Новое распределение полномочий утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
Национальная транспортная ассоциация
Профессия водителя автобуса уже достаточно давно перестала быть чисто мужской. Однако до недавних пор целенаправленное ориентирование на женскую аудиторию среди работодателей отсутствовало. Женщины приходили в систему автобусных перевозок в индивидуальном порядке, а отношение к соискательницам вакансий было, обычно, прохладно-нейтральным на уровне «Пришла? Ну ладно…».
Однако растущий повсеместно дефицит водительских кадров в общественном транспорте заставил транспортные компании пересмотреть свои подходы к рынку труда. На этом фоне работодатели стали организовывать специальные целевые наборы женских групп. Пожалуй, первыми по этому пути пошли в Новокузнецке, где такой комплексный подход, объединивший усилия заказчика и исполнителя перевозок, уже принёс первые ощутимые плоды.
С 18 ноября 2020 года автобусный транспорт Новокузнецка одним из первых в стране перешёл на работу по брутто-контрактом. Основную часть маршрутов стала обслуживать компания «Питеравто», входящая в Национальную транспортную ассоциацию (НТА), работающую на городских маршрутах в девяти регионах страны.
Контракты в Новокузнецке заключены на 10 лет, однако не все водители по разным причинам оказались готовы работать в сфере автобусных перевозок весь этот срок.
Поэтому в определённый момент администрация Новокузнецка и «Питеравто» пришли к выводу о необходимости целевого обучения новых сотрудников.
В июле 2024 года в Новокузнецке подписано соглашение о проведении проекта «Женский батальон». Сторонами соглашения стали администрация города Новокузнецка, городской кадровый центр и три транспортных предприятия — уже упомянутое «Питеравто», а также МТТП, отвечающее за трамвайные и троллейбусные перевозки, и АО «ПАТП», обслуживающее некоторые городские и пригородные автобусные маршруты. Каждая из сторон закрепила свои гарантии участниц проекта: бесплатное обучение, меры социальной поддержки и обязательное трудоустройство после прохождения всех квалификационных экзаменов.
Так, компания «Питеравто» не только профинансировала обучение новых сотрудников на права категории D, необходимые для управления автобусом, но и ежемесячно платила успевающим студентам стипендию. Таким образом, новые сотрудники не тратят на обучение свои деньги и получают гарантированное трудоустройство, а автошколы загружаются работой. После обучения женщины должны отработать на предприятии не менее двух лет.
В свою очередь, администрация города взяла на себя решение других вопросов, актуальных для матерей. Женщина-водитель может отдать своего ребёнка в любую городскую школу или детский сад независимо от прописки. Также город взял на себя обеспечение детей женщин-водителей бесплатным питанием в школах и путёвками в летние лагеря.
При переходе на брутто-контракты в Новокузнецке практически полностью обновили автобусный парк, а все автобусы «Питеравто» — не старше 2020 года выпуска. И это обстоятельство позволило шире использовать кадровый потенциал женщин-водителей. Управление современными автобусами не требует значительных физических усилий: водителю на помощь приходят гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач, умная электроника. Автобусы обслуживаются в оборудованной ремонтной зоне, и водители не участвуют в этом процессе.
27 января НТА сообщила что первые три новых водителя-женщины вышли на самостоятельную работу. В ближайшее время за руль автобусов большого класса сядут ещё двадцать местных специалистов, получивших необходимую квалификацию. Основная их часть — тоже женщины, которыми в январе были успешно сданы экзамены в ГАИ. Как правило, перед стартом переобучения на категорию D у них уже имелись права категории B и стаж вождения от трёх лет.
За полгода количество женщин-водителей в «Питеравто» удвоили с 21 до 42. По мере оформления документов и прохождения стажировки в парке новые специалисты будут выходить на самостоятельную работу. После выездов с опытными наставниками они получают допуск на линию. В процессе обучения новые водители находятся под контролем начальника колонны и сопровождением наставников. По возможности, новых женщин-водителей в компании стараются отправлять в первые самостоятельные рейсы по субботам и воскресеньям, когда улицы не так загружены и меньше пассажиров.
Привлечение женщин-водителей в трудовой коллектив положительно повлияло и на общую культуру на предприятии. Механики уделяют особое внимание машинам, закреплённым за женщинами. Для женщин-водителей на конкурсной основе разработан новый дизайн формы, финальный вариант выбран с учетом мнения самих женщин-водителей. Для сотрудниц-водителей оборудованы отдельные душевые комнаты, санузлы и комнаты отдыха. А на нескольких конечных установках силами «Питеравто» установили биотуалеты.
Специалисты «Питеравто» отмечают важные качества женщин-водителей. Им оказалось ближе понимание перевозки пассажира как услуги, и они часто искренне заботятся о тех, кто в автобусе или рядом с ним. Кроме того, женщины оказываются аккуратнее за рулем, что подтверждает статистика.
Зародившийся в Новокузнецке проект под слоганом «Главная на дороге» по целенаправленному привлечению женщин на работу НТА масштабирует сегодня и в других регионах.
В конце декабря автобусы Национальной транспортной ассоциации приняли участие в новогодней акции, став частью виртуальной гирлянды. Многие лампочки в ней зажигали женщины-водители.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Новое распределение полномочий утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
Города развивают маршруты электротранспорта за пределами контактной сети
Несмотря на развитие технологий автономного ходу, у каждого из городов есть свои причины прокладывать новую контактную сеть
«Трансмашхолдинг» готовится к производству вагонов увеличенной вместимости, «ЖДЯ» разместило заказ в Беларуси
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.