Июньские шаги транспортных реформ. Часть 2: Воронеж, Челябинск, Рыбинск, Таганрог, Калининград

  • Дарья Гербер
    14 июня 2024 г. — 12:30
    352

    Очередные транспортные изменения июня преимущественно коснулись автобусного и электробусного сообщения, а также выполнения перевозок по государственным и муниципальным контрактам в Воронежской, Калининградской, Ростовской, Челябинской и Ярославской областях. Транспортники Челябинска продолжают планомерно переводить автобусы на регулируемые тарифы, не забывая контролировать работу маршрутов, реформированных ранее: проверки в конце мая показали, что не все водители горят желанием принимать безналичную оплату проезда. В Рыбинске после долго готовившегося майского масштабного перехода на новую систему брутто-контрактов уже спустя месяц пришлось запускать дополнительный укороченный автобусный маршрут на востребованном направлении в посёлок Волжский.

    В Воронеже внесены небольшие изменения в маршрутную сеть: продлена трасса автобуса и в тестовом режиме открыто новое направление для обеспечения связи Петровской набережной с центром. Однако для запуска ещё трёх маршрутов сложившаяся в городе система перевозок по однорублёвым нетто-контрактам дала сбой: перевозчики уже не хотят принимать участие в подобных аукционах, поэтому ни одной заявки от претендентов не поступило. Прежние принципы работы исчерпали себя и в Калининградской области, где уже третий год подряд озадачены поиском перевозчиков для обслуживания маршрута из аэропорта Храброво в курортные города Светлогорск и Зеленоградск. Несмотря на четыре безуспешные попытки, пятую объявили на старых условиях — без бюджетного финансирования и регулируемых тарифов, но с изменением трассы маршрута.

    Корректировки транспортного обслуживания в Таганроге коснулись автобусов на электротяге: городская администрация постановила, что электробусы, пытавшиеся раскатывать новые маршруты, отныне будут дублировать прежние троллейбусные маршруты. С 14 июня де-факто приостановившую работу весной 2022 года троллейбусную систему можно считать окончательно закрытой.

    В Воронеже меняют маршрутную сеть автобусов

    С начала июня в Воронеже модернизировали автобусную маршрутную сеть за счёт корректировки действующей трассы и ввода новой. 

    Изменения маршрутов (+):

    В частности, 4 июня МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок» изменило автобусный маршрут № 44 «ВАСО — ЖК “Грин Парк”», продлив его от ВАСО до новой конечной «Больница № 8».

    Автобусы следуют от Больницы № 8 по ул. Корольковой, Ростовской ул., ул. Менделеева, ул. Лебедева, Ленинскому просп., Чернавскому мосту, ул. Степана Разина, просп. Революции, ул. Ленина, ул. Урицкого, Транспортной ул., ул. 45-й Стрелковой Дивизии, ул. Шишкова, бульв. Победы, ул. Антонова-Овсеенко, Московскому просп. до остановки «ЖК “Грин Парк”».

    А 8–9 июня в тестовом режиме начал работу дополнительный автобусный маршрут № 30 «Адмиралтейская площадь — Петровский сквер» для обеспечения связи Петровской набережной с центром. По информации телеграм-канала «Транспортный блог», автобусы следуют по улицам Софьи Перовской, Степана Разина, проспекту Революции, площади Ленина, улицам Кирова, 20-летия Октября и возвращаются к набережной.

    Направление обслуживает автобус большого класса муниципального перевозчика МКП МТК «Воронежпассажиртранс» в режиме выходного дня с 8:30 до 22:00 с небольшим перерывом в обед. Отправление от Адмиралтейской площади в 8:30, 9:30, 10:30, 11:30, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00, 19:00, 20:00, 21:00, 22:00.

    На 1 июля был запланирован запуск сразу трёх маршрутов по регулируемым тарифам. Однако теперь эти планы отложены в связи с очередным срывом торгов на маршруты №№ 45, 83 и 96. По первым двум администрация размещала два аукциона 29 мая (аукцион 1, аукцион 2), а аукцион по третьему маршруту объявили 31 мая. О неудачном проведении торгов по первым двум маршрутам 10 июня сообщил портал «Вести Воронеж» со ссылкой на пресс-службу мэрии: безрезультатный приём заявок завершился 7 июня. 10 июня закончилась подача документов и на маршрут № 96. Решение возобновить маршрут № 45 «ул. Чапаева — Филиал стоматологической поликлиники  № 6» приняли в октябре 2023 года. Он действовал до июля 2021 года по трассе от улицы Чапаева до Воронежского ремонтного трамвайно-троллейбусного завода (ВРТТЗ). В свою очередь, автобус № 83 «Юго-Западный рынок — мкр. Шилово» должен был соединить микрорайоны Шилово и Юго-Западный, следуя по улицам Героев Сибиряков, Пеше-Стрелецкой, Космонавтов, Ворошилова, Матросова, Острогожской и Теплоэнергетиков. Его, по сообщению МБУ ЕОГПП, внесли в реестр 1 февраля, как и маршрут № 96 «мкр. Нефтебаза — Юго-Западный рынок».

    Перевозчики не изъявили желание работать по рублёвым контрактам. Вместе с тем МКП МТК «Воронежпассажиртранс» не может принять в обслуживание направления ввиду высокой загруженности: компания уже обслуживает большинство магистральных направлений и несколько социальных. Отмечается, что в планах мэрии — очередное объявление торгов.

    Планировалось, что контракты на обслуживание маршрутов будут действовать с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2025 года. С учётом доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств начальная (максимальная) стоимость каждого контракта составила 1,0 руб., при том что расчётная НМЦК везде оказалась выше: по маршруту № 45 (12 автобусов малого класса) — 28,492 млн руб., № 83 (четыре автобуса среднего класса) — 3.250 млн руб. и № 96 (шесть автобусов среднего класса) — 4,47 млн руб. Помимо недофинансирования транспортной работы, причиной пассивности перевозчиков могли стать требования к подвижному составу — экологический класс не ниже Евро-4 и возраст техники: не выше шести лет для автобусов малого класса и восьми для автобусов среднего класса (а с 2025 года он не должен превышать пяти и семи лет соответственно).

    В апреле аукционы на маршруты №№ 83 и 96 уже проводились и с таким же нулевым результатом. Тогда перевозки хотели начать уже с 13 мая. А в начале марта с тем же успехом разыгрывали маршрут № 45 — его хотели вернуть пассажирам с 1 апреля. До этого реанимацию маршрута № 45 планировали и вовсе с 1 января 2024 года, но на декабрьский аукцион никто из перевозчиков также не заявился.

    Иногда удача сопутствует воронежской администрации, и вместо финансирования выпадающих расходов на эксплуатацию маршрутов ей даже немного удаётся пополнить бюджет. Так, в ноябре 2023 года на аукцион по маршруту № 3  «ул. Чапаева — Московский проспект» заявилось сразу два претендента. За право работы по однорублёвому контракту они устроили торги. В результате за право заключения контракта АО «Воронежское ПАТП № 3» перечислило в городскую казну 714 тыс. рублей. При этом расчётная НМЦК по этому лоту составляла 19,55 млн руб., но известным трюком была нивелирована в размере 1,0 руб. в соответствии с п. 2 ст. 72, п. 3 ст. 219 БК РФ с учётом доведённых до заказчика лимитов бюджетных обязательств.

    На фоне фактического отсутствия бюджетного финансирования перевозок по регулируемым тарифам перевозчики просят существенно повысить плату за проезд, а водители тем временем неофициальным путём повышают свои доходы с помощью наличных средств, получаемых от пассажиров.

    Автобусы Челябинска продолжают переводить на регулируемые тарифы

    Серия корректировок по переводу на регулируемые тарифы продолжается в автобусах Челябинска.

    Как сообщил телеграм-канал «Челябинский общественный транспорт», 10 июня завершилось обслуживание автобусного маршрута по нерегулируемым тарифам № 22 «Парковый — Училище». Перевозчик ООО «Кумир-Автолайн 2» направил соответствующее заявление. Для сохранения транспортных связей по схожей трассировке запущен автобусный маршрут № 22а «ул. Александра Шмакова — ЧКПЗ». Его обслуживает ООО «Альфа» по регулируемым тарифам автобусами среднего класса. Техника оборудована кондиционерами, к оплате принимаются банковские и транспортные карты, также действуют все льготы. Расписание и трасса доступны на сайте gortrans74.ru.

    13 июня, по сведениям этого же источника, на регулируемый тариф переведён маршрут № 129 Копейск (ДК Петрякова) — Челябинск (Железнодорожный вокзал). Первый рейс от ДК Петрякова убывает в 6:00, от ж/д вокзала — в 6:50 ежедневно. Последний рейс отправляется от ДК Петрякова в 20:05, от ж/д вокзала — в 20:55 ежедневно. Маршрут обслуживает ИП Осинский Д.В. четырьмя автобусами малого класса, которые ходят каждые 25 минут. Машины отображаются в сервисах «2ГИС» и «Яндекс.Карты», оплата проезда принимается по безналичному расчёту и транспортными картами.

    Параллельно транспортники осуществляют мониторинг маршрутов, переведённых на регулируемые тарифы ранее. Сотрудники ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» и ЦУР Челябинской области проверили обслуживание маршрутов № 19 «Чистопольская — Приборостроительная» и № 91 «ТК Молния — посёлок Градский прииск», которые работают по регулируемым тарифам с 1 мая.

    С этого дня пассажиры получили возможность оплачивать проезд банковскими и транспортными картами, а также пользоваться пересадочным билетом и ежемесячной проездной картой с безлимитными поездками. На маршрут № 19 вышли 30 автобусов малого класса с интервалом 5–10 минут отправлением первого рейса с Чистопольской в 5:20, с Приборостроительной — в 5:45 и последнего рейса от Чистопольской и Приборостроительной в 22:00. На маршрут № 91 вышли 10 автобусов малого класса и 20 среднего с тем же интервалом отправлением первого рейса от ТК «Молния» в 5:38, от Салавата Юлаева — в 5:24, от Градского прииска — в 5:56. Отправление последних рейсов от ТК «Молния» в 22:12, от Салавата Юлаева в 22:21 и от Градского прииска в 20:08.

    В ходе проверки 24 мая были выявлены отсутствие терминалов безналичной оплаты в четырёх случаях, отсутствие листовок с информацией о тарифах в шести случаях и приём оплаты проезда на карту по номеру телефона. В связи с этим перевозчикам ООО «Автолайн» и ООО «Автотранспортное предприятие № 1» выставят штрафы, а контролирующие органы продолжат мониторинг ситуации.

    В Рыбинске запустили укороченный автобусный маршрут

    С 1 мая в Рыбинске автобусы перевели на новые принципы организации пассажирских перевозок. Министерством транспорта Ярославской области на 19 маршрутов заключены брутто-контракты, действующие до 31 марта 2031 года. Для реализации реформы областное правительство закупило 66 автобусов, которые сдаются в аренду перевозчикам, выигравшим контракты. Однако не все вопросы с транспортным обслуживанием в городе удалось решить, из-за чего городская администрация инициировала временное возобновление работы укороченных маршрутов. Кроме этого, на маршрут № 20 брутто-контракт не удалось заключить в  связи с отсутствием заявок.

    Министерство транспорта Ярославской области проинформировало о запуске движения по городскому автобусному маршруту № 14к «Больница № 4 — Больница № 3». С 10 июня его по регулируемым тариф обслуживает победитель торгов ИП Матавкин А.В. двумя автобусами среднего класса. За счёт этого общий интервал движения автобусов по маршрутам №№ 14 и 14к в пиковые часы сокращён до 14 минут. Кроме этого, в том же направлении работают автобусы №№ 16 и 16т.

    Маршрут № 16, как и маршруты №№ 6 и 7, до конца года перевозчик будет обслуживать по нетто-контрактам, поскольку в последующем маршрутная сеть несколько видоизменится: к концу года на маршруте № 16т по нерегулируемым тарифам закончится срок действия свидетельства. Как сообщили «Рыбинские известия», обслуживающее маршрут № 16 ООО «ПАТП-8» специально взяло в лизинг 13 новых автобусов.

    На этом фоне запуск маршрута № 14к обеспечил повышение качества транспортного обслуживания жителей посёлка Волжский и соседних населённых пунктов. Подробное расписание опубликовано на портале «Общественный транспорт Ярославля и Ярославской области».

    Маршрут № 14к впервые появился с 30 августа 2023 года. До этого изменениям подвергался маршрут № 14, который с появлением маршрута-дублёра вернулся на свою прежнюю трассу. С 1 ноября 2023 года маршрут № 14к отменили по причине нерентабельности. Проблемы с невывозом пассажиров на направлении тем не менее остались. Как сообщает «Рыбинский дневник», с 20 января 2024 года, чтобы решить проблему с транспортом для жителей Волжского и работников «Русской механики», «Энмаша» и «ОДК—Газовые турбины», ввели маршрут № 17к. Автобусы большого класса сначала делали по одному  рейсу в утренние и вечерние часы в каждую сторону, а с 12 февраля 2024 года — по два рейса утром и вечером. С 1 апреля работа маршрута прекращена.

    В ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» «Первому Ярославскому областному телеканалу» заявили, что при условии полного выпуска на линию подвижного состава и соблюдении расписания по маршруту № 16 потребность в маршруте № 17к отсутствует.

    Как сообщило издание Yarnews, маршрут № 17к «Железнодорожный вокзал — больница № 3» должен был решить проблему нехватки автобусов на маршруте № 16. Администрация Рыбинска поставила перед региональным министерством транспорта вопрос запуска маршрута № 17к. При этом перевозки должны были выполняться два месяца для страховки ситуации по маршруту № 16, пока новый перевозчик не выведет на него все 13 заявленных новых автобусов. Торги по определению перевозчика на маршрут № 17к объявили в середине мая, заявки принимались до 23 мая. Но никто в них участия не принял, торги признаны несостоявшимися, а контракт на 2 месяца работы (с 10 июня по 9 августа 2024 года) стоимостью 344,6 тыс. руб. так и не был заключён, хотя ранее в качестве перевозчика местной администрацией указывалось ОАО «ПАТП №1», обслуживающее большинство маршрутов по брутто-контрактам.

    Неразыгранный ранее маршрут № 20 «Соборная пл. — Костромская ул.» постоянного перевозчика вновь не обрёл. В июне по короткому нетто-контракту его обслуживает ИП Матавкин А.В., а на аукцион по заключению брутто-контракта сроком до 2031 года ни одной заявки вновь не подано: об этом стало  известно 14 июня при подведении итогов закупки.

    Троллейбусы Таганрога заменили электробусами

    Полученные недавно электробусы в Таганроге всё-таки стали заменой троллейбусам, приостановившим свою работу в мае 2022 года на фоне работ по модернизации тяговых подстанций в рамках концессионного проекта «Таганрогский трамвай».

    Пресс-служба администрации Таганрога проинформировала об изменении схемы движения общественного транспорта. С 14 июня автобусы на электротяге начали работать по новым маршрутам по регулируемым тарифам №№ 2-Т и 5/7-Т, дублируя прежние троллейбусные маршруты.

    Маршрут № 2-Т «Завод Красный Котельщик — Городок Металлургов» следует по ул. Ленина, ул. Дзержинского, ул. Фрунзе, Гоголевскому пер., Петровской ул., ул. Дзержинского, ул. Москатова, ул. Дзержинского, ул. Щаденко, ул. Морозова, Бакинской ул., ул. 1-я Линия, 1-му Новому пер. (обратно — по 1-му Новому пер., 4-й Линия,  Бакинской ул., ул. Морозова, ул. Турубаровых, ул. Москатова, ул. Дзержинского, ул. Фрунзе, Гоголевскому пер.,  Петровской ул., ул. Ленина). На маршруте работает четыре электробуса ежедневно. Отправление от Красного Котельщика с 5:35 до 22:32, от Городка Металлургов — с 5:35 до 22:32, минимальный интервал движения в часы пик — 21 мин.

    Маршрут № 5/7-Т «Завод Красный Котельщик — ул. Галицкого» следует по ул. Ленина, ул. Дзержинского, ул. Фрунзе, Гоголевскому пер., ул. Розы Люксембург, Смирновскому пер., ул. Чехова (обратно — по ул. Чехова, Гоголевскому пер., Петровской ул., ул. Ленина). На маршруте работает пять электробусов ежедневно. Отправление от Красного Котельщика с 5:51 до 22:36, от ул. Галицкого — с 5:45 до 22:45, минимальный интервал движения в часы пик — 15 мин.

    Новые маршруты внесены в городской реестр маршрутов в соответствии с постановлением Администрации города Таганрога от 07.06.2024 № 1133 «Об отмене и установлении ряда муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования». Этим же документом отменены электробусные маршруты по регулируемым тарифам № 78 «1-й Новый пер. — Малый Садовый пер.» и № 79 «ул. Чехова — Петровская ул.», введённые с 15 февраля этого года.

    Также этим документом отменены автобусные маршруты по нерегулируемым тарифам, прекратившие работу с 1 января этого года в связи с окончанием срока действия свидетельств и переходом на работу по регулируемым тарифам по однорублёвым нетто-контрактам, заключённым сроком на семь лет: № 1 «Вокзал Таганрог-1 — Центральный рынок», № 2 «Рембаза — Порт», № 4 «Вокзал Таганрог-1 — ул. Дачная», № 5 «пл. Авиаторов — Кирпичный завод», № 6 «ПМК — Маяк», № 8 «Вокзал Таганрог-1 — ст. Марцево», № 10 «СНТ “Металлург-1” — Вокзал Таганрог-1», № 11 «Вокзал Таганрог-1 — МАОУ СОШ № 39», № 13 «пл. Авиаторов — МАОУ СОШ № 39», № 14 «пл. Авиаторов — ПМК», № 15 «ГСКБ — Маяк», № 17 «Школа № 39 — пер. Итальянский», № 19 «Мариупольское кладбище — Порт», № 28 «Вокзал Таганрог-1 — 12-й Микрорайон», № 29 «Центральный рынок — 12-й Микрорайон», № 30 «МАОУ СОШ  № 39 — Порт», № 31 «ул. Галицкого — Вокзал Таганрог-1», № 34 «Городок металлургов — пл. Авиаторов», № 36 «Дачная ул. — ТРЦ “Мармелад”», № 50 «Мариупольское кладбище — Дачная ул.», № 56 «Военный городок — Порт», № 58 «ул. Галицкого — ЖМ Солнечный берег», № 60 «МАОУ СОШ № 39 — Порт», № 73 «ПМК — Комсомольский пер.», № 74 «Солнечный берег», № 77 «пл. Авиаторов — ул. Дачная».

    До 2022 года в Таганроге действовало шесть троллейбусных маршрутов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7. В последние месяцы работы выпуск на них не превышал 10 машин. Формально троллейбусные маршруты сохранены в обновлённой версии городского реестра маршрутов параллельно с электробусными. Впрочем и автобусные маршруты по нерегулируемым тарифам продолжали числиться в реестре более пяти месяцев после их окончательной отмены. Процесс вытеснения троллейбусов электробусами продолжается в Нижнем Новгороде: в городе запущено уже шесть из 11 планируемых маршрутов.

    В Калининградской области снова ищут перевозчика из Храброво в Светлогорск и Зеленоградск

    По информации сетевого издания «Клопс», власти Калининградской области в пятый раз начали поиск транспортного предприятия для обслуживания пассажирских перевозок из Храброво в Светлогорск и Зеленоградск. На текущий момент добраться из Храброво в курортные зоны можно только посредством такси.

    Как обозначил источник, четыре предыдущих конкурса не состоялись, так как транспортные предприятия не считают указанные направления рентабельными. Конкурсы объявлялись на разных условиях, и перевозчикам предлагали выбрать схему работы — в высокий сезон с мая по октябрь или круглогодично. Однако объединяло аукционы одно: запуск рейсов планировался без государственного финансирования. В 2022-2023 года конкурсы по маршрутам № 242 «Аэропорт Храброво — г. Зеленоградск» и № 243 «Аэропорт Храброво — г. Светлогорск» четырежды прошли без единой поданной заявки:

    На фоне последней неудачи в прошлом году власти решили вернуться к рассмотрению вопроса перехода на регулируемые тарифы, чтобы фиксировать ставку за оказание услуг. Подобная практика применяется в отношении 11 межмуниципальных маршрутов. Однако в этом году обслуживание курортных направлениях вновь предлагается полностью возложить на плечи перевозчиков.

    Новшеством этого сезона стало лишь то, что очередной конкурс от Министерства развития инфраструктуры Калининградской области на право выполнения регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам включает один объединённый и продлённый маршрут, охватывающий значительную часть побережья — № 544 «Аэропорт — г. Балтийск, через г. Зеленоградск, г. Светлогорск» вместо планируемых ранее маршрутов №№ 242 и 243. Три автобуса большого класса должны ежедневно совершать 25 рейсов. Станет ли эта попытка успешной, будет ясно после 15 июня, когда подведут итоги конкурса.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 10:35 18.06.2024:
    17 июня Министерство развития Калининградской области опубликовало протокол подведения итогов конкурса на право обслуживания маршрута № 544. Единственным участником стало ООО «Кёниг тревел», зарегистрированное в Калининграде.

    Ранее в июне транспортные изменения коснулись Астрахани, Москвы, Подмосковья и Омска.

    Комментарии

    Комментарии (0)