Для строительства тоннелей метротрамвая найден подрядчик, а в столице России открыто электродепо «Южное»
Обновление подвижного состава общественного транспорта как минимум до 2030 года будет одним из острейших вопросов, занимающих умы транспортных специалистов во всех городах страны. Достичь поставленного целевого показателя национальных целей развития, предусматривающих эксплуатацию 85% трамваев, троллейбусов, автобусов и электробусов со сроками не выше нормативного, будет нелегко.
Однако с получением новой техники, на которую с трудом из разных источников добыто финансирование, проблемы не заканчиваются. Немало дорогостоящих единиц подвижного состава всех видов транспорта простаивает из-за частых поломок. Другим же, что особенно характерно для трамваев, не хватает места для работы — инфраструктура оказывается неготовой к приёму современной техники.
Также выясняется, что среди продукции разных российских и белорусских заводов — производителей подвижного состава есть более и менее пригодные к ежедневной эксплуатации модели техники. Хотя и в этих случаях многое зависит от квалифицированности и комплектности штата персонала «на местах».
Таковы первые сколь неожиданные, столь и закономерные выводы из отчёта, подготовленного авторским коллективом Комитетом по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта (РАТ).
Объектом нового исследования стали Комитетом по развитию общественного транспорта РАТ стали трамвайные вагоны. Такой выбор неслучаен — это самый дорогостоящий тип подвижного состава наземного городского транспорта. Кроме того, повышенные требования к удовлетворительному состоянию инфраструктуре (использование не только контактной сети, но и рельсового полотна) накладывают дополнительные ограничения к возможности эксплуатации техники на городских маршрутах.
В то же время география распространения трамваев в России достаточно широка и репрезентативна — от малых городов до столицы России, что позволяет экстраполировать полученные выводы и для других видов подвижного состава. А потребность в обновлении трамвайного парка весьма велика. Согласно данным инвентаризации, проведенной Минтрансом России в 2024 году, общее количество трамваев составляло 7346 единиц. Для того, чтобы привести к нормативному сроку эксплуатации 85% вагонного парка, Комитет по развитию общественного транспорта РАТ оценивает потенциал обновления парка подвижного состава трамвайных вагонов на период до 2030 года в 4359 вагонов.
Авторы исследования обращают внимание на то, что стоимость эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта в течение жизненного цикла транспортного средства, существенно выше стоимости их приобретения. Поэтому простои дорогостоящей техники особо сильно сказываются на экономике транспортных предприятий.
Федеральная поддержка приобретения подвижного состава горэлектротранспорта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» фактически завершилась. В уже объявленных мероприятиях нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» упор пока делается на приобретение автобусов. Во время возникшей паузы у тех городов, которые приняли решение обновлять трамвайные парки любым из доступных способов, появилось время для определения того, какие модели трамваев с какими характеристиками закупать в будущем.
В этом плане с учётом наличия доступных данных по городам наиболее надёжной методикой с является оценка эффективности трамвайных вагонов, выпущенных за последние несколько лет по наименьшей доле простаивающего подвижного состава тех или иных моделей.
В исследовании изучаются критерии, применяемые при закупке трамваев. Также раскрыта методология оценки эффективности подвижного состава ГНЭТ и определения количества неработающих трамвайных вагонов различных производителей.
Для получения результатов и выводов изучена судьба каждого нового трамвая, выпущенного начиная с 2016 года. С учётом недавнего распоряжения Минтранса России от 22.04.2025 № РС-84-Р, которое рекомендовало установить 25-летний нормативный срок эксплуатации трамваев, такие вагоны прошли ещё менее 40% своего жизненного пути.
Разумеется, для каждого города муниципальные или региональные власти стараются закупить наиболее качественный подвижной состав с учётом лимитов финансирования. Но при этом лишь в Москве и Санкт-Петербурге формируют технические задания, влияющие на формирование нового модельного ряда. Обе столицы являются и основными заказчиками трамваев, гарантируя, что инновации в производстве подвижного состава и появление новых моделей будут востребованы на рынке. В Москве также применяются контракты жизненного цикла, решающие вопросы поддержки работоспособности трамвайных вагонов в течение всего срока службы.
Остальным городам обычно приходится выбирать среди готовых моделей, которые предлагают заводы с минимальными изменениями интерьера и оборудования на борту.
Авторы исследования провели анализ трамваев, выпущенных за последние годы в разрезе производителей и сравнительный анализ стоимости трамвайного вагона и его эффективности. В результате вычислены средние цены простоя трамваев для трамвайных вагонов разных фирм. Следствием из анализа стал вывод: более дорогие вагоны в среднем простаивают меньше, чем более дешёвые. Это связано как с более высоким качеством вагонов, так и с более ответственным подходом к эксплуатации таких вагонов со стороны эксплуатирующих организаций.
В целом результаты исследования показывают, что показатели времени простоя трамвайных вагонов можно использовать на практике как индикатор эффективности их использования. Такой подход позволяет проводить значимые сопоставления в денежном выражении между вагонами разных ценовых категорий.
А главный вывод состоит в том, при закупке трамвайных вагонов необходимо уделять большое внимание подготовке качественного технического задания и принимать во внимание аналитику по простою трамвайных вагонов.
Источник: авторский коллектив Комитета по развитию общественного транспорта РАТ
Полная версия исследования, проведённого авторским коллективом Комитета по развитию общественного транспорта РАТ, с множеством графиков, цифр и выводов должна увидеть свет уже в июне.
Напомним, что по уточнённым данным, в 2024 году в российские города поступило более 500 новых трамвайных вагонов, что является абсолютным рекордом за последние 15 лет. Однако прогноз на 2025 год, с учётом уже объявленных закупок, гораздо скромнее.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Для строительства тоннелей метротрамвая найден подрядчик, а в столице России открыто электродепо «Южное»
В зависимости от объёма работ перекрытия движения носят кратковременный или длительный характер
С 2026 года в столицу будет поступать техника с новой организацией зарядных сессий
Поставка вагонов для столицы России и областного центра на Днепре рассчитана на два года
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.