Под Москвой — бардак. Пока так. Транспортный кризис преодолевают с помощью столичной помощи

  • Павел Яблоков
    20 января 2022 г. — 17:55
    3895
    Иллюстрация: 

    РИАМО в Домодедово / domodedovoriamo.ru

    Негативная реакция пассажиров сопровождает многие реформы маршрутной сети. Общественный транспорт, призванный перевозить сотни и тысячи пассажиров в одном направлении, не может удовлетворить желаниям конкретных единичных пассажиров, общие голоса недовольства которых, тем не менее, могут складываются в сотни и тысячи голосов. 20 ноября прошлого года изменились многие маршруты в Москве, с 1 января этого года по-новому поехали некоторые троллейбусные и автобусные маршруты в Волгограде и Челябинске. Но для того, чтобы погрузить перевозочный процесс в хаос, необязательно даже перекраивать маршрутную сеть. Можно просто заменить перевозчиков. Мастер-класс на эту тему от Московской области стал, пожалуй, антидостижением января в транспортной отрасли.

    Трудности в Домодедовском и Ленинском округах

    С 1 января 2022 года новые пятилетние контракты на 2022-2026 годы начали действовать на межмуниципальных и межрегиональных автобусных маршрутах Московской области, обслуживаемых по регулируемым тарифам. В некоторых муниципалитетах на муниципальные маршруты контракты заключены на менее длительный срок. Если троллейбусные перевозчики в ходе аналогичной процедуры остались на своих местах, то областные автобусные маршруты перекроили среди, казалось бы, хорошо знакомых уже игроков рынка. Наиболее заметным стал переход маршрутной сети Ленинского и Домодедовского городских округов в ведение ООО «Домтрансавто» вместо многолетнего основного перевозчика тех краёв АО «Мострансавто», прекратившего работу своих эксплуатационных площадок в Видном, Домодедове и домодедовском микрорайоне Барыбино.

    В Ленинском городском округе вместо «Мострансавто» к «Домтрансавто» перешло право обслуживать маршруты:

    • № 2 ст. Расторгуево — Ольгинская ул.;
    • № 3 ст. Расторгуево — Видное-1;
    • № 6 Мебельный м-н — ст. Расторгуево;
    • № 7 просп. Ленинского Комсомола — Ольгинская ул.;
    • № 8 Рынок «Красный Камень» — Площадь — Рынок «Красный Камень»;
    • № 10 Петрушино — Видное (поликлиника)»;
    • № 24 Видное — ст. Ленинская;
    • № 27 ст. Ленинская — Мещерино;
    • № 29 Видное (Площадь) — Володарского;
    • № 35 Видное (ПЛК) — Калиновка;
    • № 44 Слобода — Видное (ст. Расторгуево);
    • №379 Видное (ст. Расторгуево) — Москва (ст. Бутово);
    • № 489 Видное (ст. Расторгуево) — Москва (метро Кантемировская);
    • № 1039 Видное — Москва (Московский);
    • № 1040 Видное — Москва (Ватутинки);
    • № 1042 Видное — Москва (ст. Внуково).

    В Домодедовском городском округе «Домтрансавто» вместо «Мострансавто» заступило на маршруты:

    • № 1 ст. Домодедово — ул. Набережная — ст. Домодедово;
    • № 2 ул. Комсомольская — Поликлиника;
    • № 6 ст. Домодедово — м/р Дружба – ст. Домодедово;
    • № 8 ст. Домодедово — Поликлиника — м/р Дружба;
    • № 11 м/р Новое Домодедово (ул. Курыжова) — аэропорт Домодедово;
    • № 12 ст. Домодедово — м/р Новое Домодедово (ул. Курыжова);
    • № 14 ст. Домодедово — ЖК «Домодедово-Парк» (ул. Творчества);
    • № 18 ст. Домодедово — Белые столбы — Госфильмофонд;
    • № 21 ст. Домодедово — Юсупово;
    • № 22 ст. Домодедово — ст. Ленинская;
    • № 26 Красный Путь — аэропорт Домодедово;
    • № 30 ст. Домодедово — аэропорт Домодедово;
    • № 31 ст. Домодедово — д/о «Бор»;
    • № 32 ст. Домодедово — сан. Подмосковье — Долматово;
    • № 33 ст. Домодедово — ГПЗ «Константиново;
    • № 40 Домодедово (ст. Барыбино) — Добрыниха;
    • № 41 Домодедово (ст. Барыбино) — Введенское;
    • № 42 Домодедово (ст. Белые Столбы) – Красный Путь — городок Шахово;
    • № 43 Домодедово (ст. Барыбино) – Кишкино;
    • № 44 Домодедово (ст. Барыбино) — д. Угрюмово;
    • № 45 ст. Домодедово — Чурилково;
    • № 46 Домодедово (ст. Барыбино) – Михайловское;
    • № 51 Домодедово (ст. Барыбино) – Шишкино;
    • № 53 ст. Барыбино — ул. Южная;
    • № 55 ст. Домодедово — Красный Путь — городок Шахово;
    • № 58 ст. Домодедово — Домодедово (ст. Барыбино);
    • № 60 Домодедово (ст. Барыбино) — Тишково;
    • № 308 Аэропорт Домодедово — Москва (метро Домодедовская);
    • № 420 Константиново — Москва (метро Домодедовская);
    • № 466 Домодедово (м/р Дружба) – Москва (метро Домодедовская)»
    • № 496 ст. Домодедово — Москва (метро Домодедовская);
    • № 504 д/о «Москвич» — Москва (метро Домодедовская);
    • № 508 о/к «Бор» — Москва (метро Домодедовская);
    • № 512 Домодедово м/р Белые Столбы (Госфильмофонд) — Москва (метро Домодедовская).

    С первых же дней что-то пошло не так. Возможности нового перевозчика оказались заметно скромнее потребностей пассажиров. О возникших сложностях перевозчика скупо, но поведала администрация Домодедовского городского округа. 11 января она в пресс-релизе, размещённом на официальном сайте, признала, что с первого дня работы новой организации у жителей округа появились претензии к состоянию автобусов, соблюдению графика расписания, отсутствию расписания на автобусных остановках. На многих маршрутах автобусы большого класса заменились менее вместительными среднего и малого классов. Были также жалобы на частичное отсутствие валидаторов в транспортных средствах, невозможность приема безналичной оплаты проезда, а порой и на нетактичное обращение водителей с пассажирами.

    В качестве срочных мер, принятых созданным штабом по контролю ситуации с пассажирскими перевозками (в его состав вошли представители администрации округа, минтранса Подмосковья и контролирующих структур), оказались и довольно бесперецедентные. С 10 по 17 января включительно проезд на всех муниципальных маршрутах (№№ 1, 2, 6, 8, 11, 12, 14, 18, 21, 22, 26, 30, 31, 32, 33, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 51, 53, 55, 58, 60) объявили бесплатным. При этом с 10 января на линию вместо отсутствующей у «Домтрансавто» техники до момента её поступления вывели 40 автобусов «Мострансавто», собранных «с миру по нитке» из других филиалов областной организации. Такие меры позволили снизить напряжённость в Домодедове, но одновременно пострадали пассажиры других районов Московской области, которые внезапно лишились откомандированных автобусов.

    В других местах легче, но ненамного

    Ленинский и Домодедовский округа стали не единственными «горячими точками» на транспортной карте Подмосковья. В менее значительном количестве «Мострансавто» перестало обслуживать маршруты и в других частях Подмосковья. В Балашихинском, Богородском, Мытищинском, Одинцовском, Раменском, Щёлковском городских округах, Электростали, Бронницах, Черноголовке, Фрязине предприятие ушло с маршрутов:

    • № 2 ст. Одинцово — Северная ул.;
    • № 3 ст. Одинцово — платф. Трёхгорка;
    • № 3 Вокзал — з-д ЖБИ — Вокзал;
    • № 4 ст. Мытищи — НИИОХ;
    • № 6 Полигон — Вокзал — Доможирово;
    • № 10 а/с Южная — м/р 1 Мая;
    • № 11 ст. Мытищи — 6-й микрорайон — ст. Мытищи;
    • № 21 Лобня (м/р Южный) — Шереметьево;
    • № 22 ст. Мытищи — пос. Пироговский;
    • № 25 Биокомбинат — Щёлково (работал по нерегулируемым тарифам);
    • № 26 ст. Ногинск — Электрогорск;
    • № 38 Раменское — Бронницы;
    • № 39 Раменское — аэропорт Быково;
    • № 42 Ногинск — ст. Фрязево;
    • № 47 ст. Икша — Долгиниха;
    • № 50 Звездный городок — Питомник;
    • № 60 ст. МЦД Лобня — Марфино;
    • № 110 Балашиха-2 (СНТ «Поляна») — Москва (метро Новогиреево);
    • № 320 Черноголовка — Москва (метро Щёлковская);
    • № 322 Ногинск (Вокзал) — Москва (метро Партизанская);
    • № 361 Фрязино — Москва (метро Щёлковская);
    • № 372 ст. Истра — Москва (а/с Тушинская);
    • № 384 Балашиха (а/с Звездная) — Москва (метро Щёлковская);
    • № 395 Балашиха-2 — Москва (метро Щёлковская);
    • № 444 Старая Купавна (з-д Акрихин) — Москва (метро Партизанская);
    • № 454 Одинцово — Москва (Киевский вокзал);
    • № 459 ст. МЦД Лобня — Москва (метро Алтуфьево);
    • № 597 платф. Ромашково — Москва (метро Молодёжная);
    • № 860 Балашиха (м/р 1 Мая) — Москва (метро Черкизовская);
    • № 867 Немчиново — Москва (метро Молодёжная);
    • № 889 Балашиха (ул. Зелёная) — Москва (метро Щёлковская);
    • № 1053 п. Дунино — Уборы;
    • № 1055 ст. МЦД Одинцово — ст. Голицыно;
    • № 1056 ст. МЦД Одинцово — Заречье.

    В свою очередь, АО «Мострансавто» вместо других перевозчиков с начала 2022 года начало обслуживать ещё 15 муниципальных и смежных межрегиональных маршрутов по регулируемым тарифам в Одинцове, Рузе, Солнечногорском городском округе, Звенигороде и Мытищах:

    • № 5 «ст. Мытищи — м/р Леонидовка»;
    • № 6 «ст. Мытищи — Угольная ул.»;
    • № 6 «ст. Тучково — Техникум»;
    • № 7 «ст. Мытищи — Тайнинское»;
    • № 7 «ст. Тучково — ул. Луговая»;
    • № 10 «Сукромка — м/р Леонидовка»;
    • № 10 «квартал Маяковского — В. Посад»;
    • № 11 «ст. Звенигород — квартал Маяковского»;
    • № 13 «квартал Маяковского — сан. Поречье»;
    • № 19 «МГУЛ — микрорайон № 14»;
    • № 55 «ст. МЦД Одинцово — Горки 10»;
    • № 56 «ст. МЦД Одинцово — Дарьино — Горки 10»;
    • № 72 «ВНИИССОК — ст. МЦД Одинцово»;
    • № 75 «ст. Кубинка — парк "Патриот" — ст. Голицыно»;
    • № 1016 «Голубое (Больница № 6) — Москва (метро Пятницкое шоссе)».

    Также некоторые маршруты «Мострансавто» в 2021 году не обслуживало, работая по договорам субподряда с другими перевозчиками. Так, в 2021 году маршрут № 22 «Орехово-Зуево — Куровское» обслуживало ООО «Домтрансавто», а в 2022 году — уже само «Мострансавто».

    У основного перевозчика региона АО «Мострансавто» — вынужденно оказывавшего помощь пассажирам Домодедовского округа, не решены проблемы с собственным исправным подвижным составом. В частности, испытывает трудности с технически исправным подвижным составом в Подольском городском округе МАП № 5 АО «Мострансавто». Причины невыхода автобусов на линию связаны с техническими неисправностями. Наиболее часто встречающимися и влияющими на работу транспортных средств являются неисправности коробки переключения передач, тормозной системы и пневмосистем. В связи с неудовлетворительной работой по обслуживанию муниципальных маршрутов, выражающейся в сокращении количества транспортных средств, выпускаемых на линию, что приводит к несоблюдению действующего расписания и к срыву перевозок, Администрацией принято решение в рамках действующего контракта направить в адрес руководителя МАП 5 претензии о неудовлетворительном исполнении муниципального контракта.

    В Химках и Видном частично напряжённость с нехваткой автобусов нивелировалась стабильной работой местных троллейбусов. Но в Подольске поддержку автобусам не смогли оказать и «рогатые». Из-за внутренних проблем с начала января МУП «Подольский троллейбус» сократило маршрутную сеть, аврально «склеив» шесть обслуживаемых маршрутов в четыре, которые работают по оперативному, неизвестному пассажирам, расписанию, и с меньшим количеством подвижного состава. Так, на маршруте № 4 вместо шести троллейбусов работает только три.

    Неразберихой накрыло Лобню, где по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам работало местное ООО «Лобнятранс». Согласно результатам аукциона местные маршруты по регулируемым тарифам «взяло» ООО «Транс-Балт», название которого указывается на новых остановочных расписаниях, но при этом перевозки выполняются ООО «Домтрансавто». На своём собственном сайте администрация Лобни намекает на имеющиеся транспортные проблемы весьма лаконично и политкорректно: глава города в связи с многочисленными жалобами на движение общественного транспорта провел встречу с представителями перевозчиков, которые, в свою очередь пообещали устранить проблему.

    «Засветила» тему некачественного транспортного обслуживания и администрация Долгопрудного. 14 января к «Домтрансавто», которое этот город обслуживает, в отличие от Домодедова, уже не первый год, накопились достаточные претензии. Так, в первые недели января на морозе люди были вынуждены ожидать своего автобуса по 30-40 минут, что заставило главу города сформировать выездную комиссии по проверке работы основного маршрута № 368 «Долгопрудный — Москва (метро Ховрино)». Результаты были неутешительными. Комиссия побывала на практически всех городских остановках по пути следования в сторону Ховрино. Основные срывы были зафиксированы на остановках «Конфитюр» и «Общежитие», к которым приходят уже переполненные, и у пассажиров нет возможности совершить посадку. Многие автобусы оказались неисправны и не смогли выйти в рейс.

    Спустя несколько дней свершилось «чудо»: 17 января на линию вышло 56 автобусов. Утренняя проверка маршрута администрацией Долгопрудного показала, что ситуация налаживается, но по-прежнему остается на личном контроле главы округа.

    Меры приняты?

    Обращения на ухудшившуюся с нового года работу общественного транспорта Московской области практически завалили портал «Добродел». Пассажиры жалуются на несоблюдение расписания, большие очереди на посадку в транспорт, а также не удовлетворены техническим состоянием транспорта. При этом жалобы поступают практически из всех уголков Подмосковья. Резерва для помощи наиболее бедствующим районам фактически нет: изыскать его можно только ухудшив что-то в другом месте. Проблемы с нехваткой водителей и дефицитом исправной техники характерны практически для всех районов и производственных баз основных перевозчиков региона.

    Залатывать образовавшиеся дыры в транспортном обслуживании региональное Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры решило экстренными мерами, опубликовав 12 января пресс-релиз, повествующий что до конца января на маршруты Подмосковья выйдут 250 новых автобусов.

    Однако содержание пресс-релиза показало, что реально новых автобусов ожидается всего 50. Низкопольными автобусами большого класса оказались машины модели Lotos 105 вместимостью 92 пассажира с 25 посадочными местами. А ещё 200 автобусов будут новыми только для подмосковных маршрутов: транспорт со средним возрастом 7,5 лет предоставлен соседями из Москвы в качестве щедро реализуемой в последние годы гуманитарной помощи. По уточнению в эфире «Телеканала 360», из 200 переданных Подмосковью автобусов 123 машины большого класса, 51 — особо большого и 26 — среднего класса. Сотни автобусов Правительство Москвы каждый год дарит близким и далёким от столицы регионам. Подмосковью ранее в 2020 году достались и 17 троллейбусов, ранее работавших в столице (12 БКМ-321 и пять Тролза-5265.00 «Мегаполис»): они немного обновили потрёпанный парк МП «Химкиэлектротранс».

    Всего по мнению областного Минтранса, ежедневный выпуск автобусов на линию составляет 8240 автобусов, из них 2884 большого класса, 1071 среднего класса и 4285 малого класса. При этом выполняется около 97,5% рейсов, но с соблюдением расписания выполняются лишь 82% из них. Минтрансом Подмосковья официально зафиксировано 27 «горячих точек» — мест, из которых можно выехать, только отстояв очередь. Среди них ЖК «Пригород Лесное» и «Государев Дом» в Ленинском городском округе, микрорайон Павлино в Балашихе, ЖК «Императорские Мытищи» и ЖК «Красково». «Горячие точки» обещают полностью «погасить» поставками новой техники. Однако такие заверения руководства областного Минтранса вызывают сомнения, так как даже если 100% из обещанных 250 автобусов выйдут на линию, это даст прирост только 3% к общему парку подвижного состава. При этом ежегодно необходимое обновление парка для региона должно быть не ниже 1000-1200 автобусов.

    Распределить первую партию столичных автобусов большого и среднего класса обещали на наиболее загруженные маршруты в Лобне, Домодедове, Власихе, Люберцах, Ленинском округе. В частности, семь автобусов среднего класса направлены на соединяющий Лобню с аэропортом Шереметьево маршрут № 21. В Ленинском округе по два больших автобуса направлены на усиление маршрутов, обслуживающих ЖК «Пригород Лесное» и «Государев Дом». На маршрут от станции Одинцово до Власихи дополнительно направят два автобуса среднего класса. В Люберцах вывели три больших автобуса.

    18 января на сайте Правительства Московской области опубликовано очередное сообщение, свидетельствующее о том, что на маршруты с наибольшим пассажиропотоком добавили 80 автобусов в 17 муниципалитетах, в том числе по три больших автобуса вышли на маршруты №№ 1225 и 1232 в Люберцах, по три автобуса добавили на маршруты №№ 305, 470, 904, обслуживающие Дзержинский, два автобуса на маршрут № 46, связывающий Одинцово с Власихой. В Ленинском округе три больших автобуса вышли на маршрут № 367. В Лобне 8 новых автобусов начали работу на городских маршрутах №№ 1, 2, 9. В Ленинском округе шесть автобусов малого класса заменили на пять машин большого класса на маршрутах №№ 1224к , 1201, 1202, соединяющих со станцией метро «Бульвар Дмитрия Донского». Ещё два новых автобуса распределили на маршрут № 379 и пять новых автобусов выпустили на маршрут № 30, соединяющий станцию Домодедово с одноимённым аэропортом.

    Дороги «помогают»: нерукотворная «помощь» природы и рукотворная строителей

    Как часто отмечают транспортники в ответах на жалобы, основной причиной нарушения расписания движения являются сходы с линии по технической неисправности запланированных автобусов и отсутствие резерва технически исправного подвижного состава. Зимой ситуация усугубляется резкими изменениями погодных температур, техническими неисправностями, связанными с обледенением агрегатов и узлов, а также сложной дорожно-транспортной ситуацией по причине снежного наката и гололеда. Не каждый автобус, вышедший в начале смены из парка, успешно дорабатывает до конца дня. Возможности резервной подмены крайне скудны в силу немногочисленности резерва. Кроме того, удалённость маршрутов от производственных баз мешает решать такие вопросы достаточно оперативно.

    Помимо не самой простой дорожной обстановки, вызванной обильными снегопадами, дефицитные автобусы попали в несколько рукотворных «ловушек» для транспорта. Сразу в нескольких места начались строительные работы, заметно удлинившие трассы некоторых маршрутов общественного транспорта.

    Так, с 5 января закрыто движение транспорта по путепроводу через МКАД в районе Белой Дачи, соединяющему столичную улицу Верхние Поля с подмосковным Новоегорьевским шоссе. Маршруты направлены через оттянутые развороты на МКАД у развязок с ул. Капотня или Волгоградским просп., а также через столичный район Капотня. Также до 31 декабря закрыт съезд на Дзержинское шоссе с 21 км Новорязанского шоссе при движении со стороны области в Москву.

    С 16 января до конца 2023 года замысловатые петли придётся выписывать автобусам, следующим со стороны Октябрьского проспекта Люберец в сторону посёлка Октябрьский. В связи со строительством новой транспортной развязки на 27 км автодороги М-5 «Урал» движение с Рязанского шоссе в сторону Октябрьского и Бронниц осуществляется через транспортную развязку с Лыткаринским шоссе.

    Столичные автобусы помогают решать транспортные проблемы и другим регионам. 17 января в Череповце Вологодской области на линию по маршруту № 18 запустили первый из 30 полученных в прошлом году московских низкопольных сочленённых автобусов ЛиАЗ-6213.21. По оценке специалистов, автобусы с двигателями MAN будут ходить без проблем примерно два года. Техническое состояние автобусов намного лучше некоторых местных. «Московские» ЛиАЗы выпущены в 2011 году, а местные «гармошки» автоколонны — в 2004-2005 годах, сообщило МУП «Череповецкая автоколонна № 1456».

    Виды транспорта: