Готовить профессионалов уже сейчас: транспортная отрасль решает кадровые вопросы

  • Павел Яблоков
    31 мая 2025 г. — 12:00
    43

    Транспортная отрасль сегодня испытывает недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях. Это касается как водителей, занятых на регулярных маршрутных перевозках, так и тех, кто занимается организацией перевозок или транспортным планированием в городах и агломерациях.

    Готовые предложения на свободном рынке практически отсутствуют. Поэтому те компании, которые заинтересованы в долгосрочном продолжении своей деятельности, всё больше внимания уделяют образовательным программам для подготовки будущих специалистов.

    Примеры успешной кадровой политики в регионах начинают набирать обороты. Здесь можно обратить внимание на Новокузнецк, Курск, Астрахань, Ярославль, в которых уделяют внимание подготовке новых водителей. Несколько блоков программ для дополнительного профессионального образования региональных специалистов в этом году запустила и Ассоциация транспортных инженеров.

    Хочешь, чтобы было, с кем работать, — обучай!

    Что объединяет географически далёкие друг от друга Астрахань, Курск, Новокузнецк и Ярославль. Во-первых, то, что во всех этих городах проведены транспортные реформы. Результаты говорят сами за себя: города стали занимать более высокие места в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA.

    А во-вторых, в этих городах одним из перевозчиков являются компании, входящие в Национальную транспортную ассоциацию (НТА), в которой понимают всю остроту кадровой проблемы. Привлечь людей удалось благодаря новой кадровой стратегии, которая была запущена в мае 2024 года. Имеющий представительство в нескольких регионах холдинг запустил и развивает специальную программу подготовки кадров — проект «Первая на дороге». Компания начала активно привлекать женщин, создавать для них выгодные условия, а также формировать собственную систему бесплатного обучения на права категории D. За год в регионах были найдены подходящие автошколы и сформирована команда опытных наставников. Обучение в Новокузнецке, Курске, Астрахани и Ярославле прошли десятки человек, большинство из которых уже работает в филиалах НТА. Для этого HR-служба НТА работает с людьми разного возраста, темперамента и жизненного опыта, при этом делаем акцент на женскую аудиторию, которая раньше была не охвачена. Также усилена работа, направленная и на удержание кадров: для работников стали создавать комфортные условия труда и менять графики.

    Важным аргументом для новых сотрудников-водителей являются новые автобусы, а также то, что занимаются ремонтом и обслуживанием техники полностью занимаются специалисты в парках. Такой подход позволяет водителю сосредоточиться на главной задаче — безопасном вождении.

    Сборная водителей НТА в этом году впервые приняла участие в международном конкурсе профессионального мастерства. Так, в самой сложной номинации — вождении сочленённых автобусов особо большого класса — представитель Новокузнецка занял третье место. Почти все остальные водители НТА по результатам выступлений оказались в первой половине итоговых таблиц.

    Как сообщили в НТА, в филиалах холдинга за год появилось более тысячи новых сотрудников. А количество женщин-водителей в НТА и вовсе увеличилось втрое. Следуют отметить, что вслед за НТА к процессу обучения новых кадров подключились и местные перевозчики.

    Как расширить кругозор и получить современный взгляд на транспортные процессы?

    Повышением квалификации специалистов и расширением возможностей профессионального рынка также занимается Ассоциация транспортных инженеров, предлагающая ассортимент образовательных программ дополнительного образования. Они ориентированы на сотрудников транспортных департаментов федеральных, региональных и городских администраций, а также  специалистов транспортных организаций.

    В этом году обучение проводится по следующим направлениям:

    1. Приоритет и выделенные полосы для городского пассажирского транспорта.
    2. Организация дорожного движения.
    3. Эксплуатация и развитие городских транспортных систем.
    4. Создание транспортных макро- и микромоделей.

    Повышение ценности водительских кадров заставляет города пересматривать и политику в отношении обслуживания маршрутной сети. Следствием становится увеличение в закупках доли подвижного состава автобусов большого и особо большого класса, а также трамваев, состоящих из нескольких секций, или способных работать в двухвагонных сцепах. Подготовили для городов свои предложения в сегменте техники особо большого класса и производители троллейбусов.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.