Майские шаги транспортных реформ. Часть 1: Рыбинск, Саратов и Ленинградская область

  • Дарья Гербер
    8 мая 2024 г. — 14:35
    337
    Иллюстрация: 

    Официальный портал Ярославской области / yarregion.ru

    Транспортные изменения мая связаны с проведением транспортных реформ в регионах страны, в которых есть как удачные, так и неудачные моменты. Основные изменения касаются подвижного состава, перевозчиков и системы оплаты транспортной работы. В Рыбинске Ярославской области с 1 мая на городские маршруты по семилетним брутто-контрактам вышли 64 новых автобуса ЛиАЗ большого и среднего класса, что стало вторым этапом обновления общественного транспорта в регионе после прошлогодней транспортной реформы Ярославской агломерации. Особенностью контрактов стало предоставление техники перевозчикам в аренду местным «Организатором перевозок». Параллельно специалисты работают над улучшением сервиса и поиском нужного количества водителей. Другим следствием майского перезапуска автобусных маршрутов в Рыбинске стало сокращение на 25% выпуска на городские троллейбусные маршруты, которые до конца года продолжат работать по рублёвому контракту, фактически лишившись бюджетного субсидирования.

    В Ленинградской области майские изменения вступили в силу для пассажиров Лужского и Гатчинского районов. Однако если в первом случае пришлось искать нового перевозчика ввиду решения суда, то во втором перевозчик из Национальной транспортной ассоциации приступил к плановой замене подвижного состава: всего в Гатчину прибудет 64 автобуса Volgabus большого класса. В Саратове запланированный первомайский запуск работы автобусов по первым в регионе брутто-контрактам потерпел фиаско. По обоим маршрутам контракты с перевозчиком расторгли ещё до выхода на линию прямо в день их заключения.

    На 18 маршрутов Рыбинска вышло 64 новых автобуса

    1 мая вступили в силу госконтракты, заключённые Министерством транспорта Ярославской области. Они действуют по брутто-системе сроком почти на семь лет (с 1 мая 2024 года по 31 марта 2031 года) по десяти лотам из 16. Ими стали маршруты:

    • №№ 1, 2, 9, 10, 10с (рейсы маршрута № 10 до ЗАО «Свобода»), 12, 15, 17 — с ОАО «ПАТП № 1»;
    • №№ 3, 5, 8, 25, 33 — с ИП Олеховым Е. А.

    По шести лотам — маршруты №№ 11, 14, 18, 19, 20, 29 — в рамках открытых конкурсов заявки не были поданы. Поэтому на них, кроме маршрута № 20, в соответствии с законодательством с 1 мая заключили семилетние брутто-контракты с изъявившими желание выполнять перевозки ОАО «ПАТП № 1» (маршруты №№ 11, 14,  19, 29) и ИП Олеховым Е. А. (маршрут № 18). Все контракты были подписаны 27 апреля, а подача заявок от претендентов велась с 29 марта по 16 апреля.

    Условиями контрактов предусмотрено использование для выполнения работ транспортных средства заказчика — ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области». 66 автобусов большого и среднего класса для обслуживания городских маршрутов Рыбинска закуплены по программе специальных казначейских кредитов. Перевозчики ежемесячно равными долями вносят арендную плату за пользование подвижным составом, которая в среднем составляет около 25% от стоимости контрактов.

    С 1 мая на 18 маршрутов Рыбинска вышли 64 низкопольных автобуса ЛиАЗ большого и среднего класса вместимостью 116 и 75 пассажиров соответственно. 34 ЛиАЗ-5292.65 и четыре ЛиАЗ-4292.60 переданы в аренду ОАО «ПАТП-1», а 26 ЛиАЗ-4292.60 — ИП Олехову Е.А. Брендированная техника оснащена цифровыми и автоматизированными системами, кондиционерами, камерами, а также устройствами безналичной оплаты проезда. Все машины приспособлены для маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками. Это стало вторым этапом обновления общественного транспорта в регионе после прошлогоднего реформирования системы перевозок Ярославской агломерации. Пока же, по сведениям областного минтранса, специалисты выявляют точечные технические неполадки и работают над обеспечением необходимого количества водителей. Часть сотрудников проходит процедуры трудоустройства и стажировки.

    Как сообщило Министерство транспорта Ярославской области, брутто-контракт по кольцевому маршруту № 20, который работает параллельно с маршрутом № 19, планируется заключить в конце июня по результатам новых торгов — для его обслуживания ГКУ Организатор перевозок Ярославской области зарезервировано ещё два приобретённых автобуса большого класса.

    Расписание рыбинских автобусов и троллейбусов стало доступно на портале «Общественный транспорт Ярославля и Ярославской области». Отслеживание транспорта — в приложении «Ярославская область. Транспорт». В нём же доступна оплата проезда в «Яавтобусах». Для этого необходимо открыть приложение и отсканировать камерой смартфона QR-код на наклейках, размещённых в салоне. Ещё один способ — посредством Bluetooth. Как обозначило Министерство транспорта Ярославской области, в новых автобусах установлены датчики идентификации смартфона при открытии мобильного приложения. Однако при таком способе оплаты должна быть активна геолокация.

    Помимо этого, в мобильном приложении доступны расписание маршрутов, прогноз прибытия транспорта на нужную остановку и история поездок. Для слабовидящих предусмотрен режим контрастного экрана с крупным шрифтом. Приложение доступно для скачивания в GooglePlay и AppStore.

    В свою очередь, ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» контролирует исполнение контрактов и при несоблюдении условий вправе применить штрафные санкции. По данным официального портала Ярославской области, по маршрутам №№ 3, 5, 8, 18, 25, 33 зафиксировано увеличение интервалов движения в связи с недовыпуском подвижного состава, а на ряде маршрутов ПАТП-1 отмечены опоздания из-за задержек с прогрузкой сервисных систем. Также наблюдаются сбои в навигации. Работа общественного транспорта корректируется с учётом текущей ситуации. Обращения принимаются по номеру 122.

    Рыбинск: реформа ударила по троллейбусам

    Вместе с выпуском на улицы Рыбинска новых автобусов, с 1 мая на четверть уменьшилось количество троллейбусов, обслуживающих четыре маршрута городского электротранспорта:

    • № 1 «ул. Расторгуева — ул. Куйбышева»;
    • № 4 «ул. Расторгуева — ул. Блюхера»;
    • № 5 «Троллейбусный парк — ул. Куйбышева»;
    • № 6 «Троллейбусный парк — Призма».

    В течение апреля АО «Рыбинскэлектротранс» обслуживало маршруты по четырём нетто-контрактам общей стоимостью 3,69 млн руб. С 1 мая до 31 декабря 2024 года на все маршруты заключён единый госконтракт стоимостью 1,0 руб. При этом общий выпуск на линию сокращён с 40 до 30 троллейбусов в будни и с 32 в выходные дни до 26 по субботам и 23 по воскресеньям. Сокращениям не подвергся только маршрут № 6: в будни сохранилось 13 троллейбусов, а в выходные дни вместо единого расписания на 11 троллейбусов стали действовать графики на 12 машин по субботам и 10 по воскресеньям. На других направлениях сокращение выпуска троллейбусов составило:

    • на маршруте № 1 — с 12 до девяти в будни и с девяти до семи в выходные дни;
    • на маршруте № 4 — с девяти до шести в будни и с семи в выходные дни до пяти по субботам и четыре по воскресеньям;
    • на маршруте № 5 — с шести в будни и пяти в выходные дни до двух машин ежедневно.

    Вытеснение троллейбусного маршрута № 5 весьма похожим на него автобусным маршрутом № 25 длится уже пять лет. В 2020 году решением городской администрации выпуск троллейбусов на этом направлении снизили с 12 до шести машин. В 2024 году количество транспорта сократили ещё втрое, в результате чего минимальный интервал движения увеличился до 28 минут, а максимальный перерыв между рейсами достиг 97 минут. Автобусные перевозки, выполняемые новыми автобусами по семилетнему контракту, заключённому с ИП Олеховым (девять машин в будни и семь в выходные дни), заметно ритмичнее — интервал 10-15 минут в часы пик и 20-30 в остальное время. Помимо троллейбусов «Рыбинскэлектротранса», по нетто-контрактам в Рыбинске продолжают работать и три автобусных маршрута (№ 6 «ПАТП № 1 — Скоморохова гора», № 7 «Троллейбусный парк — Мариевка» и № 16 «Железнодорожный вокзал — Микрорайон ГЭС-14»). Срок их действия такой же, как у пока сохранившихся троллейбусов — с 1 мая по 31 декабря 2024 года, однако суммы финансирования по каждому маршруту составляют от 1,057 до 31 млн руб.в зависимости от предусмотренного выпуска. Помимо них, во втором городе Ярославской области продолжают действовать и два маршрута по нерегулируемым тарифам №№ 8Т и 16Т. Поэтому с 1 января 2025 года ожидается следующая волна изменений в транспортном обслуживании Рыбинска. Если ситуация с федеральной и региональной поддержкой электротранспорта не изменится, то в новых контрактах места для троллейбусов может и вовсе не оказаться.

    В Ленобласти меняют перевозчиков и подвижной состав

    С 1 мая в Ленинградской области вступили в силу изменения для пассажиров Лужского и Гатчинского районов.

    Так, администрация Лужского района заключила контракт на обслуживание маршрутов №№ 2, 7, 8, 8а, 11, 110, 110б, 121, 123, 125, 126, 128, 129, 129а, 133, 135, 135а, 136, 139, 149, 149а, 164, 180 с перевозчиком ООО «Гранит-Авто». Как сообщил Комитет по транспорту Ленинградской области, предыдущее соглашение между Администрацией и ООО «ИМИДЖ» признано недействительным постановлением суда.

    На маршрутах сохранён приём льготных проездных билетов, а получить информацию о работе направлений можно по телефону перевозчика 8 (813)722-62-00 или в администрации Лужского района.

    Кроме этого, с 1 мая вместо ЛиАЗов четыре автобуса Volgabus большого класса приступили к обслуживанию пассажиров на муниципальных маршрутах Пудостьского, Елизаветинского, Сяськелевского и Рождественского направлений Гатчины. Новый транспорт экологичен, низкополен, приспособлен для перевозки маломобильных пассажиров и оборудован системами информирования, оплаты проезда, а также интеллектуальной помощи водителю.

    Всего же в Гатчинский район поступило шесть автобусов. Национальная транспортная ассоциация приступила к поэтапной замене подвижного состава в рамках контракта, заключённого с администрацией в 2024 году. В целом район получит 64 автобуса Volgabus большого и среднего класса.Нетто-контракт стоимостью 3,08146 млрд руб. между администрацией Гатчинского муниципального района и ООО «Транс-Балт» заключён на срок до 31 декабря 2030 года. Он предусматривает обслуживание 36 автобусных маршрутов (№№ 2, 10, 107, 123, 151, 500, 502, 507А, 503, 504А, 512,505, 506А, 506, 507, 511, 513, 514, 516, 517, 518, 522, 523, 523А, 525, 530, 531, 534, 534А, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 543) 62 автобусами (57 среднего класса и пять большого). До 1 июля вместо 13 автобусов среднего класса временно будут работать 13 автобусов малого класса. Кроме этого, на переходный период могут использоваться старый подвижной состав — главное, чтобы его возраст не превышал 10 лет, а экологический класс был не ниже Евро-3. С 1 июля этого года весь подвижной состав должен быть новым и работать исключительно на компримированном природном газе (КПГ). Поэтому перевозчик уже начал поэтапную замену подвижного состава, не дожидаясь крайнего срока.

    В Саратове — срыв брутто-контрактов

    В Саратове, напротив, выпуск нового транспорта на маршруты в первый день мая так и не состоялся. Причина — в расторжении контракта администрацией города в день заключения соглашения.

    О планах запустить первые три в регионе маршрута по брутто-контрактам губернатор региона сообщил ещё в конце 2023 года. Тогда в качестве направлений, переходящих на новую систему работы, указывались маршруты №№ 2Д, 18Д и 90. Затем их количество пересмотрели в сторону уменьшения.

    В итоге, по данным ИА «Версия-Саратов», по системе брутто-контрактов 52 автобуса большой вместимости должны были выйти с 1 мая на маршруты № 6А «пос. Комсомольский — ТЦ "Хэппи Молл"» и № 90А «ТЦ "Леруа Мерлен" — Саратовская городская поликлиника № 4 (Крекинг)», которые дублируют маршруты №№ 6 и 90 по нерегулируемым тарифам. Соответствующие торги объявило МКУ «Транспортное управление» 8 апреля, приём заявок вёлся до 16 апреля. Сумма выплат перевозчикам за работу на маршрутах до конца 2024 года составила 506,46 млн рублей. Предполагалось, что маршруты будут муниципальными и полностью бюджетными со стоимостью проезда 34 рубля. Для обслуживания планировалось задействовать 25 автобусов большого класса на маршруте № 90А и 27 машин большого класса на маршруте № 6А. Период работы: с 1 мая до 31 декабря 2024 года с 5:45 до 23:40.

    Контракт предусматривал и технические требования к автобусам: не ранее 2023 года выпуска, ГЛОНАСС, видеонаблюдение, кондиционеры, оформление в едином стиле. От водителей требовался дресс-код: «чистый, опрятный и эстетичный внешний вид, соответствовать сезону».

    Перед подведением итогов торгов действующий перевозчик по маршруту № 6 — ООО «САТО» — подал жалобу в Саратовское УФАС. Её рассмотрели 22 апреля, но признали необоснованной. Хотя на торги по каждому из маршрутов было подано по одной заявке, было решено заключить контракты с единственным поставщиком, которым стало АО «Межгородтранс». Компания учреждена в Саратовской области. Для обеспечения брутто-контрактов планировалось использовать автобусы, закупленные для «Межгородтранса» за счёт средств специального казначейского кредита в размере более 1 млрд рублей. Поставка техники переносилась несколько раз.

    27 апреля АО «Межгородтранс» и МКУ «Транспортное управление» заключили контракты № 35-К и 36-К, однако в этот же день заказчик объявил о расторжении в одностороннем порядке, так как перевозчик не направил акты наличия транспортных средств. По мнению источника, по состоянию на конец апреля 52 новых автобуса в Саратов так и не прибыли.

    Издание «Версия Саратов» обращает внимание на некоторые нюансы объявления торгов по брутто-контрактам, которые и вызвали подачу жалобы в Саратовское УФАС. В январе 2024 года постановлением администрации были внесены изменения «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2022–2025 годы». По нему планировалось установление трёх новых маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам (№№ 2А, 18А и 90А). При этом маршрут № 6А не упоминался. Он был установлен лишь постановлением администрации Саратова от 01.04.2024 года № 1451, но изменение в реестр маршрутов внесли ещё позже, 9 апреля, на следующий день после объявления закупки. Тем самым по мнению перевозчика, на момент начала закупки маршрут № 6А нельзя было считать установленным.

    В свою очередь, автобусные маршруты по нерегулируемым тарифам №№ 6 и  90 в мае продолжили работу в прежнем режиме. В администрации города сложившуюся ситуацию никак не комментировали, однако уже 5 мая ИА «СарБК» сообщило о появлении брендированных автобусов ЛиАЗ на улицах города. В частности, машины с узорами в виде речных волн и моста через Волгу, а также эмблемой, собранной из изображений консерватории и памятника Чернышевскому, появились на маршруте № 19А. Как отметили общественники, на автобусах также наклеены стикеры со стоимостью проезда в 34 рубля.

    Транспортные изменения апреля затронули Санкт-Петербург, Калугу, Псков, Челябинск, Курск, Омск, Таганрог, Ульяновск, Брянск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Читу, Ямал, Астрахань, Подмосковье и Сочи.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)