Волгоградский троллейбусный ренессанс? Город закупает троллейбусы и добавляет маршруты

  • Павел Яблоков
    27 декабря 2021 г. — 10:30
    869
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «Родной город» / rodgor-vlg.ru

    На протяжении шести последних лет положение троллейбусов в Волгограде либо ухудшалось, либо застывало на какой-то точке зыбкого равновесия. Наступающий 2022 год должен стать началом возрождения некогда крупной троллейбусной сети. Впервые за долгие годы город приобретёт новые троллейбусы, а сеть маршрутов расширится за счёт новых направлений, которые освоят машины на автономном ходу.

    Новые троллейбусы для Волгограда

    Аукцион на поставку троллейбусов для нужд МУП «Метроэлектротранс» объявлен Комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области 24 декабря. Заявки от претендентов будут приниматься все новогодние праздники вплоть до 12 января 2022 года. Планируется закупить 56 низкопольных троллейбусов большого класса с увеличенным автономным ходом за 1,4 млрд руб. или 25 млн руб. за одну машину. Подвести итоги закупки планируют к 17 января 2022 года.

    Троллейбусы планируется поставлять в единственное сохранившееся троллейбусное депо Волгограда на просп. Ленина, 96Д партиями по предварительно сформированному графику.

    Каждый троллейбус должен вмещать 90-100 пассажиров, предоставляя им не менее 25 мест для сидения. Троллейбусы должны быть не более 13,5 м длиной с уровнем пола не выше 360 мм с тремя двухстворчатыми поворотно-сдвижными дверьми. При открытых и не полностью закрытых дверях пассажирского салона для обеспечения безопасности перевозки пассажиров закупаемые троллейбусы должны блокировать ход. А для поддержания установленного в салоне микроклимата в техническом задании предусмотрено адресное открытие дверей с помощью специальных кнопок. Для маломобильных пассажиров троллейбусы должны быть оснащены откидной механической аппарелью для посадки инвалидов на колясках через среднюю пассажирскую дверь. С автономным ходом троллейбусы должны преодолевать на одном заряде литий-ионных батарей не менее 20 км. При этом протяжённость движения на автономном ходу должна быть не менее половины движения под контактной сетью.

    Контракт по поставке троллейбусов должен быть полностью исполнен в течение 2022 года. При этом первые 10 машин волгоградцы должны получить в течение 40 дней с момента перечисления ими аванса, ещё 15 — в течение 60 дней, третью партию в 15 машин — в течение 105 дней и заключительные 16 машин — в течение 150 дней с момента перечисления аванса, составляющего 10% от суммы контракта.

    Закупка троллейбусов является частью реализации принятой Стратегии развития городского наземного электрического транспорта г. Волгограда и Целевой программы Волгограда «Содержание и развитие улично-дорожной сети Волгограда и обеспечение эффективной работы транспортной инфраструктуры Волгограда» и реализуется в рамках инфраструктурных проектов Волгоградской области, отобранных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 № 1189.

    Постановлением администрации Волгограда от 13.12.2021 № 1435 местный «документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград» был продлён вплоть до 2023 года и дополнен новыми пунктами.

    В нём нашлось место расширению маршрутной сети троллейбусов, для чего «Метроэлектротрансу» и нужно получить к концу первого полугодия как минимум 40 из 56 заказываемых троллейбусов, так как часть обновлённых трасс пройдёт вне контактной сети. Пока же большинство троллейбусов с увеличенным автономным ходом в городе не работает: из 170 машин в работоспособном состоянии находится около 120. При этом 35 машин выпущены ещё в советское время, а со времени последнего пополнения парка прошло уже восемь лет: в 2013 году «Метроэлектротранс» получил 50 троллейбусов Тролза-5275.03 «Оптима» со средним уровнем пола. Со времени испытаний в Волгограде в сентябре 2017 года троллейбуса Тролза-5265.03 «Мегаполис» с функцией автономного хода до начала массовой закупки «автономной» техники прошло более четырёх лет.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:05 11.01.2022
    10 января сроки проведения аукциона изменены: подача документов продлена до 26 января, а подведение итогов перенесено на 31 января.

    Троллейбусных маршрутов в Волгограде станет больше

    За последние годы маршрутная сеть волгоградского троллейбуса неоднократно сокращалась. Из 13 действовавших в 2015 году маршрутов осталось работать четыре, а из четырёх троллейбусных депо осталось действующим только одно.

    Полностью закрыты две отдалённые от основной троллейбусной сети линии с собственными мини-депо. Так, с 19 февраля 2016 года закрыт троллейбусный маршрут № 6 «Набережная — АО Каустик» вместе с троллейбусным отделением № 1 депо № 3, а с 15 апреля 2017 года закрыт маршрут № 18 «ул. Тополёвая — Обувная фабрика» — единственный, обслуживавшийся троллейбусным отделением № 2 депо № 3.

    С 10 октября 2015 года из-за строительных работ закрыт маршрут № 11 «Рыбокомплекс — Больничный комплекс» и впоследствии троллейбусная линия от ул. Землячки до Рыбокомплекса не возобновлялась.

    С 15 мая 2017 года отменён маршрут № 1 «Детский центр — Нижний посёлок ВГТЗ», после чего линия до Нижнего посёлка осталась без обслуживания. Тогда же прекратили работу маршруты № 8 «Железнодорожный вокзал – Спартановка» и № 8а «Пл. им. Куйбышева – Спартановка».

    Единственным «светлым пятном» на этом фоне стал запуск с 12 марта 2018 года нового троллейбусного маршрута № 10а «ул. Землячки — пл. Возрождения».

    В следующий раз троллейбусную маршрутную сеть пересматривали уже в 2020 году. На время «режима нерабочих дней» с 6 по 9 апреля вместо традиционных маршрутов троллейбуса №№ 9 и 15а вводился временный № 59 «Спартановка (ул. Грамши) — Больничный комплекс», следовавший по 2-й Продольной магистрали. А с 7 апреля МУП «Метроэлектротранс» в качестве спецмаршрута возобновило троллейбусный маршрут № 8 «Спартановка (ул. Грамши) — пл. им. Куйбышева», покинувший городские улицы ещё в мае 2017 г. С 1 июля 2020 года он снова отменился, уступив место восстановленному спустя три месяца бездействия маршруту № 12 «Спартановка — Детский центр». Также с 1 апреля 2020 года временно на время «ковидных» ограничений отменился и впоследствии не возобновлялся маршрут № 10 «ул. Землячки — пл. им. Куйбышева».

    Таким образом, к концу 2021 года маршрутная троллейбусная сеть Волгограда подошла с четырьмя действующими маршрутами:

    • № 9 «Спартановка — пл. Куйбышева»;
    • № 10а «ул. Землячки — пл. Возрождения»;
    • № 12 «Детский центр — Спартановка»;
    • № 15а «Больничный комплекс — пл. Куйбышева».

    Ещё несколько маршрутов существует в городских учётных документов только на бумаге. Но в 2022 году ситуация должна измениться для троллейбуса в лучшую сторону. Не позднее 30 июня 2022 года все муниципальные автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты, работающие по регулируемым тарифам, должны перейти на работу по контракту. В обновлённой маршрутной сети троллейбусы будут обслуживать шесть маршрутов, в том числе два направления они освоят с помощью возможностей новых троллейбусов передвигаться на автономном ходу.

    С 1 января в Волгограде произойдут первые изменения автобусных маршрутов, открытых на рубеже 2016 / 2017 гг. и ранее уже работавших по муниципальным контрактам. Заложенные в них изменения частично предвосхитят появление троллейбусов на новых для них направлениях. С 1 января автобусные маршруты:

    • № 25 «Спартановка (ул. Грамши) — ТРЦ "Акварель"» будет следовать в сообщении «ул. Мясникова — ТРЦ "Акварель"»;
    • № 35 «Больничный комплекс — Ул. Тулака» будет следовать в сообщении «Больничный Комплекс — Речпорт» по ул. Землячки, ул. Космонавтов, бульв. 30-летия Победы, ул. Качинцев, ул. Хиросимы, ул. 7-й Гвардейской Дивизии, просп. В.И. Ленина, Краснознаменской ул., наб. 62-й Армии;
    • № 55 «кинотеатр "Юбилейный" — 7-я Больница» будет следовать в сообщении «ДК "Строитель" — пл. Куйбышева» по ул. 40 лет ВЛКСМ, просп. Героев Сталинграда, Лазоревой ул., Химзаводской ул., ул. Генерала Шумилова, ул. Кирова, ул. 64-й Армии, Университетскому просп., ул. Автомобилистов, Электролесовской ул., ул. Льва Толстого (обратно Туркменской ул., Базисной ул., Рабоче-Крестьянской ул.), ул. Тулака;
    • № 85 «Жилгородок — Кардиоцентр» будет следовать в сообщении «Жилгородок — Родниковая Долина» по ул. 51-й Гвардейской, просп. Г.К. Жукова, ул. Рокоссовского, Университетскому просп., ул. Маршала Воронова, ул. Маршала Василевского, ул. Джамбула Джабаева, ул. Гвардии майора Степанищева, ул. Гвардии майора Тюленева, ул. Джамбула Джабаева;
    • № 95 «пос. ГЭС — ВолгоГРЭС» будет укорочен со стороны ГЭС до ул. Тулака и следовать в сообщении «пос. ГЭС — ул. Тулака» по ул. Героев Шипки, ул. Академика Бардина, ул. Героев Тулы, ул. Николая Отрады, просп. В.И. Ленина, Рабоче-Крестьянской ул., Базисной ул., Туркменской ул.

    Маршруты № 23а «Родниковая Долина — Железнодорожный вокзал» и № 65 «Жилгородок — Ул. Тулака» перешли на новые контракты без изменения трасс.

    С 1 января 2022 года из учётных документов окончательно исключаются два троллейбусных маршрута, не обслуживаемых несколько последних лет: № 2 «Железнодорожный вокзал "Волгоград-1" — Пл. им. Куйбышева» и № 15 «Детский Центр — Больничный Комплекс».

    Одновременно с 1 января планируется закрыть действующие троллейбусный маршрут № 12 «Спартановка — Детский центр» и открытый около пяти лет назад автобусный № 20 «Нижний Тракторный пос. — Ул. Аллея Героев». Эти изменения вызовут цепную реакцию по модификации всей троллейбусной маршрутной сети. Неизменным останется только маршрут № 15а «Больничный Комплекс — Пл. им. Куйбышева». Маршрут троллейбуса № 9 «пл. Куйбышева — Спартановка» будет следовать в сообщении «Детский центр — Нижний Тракторный пос.» по Краснознаменской ул., просп. В.И. Ленина, просп. Металлургов, ул. Маршала Ерёменко, Ополченской ул., просп. В.И. Ленина, ул. Михайлова. Маршрут троллейбуса № 10а «ул. Землячки — пл. Возрождения» будет следовать в продлённом сообщении «ул. Землячки — Спартановка» по Исторической ул., просп. Г.К. Жукова, Невской ул., Комсомольской ул., просп. В.И. Ленина, ул. Николая Отрады, ул. Грамши. Возобновится обслуживание троллейбусного маршрута № 8а «Спартановка — пл. Куйбышева» ул. Николая Отрады, просп. В.И. Ленина, Рабоче-Крестьянской ул., Базисной ул., Туркменской ул. Тем самым троллейбусы впервые с 2017 года вернутся в Нижний Тракторный посёлок (Нижний посёлок ВГТЗ).

    Двум автобусным маршрутам, переходящим на новые контракты с 1 января, предстоит проработать всего несколько месяцев. С 1 мая планируется отменить маршрут автобуса № 95 «пос. ГЭС — ул. Тулака». Его заменит в очередной раз возрождаемый маршрут троллейбуса № 8 «Спартановка — Железнодорожный вокзал Волгоград-1», который будет продлён и следовать в сообщении «пос. ГЭС — пл. Куйбышева» по ул. Героев Шипки, ул. Академика Бардина, ул. Героев Тулы, ул. Николая Отрады, просп. В.И. Ленина, Рабоче-Крестьянской ул., Базисной ул., Туркменской ул. Участок от пос. ГЭС до Спартановки будут преодолеваться на автономном ходу специально закупаемыми троллейбусами. С 1 июня троллейбусами заменится и автобусный маршрут № 65 «Жилгородок — ул. Тулака». Законсервированный с 2020 года маршрут троллейбуса № 10 «ул. Землячки — пл. Куйбышева» будет возобновлён в продлённом варианте «Жилгородок — пл. Куйбышева» с трассой по 51-й Гвардейской ул., Исторической ул., просп. Г.К. Жукова, Невской ул., Комсомольской ул., просп. В.И. Ленина, Рабоче-Крестьянской ул., Базисной ул., Туркменской ул. также с помощью троллейбусов с увеличенным автономным ходом (на участке от Жилгородка до ул. Землячки контактная сеть отсутствует).

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:59 29.12.2021
    По уточнённой в МУП «Метроэлектротранс» информации, с 1 января троллейбусный маршрут № 12 «Спартановка — Детский центр» получает новый № 8. В дальнейшем он на автономном ходу будет продлён до пос. ГЭС. Маршрут № 9 «пл. Куйбышева — Спартановка» вместо Спартановки будет следовать в Нижний посёлок ВГТЗ. Маршрут № 10а «ул. Землячки — пл. Возрождения» будет продлён, как запланировано, до Спартановки.

    Трамваи и автобусы тоже перейдут на контракты

    Трамвайная сеть при переходе на контракты не изменится, в городе продолжат работать 13 привычных рельсовых маршрутов:

    • № СТ-1 «пл. Чекистов — ВГТЗ»;
    • № СТ-2 «ВГТЗ — Ельшанка»;
    • № 1 «Детский центр — Мончегорская ул.»;
    • № 2 «Детский центр — Школа № 36»;
    • № 3 «Обувная фабрика — КИМ»;
    • № 4 «Обувная фабрика — Детский центр»;
    • № 5 «Радомская ул. — Жилгородок»;
    • № 6 «КИМ — Школа № 36»;
    • № 7 «КИМ — Жилгородок»;
    • № 10 «Детский центр — Жилгородок»;
    • № 11 «Судоверфь — АО "Каустик"»;
    • № 12 «Школа № 36 — Жилгородок»;
    • № 13 «ул. Матросова — стадион "Монолит"».

    На контракты должны перейти все автобусные маршруты, традиционно обслуживавшиеся МУП «ВПАТП № 7»:

    • № 2 «кинотеатр «Юбилейный" — Железнодорожный вокзал»;
    • № 6 «Железнодорожный вокзал — Аэропорт»;
    • № 7э «просп. Металлургов — Дачи»;
    • № 11а «ВГТЗ — пос. Верхнезареченский»;
    • № 21 «Железнодорожный вокзал — пос. ГЭС»;
    • № 32 «кинотеатр «Юбилейный" — СНТ "Нефтяник" — СНТ "Татьянка"»;
    • № 45 «Руднева — Дачи "Кировец"»;
    • № 48э «ВГТЗ — Дачи»;
    • № 50э «Обувная фабрика — Дачи "Автотранспортник"»;
    • № 52э «Железнодорожный вокзал — пос. Майский»;
    • № 53э «Автовокзал — Дачи "Орошенец"»;
    • № 54э «Железнодорожный вокзал — Дачи "Слава"»;
    • № 56э «завод им. Ермана — Дачи "Лесник-2"»;
    • № 57э «Школа № 33 — Дачи "Шельф"»;
    • № 58э «завод им. Петрова — Дачи "Здоровье"»;
    • № 59 «Школа № 61 — Технологический колледж»;
    • № 60э «ул. Тулака — Дачи "Спутник"»;
    • № 77 «ТРК "Мармелад" — кинотеатр «Юбилейный"»;
    • № 88 «Железнодорожный вокзал — пос. им. М. Горького»;
    • № 89э «Железнодорожный вокзал — пос. Песчанка»;
    • № 99э «ВГТЗ — Дамба».

    Позднее в 2022 году в разные даты на новые контракты без изменения трасс должны перейти маршруты:

    • № 10с «пос. Верхнезареченский — Железнодорожная больница»;
    • № 22 «пос. Верхняя Ельшанка — Ельшанка»;
    • № 29с «ТЦ "Акварель" — ул. Танеева»;
    • № 36 «Роддом ТЗР — ТРЦ "Парк Хаус"»;
    • № 41а «Ул. Тополёвая— ТЦ "КомсоМолл"»;
    • № 43 «пл. Возрождения — ВГАЗ — СУАЛ Алюминиевый завод»;
    • № 46с «Кладбище Центрального района — Магазин (28 км)»;
    • № 50 «7 ветров (ул. Землячки) — ул. Академика Комарова»;
    • № 51к «Больничный комплекс — ул. 39-й Гвардейской Дивизии»;
    • № 61 «пл. Дзержинского — пос. Верхнезареченский»;
    • № 68 «пос. Водстрой — пос. ГЭС»;
    • № 70а «просп. Столетова — Аэропорт»;
    • № 79 «Татьянка-2 — СХП "Заря"».

    При этом маршруты №№ 10с, 29с, 41а, 46с, 50, 51к, 70а перейдут на регулируемые тарифы впервые.

    С 1 января 2022 года в автобусах, троллейбусах и трамваях Волгограда повышается стоимость проезда.