Архангельская транспортная реформа. Часть 2: запуск обновлённых маршрутов

  • Павел Яблоков
    6 февраля 2023 г. — 15:00
    770
    Иллюстрация: 

    Администрация ГО «Город Архангельск» / arhcity.ru

    Дойдя до необходимости совершить транспортную реформу, в Архангельске перешли к практическим шагам: объявили аукционы на обслуживание маршрутов, заключили контракты и стали ждать выхода перевозчиков на маршруты. Каждый из этих шагов принёс вполне закономерные, хоть и нежелательные, сюрпризы, приведшие к срыву первоначальных сроков старта реформы. О них — во второй части обзора.

    Изобилия претендентов не оказалось

    В рамках реализации реформы общественного транспорта летом 2022 года в столице Поморья объявили конкурсы по обслуживанию автобусных маршрутов. В новых контрактах изменены требования к исполнению рейсов и пересмотрен подход к обеспечению исполнения принятых перевозчиком обязательств. Работа наиболее важных маршрутов продлена до 23:30. Перевозки по всем контрактам планировалось выполнять в течение семи лет с 1 января 2023 года по 31 декабря 2029 года.

    Новую маршрутную сеть по разбили на 21 лот: большинство из них включало в себя один маршрут, а в самый крупный лот объединили пять маршрутов. С 29 июля по 2 августа была объявлена первая серия аукционов. 9-11 августа они отменены по решению заказчика и в те же дни объявлены новые закупки с выросшей ценой контракта. В частности, по маршрутам №№ 23, 41, 76 при сохранении транспортной работы она выросла с 249 596 766,82 руб. до 267 830 895,84 руб.

    Из вариантов нетто- и брутто-контрактов администрацией Архангельска был выбран более дешёвый для бюджета вариант. Цена контрактов формировалась в соответствии с новейшими рекомендациями Приказа Минтранса России № 351 от 20.10.2021. Для самого крупного лота, включающего в себя обслуживание пяти маршрутов (№№ 1, 3, 5, 6, 54), начальная (максимальная) цена контракта составила 674 497 336,04 руб. При этом для обслуживания маршрутов контракта перевозчик должен обладать 60 новыми автобусами среднего класса (без учёта резерва), а среднюю рыночную стоимость каждого из них при формировании лотов контракта оценили в 14,701 млн руб. Таким образом, одна стоимость новой техники, необходимой для выполнения контракта (свыше 882 млн руб.), оказалась выше его цены. Такая финансовая модель возможна при нетто-контрактах, когда собранная с пассажиров плата за проезд полностью остаётся в распоряжении подрядчика. Полный контроль заказчика транспортных услуг над их качеством и условиями работы стоит значительно дороже. Приведённые в аукционной документации цифры показывают: стоимость брутто-контракта на пять маршрутов, при котором вся собранная плата за проезд поступает в городской бюджет, должна была быть в 6,5 раз больше: 4 345 461 667,09 руб.

    Фактически, такой финансовой моделью был предопределён неширокий круг участников будущих контрактов: несмотря на «антимонопольное» разбиение маршрутной сети на лоты, в основном состоящие из одного маршрута, даже их местным перевозчикам было сложно взять. Для реализации транспортной реформы требовался игрок, способный осилить инвестпроект: за свои средства закупить новые автобусы, оснастить их необходимым оборудованием для работы в местных информационно-навигационных системах, и постепенно возвращать вложенные средства за счёт платы по контракту, а, главным образом — за счёт выручки от продажи билетов. При этом перевозчику необходимо ещё экипировать всех водителей и кондукторов униформой установленного образца.

    Требования к подвижному составу и другому техническому оснащению для будущих перевозок оказались слишком высоки для местных игроков. На 19 лотов подано по единственной заявке от федерального игрока — московской компании ООО ТК «Рико», входящей в группу компаний «Ранд-Транс». В 2016-2021 годах ООО ТК «Рико» было исполнителем двух контрактов на сумму 1,249876 млрд руб. с московским ГКУ «Организатор перевозок».

    Подведение итогов аукционов затянулось. Архангельское УФАС России 9 сентября сообщило о признании Администрации Архангельска и её департамента транспорта нарушившими нормы Закона оконтрактной системе при проведении открытых конкурсов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории областного центра.

    Один из перевозчиков обжаловал установленное заказчиком требование к виду используемого автобусами топлива — компримированный природный газ, тогда как на территории города Архангельска в то время отсутствовали газозаправочные станции с данным видом топлива. Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что проект контракта не содержит информации об условиях исполнения контрактов в случае, если заправочные станции не будут введены в эксплуатацию к установленному сроку.

    Перевозчик-монополист получает прописку в регионе

    К заключению контрактов смогли вернуться спустя месяц после устранения замечаний.

    Всего ООО ТК «Рико» с 14 по 19 октября по итогам конкурсов заключило 19 контрактов с Департаментом транспорта и связи администрации городского округа «Город Архангельск» на общую сумму 7,499 млрд руб. на обслуживание 28 маршрутов 215 единицами подвижного состава (213 автобусами среднего класса и (по маршруту № 63) двумя автобусами малого класса) в течение семи лет.

    Все маршруты новой сети (+):

    Маршруты ООО ТК «Рико»:
    • № 1 «ЖД вокзал — ул. Кедрова» (12 автобусов среднего класса (СК));
    • № 3 «ЖД вокзал — МР вокзал — Нижний городок п. Лесная речка» (14 автобусов СК);
    • № 4 «ЖД вокзал — МР вокзал — СОТ Ягодник"» (8 автобусов СК);
    • № 5 «Новый поселок — ул. Адмирала Кузнецова» (22 автобуса СК; обслуживание с 1 декабря 2024 года);
    • № 6 «ЖД вокзал — ул. Кедрова» (8 автобусов СК);
    • № 7 «МР вокзал — ул. Кедрова» (4 автобуса СК);
    • № 9 «Школа № 32 (ул. Прокопия Галушина) — Порт Экономия» (14 автобусов СК);
    • № 10 «ул. Малиновского — Ленинградский просп., 350» (12 автобусов СК);
    • № 11 «МР вокзал — кольцевой» (2 автобуса СК);
    • № 12 «МР вокзал — Аэропорт Архангельск» (5 автобусов СК);
    • № 15 «ЖД вокзал — ул. Зеньковича» (1 автобус СК; обслуживание с 1 декабря 2024 года);
    • № 23 «МР вокзал — пос. Турдеевск» (1 автобус СК);
    • № 25 «МР вокзал — Пирсы конечная» (1 автобус СК; только в будни с 7:00 до 19:00);
    • № 31 «Областная больница — Цигломень (почта)» (5 автобусов СК);
    • № 41 «ТРЦ РИО — СОТ "Черёмушки"» (2 автобуса СК);
    • № 42 «ул. Кедрова — Жаровихинское кладбище» (10 автобусов СК);
    • № 43 «ул. Силикатчиков — Областная больница» (14 автобусов СК);
    • № 44 «Ленинградский просп., 350 — Лесозавод № 13» (16 автобусов СК);
    • № 54 «ЖД вокзал — МР вокзал» (4 автобуса СК)
    • № 60 «МР вокзал — ул. Малиновского» (16 автобусов СК);
    • № 62 «ЖД вокзал — Школа № 32 (ул. Прокопия Галушина)» (4 автобуса СК);
    • № 63 «ул. Малиновского — Порт Экономия» (2 автобуса малого класса (МК));
    • № 64 «ЖД вокзал — ул. Силикатчиков» (12 автобусов СК);
    • № 65 «Школа № 32 (ул. Прокопия Галушина) — Причал л/з № 22» (8 автобусов СК);
    • № 69 «ЖД вокзал — Порт Экономия» (12 автобусов СК);
    • № 75б «Большой кольцевой» (1 автобус СК);
    • № 75м «Малый кольцевой» (1 автобус СК);
    • № 76 «ЖД вокзал — МР вокзал» (кольцевой, в обоих направлениях; 4 автобуса СК).

    Маршрут МУП «АПАП-3»:

    • № 18 «Причал МЛП — Конвейер» (1 автобус МК).

    Маршрут ООО «Дюна»:

    • № 38 «Причал — Новая деревня» (1 автобус МК).

    При этом на обслуживание маршрутов № 5 и 15 администрация Архангельска ещё в 2018 году заключила долгосрочные контракты с ООО «Архтрансавто» (26 автобусов СК) и ИП Стрекаловским Н.М. (1 автобус МК) соответственно: по ним перевозки будут выполняться вплоть до 30 ноября 2024 года. Поэтому выход ООО ТК «Рико» на эти направления планируется лишь с 1 декабря 2024 года. С учётом этого, в ближайшие месяцы новому якорному перевозчику областного центра нужно будет обеспечивать выпуск на маршруты всего 190 автобусов среднего класса.

    Как сообщила 2 сентября 2022 года администрация города, с директором компании «Рико» достигнута принципиальная договоренность о перерегистрации предприятия в Архангельске.

    Спустя три месяца от Минвостокразвития России стало известно о подписании соглашения о сотрудничестве между корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и транспортной компанией «Рико» в целях реализации нового проекта в транспортно-логистической сфере на территории Архангельской области. «Рико» стало резидентом Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Были обнародованы и некоторые детали инвестпроекта с объёмом инвестиций в 8,6 млрд руб., позволяющего трудоустроить около 1,5 тыс. местных жителей. Он предполагает не только закупку автобусного парка для организации пассажирских перевозок, но строительство производственной базы для размещения транспорта, организации ремонтной мастерской, мойки и здания для инженерно-административного персонала.

    Тем самым озвученный вклад инвестора (8,6 млрд руб.) оказался выше стоимости всех заключённых им контрактов (7,499 млрд руб.). Поэтому вопрос уменьшения издержек инвестора и получения максимального дохода от сбора провозной платы будет оставаться актуальным для архангельского транспорта ближайшие семь лет и существенно влиять на объём и качество услуг, оказываемых пассажирам.

    Для работы в Архангельске ООО ТК «Рико» арендовало производственную базу на Окружном шоссе. Вся техника перевозчика будет работать на метане. Автобусы МАЗ-206.948 изготовлены в Минске — столице Беларуси, а ещё порядка 50 машин Lotos-105C02 выпущены в Набережных Челнах на заводе компании «РариТЭК Холдинг». Автобусы оснащены электронными маршрутоуказателями, информационными экранами, кондиционерами, системами видеонаблюдения, подсчёта пассажиропотока, Wi-Fi роутерами, USB- розетками для зарядки мобильных устройств.

    При этом, появление «Лотосов» в Архангельске — ситуация скорее внеплановая. Лишь о «МАЗах» в качестве подвижного состава говорили весной при презентации реформы. Обозначение модели Lotos 105, ведущей своё происхождение от китайских автобусов Foton 10C, является производной от длины автобусов 10,5 м: согласно Федеральному закону № 220-ФЗ от 14.07.2015, это относит её к транспорту не среднего, а большого класса. В то же время аукционная документация в части требования к подвижному составу сформирована без установления верхней планки длины транспортных средств: главное, чтобы они не были короче 8,7 м (МАЗ-206 имеют длину 8,8 м), вмещали не менее 52 пассажиров, имея не менее 22 мест для сидения. Все эти требования «Лотосы» с лихвой перевыполняют, будучи при этом по компоновке идентичны «МАЗам»: у первой и второй дверей они имеют низкое расположение пола, а в хвостовой части кузова дверей нет, что является препятствием для быстрого пассажирообмена на маршрутах с интенсивными пассажиропотоками.

    Не исключается вариант, что по мере доукомплектования автопарка «Рико» «МАЗами», «Лотосы» могут отправиться работать в другой регион, где холдингу будут нужны автобусы именно большого класса. В частности, ГК «Ранд-Транс» обслуживает немало маршрутов в Подмосковье, где нынешняя ситуация с транспортным обслуживанием немногим лучше прошлогодней.

    С конца декабря 2022 года компания, зарегистрированная в октябре 2011 года в Москве, сменила юридический адрес на город Архангельск, проезд Четвёртый (Кузнечихинский Промузел), д. 17, встав на учёт в УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Таким образом, к моменту выхода на маршруты держателем контрактов стал уже местный перевозчик, входящий в межрегиональный холдинг.

    Острова стабильности

    На островных маршрутах продолжили работу исконно архангельские перевозчики. Требования к подвижному составу там отличались от «материковых» в сторону упрощения. В частности, конкурсной документацией в явном виде не указывался тип двигателя, а требуемый экологический класс допускал использование Евро-4 и даже Евро-3 — главное, чтобы техника была произведена не ранее 2022 года. Поэтому на островах в качестве автобусов сохранились «классические» «ПАЗики», только помоложе.

    Право обслуживания маршрута № 38 «Причал — Новая деревня» на острове Кего (Кегострове) осталось за ООО «Дюна».

    А маршрут № 18 «Причал МЛП — Конвейер» на острове Бревенник по-прежнему будет обслуживать МУП «Архангельское предприятие автобусных перевозок – 3» (АПАП-3), основанное в декабре 2012 года. В декабре МУП «АПАП-3» обновило подвижной состав на маршруте, приобретя новый автобус ПАЗ-320540-04. Аукционы на обслуживание маршрута № 18 открывались несколько раз. После нескольких безуспешных попыток в последнем из них, результативном, срок действия контракта ограничили 17 апреля 2027 года.

    Таким образом, после получения ООО ТК «Рико» всех автобусов на городской муниципальной сети с 31 маршрутом до декабря 2024 года должно остаться шесть перевозчиков (включая работающий по нерегулируемым тарифам маршрут № 180), а затем их количество должно сократиться до четырёх.

    Газ как тормоз реформы

    О существенном риске переноса старта транспортной реформы из-за неготовности газовиков стало понятно к концу осени. 21 ноября ко всем заключённым с ООО ТК «Рико» контрактам были подписаны дополнительные соглашения, включившие в их текст специальную ремарку о начале работ по контрактам: «с момента ввода в эксплуатацию автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, но не ранее чем с 1 января 2023 года».

    Тем не менее, по состоянию на 23 ноября 2022 года планировалось, что первая партия автобусов, которая должна была прибыть в город до 10 декабря, сможет провести тестовую заправку на новой станции.

    19 декабря пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области сообщила о задержке реализации транспортной реформы в столице региона зарубежными поставщиками оборудования, необходимого для запуска работы газозаправочной станции.

    По информации ООО «Трансгаз», все строительно-монтажные работы на новой заправочной станции были выполнены на 99%. Но о запуске объекта в декабре речи не шло из-за недопоставки оборудования, поэтому аппаратуру обещали настроить лишь в январе 2023 года.

    На тот момент поставка программного обеспечения в соответствии с гарантийным письмом от планировалась к 15 января 2023 года, ещё 10 рабочих дней требовалось на пусконаладочные работы. В наилучшем варианте при выполнении этого обязательства открытие заправочной станции могло состояться лишь 25 января. Представитель ООО ТК «Рико» объявил отсутствие заправочной станции форс-мажором, по причине которого перевозчик не сможет начать выполнение своего обязательства по перевозке пассажиров с 1 января.

    С отставанием от графика шла и поставка предусмотренных контрактами новых автобусов.

    Таким образом, оперативному штабу по реализации транспортной реформы в столице региона пришлось решать три задачи. Первая — это в кратчайшие сроки организовать проведение конкурсных процедур по отбору подрядчиков для выполнения автобусных перевозок в январе 2023 года. Вторая — обеспечением постоянного контроля графика поставки пассажирских автобусов компанией «Рико». Третья — контроль выполнения пусконаладочных работ на новой газомоторной заправочной станции.

    Заместитель председателя Правительства Архангельской области Дмитрий Рожин подчеркнул, что до полного решения форс-мажорных обстоятельств вопрос организации начала пассажирских перевозок на новом газомоторном транспорте будет находиться на контроле регионального правительства.

    Время тянуть время

    Накануне нового года в крупнейших городах Поморья — Архангельске и Северодвинске, повысили тарифы на проезд в городском транспорте. В Архангельске стоимость поездки с 26 декабря выросла с 34 до 36 руб. Индексация тарифов не с начала месяца послужила стимулом для активности традиционных архангельских перевозчиков — ведь их, списанных было со счетов, пришлось уговаривать продлить работу в городе ещё на месяц. 26 декабря как раз завершался приём заявок на срочно объявленные 19-20 декабря аукционы. Их для маршрутов, чьи контракты на обслуживание заканчивались 31 декабря 2022 года, пришлось провести немало. В результате некоторые перевозчики, обслуживающие всего один маршрут, стали «счастливыми» обладателями сразу трёх или четырёх контрактов: для выполнения перевозок с 1 по 10, с 11 по 17, с 18 по 24 и с 25 по 31 января 2023 года. Так получилось с ООО «Архтрансавто» по контрактам на маршруты №№ 3, 9, 10, 12, 31, 42. Более лёгкий вариант предполагал всего три контракта: с 1 по 10, с 11 по 20 и с 21 по 31 января: по такой схеме в январе работал перевозчик маршрута № 64 ИП Дурандин Е.В. А на маршруте № 65, в 2022 году обслуживавшемся ООО «Автолайн», по контракту на первые 10 январских дней вышло ООО «Ресурсавто», после чего до конца месяца два контракта отработал вновь традиционный «Автолайн».

    Контракты заключали в сжатые сроки в последние два рабочих дня года, 29-30 декабря. Времени исправлять, если что-то пойдёт не так, у администрации не было.

    30 декабря администрация Архангельска сообщила о заключении контрактов с перевозчиками, которые продолжат обслуживать пассажиров до 1 февраля. Сохраняются все маршруты с прежними перевозчиками, схемы движения и расписание. За этими официальными словами было проделано много работы, однако эта информация не была полностью откровенной. Уже 26 января по окончании приёма заявок на обслуживание маршрута № 41 (с ним поступили гуманно, предложив один контракт на весь месяц), стало известно об отсутствии желающих работать на нём. Ранее этот маршрут, как и маршрут № 4, обслуживал ИП Мелёшкин К.В.

    О существовании проблемы администрация города публично сообщила лишь тогда, когда наконец-то её решила. 11 января сайт администрации Архангельска известил о поступлении в первый рабочий день нового года, 9 января, в свой адрес уведомления от перевозчика маршрута № 41 «РИО — СОТ "Черёмушки"»: отсутствие персонала не позволяет ему исполнять рейсы. Поскольку альтернативных маршрутов для постоянно проживающих в СОТ «Черёмушки» нет, администрация города провела переговоры с перевозчиком и достигла договорённости об исполнении утренних и вечерних рейсов. Начиная с 12 числа, после почти двух недель бездействия маршрута, перевозчик по будням один из автобусов маршрута № 4 стал направлять на маршрут № 41. От РИО автобус отправляется в 6:55, 9:20, 17:50, 20:10, от Черёмушек — в 8:00, 10:40, 19:05.

    Далее подготовку к транспортной реформе в публичном пространстве продолжили в режиме тишины. Газозаправочную станцию ввели в эксплуатацию лишь к 30 января. Тогда и вскрылось, что проблема была не только в ней. Администрация города по итогам проведённого общегородского штаба по обеспечению автобусных перевозок под руководством главы Архангельска сообщила о выходе «Рико» с 1 февраля только на 13 городских маршрутов, Ещё на 12 в течение месяца будут работать прежние перевозчики.

    При это жалоб на работу транспорта в январе, как подытожили на том же совещании, поступило рекордно много — 743: водители и кондукторы от старых перевозчиков начали переходить в «Рико», в связи с этим для исполнения расписаний у перевозчиков уже не хватает, сообщило онлайн-издание «29.ру».

    От главного перевозчика новой сети поступило уведомление о невозможности исполнения рейсов на всех маршрутах в связи с непоставкой заводом-изготовителем всего объёма автобусов: из более чем 200 автобусов в городе к концу января находилось около 130 единиц транспорта. По информации перевозчика, «МАЗ» гарантирует поставку оставшихся автобусов до конца февраля.

    В результате было принято решение о заключении ещё одной партии временных контрактов на выполнение перевозок до 28 февраля с прежними перевозчиками по 12 маршрутам — №№ 1, 4, 6, 11, 23, 44, 54, 62, 69, 75б, 75м, 76. Также продолжат работу перевозчики по маршрутам №№ 5 и 15, где контракты действуют до 30 ноября 2024 года. ООО «Дюна» и МУП «АПАП-3» продолжают работать на «островных» маршрутах.

    Что изменилось с 1 февраля?

    Получив возможность пользоваться свежеоткрытой газонаполнительной станцией, с 1 февраля ООО ТК «Рико» приступило к обслуживанию контрактных маршрутов. Однако даже с месячной отсрочкой перевозчик не смог раздобыть все необходимые автобусы для выхода на все направления.

    С 1 февраля ООО ТК «Рико» начало обслуживать только 13 маршрутов — №№ 3, 9, 10,12, 25, 31, 41, 42, 43, 60, 63, 64, 65. Два из них в январе не действовали (№ 43 не работал год, а № 25 — более четырёх лет), а маршрут № 41 работал с перебоями и по сокращённому расписанию. Восстановление маршрута № 43 повлекло за собой и изменения в маршрутной сети.

    С 1 февраля изменены трассы четырёх автобусных маршрутов

    • № 3 «МР вокзал — Нижний городок п. Лесная речка» продлён от Морского речного вокзала до Железнодорожного вокзала по ул. Выучейского, Воскресенской ул., пл. 60-летия Октября;
    • № 10 «ул. Малиновского — Ленинградский просп., 350» в Соломбале вместо части Советской ул. направлен в обоих направлениях по ул. Адмирала Кузнецова и ул. Терёхина;
    • № 42 «ул. Кедрова — ул. Силикатчиков» в связи с возобновлением работы маршрута № 43 вместо ул. Силикатчиков перенаправлен на Жаровихинское кладбище, а в направлении центра вместо ул. Урицкого направлен через наб. Северной Двины;
    • № 64 «Областная больница — ул. Силикатчиков» в связи с возобновлением работы маршрута № 43 вместо Областной больницы укорочен до Железнодорожного вокзала.

    Возможные неудобства, связанные с первым днём работы нового для города перевозчика, пассажирам решили немного скрасить. Администрация города сообщила об установлении 1 февраля 2023 года бесплатного проезда на маршрутах «Рико» №№ 3, 9, 10, 12, 25, 31, 41, 42, 43, 60, 63, 64, 65.

    Также с 1 февраля на части маршрутов, оставшиеся у старых перевозчиков, изменился выпуск подвижного состава. В основном, количество автобусов сократили до того, которое будет у «Рико», но, с учётом автопарка перевозчиков, часть маршрутов будет обслуживаться транспортом малого класса:

    • на маршруте № 1 (ООО «Ресурсавто») смешанный автопарк из 9 автобусов СК и 5 МК полностью заменён на 12 МК;
    • на маршруте № 6 (ООО «Архтрансавто») смешанный автопарк из 12 автобусов МК и СК заменён на 8 МК;
    • на маршруте № 11 (ООО «Архтрансавто») смешанный автопарк из 3 автобусов МК и СК полностью заменён на 2 МК;
    • на маршруте № 14 (ООО «Архтрансавто») смешанный автопарк из 14 автобусов МК и СК полностью заменён на СК.

    На 1 марта, когда ООО ТК «Рико» должно выйти работать на остальные маршруты, запланированы ещё два изменения маршрутов:

    • № 44 «Жаровихинское кладбище — Лесозавод № 13» вместо Жаровихинского кладбища будет укорочен до остановки «Ленинградский просп., 350»;
    • № 69 «ЖД вокзал — Порт Экономия» вместо ул. Тимме будет следовать в обоих направлениях по Воскресенской ул. и просп. Обводный канал.

    Вероятно, с 1 марта ООО ТК «Рико» должно приступить и к обслуживанию ещё одного временно отменённого маршрута № 7, о котором администрация Архангельска не сообщила, сконцентрировав внимание на выходе автобусов на маршруты №№ 25 и 43.

    Если в других городах при проведении транспортных реформ обычно пассажиры недосчитываются нескольких ранее работавших маршрутов, то в Архангельске случилось обратное. И если возобновление маршрута № 25 вызвано необходимостью пустить автобусы в посёлок Пирсы, основная застройка которого отстоит от остановки на автодороге М-8 «Холмогоры» более чем на километр, то восстановление маршрута № 43 вызывает весьма спорное ощущение: для его компенсации минувшей весной уже было сделано три изменения, призванных сгладить все острые вопросы. Теперь же случился некий откат сети назад, хотя именно дублирование маршрутов на основных городских коридорах не даёт возможности выкристаллизовать из них по-настоящему магистральные маршруты с большими пассажиропотоками, малыми интервалами и обслуживанием автобусами большого класса.

    Следует отдать должное администрации Архангельска в полном учёте предложений проектировщиков новой маршрутной сети, даже там, где для этого пришлось отменять уже произошедшие более поздние изменения.

    Цвет договорённостей лазурный?

    Ситуация с перевозками может пойти совсем не по тому сценарию, на который рассчитывал заказчик — администрация городу, а по тому, что сочтёт для себя приемлемым фактически ставший монополистом на городской маршрутной сети перевозчик — ООО ТК «Рико». Наглядным примером этому стал цвет новых автобусов: с 1 февраля их смогли лицезреть на улицах Архангельска все горожане.

    Ещё до старта реформы в регионе много говорилось о брендбуке Архангельского транспорта. Он же упоминается и в аукционной документации, и в проектах контракта как необходимое руководство к действию. Фирменный знак Архангельской области, герб Архангельской области, шрифтовой логотип «Архангельская область» и слоган региона «Открытый север» — всё это присутствует на новых автобусах, вышедших на маршруты в феврале. Но все эти элементы дизайна должны быть нанесены поверх основной окраски автобусов, которая в брендбуке указана как RAL 5013 (кобальтово-синий).

    Источник: аукционная документация на сайте ЕИС Закупки

    Источник: аукционная документация на сайте ЕИС Закупки

    Между тем, все выехавшие с 1 февраля на линию автобусы «Рико» оказались окрашенными в цвет, который правильнее называть лазурным. Он визуально гораздо ближе к брендбуку Санкт-Петербурга (RAL 210-70-35). Автобусы лазурного цвета ГК «Ранд-Транс», в которую входит «Рико», в 2022 году появились в ходе транспортной реформы Санкт-Петербурга: там работает входящее в эту же группу компаний ООО «Домтрансавто». Для обслуживания местных маршрутов федеральным перевозчиком закуплено свыше 550 автобусов среднего и большого класса производства белорусского ОАО «МАЗ», в том числе 172 автобуса среднего класса МАЗ-206.947, отличающихся от архангельской партии автобусов МАЗ-206.948 только типом потребляемого топлива. В городе на Неве сделали ставку на сжиженный природный газ, в то время как архангелогородцы пока только начинают осваивать компримированный природный газ. Лазурный цвет оказался новому основному перевозчику Архангельска и выбранному им производителю автобусов более знакомым, чем тёмно-синий цвет, выбранный северянами.

    Возможно, итоговый цвет архангельских автобусов оказался более ярким и жизнеутверждающим, в первую очередь, он наглядно демонстрирует всем то, насколько новый основной городской перевозчик способен настаивать на более подходящих ему решениях.

    В дальнейшем это может ожидать и маршрутную сеть, и расписания, и объёмы транспортной работы: средств, заложенных администрацией в контрактах, недостаточно для того, чтобы стать полноценным заказчиком перевозок. Навстречу перевозчику придётся идти не раз и не два. Первые переговоры начались уже сразу после выхода новых автобусов на линию. Уже 2 февраля администрация Архангельска сообщила, что глава города встречается с руководителем автоколонны компании «Рико» для обсуждения первых корректировок графиков. Днём ранее в качестве первоочередных целей упоминались маршруты №№ 9, 31 и 60.

    Заключение

    Транспортная реформа в Архангельске за счёт появления в городе современного подвижного состава может позволить ему улучшить позиции среди других городов по качеству общественного транспорту. Консервативный подход к маршрутной сети обеспечит достаточно хорошее принятие её пассажирами при условии достаточного выпуска автобусов на маршруты. В то же время из-за длинных сроков контрактов город фактически на семь лет лишился возможности организации сети магистральных маршрутов. Часть малодеятельных маршрутов можно было бы не сохранять в новой сети, если бы обеспечить пассажирам удобные условия пересадки между маршрутами и тарифное меню (билеты «60 минут», линейка безлимитных проездных разной продолжительности, скидки при безналичной оплате проезда и др.).

    Также специально для TR.ru — Транспорт в России по просьбе издания ситуацию с транспортной реформой Архангельска прокомментировали эксперты транспортного сообщества.

    С января началась транспортная реформа в Кургане, где старая маршрутная сеть продолжает работать одновременно с новой. Весной количество старых маршрутов должно заметно сократиться.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: