Транспортная реформа Ярославля. Часть 2: новые автобусы, перевозчики и график выхода на маршруты

  • Павел Яблоков
    31 марта 2023 г. — 14:00
    4880
    Иллюстрация: 

    В первой части обзора транспортной реформы Ярославля наше издание рассказало подготовке к переходу на брутто-контракты. Сформировав маршрутную сеть и требования к подвижному составу, в Ярославле объявили отбор перевозчиков для работы на маршрутах и стали готовить их поэтапный выход на линию. Состав игроков на рынке транспортных услуг поменяется настолько, что с маршрутов вынуждено будет уйти старейшее автобусное предприятие города. График запуска обновлённых маршрутов сформировали поэтапным: каждые две недели в апреле-мае группы ярко-жёлтых автобусов будут осваивать новые для себя направления работы.

    Аукционы и контракты

    На обслуживание 137 автобусных маршрутов Ярославской агломерации в начале 2023 года было объявлено 34 аукциона. Каждый аукционный лот содержал от одного до 11 маршрутов. При этом в каждом конкретном лоте для обслуживания всех маршрутов предусмотрен единый тип подвижного состава, что обеспечивает взаимозаменяемость техники и при необходимости позволит в будущем перераспределить автобусы между маршрутами без общего существенного изменения объёма транспортной работы.

    Конкурентные процедуры объявляли поэтапно с 23 января по 13 февраля этого года, а подведение итогов закупок закончилось к 7 марта. При этом первые контракты уже были подписаны 21 февраля, а к 21 марта заключено уже 33 контракта.

    Перевозки по каждому из брутто-контрактов будут выполняться в течение ровно семи лет. В зависимости от технического задания, первым днём работы должны стать 1 апреля, 15 апреля, 29 апреля, 13 мая или 27 мая 2023 года, а последними — 31 марта, 14 апреля, 28 апреля, 12 мая и 26 мая 2030 года соответственно.

    Начальная стоимость самого «лёгкого» контракта составила 214,728 млн руб., самого «тяжёлого» 4,4098 млрд руб. Общая начальная стоимость всех контрактов 54,45756 млрд руб.

    По 23 аукционам торги не проводились: заявка была подана единственным перевозчиком. Примечательно, что во всех этих случаях, кроме одного, на право заключения контракта безальтернативно претендовали представители межрегиональных холдингов, «призванных» на работу в регион в 2021 году. Состязания между федеральными игроками на аукционном поле не было: очевидно, имели место определённые «предстартовые» договорённости между ними и администрацией. И лишь один лот с не самыми привлекательными пригородными маршрутами был также безальтернативно взят местным ООО «Драйв»: это именно то направления, где летний выпуск автобусов на маршруты за счёт наличия «дачных» направлений заметно превышает зимний.

    По 11оставшимся аукционам участвовало от двух до пяти участников из числа местных перевозчиков, в связи с чем начальная цена контрактов в ходе существенно снижалась. Общая стоимость всех контрактов оказалась на 1,7857 млрд руб. ниже первоначальной и составила 52,6718 млрд руб.

    Не все торги проходили гладко. В отличии от соседней Костромы, переходящей на брутто-контракты с 1 июля, не возникло проблем с оспариванием результатов в антимонопольных органах. Однако в двух случаях победители аукционов были признаны уклонившимися от заключения контрактов. По лоту с маршрутами №№ 119 и 157К ООО «Ярбус» 1 марта было признано уклонившимся от заключения контракта, а 13 марта он был заключён с участником, занявшим второе место — ООО «ЯТК — 2». Победитель лота с маршрутом № 71С признан уклонившимся от заключения контракта 22 марта, а выход перевозчика на маршрут запланирован с 15 апреля. Занявшее второе место ООО «Гирфтранс» по состоянию на 31 марта находится на стадии заключения контракта. В случае отказа от заключения контракта и им, времени на повторные конкурсные процедуры уже не будет. Третьего участника торгов по этому лоту не было, но если бы он и был, по закону право исполнения контракта далее претендента, занявшего второе место в аукционе, передаваться уже не может.

    По итогам проведённых аукционов перевозки по новым контрактам будут выполнять восемь перевозчиков

    • ООО «Транспорт Ярославии» — 46 маршрутов: 27 постоянных (№№ 8, 9, 10, 14, 15, 26, 30, 41А, 41Б, 42, 49, 53, 56, 66, 68, 85, 101, 104, 106, 118, 124, 135, 148, 153, 154, 154К, 178) и 19 специальных (№№ 01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099, 32П, 41П, 42П, 78П, 5А, 5Б);
    • ООО «Первая пассажирская компания» — 40 маршрутов (№№ 2К, 4А, 6, 7, 11, 12, 19, 21Б, 22С, 25, 27, 28, 29, 34, 41, 62, 64, 76, 79, 90, 92, 99, 110, 117, 121А, 129, 131, 138, 139, 139А, 139П, 140, 140К, 156, 157, 160, 162, 176, 183, 191);
    • ООО «Стартранс» — 25 маршрутов (№№ 4, 5, 13, 17, 19К, 21, 22, 23, 24, 32, 33, 39, 57, 58, 93, 105, 121, 122, 126, 127, 130, 130К, 136, 137, 184);
    • ООО «Ярославская транспортная компания — 2» («ЯТК — 2») — девять маршрутов (№№ 1, 21Т, 59, 65, 67, 70, 77, 119, 157К);
    • ООО «Драйв» — семь маршрутов (№№ 102, 102А, 108, 123, 124К, 125, 145);
    • ООО «Гирфтранс» — пять маршрутов (№№ 2, 40С, 55, 71С, 97С);
    • ООО «Ярбус» — три маршрута (№№ 107, 112, 132);
    • ИП Намазов А.Х. — два маршрута (№№ 84С, 94С).

    Основную роль в перевозках будут играть компании-представители трёх федеральных транспортных холдингов. «Контрольный» пакет рынка не получил никто. Ранее ушедшие в 2021 году с городских маршрутов местные перевозчики «Ярбус» и ИП Намазов А.Х. смогли получить долгосрочные брутто-контракты. Впрочем, ИП Намазов ещё с 4 марта 2022 года начал работу по нетто-контракту на маршруте № 67, которым отныне займётся другой перевозчик.

    Несмотря на то, что многие «ночные» и «спортивные» автобусные маршруты весьма близки к трассам «дневных» маршрутов, их распределение по лотам изначально было такое, что обслуживать постоянные и специальные маршруты со схожими трассами будут разные автобусы, а зачастую — и разные перевозчики. Только один маршрут № 066 смогут обслуживать автобусы с его же «дневной» версии № 66.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 00:20 06.04.2023
    3 апреля последний, 34-й брутто-контракт, был подписан с ООО «Гирфтранс». С 15 апреля перевозчик должен приступить к облуживанию маршрутов.

    Поэтапный запуск маршрутов

    Выход перевозчиков на маршруты будет поэтапным: так легче и запускать в эксплуатацию новую технику, и готовить пассажиров к изменениям, а также успевать до запуска следующей группы маршрутов ликвидировать наиболее существенные выявленные проблемы, возникшие с обслуживанием маршрутов. Полностью переход автобусов Ярославской агломерации на работу по брутто-контрактам займёт два месяца.

    С 1 апреля новые автобусы должны выйти на 25 маршрутов (№№2К, 4, 4А, 5, 5А, 5Б, 8, 11, 14, 15, 28, 33, 41А, 41Б, 42, 53, 70, 76, 77, 99, 04, 013, 019, 021, 041).

    С 15 апреля на контракты переводятся все пригородные «100-е» маршруты. Такая привязка неслучайна: в Ярославской агломерации традиционно летние графики действуют с 15 апреля по 15 октября включительно. Поэтому действующие только в летний период маршруты №№ 106, 108, 124, 129, 131 сразу станут работать уже на новых автобусах с новыми перевозчиками. Также с этой даты запускаются все пять маршрутов, заменяющих последние ярославские «маршрутки» (автобусы по нерегулируемым тарифам). Всего на новые контракты переходят 57 маршрутов (№№ 32, 40С, 71С, 84С, 94С, 97С, 101, 102, 102А, 104, 105, 106, 107, 108, 110, 112, 117, 118, 119, 121, 121А, 122, 123, 124, 124К, 125, 126, 127, 129, 130, 130К, 131, 132, 135, 136, 137, 138, 139, 139А, 139П, 140, 140К, 145, 148, 153, 154, 154К, 156, 157, 157К, 160, 162, 176, 178, 183, 184, 191). Это самая крупная партия перезапуска маршрутной сети из всех пяти этапов.

    С 29 апреля новые жёлтые автобусы начнут действовать на 24 маршрутах (№№ 2, 7, 9, 10, 17, 19, 19К, 49, 55, 65, 66, 67, 85, 90, 92, 32П, 41П, 42П, 78П, 01, 012, 044, 066, 068).

    С 13 мая на брутто-контракты перейдут 13 маршрутов (№№ 1, 13, 23, 30, 39, 41, 56, 57, 62, 79, 049, 062, 099).

    С 27 мая на брутто-контракты перейдут 18 последних автобусных маршрутов Ярославской агломерации (№№ 6, 12, 21, 21Б, 21Т, 22С, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 34, 58, 59, 64, 68, 93).

    Новые автобусы: БК, МК, СК и СКПВ

    29 ноября прошлого года Департамент транспорт объявил, что с апреля 2023 года на маршруты Ярославля и Ярославского района выйдет более 600 новых автобусов, оформленных в единой цветовой гамме, используемой в официальной символике Ярославской области. Основным тоном будет жёлтый, а на бортах автобусов будет размещено изображение герба региона или его элементов. Кроме того, автобусы должны быть низкопольными и адаптированными для маломобильных групп граждан, не старше одного года к моменту выхода на маршрут, иметь системы видеонаблюдения, речевого и визуального информирования пассажиров, учёта пассажиропотока, устройства безналичной оплаты проезда, а также медиапанели.

    Именно такие требования и заложили в проекты брутто-контрактов на выполнение перевозок.

    На всех маршрутах, работающих по контрактам, будет работать один из четырёх типов подвижного состава. Всего для обслуживания маршрутов, с учётом резерва, необходимо около 670 автобусов. Весь транспорт, в зависимости от класса вместимости, на начало работы по контрактам, должен быть не старше 0,5-1 лет и иметь экологический класс не ниже Евро-5.

    Каждый автобус должен быть низкопольным или частично низкопольным, и иметь хотя бы одно место для инвалида-колясочника. Весь транспорт должен быть окрашен в ярко-жёлтый цвет с брендированием: надписью «ЯАвтобус» и символикой Ярославской области — медведь с секирой.

    Источник: аукционная документация на сайте ЕИС Закупки

    Автобусы малого класса должны работать на дизельном топливе, быть длиной не менее 6,3 м, располагать по меньшей мере 16 местами для сидения, и иметь общую вместимость не менее 19 пассажиров. По компоновке салона, техническим характеристикам и графическому эскизу на роль автобусов малого класса среди серийно выпускаемых больше всего подходят микроавтобусы ГАЗель CITY, аналогичные работающим на некоторых маршрутах «Транспорта Верхневолжья» в Тверской области. В новых контрактах такой технике отведено 13 маршрутов, на которые должны выпускаться 54 автобуса. Их будут эксплуатировать ООО «ЯТК — 2», ИП Намазов Х.А. и ООО «Ярбус».

    Источник: аукционная документация на сайте ЕИС Закупки

    Автобусы большого класса должны быть не короче 12 м, иметь от 23 мест для сидения и вмещать не менее 89 пассажиров. Для входа и выхода пассажиров должны быть предусмотрены три двери. Вместительным транспортом будут обслуживаться 48 маршрутов (включая большинство специальных). В будни планируется выпуск 199 автобусов. Такая техника будет работать только у ООО «Транспорт Ярославии», ООО «Стартранс» и ООО «Драйв». Уже известно, что выбор «Транспорта Ярославии» пал на автобусы ЛиАЗ-5292.65.

    Источник: аукционная документация на сайте ЕИС Закупки

    Основу автобусного парка Ярославля составит средний класс. Автобусы среднего класса должны быть не короче 8,7 м, иметь не менее двух пассажирских дверей, а их двигатель должен быть расположен в заднем свесе. Поэтому ни короткие, ни длинные модификации ПАЗ «Вектор Next» под условия контрактов не подходят. 354 автобуса среднего класса должны обслуживать 76 маршрутов по брутто-контрактам.

    В категории среднего класса автобусы должны работать на одном из двух видов топлива. Дизельные автобусы должны обладать как минимум 23 сиденьями и вмещать не менее 64 пассажиров. Для отличия от другого типа автобусов, задействованных в новых контрактах, они также получили обозначение «автобусы среднего класса повышенной вместимости» (СКПВ). 170 автобусов на 31 маршрут будут выпускать ООО «Транспорт Ярославии», ООО «Стартранс» и ООО «ЯТК — 2». «Стартранс» сделал ставку на автобусы МАЗ-206.047.

    Автобусы на компримированном природном газе должны иметь не менее 22 мест для сидения и вмещать не менее 49 пассажиров (с учётом размещённого инвалида-колясочника). 184 таких автобуса должны работать на 45 маршрутах. На этой технике будут в новой сети специализироваться ООО «Первая пассажирская компания» и ООО «Гирфтранс». Как сообщила Государственная транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК»), ей заключена крупная сделка на поставку в лизинг 155 новых автобусов среднего класса Volgabus-4298G4, работающих на компримированном природном газе. ГТЛК инвестирует в приобретение транспортных средств у производителя — «Волгабас Групп» — свыше 1,5 млрд руб. Автобусы способны перевозить до 50 пассажиров ,в салоне 22 посадочных места. Запас хода на газомоторном топливе составляет более 300 км. Таким образом, газомоторный парк подвижного состава ООО «Первая пассажирская компания» для транспортной реформы будет насчитывать 163 автобуса: прошлогодние восемь машин к моменту выхода на новый контракт ещё будут считаться младше одного полного года.

    Из-за сжатых сроков между датами заключения контрактов и датами выхода на маршрут почти до последнего момента сохранялась интрига, будут ли в наличии у перевозчиков все необходимые автобусы к выходу на маршруты. Лишь 29 марта Департамент транспорта сообщил, что все автобусы, которые должны выйти на маршруты с 1 апреля, прибыли в «Транспорт Ярославии». О других перевозчиках, также начинающих свою работу по контрактам с 1 апреля, таких заверений не поступало.

    Тем не менее, за день до запуска обновлённых маршрутов с новой техникой всего модельного ряда смогли ознакомиться все желающие — её презентация прошла 31 марта у здания Правительства региона на Советской площади в центре Ярославля с 12:30 до 18. В состав экспозиции вошли ЛиАЗ-5292.65, выпускаемые с 1 апреля на маршруты ООО «Транспорт Ярославии», Volgabus-4298G4, предназначенный для маршрутов ООО «Первая пассажирская компания», МАЗ-206.047 из автопарка ООО «Стартранс» и ГАЗель CITY A68R52, приобретённая ООО «ЯТК — 2».

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:47 04.04.2023
    Всего для обслуживания маршрутов Ярославской агломерации завод МАЗ изготовит 165 автобусов МАЗ-203 и МАЗ-206, сообщило предприятие.

    «Газовый след» реформы

    В плане газификации общественного транспорта ярославская транспортная реформа менее радикальна, чем прошлогодние брутто-контракты в Санкт-Петербурге или стартовавшая в начале года транспортная реформа Архангельска, где практически весь транспорт работает на газовом топливе. Объём газомоторной техники позволяет стать брутто-контрактам существенным драйвером развития топливозаправочной инфраструктуры региона, в то же время зависимость пассажирских перевозок Ярославской агломерации от газовой составляющей не будет критичной. На компримированном природном газе (метане) должна работать чуть менее трети автобусов, предусмотренных новыми контрактами. Но и это в количественном отношении эквивалентно инвентарю одного большого автобусного парка.

    В середине прошлого года в регионе действовало всего четыре газовых заправки: в Рыбинске, Мышкине, Ярославле и у деревни Ивановский Перевоз Ярославского района вблизи северной окраины областного центра. На них заправлялось более 8500 единиц техники, в том числе около 165 пригородных и городских автобусов. Правительство РФ софинансировало строительство ещё дополнительных заправочных станций: две из них в конце декабря 2022 года открылись в Ярославле и Ярославском районе, поэтому проблем с заправкой у «газовых» перевозчиков по брутто-контрактам не должно возникнуть.

    Передел рынка: «варяги» и «местные»

    В ходе проведения аукционов на право выполнения перевозок в Ярославской агломерации стало понятно, что смена состава перевозчиков окажется существенной. Передел рынка был немалым и два года назад, но на этот раз известия о лишении работы части частных перевозчиков были перекрыты более крупным инфоповодом.

    Для организаторов реформы изначально было понятным, а для многих остальных стало сюрпризом то, что в торгах не принял участие бывший основной перевозчик городских маршрутов Ярославля — АО «ПАТП-1». Компания постепенно утрачивала свои позиции на городском рынке, но и в первом квартале 2023 года обслуживала 23 городских маршрута.

    Финансовое состояние перевозчика не позволило ему закупать новые автобусы. А старый подвижной состав создавал нагрузку на бюджет предприятия, требуя немалых средств на его обслуживание. Так, 25 ЛиАЗ-5292.22 2012 года были получены из Москвы в качестве подарка Ярославской области от столичного правительства. Значительная часть автопарка была приобретена по лизинговой схеме, и периодически возникали вопросы с неоплатой лизинговых платежей.

    Оставшись без маршрутов, «ПАТП-1» закрываться не планирует: во-первых, оно остаётся управляющей компанией для АО «Яргорэлектротранс», осуществляющего пока что трамвайные и троллейбусные перевозки в городе. Во-вторых, планируется использование производственной базы предприятия для нового предприятия-перевозчика ООО «Транспорт Ярославии», получившего в новой сети 46 маршрутов из 137, в том числе 19 специализированных «по особому назначению».

    Отставляемые от работы автобусы могут найти применение в других районах области. В частности, 40 автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292.60 выпуска 2019 года, находящиеся в лизинге «ПАТП-1», которые останутся без работы по мере выхода перевозчиков на работу по брутто-контрактам, смогут передать в Рыбинск. Для покрытия остатка лизинговых платежей второму городу Ярославской области потребуется изыскать около 90 млн руб., сообщает «Рыбинская неделя».

    В конце февраля остро встал вопрос и о дальнейшем трудоустройстве работников «ПАТП-1». Штат кондукторов, который на предприятии составлял порядка 140 человек, практически втрое меньше штата персонала контрольно-ревизорской службы ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области», поэтому госучреждение было готово принять всех желающих пройти дополнительное обучение и начиная с 1 апреля задействовать их на маршрутах уже в новом качестве. По состоянию на 22 марта о готовности перейти в штат новой компании уже заявили более 70 кондукторов из АО «ПАТП-1», сообщил областной Департамент транспорта.

    Всего же по состоянию на 28 марта из 669 членов трудового коллектива АО «ПАТП-1» выразили готовность работать в других организациях 447. При этом консультации о трудоустройстве кондукторов, водителей и ремонтной зоны организованы ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» и ООО «Транспорт Ярославии» в ежедневном режиме. Переход осуществляется в соответствии с трудовым законодательством через прекращение трудового договора с АО «ПАТП-1» и дальнейшее трудоустройство без прерывания трудового стажа. Потребность в сотрудниках выразили не только новые перевозчики, но и АО «ЯрГЭТ», которому требуются 76 ремонтных рабочих, 60 кондукторов, 40 учеников водителей.

    Приходящее на смену «ПАТП-1» ООО «Транспорт Ярославии» учреждено в 2020 году и зарегистрировано в Москве под названием ООО «Мовиста Северо-Запад». Нынешнее название организация получила в ноябре 2022 года, а с начала этого года ведётся перерегистрация в Ярославской области. 20 октября 2022 года она получила лицензию на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Изначально 99,9% уставного капитала принадлежало ООО «Группа Мовиста», а 0,1% — физическому лицу. Однако с 10 января 2023 года большая часть уставного капитала (51%) принадлежит подконтрольному Правительству Ярославской области АО «Ярославское АТП» (его учредителем является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области). Остальные 49% уставного капитала «Транспорта Ярославии» принадлежат ООО «Контроль-Сервис», чьим учредителем является ООО «Группа Мовиста». Также ООО «Контроль-Сервис» принадлежит 49% уставного капитала основного транспортного оператора проекта «Транспорт Верхневолжья»: ООО «Верхневолжское АТП», начиная с 2020 года, выполняет автобусные регулярные перевозки по брутто-контрактам в Твери, а также нескольких других районах и городах Тверской области.

    До апреля 2019 года «Ярославское АТП» являлось государственным предприятием Ярославской области. С апреля 2023 года оно, пока что обслуживающее городские маршруты №№ 23, 28, 30, 39, будет присутствовать на муниципальных перевозках в лице дочернего предприятия. Уйдёт в ходе реформы «Ярославское АТП» и с пригородных маршрутов №№ 101, 102, 102А, 105, 108, 112, 118, 121, 122, 123, 124, 124К, 125, 126, 129, 130, 135, 136, 137, 138, 139, 154, 160, 162, оставшись обслуживать из Ярославля только более дальние маршруты, выходящие за пределы Ярославского района. Но поскольку, помимо базы в Ярославле, «ЯрАТП» имеет филиалы в Рыбинске, Ростове, Пошехонье, Гаврилов-Яме, Шестихине и Переславле, то без работы автобусы перевозчика не останутся.

    Как ранее подчеркнул губернатор региона Михаил Евраев, все остальные компании, которые выйдут на перевозки, также должны зарегистрироваться в Ярославской области и будут платить налоги в бюджет региона. Если у ООО «Первая пассажирская компания», входящего в федеральный холдинг, особых проблем для этого нет — перевозчик работает только в Москве, то ООО «Стартранс» выполнить это пожелание руководства Ярославской области сложнее: предприятие имеет действующие брутто-контракты на перевозки по городским маршрутам Москвы.

    С маршрутной сети города также полностью уходят компании ООО «Автократ», обслуживающая маршруты №№ 90С и 99С, представляющее «Группу Автолайн» ООО «Трансмагистраль» (маршрут № 56), и отказавшееся от заключения брутто-контракта ООО «Транском-Авто» (маршруты №№ 6, 12 .21 21Б, 21Т, 22, 22С, 24, 25, 26, 27, 29. 34, 58, 59, 64, 68, 93Г) а с пригородных направлений — ООО «ПАТП-8» (маршруты №№ 131, 153, 156), ИП Сударкина С.Ф. (маршрут № 117), ИП Судницын С.Г. (маршрут № 157К) и ИП Баранов А.Н. (маршрут № 132). ООО «Автомиг» из холдинга «Ранд-Транс» сохранит работу только на пригородных маршрутах, выходящих за пределы Ярославского района, прекратив обслуживать маршруты №№ 2, 55, 66, 92, 110, 183, 184.

    ИП Воронин А.В. прекратит работу на городских маршрутах №№ 5, 17, 19, 19, 19К, 85. Но учреждённое им ещё в 2008 году ООО «Драйв» теперь, помимо заказных перевозок, займётся обслуживанием пригородных маршрутов.

    ООО «Ярославская транспортная компания — 2» существует с 2009 года, но на регулярных перевозках в Ярославле и районе не работала. Специализацией компании были междугородные перевозки, в том числе по мультимодальным маршрутам совместно с Федеральной пассажирской компанией (АО «ФПК»). За последний год у компании дважды менялись учредители. Если до декабря 2022 года единственным учредителем было ООО «Яркамп», то к моменту проведения аукционов учредителем являлось уже АО «Ярославская транспортная компания». А с 9 марта 100% доля в компании принадлежит зарегистрированному в Москве ООО «Автономный коммерческий транспорт».

    Система оплаты проезда: изменения

    При переводе работы автобусных маршрутов на брутто-контракты революционных изменений для пассажиров в системе оплаты не произойдёт. Останется действующей вся сложившаяся тарифная линейка. Бесплатные пересадки, ввод которых мог бы упростить маршрутную сеть города, не предусмотрены.

    Тем не менее, за счёт приведения к единому стандарту всего подвижного состава, пассажиры получат новые возможности. По оценкам ряда специалистов, затраты времени на посадку могут сократиться до 30%.

    Технология оплаты проезда с помощью мобильного приложения «Ярославская область Транспорт» с «опытного» маршрута № 176 «Ярославль (Ярославль-Главный) — Щедрино» распространится на все остальные автобусные маршруты Ярославской агломерации. Как сообщает разработчик — компания «Датапакс», приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store и им ещё в марте пользовалось более 8000 человек. Приложение позволяет в режиме онлайн отслеживать автобусы, просматривать расписание и строить оптимальный маршрут, а также «в один клик» оплачивать проезд прямо в смартфоне.

    Таким образом, к выбору пассажиров будут доступны несколько инструментов безналичной оплаты проезда: банковские и транспортные карты, QR-код, размещенный в салоне автобуса, либо технологию «умной» оплаты с помощью Bluetooth в приложении «Ярославская область Транспорт».

    Кроме того, с 1 апреля начнёт действовать «Якарта» — пополняемая карта для оплаты проезда в транспорте. Пассажиры смогут использовать её в качестве абонемента или кошелька. Стоимость носителя в виде пластиковой карты составляет 90 руб., также «Якарта» будет доступна в виде брелока стоимостью 150 руб. и транспортной наклейки на телефон стоимостью 200 руб. Оплатить ими проезд можно, как и классической пластиковой «Якартой», через валидатор.

    Приобрести «Якарту» можно в пункте обслуживания ГБУ ЯО «Яроблтранском» (Ярославль, ул. Советская, 64), в пункте обслуживания автовокзала (Ярославль, Московский пр., 80а), в кассах автовокзала «Ярославль-Главный», а также в 30 павильонах универсальных касс, расположенных во всех районах города.

    Также останется возможность оплаты проезда наличными, заверил областной Департамент транспорта.

    При запуске новых автобусов в городе не будут изменять тарифы: их уже пересмотрели с 1 января этого года. Стоимость разовой поездки в общественном транспорте увеличена с 28 до 32 руб. и является одинаковой как для наличной, так и для безналичной оплаты проезда. Стоимость проездных билетов на один вид транспорта повышена до 1550 руб. вместо 1350, на два — до 1950 руб. вместо 1700, на три — 2200 руб. вместо 1900. Проездные рабочего дня на один вид транспорта с 1 января стоят 1100 руб. вместо 950, на два вида транспорта — 1350 руб. вместо 1200, на три вида транспорта — 1550 руб. вместо 1350. Также в январе была повышена стоимость проездных билетов для школьников и студентов: на один вид транспорта — с 550 до 650 руб., на два вида транспорта — с 700 до 800 руб.

    Стоимость проезда в межмуниципальных автобусных маршрутах Ярославской области с 1 января установлена на уровне 3,43 руб./км (ранее — 3,24 руб./км).

    До этого базовая стоимость поездки в общественном транспорте Ярославля не поднималась более трёх лет: с 23 до 28 руб. она была изменена в октябре 2019 года.

    Отдельная интрига сохранялась до последней недели относительно оплаты проезда на маршрутах, ранее считавшихся городскими, но переведёнными в разряд межмуниципальных (№№ 8, 14, 15, 32, 41А, 53, 71С, 76, 99), в связи с тем, что их конечные остановочные пункты расположены за пределами городской черты. С 1 апреля на них мог быть установлен пригородный зонный тариф. В течение нескольких недель ярославцам разъяснялось, что пассажирам этих автобусов будет предложено удобное тарифное меню, позволяющее экономить на поездках по всем направлениям, но без какой-либо конкретики. Лишь 24 марта Правительством Ярославской области всё-таки было принято постановление № 242-п, дополнившее ранее вышедшее «базовое» постановление от 21.12.2022 № 1150-п «О проездных билетах на перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и стоимости проезда на межмуниципальных маршрутах».

    Дополнительно включённые в текст документа пункты установили стоимость проезда на межмуниципальных маршрутах на территории Ярославской области, путь следования которых преимущественно (более 95%) проходит по территории Ярославля, а также на межмуниципальных маршрутах общего пользования, которые обеспечивают транспортную доступность жителей города Ярославля к объектам городской социальной инфраструктуры, расположенным за границей города Ярославля, в размере 32 руб. за одну поездку. Также на эти маршруты распространено действие проездных билетов (абонементов), используемых для проезда на автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутах Ярославля.

    С учётом уточнений, для «городских» (включая выходящие за пределы Ярославля маршруты, признанные межмуниципальными) маршрутов с нумерацией в диапазоне №№ 1 — 99 оплачивать проезд нужно, прикладывая карту к валидатору один раз. На маршрутах 100-й нумерации, где действует зонный тариф, карту необходимо будет прикладывать дважды при входе и выходе. Если карту не прикладывать второй раз при выходе, то спишется стоимость поездки до конечной остановки маршрута.

    Реакция горожан на изменения

    Не все горожане обрадовались планам полного обновления автобусного парка. В ряде случаев речь идёт о замене подвижного состава на меньшую вместимость. В частности, по брутто-контрактам не будет работать ни одного автобуса особо большого класса. Почти два десятка таких машин модели ЛиАЗ-6213 выпуска 2013 года сохранилось у АО «ПАТП-1»: они работают на маршрутах №№ 41А и 42. После мая единственные «гармошки» в Ярославле, возможно, останутся только у «Яргорэлектротранса»: на ходу пока ещё остаются два троллейбуса ЗиУ-62052, выпущенных в конце «нулевых».

    Неравнозначная замена автобусов на меньшую вместимость при отсутствии увеличения выпуска вызвала опасения в том, что из некоторых районов в пиковые часы станет невозможно уехать. В Челябинске при проведении местной транспортной реформы, напротив, вместительные сочленённые автобусы начали возвращать на городские маршруты.

    Одной из часто высказываемых претензий к маршрутной реформе, высказываемой горожанами в соцсетях, стали тезисы вида «маршрут XXX — единственный связывающий район YYY c районом NNN». Однако, в общем случае, наличие единственного маршрута для каждой конкретной корреспонденции — вещь нормальная. Второй, третий и так далее маршруты на одном направлении должны возникать не тогда, когда один не справляется с перевозками (в этом случае нужно просто увеличить его провозную способность), а когда они образуют свои уникальные связи, но в силу ограниченности улично-дорожной сети, часть трасс различных маршрутов вынужденно проходит по общим коридорам. В условиях Ярославля отказ от некоторых беспересадочных маршрутов с усилением оставшихся дал бы положительный эффект в виде сокращения времени ожидания транспорта, и, как следствие, сокращения времени поездок на транспорте. Во многих городах современные электронные системы оплаты проезда позволили перейти на пересадочные тарифы, при которых пересадка является бесплатной в течение определённого времени (45, 60 или 90 минут), либо оплата второй и последующих поездок в пересадочной цепочке оказывается заметно дешевле стоимости посадки в первый транспорт. В 2021 году переход в Ярославле на пересадочную модель рассматривался, но по каким-то причинам от него отказались.

    Получив отклики от пассажиров, в феврале-марте в течение месяца специалисты транспортной отрасли вместе с жителями Ярославля проводили встречи и обследования пассажиропотоков на наиболее проблемных направлениях в часы пик по маршрутам Фрунзенского, Дзержинского, Красноперекопского, Заволжского, Ленинского районов. Общественниками предлагались различные варианты улучшения работы маршрутов: в частности, рассмотреть вариант объединения двух дублирующих маршрутов Красноперекопского района — № 7 и 65, увеличив класс подвижного состава со среднего на большой. При этом по уже заключённым контрактам на маршруте № 7 предусмотрена работа девяти автобусов среднего класса, а на маршруте № 65 — 10 автобусов малого класса. Кроме того, они будут обслуживаться разными перевозчиками — ООО «Первая пассажирская компания» и ООО «Ярославская транспортная компания — 2», поэтому реализовать это предложение в ближайшие семь лет теперь окажется затруднительно.

    В результате 22 марта Департамент транспорта Ярославской области сообщил, что по итогам встреч и обследований планируется скорректировать работу ряда маршрутов. По маршрутам №№ 41А и 65 планируется скорректировать работу в часы пик. У планируемого к запуску с 15 апреля маршрута № 71С планируется изменение схемы движения с учетом следования по улице Чкалова.

    Работа с пассажирами

    Помимо информирования в основных областных и городских СМИ, для пассажиров организовали специальную круглосуточную «горячую линию» по номеру единого колл-центра 122, на которую можно задавать вопросы о работе общественного транспорта. Ярославцы смогут круглосуточно получить сведения о расписании, маршрутах движения, использовании транспортных карт и оплате проезда, а также сообщить информацию, касающуюся работы водительского состава, технического и санитарного состояния автобусов, заверил областной Департамент транспорта.

    Для помощи пассажирам с оплатой проезда в новых автобусах решили задействовать волонтёров. Под руководством ГБУ ЯО «Яроблтранском» накануне запуска обновлённой сети ими пройден проведён инструктаж по работе с современными платежными системами. Начиная с 1 апреля на каждом этапе запуска новой системы будет задействовано порядка 60 волонтёров. Добровольцы будут объяснять людям, как оплачивать проезд, отвечать на вопросы пассажиров. На линии также будут работать контролеры ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области», сообщил областной Департамент транспорта.

    Изменения маршрутов в апреле-мае

    По мере запуска маршрутов на новой контрактной основе, у некоторых из них, помимо перевозчиков, подвижного состава и расписания, поменяются и трассы или литерные части номеров маршрутов:

    С 1 апреля:

    • маршрут № 41Б «Богоявленская пл. — Индустриальная ул.» вместо кольца по ул. Попова, Ярославской ул. (с заездом к остановке «Ярославская ул.»), Индустриальной ул. и просп. Фрунзе будет следовать двусторонним движением по ул. Попова, Ярославской ул. (без заезда к остановке «Ярославская ул.») и Индустриальной ул. до пос. Куйбышева; количество рейсов в будни уменьшено с 223 до 160, в выходные дни увеличено с 90 до 100;
    • маршрут № 53 «ПАТП № 1 — ул. Сахарова» после остановки «Крестобогородская» вместо ПАТП № 1 и части Московского просп. направится по ул. Калинина и Дорожной ул. к ТРК «Ярославский Вернисаж»; количество рейсов в будни с 146 сокращено до 144, в выходные дни увеличено с 56 до 112;
    • маршрут № 99С получает № 99; количество рейсов в будни увеличено со 164 до 176, в выходные дни со 123 до 110,
    • на маршруте № 2К «Больничный городок — НПЗ», работающий только в часы пик, вместо 14 рейсов станет выполняться 16: добавятся рейсы в 9:57 от Больничного городка и в 14:36 от 3-й проходной НПЗ;
    • на маршруте № 4 «Ярославская ул. — Ярославль Главный» позже станут отправляться последние рейсы из центра города (от остановки «Ярославль Главный»): в выходные дни в 23:32 вместо 22:55, в будни в 23:37 вместо 23:24; количество рейсов в будни сокращено с 202 до 180, в выходные дни — со 140 до 120;
    • на маршруте № 4А «Богоявленская пл. — пос. Октябрьский» количество ежедневных рейсов уменьшено с 32 до 30, дневной перерыв в движении возрастёт до трёх часов за счёт отмены рейсов в 12:46 от Богоявленской пл. и 13:24 от Октябрьского пос.;
    • на маршруте № 8 «ТРК "Ярославский Вернисаж" — 15-й микрорайон» сокращается режим движения: последнее отправление от «Ярославского Вернисажа» в 23:28 вместо 23:53, от 15-го микрорайона в 23:33 вместо 23:52; в будни изменение режима не превысит четырёх минут: закрывающий рейс от «Ярославского Вернисажа» в 23:09, от 15-го микрорайона — в 23:07; количество рейсов в будни сокращено с 221 до 200, в выходные дни увеличено со 159 до 160;
    • на маршруте № 11 «Ярославль Главный — 15-й микрорайон» количество рейсов в будни сокращено в будни с 228 до 176, а в выходные дни — увеличено со 103 до 128;
    • на маршруте № 33 «ПАТП № 1 — Областная больница» количество рейсов в будни уменьшено со 148 до 128, в выходные дни — увеличено с 58 до 96;
    • на маршруте № 41А «ТРК "Ярославский Вернисаж" — пос. Куйбышева» подвижной состав заменяется с особо большого класса на большой, при этом количество рейсов в будни увеличено с 244 до 280, в выходные дни — увеличено со 171 до 200;
    • на маршруте № 42 «15-й микрорайон — пос. Куйбышева» несколько сокращён режим работы в выходные дни: последний рейс от 15-го микрорайона в 22:34 вместо 23:12, от пос. Куйбышева — в 22:44 вместо 23:12; в будни последние рейсы останутся примерно на нынешнем уровне — в 22:48 от 15-го микрорайона и в 23:23 от пос. Куйбышева; количество рейсов в будни увеличено с 254 до 260, в выходные дни — со 144 до 180;
    • на маршруте № 70 «ф-ка "Красный Перевал" — ул. Труфанова» количество рейсов ежедневно сокращено до 40: в будни вместо 76, в выходные дни — вместо 44;
    • на маршруте № 76 «ТРК "Ярославский Вернисаж" — Ярославль Главный» сокращён вечерний режим работы: последние рейсы от «Ярославского Вернисажа» в будни вместо 23:09 перенесены на 22:45, в выходные дни — с 23:25 до 22:45, от Ярославля Главного — в будни с 23:47 на 23:22, в выходные дни с 0:03 до 23:24 Количество рейсов уменьшено в будни со 176 до 132, в выходные дни со 120 до 88;
    • на маршруте № 77 «ул. Труфанова — ф-ка "Красный Перевал"» количество рейсов ежедневно сокращено до 40: в будни вместо 76, в выходные дни — вместо 44.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:52 04.04.2023
    С 3 апреля внесены изменения в расписания маршрутов №№ 4 и 41А. На маршруте № 41А количество рейсов в будни дополнительно увеличено с 280 до 312, на маршруте № 4 — увеличено со 180 до 198.

    С 15 апреля изменяются городские маршруты:

    • маршрут № 32 «ул. Сахарова — ТРК "РИО"» продлевается от ТРК «Рио» по Ленинградскому просп. до 15-го микрорайона (остановка «ТРК "РИО"» сохраняется только в сторону ул. Сахарова»;
    • в дополнение к маршруту № 40 по нерегулируемым тарифам «Резинотехника — Машприбор» организуется аналогичный маршрут № 40С, но с отменой заезда к Областной больнице;
    • в дополнение к маршруту № 71 по нерегулируемым тарифам «5-й микрорайон — Холодмаш» организуется аналогичный маршрут № 71С «ТРК «Ярославский Вернисаж — Холодмаш», но с направлением вместо 5-го микрорайона автобусы к ТРК «Ярославский Вернисаж» (без движения по части ул. Калинина),
    • в дополнение к маршруту № 84 по нерегулируемым тарифам «пос. Куйбышева — Областная больница» организуется аналогичный маршрут № 84С, который вместо заезда по Ярославской ул. к остановке «Ярославская ул.», ул. Марголина и части Тормозного шоссе будет следовать в обоих направлениях по просп. Фрунзе и Светлой ул.;
    • в дополнение к маршруту № 94 по нерегулируемым тарифам «ул. Чкалова — 5-й микрорайон» организуется аналогичный маршрут № 94С, но с прохождением через пл. Подвойского и просп. Фрунзе вместо ул. Гоголя; одновременно прекращает работу являющийся его укороченным вариантом маршрут № 44К «Торговый пер. — Автозаводская ул.»;
    • в дополнение к маршруту № 97 по нерегулируемым тарифам «14-й микрорайон — ул. Большие Полянки» организуется более длинный маршрут № 97С «фабрика "Красный перевал" — ул. Большие Полянки» с продлением вместо 14-го микрорайона по ул. Бабича, Тутаевскому шоссе и Большой Норской ул. до ф-ки «Красный Перевал».

    Также с 15 апреля вносятся изменения в работу части пригородных маршрутов. Количество рейсов и трассы движения остаются прежними, но каждый вариант движения получает отдельный номер:

    • на маршруте № 105 «Ярославль (Автовокзал) — Кормилицыно» рейсы «Ярославль (Автовокзал) — Дубки» получили № 104;
    • маршруты № 112 «КДП Заволжье — ЖК Зелёный квартал», № 117 «Ярославль (ТРК Альтаир) — Ярославль (Автовокзал)» и № 132 «Красный Бор — Ярославль (Нижний посёлок)» начинают работать по регулируемым тарифам (с предоставлением льгот);
    • на маршруте № 125 «Ярославль (КДП Заволжье) — Глебовское» рейсы «Ярославль (КДП Заволжье) — Толбухино» получили № 145;
    • на маршруте № 129 «Ярославль (КДП Заволжье) — Туфаново» рейсы «Ярославль (КДП Заволжье) — Медягино» получили № 127;
    • на маршруте № 130 «Ярославль (КДП Заволжье) — Вятское (через Красный Профинтерн)»; рейсы «Ярославль (КДП Здоровье) — Липовицы» получили № 130К;
    • на маршруте № 139 «Ярославль (Автовокзал) — Заволжье» рейсы «Ярославль Главный — Заволжье» получили № 139А;
    • на маршруте № 140 «Ярославль Главный — аэродром Левцово» рейсы «Ярославль Главный — Григорьевское» получили № 140К;
    • на маршруте № 154 «Ярославль Главный — Ширинье (через Курбу)» рейсы «Ярославль Главный — Ширинье» без заезда в Курбу получили № 154К;
    • на маршруте № 160 «Ярославль (Автовокзал) — Иванищево» рейсы «Ярославль (Автовокзал) — Курба (через Козьмодемьянск)» получили № 157.

    С 29 апреля

    • маршрут № 90С получает № 90;
    • маршрут № 49 «Больница № 2 — 15-й микрорайон» вместо конечной остановки «Больница № 2» и ул. Попова следует по Ярославской ул. до конечной остановки «Ярославская ул» с одновременной отменой дублирующих его маршрутов № 18 «Торговый пер. — 15-й микрорайон» и № 18К «Красная пл. — пос. Карачиха».

    С 13 мая

    • маршрут № 13 «5-й микрорайон — Машприбор» продлевается на одну остановку от 5-го микрорайона по Суздальской ул. до остановки «Суздальская ул.».

    С 27 мая

    • маршрут № 93Г «Очапки — Ярославль-Главный» получает № 93.

    О том, что станет происходить после весенней автобусной реформы с городским электрическим транспортом, будет рассказано в следующей части обзора. Также мы поделимся мнениями экспертов транспортной отрасли о транспортной реформе и её возможных последствиях.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.