам подвижной состав изношен, а средства для обновления отсутствуют. За последние пять лет шесть из 14 перевозчиков разорились. График утреннего выпуска автобуса в 2023 году соблюдался только на 74%, а из-за нехватки работников в троллейбусах пришлось установить валидаторы.

    Как обозначила газета «БИЗНЕС Online», в 2022 году за счёт муниципального бюджета была подготовлена новая транспортная схема Казани. Контракт на 15 млн рублей был заключён с московским ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта». Техзадание рассматривало три варианта:

    • идеальный для пассажиров — с оценкой стоимости и финансовой возможностью воплощения;
    • реальный — соответствующий федеральным стандартам, но менее удобный для пассажиров из-за роста пересадок и привязки автобусных маршрутов к метро;
    • промежуточный — сочетающий сокращение транспортной дискриминации районов с минимальными затратами бюджета.

    В итоге был выбран второй вариант. Поездка с пересадкой для городов от 500 тыс. человек соответствует федеральному стандарту транспортного обслуживания населения, однако жители посёлков несут убытки при оплате проезда в Казань ввиду отсутствия единого пересадочного тарифа — такое меню действует только в электротранспорте. Пересадочный тариф требует компенсаций, которых нет.

    Как подтвердил 4 июля Комитет по транспорту Казани, перевозчики ведут подготовительную работу по изменению схем движения ряда автобусных маршрутов. Изменения вступают в силу с 8 июля. На автобусных остановках размещают новые схемы движения, также информация продублирована в салонах подвижного состава. Изготовлены новые боковые маршрутные указатели с перечнем остановок согласно новым схемам. Ведётся работа по перезаписи автоинформаторов, объявляющих остановки.

    В июне транспортные реформы затронули Подмосковье, Пермь, Кировскую область, Чувашию, Астрахань, Москву, Омск, Воронеж, Челябинск, Рыбинск, Таганрог и Калининград.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)