Сетевое издание «45.ру» (Надежда Достовалова) / 45.ru
Предпосылки к транспортной реформе Кургана, вышедшей на улицы города в 2023 году, назревали в течение 25 лет: о них подробно рассказано в первой части материала. И скромные по меркам других городов успехи областного центра Зауралья всё равно будут значительным шагов вперёд по сравнению с прошлыми годами. Для этого необходимо, чтобы не самая обычная ситуация с запуском новых маршрутов не выходила из-под контроля и плавный переход на новую маршрутную сеть завершился так, как и было изначально задумано.
Необходимость транспортной реформы осознали в Кургане достаточно давно. В 2020 году в городе планировалось провести изучение пассажиропотока, чтобы потом на основе этих данных внести изменения в муниципальную маршрутную сеть. Однако данные 2020 года в связи с коронавирусными ограничениями, не могли быть релевантными. Транспортную реформу отложили до более подходящих времён.
Тем не менее, мероприятия, не зависящие от корректировки маршрутов, но также являющиеся элементами транспортных реформ, в городе постепенно реализовывали. Так, в январе 2020 года на повестке совещания городской администрации с перевозчиками обсуждались вопросы введения на всех маршрутах безналичной системы оплаты проезда, внедрения персональных бесконтактных карт для льготных категорий граждан, и оборудования автобусов системами аудиоинформирования. Также был актуален вопрос поэтапного перевода парка автобусов на современные низкопольные автобусы.
6 октября 2021 года в ходе прямого эфира в паблике областного правительства в социальной сети «ВКонтакте» заместитель губернатора по экономической политике и глава города Кургана сообщили горожанам, что в конце сентября был объявлен конкурс на разработку комплекта документов транспортного планирования, предусмотренных национальным проектом «Безопасные качественные дороги» — программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексная схема организации транспортного обслуживания населения и комплексная схема организации дорожного движения. В рамках данных работ в Курганской области планировалось провести ряд серьезных транспортных исследований, в том числе уделив особое внимание исследованиям транспортной подвижности населения города Кургана.
В начале 2022 года сотрудниками ФАУ «РОСДОРНИИ» на территории Курганской области были проведены масштабные транспортно-социологические исследования, позволившие в дальнейшем подготовить транспортную модель Курганской агломерации и Курганской области, а также сформировать перечень мероприятий по развитию транспортного комплекса Курганской области на срок до 2032 года. В рамках данных мероприятий в том числе были даны предложения по проведению комплексной оптимизации маршрутной сети города Кургана, которые в целом (во всяком случае в части трассировки маршрутов) и были взяты за основу при проведении транспортной реформы в городе Кургане.
Результаты работы ФАУ «РОСДОРНИИ» позволили администрации Кургана определиться с выбором варианта дальнейшего развития транспортной сети и объявить о старте реформы. 24 июня в Кургане прошла пресс-конференция по работе общественного транспорта с участием главы города Кургана, департамента экономического развития Курганской области, департамента развития городского администрации Кургана и руководства МКУ «Транспортное управление». На ней было сообщено о переходе работы городских маршрутов города на регулируемые тарифы. Тогда же, летом 2022 года, стало понятно, что достаточно продолжительное время в Кургане могут работать как новые маршруты по регулируемым тарифам, так и старые по нерегулируемым тарифам.
Такой подход стал следствием произошедших за время подготовки к реформе изменений в федеральном законодательстве. Ранее в интервью для TR.ru — Транспорт в России ситуацию с транспортными реформами в стране прокомментировал Александр Егоров, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта соседнего региона — Челябинской области:
«Если даже вы захотите сделать реформу маршрутной сети, у вас это с высокой долей вероятности не получится. 220-й закон написан в пользу перевозчиков и не защищает интересы муниципалитетов. С 14 марта 2022 года Госдумой внесены изменения. Теперь закон вообще не позволяет переводить маршруты из нерегулируемого тарифа в регулируемый без согласия перевозчика. Раньше по статье 18 это можно было сделать автоматически, просто уведомив его за 180 дней. Каждый муниципальный или региональный орган сам мог реформировать свою маршрутную сеть. Теперь регионы не могут этого делать: приходится договариваться с перевозчиками, либо ждать до срока окончания действия свидетельства — они выдаются по закону на пять лет. И когда приходит новая команда в мэрию или в правительство региона, и хочет что-то изменить, люди порой четыре года сидят и ничего не могут сделать, потому что год назад по всем маршрутам их агломерации были выданы свидетельства на пять лет.».
Поэтому закрытие старых маршрутов в Кургане будет происходить постепенно, по мере завершения сроков действия свидетельств в 2023-2027 годах. Это в корне отличается от стартовой позиции транспортной реформы Новокузнецка, эффект от реализации которой позволил занять в этом году второе вместо в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта. В одном из промышленных центров Кузбасса удалось ввести новую маршрутную сеть в один день благодаря удачному стечению обстоятельств. Как сообщал в интервью TR.ru — Транспорт в России руководитель Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий,
«Когда в городе 50% маршрутов автобусов работает по нерегулируемому тарифу… Кроме окончания срока действия свидетельства, никак нельзя прекратить эту деятельность. Если бы мы не заключили новые контракты с перевозчиками, свидетельства у них бы пролонгировались, и они бы ездили сегодня так, как им вздумается. В этой части действующая правовая норма недоработана. Хотелось бы, чтобы процедура изъятия свидетельства у нерадивого перевозчика была более жёсткой.
Все свидетельства в Новокузнецке заканчивались 17 ноября. Соответственно, только с 18 ноября мы могли начинать. Изначально мы планировали на майские праздники, чтоб было классно: у нас климат резко континентальный и люди уже загорают. А когда более детально углубились в проблемы, то поняли, что — нет, не получится. Должно всё быть именно 18 ноября.».
Последние два свидетельства на выполнение регулярных перевозок были продлены весной 2022 года. «Игра на выбывание» началась с лета 2022 года. 15 августа 2022 года истёк срок действия свидетельств на маршруты №№ 368 «Солнечный бульв. — ул. 9 Мая» и № 381 «1-й микрорайон — ул. Достоевского». Для обслуживания жителей ул. 9 Мая введён заезд на остановку «ул. 9 Мая» для автобусов маршрута № 320 «ул. Криволапова — ул. Лескова». Ранее в 2022 году официально были отменены маршруты: с 1 января — № 342 «Госпиталь — микрорайон Челноково — сады УВД», со 2 апреля — № 8 «1-й микрорайон — ОАО АК "Корвет"», а с 25 апреля — № 52 «Рынок — Сады "СЭММ" — Сады "Химмаш"».
По информации городской администрации, большинство перевозчиков положительно оценило новую систему маршрутов, которая позволит сохранить транспортную доступность для горожан всех микрорайонов города.
Постановлением администрации Кургана от 30.09.2022 № 7218 утверждены изменения в документ планирования регулярных перевозок на территории города Кургана, проект которых был обнародован ещё в начале лета. Срок действия документа вместо 2021-2023 годов продлён до 2027 года. Им утверждено открытие 40 автобусных маршрутов по регулируемым тарифам с 1 января 2023 года, а также объявлены даты прекращения работы всех ранее действовавших маршрутов и необходимые для этого сроки направления уведомлений перевозчикам о непродлении срока действия свидетельств.
Перед стартом видимой части транспортной реформы по поручению Губернатора Курганской областью для проведения разъяснительной работы среди горожан создана депутатская рабочая группа по модернизации системы общественного транспорта города Кургана. По состоянию на 21 октября, когда было проведено очередное заседание рабочей группы, запуск новых маршрутов планировался с 1 января 2023 года. Позднее запуск перенесли на 3 января.
Почти за два месяца до начала реформ возобновилось движение автобусов по Некрасовскому путепроводу после окончания основной фазы его реконструкции. С 8 ноября трассы 26 городских маршрутов (более половины) вернулись к постоянным схемам. Это упростило последующий массовый запуск новых маршрутов.
Отбор перевозчиков для обслуживания маршрутов, происходил на конкурсной основе. В Кургане сделали ставку не на миллиардные брутто-контракты, а более посильные местному бюджету нетто-контракты, при которых вся выручка остаётся в распоряжении перевозчика. С 18 по 21 ноября ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учёта Курганской области» было объявлено 20 электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Кургана. Каждый лот содержал ровно по два маршрута: таким образом, перевозчиков в новой маршрутной сети уже не могло быть более 10, в то время как старую маршрутную сеть обслуживали 24. Начальная цена одного контракта варьировалась от 537,8 тыс. до 5,0098 млн руб. Общая начальная цена всех лотов составила 45,474 млн руб.
Контракты предполагалось заключать на право перевозки пассажиров в течение пяти лет — с 3 января 2023 года по 31 декабря 2027 года.
Одним из важнейших условий контрактов стало постепенное обновление перевозчиками подвижного состава. Так, к апрелю 2023 года перевозчики должны заменить около 30% транспортных средств. В контрактах чётко оговорены требования к максимальному возрасту автобусов на каждый год работы по контракту для автобусов малого и среднего класса он не должен превышать семи лет, а для большого — 11. При этом каждый год перевозчики должны заниматься обновлением подвижного состава, добавляя на маршруты по несколько единиц новой техники взамен старой.
Контрактами предусмотрена ответственность перевозчиков за соблюдение графиков движения и расписания автобусов. По информации МКУ «Транспортное управление», для контроля движения автобусов по маршрутам город закупил специальное программное обеспечение. Пассажиры могут следить за этим в режиме реального времени с использованием системы 2ГИС. Сайт МКУ «Транспортное управление» будет сохранён, но вместо привычной карты движения автобусов дана ссылка на систему 2ГИС.
На время «маршрутного двоевластия» подвижной состав старых и новых маршрутов изначально сделали визуально отличимым друг от друга. Для всех пассажирских автобусах новых маршрутов утверждён одинаковый логотип «Курганский городской транспорт» с элементами брендбука города, разработанного годом ранее. Перевозчики старых маршрутов использовать этот логотип и брендбук не могут. В едином стиле на новых маршрутах оформлены и трафареты, а также автобусные салоны. Введена также единая форменная одежда для экипажей пассажирского общественного транспорта.
До 5-7 декабря 2022 года вёлся приём документов от кандидатов на обслуживание маршрутов, а 13-15 декабря подвели итоги закупки. Торги не были формальными: в каждом аукционе приняли участие от трёх до пяти претендентов из числа действовавших курганских перевозчиков: ни один «варяжский гость» на торгах по нетто-контрактам не был замечен. Выяснилось, что по семи из 20 лотов цены сбили до минимального положительного значения — одной копейки. А на остальных торгах перевозчики и вовсе ушли «в минус», предложив заплатить муниципальному бюджету за право заключения контракта с ними. На подготовку перевозчиков к выходу оставалось по самым оптимистичным прогнозам чуть более двух недель. Однако даже после определения победителей им ещё нужно было ещё успеть заключить контракты с МКУ «Транспортное управление». По итогам аукционов, где ценовое предложение перевозчиков имело вес 60%, право обслуживать маршруты получило пять компаний: 12 досталось ООО «Кургантранссервис», предложившему доплатить за каждый лот от 2,0 до 3,76 млн руб., 16 — ООО «Транссервис», шесть — ООО «Транспортная компания», четыре — ИП Мунтян Г.И. и два — ООО «Зауралтранссервис». Помимо цены контракта, конкурсной комиссией также оценивались квалификация и опыт участников закупки и характеристики заявленного подвижного состава.
24 декабря администрация Кургана сообщила о том, что глава города провела рабочее совещание с представителями компаний-перевозчиков, выигравших конкурс на обслуживание новой системы маршрутов по регулируемому тарифу. В нём также приняли участие директор департамента развития городского хозяйства и руководители МКУ «Транспортное управление». При этом глава города Елена Ситникова подчеркнула, что конечной целью масштабных изменений в системе транспорта, является качественная и своевременная перевозка пассажиров:
«Наша общая цель — модернизация системы общественного транспорта. Изменения давно назрели — жители Кургана регулярно обращались в администрацию города с жалобами на качество обслуживания пассажиров. Транспортная реформа — это принципиально новый подход к предоставлению населению транспортных услуг».
Любопытно, что уже тогда было озвучено, что в конкурсах на организацию транспортного обслуживания населения по регулируемому тарифу на новых маршрутах выиграли четыре транспортные компании, зарегистрированные на территории Курганской области. Хотя по факту счастливчиков, казалось бы, было пять. Однако 27 декабря — менее чем за неделю до планируемого начала обслуживания маршрутов, — ООО «Кургантранссервис» было признано уклонившимся от заключения всех шести контрактов. Вторым номером по всем торгам было признано уже имевшее в активе 16 маршрутов ООО «Транссервис», процедура заключения контрактов с которым перешла в новый год и закончилась лишь к середине января: 12 из 40 новых маршрутов, таким образом, не смогли открыться в срок. С учётом замены «Кургантранссервиса» на «Транссервис», общий доход администрации Кургана от заключения контрактов составил 2,335789 млн руб. 93 коп.: семь копеек пришлось заплатить за заключение семи копеечных контрактов.
30 декабря 2022 года администрация Кургана ещё раз сообщила, что в 2023 году систему общественного транспорта города ждут масштабные изменения: с 3 января в городе начнёт действовать новая маршрутная сеть, появятся автобусы с новой нумерацией, которые будут осуществлять перевозки по регулируемому тарифу. Тогда же пассажирам была и подтверждена информация о том, что часть старых маршрутов, работающих на нерегулируемом тарифе, по которым у перевозчиков не закончились свидетельства, временно, до окончания их срока действия, продолжат свою работу.
В список маршрутов по регулируемым тарифам, открываемых с 3 января, вошло 40 направлений, с обслуживанием 250 автобусами. Заложенные в параметры перевозок интервалы движения и преобладающий тип подвижного состава малого класса на маршрутах Кургана, несмотря на переход города на работу по регулируемым тарифам, не позволили в ходе реформы сформировать в региональном центре ни одного магистрального маршрута:
Ведущую роль в новой маршрутной сети получило ООО «Транссервис», основанное в 2005 году на закате активной жизни былого монополиста МПГПТ: оно в конце декабря заключило контракты на обслуживание 16 маршрутов (№№ 11, 15, 18, 28, 29, 32, 41, 45, 46, 55, 62, 66, 71, 77, 92, 94) и 16 января добавило к ним ещё 12 маршрутов (№№ 14, 50, 51, 54, 57, 58, 63, 70, 74, 76, 95, 97). Шесть маршрутов закреплено за ООО «Транспортная компания» (№№ 16, 65, 73, 90, 91, 99), четыре за ИП Мунтян Г.И. (№№ 24, 56, 93, 96) и два (№№ 64, 68) — за ООО «Зауралтранссервис».
Утверждённый на 2023 год тариф на проезд составляет 30 руб. На автобусах новой маршрутной сети сохранены все льготы, в том числе поездки по бесплатным именным проездным билетам, социальным транспортным картам и разовым купон-талонам.
На 12 новых маршрутах №№ 15, 18, 28, 41, 50, 51, 54, 55, 58, 62, 70, 74 действует транспортная карта «Кузнечик». В первом квартале 2023 года поездки по транспортной карте «Кузнечик» также станут доступны ещё на 15 маршрутах — №№ 11, 14, 29, 32, 45, 46, 57, 63, 66, 71, 76, 77, 92, 95, 97. При этом стоимость поездки по карте по разным тарифным планам, зависящим от количества поездок на разный период времени, варьируется в пределах 20-25 руб.
9 января администрация опубликовала расширенный список маршрутов: пассажиры получили не только текстовое описание маршрутов, но и информацию о минимальных интервалах движения и графическое отображение маршрутов на карте. А на карте маршрутов новые маршруты сопоставлены с маршрутами старой сети.
С 1 января 2023 года официально отменены четыре маршрута, де-факто прекратившие работу задолго до этого:
После 1 января 2023 года за частными перевозчиками Кургана сохранилось право на обслуживание 55 маршрутов старой сети по нерегулируемым тарифам.
Обслуживание маршрутов старой сети закреплено за 24 перевозчиками, ни один из которых не был близок к «контрольному пакету» над транспортным рынком города: 15 ООО и девять ИП обслуживают от одного до девяти маршрутов:
Ещё до мая 2023 года истекает срок действия свидетельств по семи маршрутам. Позднее этих дат они не смогут работать:
Далее почти полтора года формальных причин для прекращения действия свидетельств старой маршрутной сети для остающихся 48 маршрутов не предвидится: решение об уходе перевозчиков с маршрутов будет сугубо добровольным. Половина свидетельств прекратят действовать более чем через два года, весной 2025 года. Остальные маршруты смогут конкурировать с новой сетью вплоть до 2027 года.
В 2024 году истекает срок действия всего четырёх свидетельств — по маршрутам №№ 304, 327, 378, 403, с 9 сентября.
В 2025 году истекает срок действия свидетельств по 35 маршрутам:
В 2026 году истечёт срок действия свидетельство ещё по 10 маршрутам:
Последние два маршрута старой сети формально могут работать и в начале 2027 года: свидетельство по маршруту № 48 прекращает действие с 20 марта, а по маршруту № 53 — с 25 апреля. Однако оба маршрута относятся к сезонным садоводческим, и вероятнее всего позднее 2026 года де-факто не будут действовать.
По собственной инициативе перевозчики могут обратиться о закрытии маршрутов и в более ранние сроки. На этот сценарий в основном и рассчитывает администраций Кургана.
Количество автобусов, которые должны обслуживать 40 маршрутов по регулируемым тарифам по пятилетним контрактам, в 2023-2027 годах останется неизменным: 250. Но постепенно планируется обновлять подвижной состав с увеличением вместимости автобусов. В результате доминирующим вместо малого класса станет средний класс. Если в начале 2023 года на маршрутах должны работать 180 автобусов малого класса, 60 среднего класса и 10 большого класса, то к середине 2027 года документами планирования перевозок и контрактами предусмотрена работа 69 автобусов малого класса, 156 среднего класса и 25 большого класса. Такой рост провозной способности самортизирует постепенное выбывание из оборота маршрутов по нерегулируемым тарифам. Если применить недавно утверждённую Минтрансом России методику оценки показателей обновления общественного транспорта, то рост одновременной провозной возможности автобусов по регулируемым тарифам в 2027 году по сравнению с 2023 составит 10930 пассажиромест вместо 10060 при размещении четырёх пассажиров на свободной площади пола в салоне, и 12673 вместо 11290 при размещении пяти пассажиров. Такие меры компенсируют снятие с маршрутов 23 или 33 автобусов малого класса старой сети.
Запуск 40 новых маршрутов — трудное испытание для пассажиров и перевозчиков даже крупного мегаполиса. В 310-тысячном Кургане такая история воспринимается гораздо драматичнее. Поэтому накладки в реализации намеченных планов автоматически стали событиями не районного, а городского масштаба.
Для пассажиров городская администрация предоставила интерактивную карту маршрутов новой сети, где каждому из 40 маршрутов сопоставлен аналог (сезонный маршрут № 32 стал аналогом самому себе, отменившись и готовясь к появлению в новом качестве уже по регулируемым тарифам). Однако полностью дублирование трасса было только у девяти пар: № 11 — № 306, № 24 — № 378, № 29 — № 319, № 45 — № 75, № 50 — № 10, № 62 — № 12, № 64 — № 19, № 93 — № 403, № 95 — № 5;
Другие пары маршрутов-аналогов различаются тем, что какие-то участки трасс проходят по разным улицам, либо у них не совпадают хвостовые участки и конечные пункты (№ 14 — № 42, № 15 — № 13, № 16 — № 6, № 18 — № 308, № 28 — № 388, № 41 — № 341, № 46 — № 26, № 51 — № 301, № 54 — № 7, № 55 — № 331, № 57 — № 391, № 58 — № 31, № 63 — № 363, № 65 — № 365, № 66 — № 366, № 68 — № 320, № 70 — № 353, № 71 — № 371, № 73 — № 33, № 74 — № 311, № 76 — № 360, № 77 — № 17, № 90 — № 20, № 91 — № 349, № 92 — № 329, № 94 — № 330, № 96 — № 396, № 97 — № 307, № 99 — № 359.
«Официальным» аналогом нового маршрута № 56 из старой сети и вовсе объявлен маршрут № 381, отменённый ещё с 15 августа 2022 года.
Наиболее полная схема автобусных маршрутов Кургана образца января 2023 года разработана, как ни странно, не в недрах профильного МКУ «Транспортное управление» или других городских структурах Кургана, а иногородним экспертом — жителем Санкт-Петербурга Юрием Сурниным, сообщило информационное агентство URA.ru. Только на ней пассажиры могут увидеть вместе все маршруты старой и новой сети.
Формально, в январе на улицах Кургана пассажиры могли бы лицезреть работу 95 маршрутов одновременно, однако два старых (№№ 48 и 53) и один новый (№ 32) являются сезонными, и их работа должна начаться (возобновиться) только весной. Ещё два маршрута (№№ 330 и 331) вошли в 2023 год всего на пару недель: с 15 января они подлежали отмене в связи с завершением срока действия свидетельств.
Ещё 12 маршрутов, уже из числа новых (№№ 14, 50, 51, 54, 57, 58, 63, 70, 74, 76, 95, 97) пассажиры в первой половине января не увидели в связи с тем, что на них не были заключены контракты. Также как минимум с 3 по 8 января не действовал маршрут № 94 — предположительно, в связи с нехваткой подвижного состава у ООО «Транссервис», получившего по результатам аукционов ещё 15 маршрутов.
Конкуренция «под солнцем» старых и новых маршрутов дала первые плоды уже в первые январские дни. На волне посленовогоднего спада пассажиропотока автобусы не вышли на четыре старых маршрута: № 72 (заменён маршрутом № 41), № 327 (заменён близким аналогом № 90), № 330 (близкий аналог маршрута № 94, планировалась отмена с 15 января), № 365 (заменён близким аналогом № 76).
По состоянию на 16 января по данным МКУ «Транспортное управление» в Кургане были активными 79 маршрутов: 28 новой сети и 51 старой (№№ 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 41, 42, 45, 46, 55, 56, 59, 62, 64, 65, 66, 68, 71, 72, 73, 75, 77, 90, 91, 92, 93, 94, 96, 99, 301, 304, 306, 307, 308, 309, 311, 312, 316, 318, 319, 320, 321, 324, 327, 329, 339, 341, 349, 353, 359, 360, 361, 363, 366, 371, 378, 388, 391, 396, 403). 16 января были подписаны и контракты между МКУ «Транспортное управление» и ООО «Транссервис» на обслуживание 12 «зависших» маршрутов. К перевозкам планировалось приступить с 18 января, что и было сделано. Поэтому последнюю декаду января Курган встречает с 91 маршрутом: 40 новыми и 51 старым.
При это некоторые перевозчики одновременно обслуживают весьма похожие маршруты старой и новой сети. Так, ООО «Транспортная компания» обслуживает пары маршрутов № 16 — № 6, № 90 — № 20, № 91 — № 349, № 99 — № 359. А ООО «Транссервис» — пары № 41 — № 341, № 51 — № 301, № 58 — № 31, № 62 — № 12. И как следует из материалов проверки перевозок в одалённых микрорайонах города, отчёты о которых стали размещать на сайте администрации Кургана, некоторые автобусы пытаются одновременно ездить и по старым, и по новым маршрутам с логотипами Курганского городского транспорта, новым и старым номерами маршрутов одновременно.
Медленная транспортная реформа Кургана при последовательной реализации даже намеченных планов постепенно сможет вывести транспортную систему города из аутсайдеров в середняки, но не далее. Но и для этого городу и «контрактным» перевозчикам необходимо запастись терпением и финансированием, для того чтобы обслуживать первые два-три года новую маршрутную сеть с увеличенными издержками из-за сохранения работы старых маршрутов. В любом случае, хочется пожелать администрации города не свернуть с выбранного впервые за 25 лет пути создания маршрутной сети с регулируемыми тарифами.
Многое в ходе реализации транспортной реформы будет зависеть не только от маршрутов, но и от инфраструктуры: до сих пор в Кургане не озвучивали планы по созданию каких-либо выделенных полос для движения общественного транспорта.
Опыт Кургана по продолжительному сожительству старой и новой маршрутных сетей может пригодиться многим городам страны, где уже назрела необходимость перехода на регулируемые тарифы, но дождаться единовременного окончания действия свидетельств по старым маршрутам получится в силу разных сроков их действия.
Опыт Кургана по продолжительному сожительству старой и новой маршрутных сетей может пригодиться многим городам страны, где уже назрела необходимость перехода на регулируемые тарифы, но дождаться единовременного окончания действия свидетельств по старым маршрутам не получится в силу разных сроков их действия.
Ситуацию, складывающуюся с транспортной реформой в Кургане, в специальном комментарии для TR.ru — Транспорт в России подытожил директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин:
«Как некогда заметил классик, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. К общественному транспорту российских городов это относится в той мере, что общие для всех причины, которые привели к текущему положению, развивались везде с поправкой на набор местных условий. Тем не менее способы «выбираться» из этого состояния, несколько пугающе именуемые «транспортными реформами», практически одинаковы для каждого из них — с поправкой уже на те финансы, которые город может в них вложить.
Курган, о котором идёт речь в этой статье-исследовании, не исключение. Конкретно его «особость» в том, что денег на перезревшее мероприятие заложено очень немного. Мы, конечно, желаем курганцам пройти этот путь с максимальной выгодой для города и горожан, но то, что там достаточно длительный срок будут параллельно существовать и конкурировать маршруты на нетто-контрактах и при отсутствии реально привлекательного для пассажиров тарифного меню, и на нерегулируемом тарифе, может быть чревато заметными проблемами. Это может сильно убавить энтузиазма у всех сторон, кроме перевозчиков на «нереге», которые, очевидно, по-прежнему видят свой бизнес выгодным и просто так от него не откажутся.
И очень великой остаётся вероятность того, что чтобы пройти этот путь, администрации Кургана всё же придется потратиться сверх того, что задумано. Если же реформа сорвётся, это сильно «ударит» по теме в целом, а в причинах разбираться захотят немногие. Поэтому будем «держать пальцы».
Ну и пользуясь моментом, хотим ещё раз напомнить законодателям, что основной «перевозочный» закон 220-ФЗ требует серьезной доработки с тем, чтобы он защищал интересы пассажиров и заказчиков перевозок, а не только перевозчиков, причем преимущественно на нерегулируемом тарифе. По-хорошему, его бы вообще разделить на два: не по формальному признаку вида повозок, а по модальности. Междугородные, а тем более недавно зачем-то внесённые в него ещё и международные перевозки — это совершенно иной вид деятельности, чем работа с пассажирами в городах и пригородной зоне.».
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.