основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
Официальный сайт Мэра Москвы / mos.ru
Многие города страны ждут улучшения ситуации с общественным транспортом. Одни рассчитывают в основном на собственные силы, другие нуждаются в федеральной поддержке и требуют её. Но и для тех, и для других остаётся актуальным вопрос: насколько вложенные средства помогли в достижении целей? Помочь прояснить ситуацию решили в Минтрансе России: под конец 2022 года им утверждена методика оценки некоторых показателей обновления общественного транспорта в рамках «флагманского» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Заложенные в оценку критерии позволяют предположить готовящееся расширение географии и объёма поставки новых транспортных средств.
29 декабря 2022 года Минтрансом России подписано распоряжение № АК-343-р «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги"».
При этом отбор участников, которым меры поддержки будут оказываться ближайшие три года, уже состоялся в первой половине 2022 года. Перед подведением итогов, в марте 2022 года протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «БКД» был утверждён порядок определения субъектов Российской Федерации для реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «БКД».
Первые три года обновления подвижного состава по «БКД» (2019-2021) помогли 18 агломерациям обновить 1131 единицу подвижного состава автобусов, троллейбусов и трамваев. На 2022-2024 гг. намечено федеральное софинансирование приобретения 1161 единицы подвижного состава (934 автобуса, 200 троллейбусов и 27 трамваев) для 21 городской агломерации. При этом план 2022 года выполнен и уже подписаны контракты на поставку техники из объёмов 2023 года.
Новых адресатов федеральной помощи на 2023-2024 гг., как минимум, ещё несколько месяцев назад не предусматривалось: все выгодополучатели в виде 21 агломерации уже определены. С другой стороны, актуальным остаётся вопрос эффекта от оказанной поддержки: насколько она улучшила положение в том или ином городе. В то же время, в ушедшем 2022 году на самых высоких дискуссионных площадках страны, включая парламентские слушания в Госдуме, заговорили о необходимости поддержки городского электрического транспорта, продолжающего функционировать в 111 городах страны. И Правительству России в лице Минтранса России фактически поставлена задача в течение 2023 года разработать федеральную программу. Не исключено, что её решили не создавать на пустом месте, а улучшить функционал уже существующих активностей в рамках нацпроекта «БКД», дополнив его новыми объёмами средств и показателями контроля эффективности.
Внимание за показателями развития транспортных систем планируется установить для 105 агломераций, охватывающих порядка 60 млн жителей страны. Помощь может быть оказана крупным и средним городам. В их состав, в силу особой финансовой ситуации столичного города, не вошла Москва.
Ранее в рамках нацпроекта «БКД» был утверждён перечень городских агломераций, участвующих в реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Согласно ему, к рассмотрению принимаются заявки субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена одна из 105 городских агломераций (жирным шрифтом выделены те их них, на территории которых по состоянию на начало 2023 года функционируют системы наземного городского электрического транспорта): Абаканская, Анадырская, Ангарская, Архангельская, Астраханская, Барнаульская, Белгородская, Бийская, Биробиджанская, Благовещенская, Братская, Брянская, Владивостокская, Владикавказская, Владимирская, Волгоградская, Волжская, Вологодская, Воронежская, Горно-Алтайская, Грозненская, Дзержинская, Екатеринбургская, Ивановская, Ижевская, Иркутская, Йошкар-Олинская, Казанская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Комсомольская (г. Комсомольск-на-Амуре), Костромская, Краснодарская, Красноярская, Курганская, Курская, Кызылская, Липецкая, Магаданская, Магнитогорская, Магасско-Назранская, Майкопская, Махачкалинская, Мурманская, Набережно-Челнинская, Нальчикская, Нарьян-Марская, Нижегородская, Нижневартовская, Нижнекамская, Нижне-Тагильская, Новгородская, Новокузнецкая, Новороссийская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Орская, Пензенская, Пермская, Петрозаводская, Петропавловск-Камчатская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Салехардская, Самарско-Тольяттинская, Санкт-Петербургская, Саранская, Саратовская, Севастопольская, Симферопольская, Смоленская, Сочинская, Ставропольская, Старооскольско-Губкинская, Стерлитамакская, Сургутская, Сыктывкарская, Таганрогская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Улан-Удэнская, Ульяновская, Уфимская, Хабаровская, Ханты-Мансийская, Чебоксарская, Челябинская, Череповецкая, Черкесская, Читинская, Шахтинская, Элистинская, Энгельсская, Южно-Сахалинская, Яблоновская, Якутская, Ярославская агломерации.
Вне «БКДшных» агломераций остались несколько десятков систем городского электрического транспорта — трамваи Ачинска, Волчанска, Златоуста, Коломны, Краснотурьинска, Новотроицка, Новочеркасска, Осинников, Прокопьевска, Пятигорска, Салавата, Усолья-Сибирского, Евпатории, а также ведомственная сеть Саяно-Шушенской ГЭС (Черёмушки), и троллейбусы Альметьевска, Армавира, Балакова, Березников, Видного, Волгодонска, Каменска-Уральского, Керчи, Коврова, Ленинск-Кузнецкого, Миасса, Подольска, Рубцовска, Рыбинска, Химок.
Фактически, более четверти городов с электрическим транспортом остаются «за бортом» потенциальной новой госпрограммы поддержки.
Так или иначе, в сферу интересов Минтранса России попали четыре показателя, для которых утверждена методика расчёта:
За «нулевую» отметку взято состояние транспортных систем на 1 января 2022 года: именно с этой даты будет вестись оценка всех эффектов транспортных реформ, оказанной помощи и всего остального. Показатели рассчитываются нарастающим итогом. При этом обновление подвижного состава, выполнявшееся не в рамках проекта «БКД», учитываться не будет. Показатель «коэффициент экологической безопасности» может уменьшить эффект от обновления подвижного состава на 20%: единичный балл присваивается только в случае приобретения транспорта, использующего в качестве топлива сжатый или сжиженный газ. В противном случае, при использовании дизельного топлива, бензина или пропан-бутановой смести, засчитывается только 0,8 доли от единицы подвижного состава. В то же время обновление автобуса особо большого класса зачитывается как 1,45 от автобуса большого класса.
При расчёте показателя «Численность населения агломераций, в которых достигнуты целевые показатели функционирования городского транспорта» важными признаются показатели эффективности социально-экономической инициативы «Мобильный город», среди которых есть и относящиеся не только к традиционному общественному транспорту, но и к средствам индивидуальной мобильности:
Только соответствие значений по всем целевым показателям, установленным паспортом федерального проекта на отчётный год, позволит агломерации набрать балл-«единичку» и внести лепту в подсчёт численности горожан, обеспеченных целевыми показателями функционирования городского транспорта. В противном случае, вклад агломерации в виде численности её жителей в общий зачёт будет нулевым.
При обновлении подвижного состава городского электротранспорта за единицу вместимости приняты троллейбус большого класса, четырёхосный односекционный трамвай и автобус большого класса с электродвигателем. Троллейбус-«гармошка» эквивалентен 1,52 обычного троллейбуса, автобус особо большого класса — 1,45 удельного веса электробусов. Четырёхосные сочленённые трамваи оцениваются в 1,17 от «одиночек», шестиосные — в 1,71, восьмиосные — в 2,38.
Устойчивая организационно-экономическая модель функционирования городского транспорта предполагает достижение агломерациями целевые показателей по шести параметрам:
Важным нюансом является то, как определяется 15-минутная пешеходная доступность. Она определена как расстояние, доступное для преодоления постоянным пользователем услуг транспорта общего пользования: им признаётся любой житель в возрасте старше семи лет. При этом, исходя из необходимости гарантии 15-минутного доступа до остановочного пункта для всех возрастных категорий пользователей, среди группы выделена подгруппа с наименьшей скоростью спокойного шага: группа жителей старше 70 лет, для которых средняя скорость спокойного шага составляет 3,2 км/ч. Тем самым расстояние доступности ограничивается 800-метровой зоной, которая устанавливается от точки остановочного пункта по всем направлениям улично-дорожной и пешеходной сети с последующим буфером, позволяющим произвести замыкание графа сети на контуры жилых домов.
Интересен и подход, применяемый к оценке обеспеченности низкопольными транспортными средствами для удобства маломобильных групп населения. Хаотично укомплектовать маршрут случайной единицей низкопольной техники оказывается недостаточно. Необходимо либо выполнение 100% рейсов низкопольным транспортом, либо выделять из полного набора рейсов рейсы с тактовым интервалом 10, 12, 15, 20 или 30 минут, как рейсы, на которых гарантировано прибытие низкопольных транспортных средств. Помимо автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов, в этом показателе фигурируют и электропоезда: для них необходимо, чтобы 100% остановочных пунктов были оборудованы платформой, имеющей разницу высоты пола вагона и платформы не более 8 см, а сами платформы должны быть обеспечены пандусным или лифтовым доступом с уровня пешеходной сети.
К сетям точек проката велосипедов и агломераций предъявляются два важных критерия: аренда велосипедов/самокатов и их возврат должны осуществляться с помощью мобильных приложений без участия сотрудников проката (обращение к ним только во внештатных ситуациях) и не менее 10 точек получения и возврата СИМ в пределах агломерации.
Соблюдение расписания движения маршрутных транспортных средств оценивается положительно, если в течение двух минут с момента планового отправления рейса от начальной остановки был зафиксирован факт отправления рейса.
Комфортной загрузкой транспортного средства считается ситуация, когда на всех межостановочных перегонах рейса количество пассажиров не превысило расчётного значения вместимости при нормативе не более четырёх человек на квадратный метр свободной площади. Для автобусов большого класса это означает наличие не более 64 пассажиров в салоне, для особо большого класса — 93, среднего — 43, малого — 18. Для троллейбусов и электробусов большого класса комфортным является размещение не более 67 пассажиров, особо большого класса — 96. Для односекционных и двухсекционных четырёхосных трамвайных вагонов комфортная заполняемость ограничена 95 пассажирами, двухосных — 67, шестиосных — 162, восьмиосных — 226 пассажиров. Для вагона электропоезда комфортным признаётся поездка в вагоне не более 207 пассажиров. При этом показатели комфортности выполняются для рейсов, выполняемых в часы пик, а не в периоды спада пассажиропотока.
Маркерным является упоминание как индикатора 5000 единиц подвижного состава, при том, что определённый на 2022-2024 гг. объём обновления подвижного состава по «БКД» гораздо меньше: 1161 единица. И даже достижения предыдущих трёх лет не могут дополнить эту картину: по условиям оценки, нулевой отсчёт ведётся с 1 января 2022 года. Формула расчёта показателей устроена так, что ненулевой результат будет достигнут только при обновлении по «БКД» не менее 5000 единиц подвижного состава: только после этого появляется смысл оценивать эффективность работы транспортных систем агломераций с учётом других показателей.
Первое знакомство с методикой оценки транспортных систем вызывает большое сомнение, что по большинству показателей индикатор успешности сможет вообще в ближайшее время оторваться от нуля. Но и создаётся система не для сиюминутной перспективы, а для многолетнего проекта. Крайне важным является обозначение федеральным ведомством приоритетов развития систем общественного транспорта. Внимание в оценках отдаётся экологичному низкопольному подвижному составу большой и особо большой вместимости, остановки маршрутов которого должны быть расположены не далее 800 м от многоквартирных жилых домов. При этом сеть маршрутов регулярных перевозок должны дополнять и средства индивидуальной мобильности. Все показатели, попавшие в поле зрения Минтранса России, должны взять на вооружение и разработчики новых транспортных реформ, запрос на проведение которых у пассажиров по-прежнему велик, несмотря даже на недовольства отдельными их результатами.
Эффективность работы сетей городского общественного транспорта страны оценивают не только государственные органы. В 2022 году вышел в свет третий выпуск Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, подготовленный компанией SIMETRA.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
о новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
Рассказываем о наиболее интересных событиях мероприятия. Следите за обновлениями!
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.