Telegram-канал мэра Новосибирска Максима Кудрявцева
2024 год оказался рекордным за последние 15 лет не только по количеству трамваев, но и троллейбусов, поставленных в российские города. К такому выводу пришёл авторский коллектив недавно вышедшего отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ», проанализировав информацию о закупках и производстве подвижного состава городского электротранспорта во всех регионах страны.
По данным исследователей, в течение 2024 года в 40 российских городов поступил 861 новый троллейбус и 500 новых трамваев, причём в девяти из них обновление получили оба вида транспорта.
К сожалению, с учётом этих данных ранее высказанные экспертами прогнозы по падению производства подвижного состава городского электротранспорта в 2025 году оказались ещё более пессимистичными. В новом сезоне из ворота трамвайных и троллейбусных заводов на транспортные предприятия поступит примерно на 40% меньше новой техники, чем в 2024 году.
Такое развитие событий может привести к закрытию нескольких производств подвижного состава и задержке технологического развития оставшихся участников рынка машиностроения.
Данные по поставкам трамваев в 2024 году обобщены авторским коллективом по состоянию на 27 января 2025 года.
Над выпуском 500 вагонов работало четыре производителя. Наибольший вклад внесла компания «ПК Транспортные системы».
По данным аналитиков, в течение 2024 года новые трамваи поступили в 20 российских городов:
Часть вагонов пришла ещё во исполнение контрактов, заключённых в 2022-2023 годах, со значительным отставанием от изначальных сроков. В частности, были допоставлены вагоны по контрактам 2023 года в Новосибирск, Самару, Санкт-Петербург и Челябинск.
На годовой объём поставки трамваев заметное влияние оказала продолжающаяся реализация концессионных проектов в 10 регионах-участниках пилотного федерального проекта по комплексному развитию городского наземного электрического транспорта (модернизация подвижного состава и инфраструктуры трамвая): поставки в Волгоград, Краснодар, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Пермь, Саратов, Ярославль составили 251 из 500 годового объёма вагонов (50,2 %). Помимо заключённых контрактов, в 2024 году объявлялись закупки со сроками поставки для конца года четырёх односекционных трамвайных вагонов для Пятигорска и четырёх трёхсекционных двусторонних вагонов для Санкт-Петербурга, однако в связи с отсутствием заявок по первой закупке контракт так и не заключён, а по второй контракт заключён, но в связи с жосткими сроками исполнени поставка должна уже со сроком исполнения в 2025 году.
С учётом новых регионов трамвайные маршруты действуют в 65 городах. Таким образом, обновление получили 30,8% трамвайных хозяйств страны. В новых поставках преобладают односекционные низкопольные вагоны.
В статистику 2025 года перешли:
В статистику поставок 2024 года по Хабаровску вошёл один вагон, допоставленный по дополнительному соглашению к контракту на поставку 10 трамваев: его требовалось поставить отдельной партией в конце 2024 года, однако прибыл и принят он был только в январе 2025 года.
Однако цифру в 500 поставленных новых трамваев для российских городов в 2024 году тем не менее, можно считать правильной, если учесть поставку трамвая (кузов первой комплектности с капитально отремонтированными тележками) модели 71-605РМ13 производства ООО «Горизонт» в Иркутск.
Данные по поставкам троллейбусов в 2024 году обобщены авторским коллективом по состоянию на 30 января 2025 года.
Поставку 861 троллейбуса обеспечили производственные мощности семи российских и белорусских заводов, одним из них были ранее были выпущены кузова первой комплектности. Наибольший вклад внесён Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом, а модель УТТЗ-6241.01 «Грожанин» стала самой массовой выпускавшейся в 2024 года моделью среди троллейбусов, намного превзойдя и самое массовое серийное производство трамваев. В поставках троллейбусов преобладали троллейбусы с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Троллейбусы особо большого класса (сочленённые) не поставлялись.
В течение 2024 года новые троллейбусы поступили в 31 российский город:
Часть троллейбусов пришла ещё во исполнение контрактов, заключённых в 2022-2023 годах, со значительным отставанием от изначальных сроков. В частности, были допоставлены троллейбусы по контрактам прошлых лет в Брянск, Волгоград, Вологду, Екатеринбург, Новосибирск, Пензу, Санкт-Петербург и Ярославль.
Количество городов, получивших в 2024 году новые троллейбусы, могло быть и больше. Расторгнут планировавшийся к исполнению в 2024 году контракт на поставку 45 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» для Ставрополя, новая попытка закупки предпринята в 2025 году. Объявлялась, но затем была отменена закупка троллейбусов для Ульяновска.
В статистику 2025 года из планов 2024 года перешли:
В то же время, досрочно в 2024 году были поставлены из числа предполагавшихся к поставке в 2025 году по двухлетним контрактам три троллейбуса в Йошкар-Олу и два из 58 троллейбусов производства BKM Holding для Санкт-Петербурга, законтрактованных на 2025 год (ещё 21 машина в соответствии с графиком была поставлена в 2024 году).
Таким образом, из 85 городов, в которых расположены действующие троллейбусные парки и депо (с учётом новых территорий), в 2024 году обновление затронуло 36,5% троллейбусных хозяйств. Вовлечённость «троллейбусных» городов в процесс обновления подвижного состава выше и в количественном, и в процентном соотношении, что объясняется более низкой (в 2-3 раза) стоимостью одной единицы троллейбуса большого класса в сравнении с односекционным трамваем.
Определённым драйвером приобретения новой троллейбусной техники для городов и регионов в 2024 году остался национальный проект «Безопасные качественные дороги», а также реализуемые в некоторых регионах программы инфраструктурных бюджетных кредитов.
2024 год оказался рекордным по поставкам подвижного состава наземного городского электрического транспорта в города России за последние 15 лет — 500 трамваев и 861 троллейбус, «перебив» наивысшие до этого успехи 2023 года (328 трамваев и 772 троллейбуса). Два производителя («ПК Транспортные системы» и BKM Holding) занимались поставками как трамваев, так и троллейбусов.
Ранее авторы аналитического отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» исходя из динамики поставок за первые 10 месяцев 2024 года и объёма уже заключённых контрактов на 2025 год (253 трамвайных вагона и 400 троллейбусов) спрогнозировали серьёзное, более чем на 30%, падение производства трамваев и троллейбусов в сравнении с 2024 годом. Однако уточнённые данные предполагают падение производства городского электротранспорта уже на 40%.
Если сохранятся текущие тенденции, то падение может достичь поистине провальных значений 2015 года (44 трамвайных вагона и 74 троллейбуса), последствия которых привели к закрытию нескольких производств подвижного состава и задержке технологического развития оставшихся участников рынка.
На фоне растущих производственных мощностей трамвайных и троллейбусных заводов серьёзные опасения вызывает то, что более 76% средств на обновление подвижного состава по федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» выделено на вторую половину шестилетнего срока (2028-2030 годы). Такое неравномерное финансирование негативно скажется на загрузке машиностроительных предприятий, заметно увеличивших выпуск продукции в 2023-2024 годах, и вынужденных сокращать их в 2025-2027 годах, и заново расширять их в последующую трёхлетку.
Ранее на TR.ru — Транспорт в России были обупликованы обзоры о поставках подвижного состава городского электротранспорта в 2023 году и первой половине 2024 года, а также в 2022 году.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.