Трамваи: закупка для Череповца, поставки в Саратов, Нижний Новгород и Ярославль

  • Павел Яблоков
    20 февраля 2025 г. — 17:00
    156
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Володин Саратов»

    Подвижной состав общественного транспорта в агломерациях и многих городах страны должен быть обновлён на 85% к 2030 году. Это — утверждённый целевой показатель национальной цели «Комфортная и безопасная среда», утверждённой в прошлом году на самом высшем уровне.

    Однако некоторые города планируют выполнить поставленную задачу досрочно. В Череповце объявили закупку односекционных трамвайных вагонов, которая до конца года позволит полностью укомплектовать местное трамвайное депо новыми низкопольными вагонами.

    Готовятся к завершению обновления трамвайного парка и в Ярославле: в феврале уже началась поставки финальной партии вагонов.

    В Саратове и Нижнем Новгороде, как и в Ярославле, реализуются концессионные проекты по модернизации трамвайной сети. Эти города тоже постепенно получают новые вагоны. Для обновляемых маршрутов Саратова в феврале прибыли ещё восемь двухсекционных трамваев «Богатырь-М», однако для завершения комплектования реконструируемых линий новой техникой в ближайшие недели требуется закупить ещё одну партию вагонов. В Нижнем Новгороде пока что приблизились к экватору обновления местного трамвайного парка вагонами серии «МиНиН».

    Нижний Новгород

    В Нижний Новгород в рамках реализации концессионного проекта по модернизации городского электротранспорта при поддержке ВЭБ.РФ помимо инфраструктурных мероприятий продолжается поставка новых трамвайных вагонов.

    Как сообщил Минтранс Нижегородской области, ко второй половине февраля уже поставлено 77 односекционных трамвайных вагонов модели Т811 «МиНиН», из них 65 работает на маршрутах.

    Госкорпорация ВЭБ.РФ в феврале предоставила Нижнему Новгороду около 1,6 млрд руб. для реализации проекта модернизации городского электротранспорта. 380 млн руб. из них направлено на закупку подвижного состава, а 1,2 млрд рублей составляет оплата за уже выполненные генподрядчиком строительные работы.

    Всего в Нижний Новгород планируется поставить 170 новых трамвайных вагонов: 144 односекционных модели Т811 «МиНиН» и 26 трёхсекционных модели Т856. Начать выпуск трёхсекционных вагонов планируется в этом году. Пока что сборка опытного образца завершается в Минске на заводе BKM Holding.

    Первые 13 вагонов модели Т811 «МиНиН» были поставлены в Нижний Новгород в 2023 году, А в 2024 году был поставлен ещё 51 односекционный вагон  Таким образом, с начала 2025 года вагонный парк Нижнего Новгорода пополнился ещё 13 новыми трамваями.

    Всего на модернизацию трамвайного движения в Нижнем Новгороде ВЭБ.РФ предоставил более 5,3 млрд рублей, включая транш из средств Фонда национального благосостояния. Общий объём одобренных средств ВЭБ.РФ составляет 32,1 млрд руб.

    Саратов

    В Саратове итерационным путём продолжают закупать подвижной состав для обновления городских маршрутов. Закупка подвижного состава практически полностью осуществляется за рамками концессионного проекта по модернизации трамвайной инфраструктуры.

    В 2024 году в Саратов было поставлено 26 новых трамвайных вагонов. 6 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и 20 двухсекционных вагонов модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы».

    Ещё восемь «Богатырей» планировались к поставке на 2025 год, и к 19 февраля этот заказ был выполнен: все трамваи прибыли в Саратов.

    Однако если с укомплектованием новым подвижным составом маршрута № 6 проблем нет (для него уже приобретены все нужные односекционные вагоны модели 71-911ЕМ «Львёнок»), то для перезапуска этой весной более протяжённых и востребованных пассажирами маршрутов №№ 8 и 9 нужен дополнительный подвижной состав. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области со ссылкой на спикера Госдумы сообщило, что решение по приобретению еще 11 новых трамваев «Богатырь-М» для Саратова найдено: для этого из федерального бюджета выделено 1 млрд 300 руб. Таким образом, в ближайшие месяцы в Саратове должно быть уже 45 новых трамваев.

    Ожидается, что техническая обкатка линии маршрутов №№ 8 и 9 от Детского парка до Комсомольского посёлка начнётся в конце февраля, а пассажиры смогут воспользоваться этими маршрутами с мая. Обкатка маршрута № 6 запланирована на май, а в июле ожидается начало рабочего движения.

    Череповец

    14 февраля комитет по управлению имуществом города Череповца объявил электронный аукцион на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 12 односекционных полностью низкопольных трамвайных вагонов с начальной ценой 1,7615 млрд руб. Приём заявок ведётся до 3 марта. Подведение итогов намечено на 5 марта.

    Вагоны приобретаются в лизинг сроком на пять лет до 31 декабря 2030 года. Закупка осуществляется за счёт средств бюджета Череповца. Все трамваи требуется доставить в трамвайное депо МУП «Электротранс» до 31 декабря 2025 года.

    В отличие от ранее закупавшихся трамваев, все вагоны поставки 2025 года должны быть приспособлены для работы по системе многих единиц в двухвагонных сцепах. Это связано с особенностями пассажиропотока на основной городской линии, где пассажиропоток в часы пик может достигать 2350 человек в час.

    В каждом трамвае должно быть не менее 33 мест для сидения при номинальной вместимости 110 пассажиров и предельной 150 пассажиров.

    Для преодоления временно обесточенных участков в закупаемых вагонах предусматривается автономный ход не менее 500 м на прямолинейных участках с уклоном не более 3 ‰. В каждом вагоне оборудуется место для пассажиров на креслах-колясках, и выдвижная аппарель.

    Источник: аукционая докуменация на сайте ЕИС Закупки

    Максимальный размер лимитов бюджетных средств на обслуживание лизинговых платежей в 2025 году составит 243,6 млн руб., в 2026 году — 421,2 млн руб., в 2027 году — 368,5 млн руб., в 2028 году — 328,2 млн руб., в 2029 году — 249,3 млн руб., в 2030 году — 150,7 млн руб. Лизингополучателем техники будет выступать комитет по управлению имуществом города Череповца.

    В 2021-2023 годах для Череповца с помощью участия в федеральном проекте «Чистый воздух» нацпроекта «Экология»  удалось приобрести 28 единиц подвижного состава: 27 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и один двухсекционный вагон модели 71-923М «Богатырь-М». Парк МУП «Электротранс» насчитывает около 40 вагонов. Устаревшая техника серии 71-605 выходит на линию в часы пик, а также тогда, когда новые трамваи проходят техобслуживание.

    Ярославль

    В середине февраля Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ), входящий в госкорпорацию «Роскосмос», в рамках договора, заключённого с концессионером ООО «Мовиста Регионы Ярославль», начал отгрузку заключительной партии трамвайных вагонов для областного центра. Как сообщил Минтранс Ярославской области, первый вагон 19 февраля прибыл в Ярославль, ещё два вагона находились в пути. Всего к середине 2025 года для Ярославля будет изготовлено и поставлено 20 односекционных низкопольных трамваев модели 71-628-02.

    Ранее в Ярославль уже был поставлен один аналогичный вагон в 2023 году и 26 в 2024 году. Срок службы каждого вагона рассчитан на 30 лет.

    Поставка 47 вагонов позволит полностью отказаться от использования в Ярославле вагонов старых серий, обновив трамвайный парк Ярославля на 100%. Позиции Ярославля по обновлению подвижного состава сильны и в других видах транспорта. В 2023-2024 годах в Ярославль было поставлено 38 электробусов ЛиАЗ-627400, а в 2023 году при переходе на брутто-контракты был практически полностью обновлён автобусный парк. На этом фоне троллейбусный парк нуждается в наибольшем обновлении, но и для него в 2024 году было получено девять новых троллейбусов.

    Тем временем в Иркутске до конца лета планирует обновить трамвайный парк двумя новыми кузовами первой комплектности производства екатеринбургского завода «Горизонт».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: