Трамваи: итоги поставок I квартала и прогнозы на весь 2025 год

  • Павел Яблоков
    3 мая 2025 г. — 17:00
    65
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал администрации города Самары

    2024 год стал рекордным за последние 15 лет по количеству трамваев, поставленных в города России. Однако с учётом фактически «поставленных на паузу» мер федеральной поддержки обновления подвижного состава городского электротранспорта аналитики предсказывали существенное падение закупок и производства подвижного состава в 2025 году. Сбылись ли эти прогнозы?

    Комитет по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта (РАТ) подвёл первые итоги поставок трамваев за I квартал 2025 года. Если ситуация будет развиваться таким же образом, то до конца года трамвайные депо страны смогут получить на 18-25% меньше новой техники, чем удалось её приобрести в прошлом году. А география поставок и вовсе может оказаться в 1,5 раза уже прошлогодней.

    Трамваи в I квартале 2025 года

    В течение первого квартала 2025 года зафиксирована поставка 90 новых трамвайных вагонов в восемь городов страны.

    В Магнитогорск 6 вагонов модели 71-623 производства УКВЗ физически поступили в 2024 году, но приняты только в феврале 2025 года, вследствие чего просрочка поставок составила 56 дней. Пени и штрафы на общую сумму 18,1 млн. руб. списаны.

    В Нижний Новгород поступили шесть очередных вагонов совместного производства «БКМ Холдинга» и «Нижэкотранса» модели Т811 «МиНиН». Первый трёхсекционный вагон Т856 «МиНиН» пока проходит испытания.

    В Новосибирск в конце 2024 года поступили 6 последних вагонов (кузовов первой комплектности) модели Т701 производства «БКМ Холдинг», но из них в 1-м квартале 2025 года принят только 1 вагон.

    В Самару в 1-м квартале 2025 года отгружен 21 вагон производства «ПК Транспортные системы» (3 трёхсекционных 71-931М «Витязь-М» и 18 односекционных 71-911ЕМ «Львёнок»), но принято только 19 вагонов (все «Витязи» и часть «Львят»).

    В Санкт-Петербург для основной трамвайной сети ГУП «Горэлектротранс» в 1-м квартале 2025 года «ПК Транспортные системы» отгружены 4 вагона модели 71-923М «Богатырь М» и 5 вагонов модели 71-931М «Витязь М», все они не были приняты. В то же время принято 14 вагонов «Уралтрансмаша» модели 71-431Р «Достоевский» по контракту 2022 года. Сборку двух из них завершил петербургский ОЭВРЗ. Финансовые претензии в адрес АО «Сбербанк лизинг» по просрочке поставок за 2022-2025 годы выставлены на общую сумму 4604,72 млн. руб. Все претензии числятся не оплаченными. Несмотря на то, что ещё 25 февраля УКВЗ сообщил об отправке заключительного четвёртого вагона модели 71-638-02 «Поларис» по прошлогоднему контракту, до конца квартала его приёмка не состоялась: в актив поставщика зачтены только второй и третий вагоны (первый успел войти в статистику 2024 года).

    Для строящейся трамвайной сети «Славянка» Санкт-Петербурга «ПК Транспортные системы» изготовлено и в 1-м квартале 2025 года на ответственном хранении находилось 10 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский». Их приёмка отложена до сентября 2025 года.

    В Саратов поступили 8 двухсекционных вагонов модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы».

    В Челябинске последние 14 вагонов по последнему контракту 2024 года приняты 11-20 февраля 2025 года с просрочкой поставок от 22 до 67 дней. Взыскано штрафов на сумму 57,4 млн. руб.

    Ярославлем получены заключительные 20 вагонов модели 71-628-02 производства УКВЗ для завершения обновления трамвайного парка города по концессионному проекту.

    Если объём завершённых поставок трамваев по итогам 1-го квартала 2025 года будет сохранён на прежнем уровне в последующих кварталах, то по итогам года обновление вагонного парка трамвайных предприятий страны достигнет всего 360 вагонов, что на 29% ниже прошлогоднего показателя (502 вагона).

    Прогноз на 2025 год

    В то же время. с учётом уже выполненных поставок, заключённых контрактов на поставку и объявленных закупок, в течение всего 2025 года прогнозируется поступление 430 трамвайных вагонов в 14 городов страны, что тоже ниже показателей 2024 года как по объёму (на 18%), так и по географии поставок (502 вагона в 21 город страны).

    Для Череповца лизинговый контракт с АО «Сбербанк Лизинг», заключённый 17 марта этого года, предполагает поставку 12 односекционных трамваев модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы» до 31 октября этого года.

    Иркутск обновит свой вагонный парк двумя кузовами первой комплектности производства ООО «Горизонт» модели 71-605РМ13 (АВМЮ.661271.002 согласно Реестра российской промышленной продукции): их поставка запланирована до 31 августа 2025 года.

    10 апреля подведены итоги закупки 11 двухсекционных трамваев для Саратова. Единственным участником стала «ПК Транспортные системы». Заказ требуется выполнить до 30 сентября этого года.

    16 апреля подписан контракт с АО «Уральский завод транспортного машиностроения» на поставку до 30 июня 2025 года четырёх узкоколейных (1000 мм) вагонов модели 71-411 для Пятигорска.

    18 апреля в Новосибирске подписан контракт с ООО «БКМ Сибирь» на выполнение работ по проведению модернизации трамвайных вагонов модели 71-605, 71-608, 71-619, ЛМ-99 различных модификаций с установкой частично низкопольных кузовов первой комплектности модели Т701. Срок выполнения работ до 30 декабря 2025 года в четыре этапа: два вагона — не позднее 30 сентября, два — 31 октября, два — 30 ноября и оставшиеся три — до 30 декабря.

    В Москве 22 апреля подведены итоги закупки 100 односекционных трамваев с автономным ходом до 4 км. Единственный поставщик предложил выполнить заказ. Имя исполнителя контракта пока не раскрывается.

    28 апреля «ПК Транспортные системы» сообщила ещё об одной поставке в Екатеринбург: один вагон модели 71-911ЕМ «Львёнок». Приобретение вагона стало частной инициативой девелопера АО «Форум-групп». Трамвай станет подарком городу ко Дню Победы.

    Ранее авторы аналитического отчёта ««Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» прогнозировали в 2025 года падение производства трамваев и троллейбусов более чем на 30%. Поэтому новый прогноз по объёму поставок в 2025 году в целом достаточно оптимистичен. Однако он рассчитан на то, что будут полностью выполнены крупные заказы для Нижнего Новгорода и Краснодара в рамках концессионных проектов, а также на досрочное выполнение заказа для Екатеринбурга (плановый срок поставки — январь 2026 года), для которого пока даже не завершена процедура определения поставщика.

    По данным авторов аналитического отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» для достижения 85%-го обновления подвижного состава городского электротранспорта к 2030 году в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» необходимо обновить 3706 трамвайных вагонов. Для этого в среднем нужно выпускать по 742 трамвая в год, чего ни разу и близко не достигалось за последние 30 лет.

    Тем временем производители трамвайной техники готовят к выходу на рынок новые модели — трамвай «Гранит» от нового алтайского производителя, а также пятисекционные вагоны от «ПК Транспортные системы» и УКВЗ.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: