Трамваи: новинки от BKM и «Синары», запуск вагонов в Волгограде и Томске

  • Дарья Гербер
    20 июня 2024 г. — 11:15
    484

    Производители продолжают пополнять модельный ряд трамваев для обновления парков электротранспорта. Белорусский BKM Holding на выставке «Современный транспорт и инфраструктура» представил частично низкопольную модель Т701 для Новосибирска. Тем временем холдинг «Синара — Транспортные машины» приступил на новом производстве к сборке опытного образца трёхсекционного трамвая в Екатеринбурге. В перспективе она может пойти в серию, а компания-производитель — стать участником концессии для уральского города.

    В других регионах уже поступившая техника серийных моделей дозрела до работы с пассажирами. В Волгограде на маршрут № 2 вышли вагоны «Львёнок», а в Томске по маршруту № 1 начали работать новинки от Усть-Катавского вагоностроительного завода. Однако в сибирском городе не обошлось без сбоев в транспортном сообщении, ещё раз показывающих, что для запуска современных вагонов нужно подготовить и инфраструктуру.

    BKM Holding в Новосибирске представил модель Т701

    19–21 июня в МВК «Новосибирск Экспоцентр» проходят главные отраслевые события региона — XI Международный Сибирский транспортный форум и выставка «Современный транспорт и инфраструктура». В них приняла участие совместно с белорусско-российским предприятием «БКМ Сибирь» белорусская компания BKM Holding, представившая машинокомплект трамвайного вагона первой комплектности модели Т701.

    По данным портала «Автобизнес», модель Т701 полунизкопольна, имеет четыре двери (по одной одностворчатой впереди и сзади, две двустворчатые — в центральной части), накопительную площадку, 37 мест для сидения (восемь — на низком полу) и внешне схожа с моделью Т811.

    Переменный уровень пола стал компромиссным вариантом, так как вагон создавался под проект модернизации старого трамвайного парка Новосибирска. С 2017 года СП «БКМ-Сибирь» устанавливает новые трамвайные кузова белорусского производства на капитально отремонтированные тележки от списанных вагонов модели 71-605 УКВЗ и оснащает их новым российским электрооборудованием.

    До конца 2023 года BKM Holding поставлял городу машинокомплекты трамвайных вагонов модели 62103. Проект позволял экономить бюджетные средства, и потому администрация Новосибирска не заостряла внимание на устаревшем дизайне конца 90-х годов. Когда же BKM Holding начал производство трамваев нового поколения (низкопольная модель Т811), в Новосибирске отдали предпочтение кузову поновее. На представленном на выставке стенде с макетами моделей трамваев для Новосибирска под прежней разработкой подвели черту: годы выпуска 2009-2024, тем самым эстафета передана выпускаемым с 2024 года вагонам типа Т701. 18 марта между «БКМ-Сибирь» и МКП «Горэлектротранспорт» подписан контракт на поставку до 31 декабря 20 машинокомплектов трамвайного вагона модели Т701. При этом ходовая часть (тележки) могут быть использованы не только от вагонов типа 71-605, но и более молодых серий 71-608, 71-619 и ЛМ-99. Стоимость заключённого контракта 900,6 млн руб. (45,3 млн руб. за вагон). Такие же объёмы планируются и в 2025–2026 годах.

    Ещё три аналогичных кузова, но под тележки от вагонов серии Tatra T3 ждут от BKM Holding в Самаре. Дилер белорусского завода заключил контракт с местным ТТУ стоимостью 124,7 млн руб. (41,57 млн руб. за кузов).

    Первые посетители новосибирской выставки отметили некомфортные для пассажиров перепады в высоте на переходе от накопительной площадки в средней части салона к основным группам сидений, расположенным в передней и хвостовой частях: высокие и узкие ступеньки затрудняют передвижение. Кроме этого, низкопольный «пенал» в конструкции вагона Т701 оборудован и у задней двери на ширину одностворчатой двери, не создавая накопительной площадки для колясок и инвалидных кресел, но, вкупе с узкими и высокими ступеньками, усложняющий передвижение из центра вагона к сиденьям, расположенным в кормовой части. 

    Обычная компоновка полунизкопольных вагонов, в том числе серийно выпускаемых УКВЗ и «Уралтрансмашем», предполагает наличие низкого пола только в средней части салона и ступеньки при входе в первую и последнюю двери, ведущие в высокопольные части салона.

    При этом техническое задание на поставку кузовов в Новосибирск оговаривало наличие низкого пола лишь в средней части салона: его доля должна составлять не менее 35% от общей площади.

    Стоимость полунизкопольного кузова первой комплектности в новом исполнении уже не такая «бюджетная», как на старте проекта «БКМ-Сибирь». Она стала менее чем в два раза отличаться от цены новых низкопольных трамвайных вагонов. Однако, помимо экономического фактора, приобретать полностью низкопольную технику новосибирцам пока мешает плохое состояние основной части местных трамвайных путей: обновление рельсового полотна ведётся достаточно низкими темпами.

    «Синара» собирает трёхсекционный трамвай в Екатеринбурге

    Основанное в этом году новое производство трамваев, формируемое в столице Среднего Урала, поделилось первыми подробностями будущего подвижного состава. Как сообщила компания «Синара — Транспортные машины» (СТМ), её специалисты на площадке в Екатеринбурге работают над принципиально новым продуктом – трёхсекционным полностью низкопольным трамваем «Синара». Работы планируется завершить до конца 2025 года. Сейчас идёт процесс сварки кабины опытного образца. После того, как вагон пройдёт все необходимые испытания и получит сертификат соответствия, трамваи можно будет производить серийно. В новой модели предусмотрены комфортные условия для пассажиров и эксплуатирующего персонала: системы климат-контроля и шумоизоляции, анатомические сидения, подсветка внутри салона, USB-слоты для зарядки гаджетов. Максимальная вместимость трамвая 290 человек.

    По данным РБК, опытный образец готовят на базе завода «Ремпутьмаш» в Екатеринбурге. Компания модернизирует общественный транспорт в нескольких регионах страны — Краснодарском крае, Ростовской и Челябинской областях, являясь одним из претендентов на концессию электротранспорта Екатеринбурга. В 2018 году предприятие подписало с администрацией города и правительством Свердловской области тройственное соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. Кроме этого, СТМ заключила соглашение с «Уралтрансмашем» на производство трамваев для Екатеринбурга, так как одним из условий участия в концессии является местная сборка

    «Львята» вышли на маршруты Волгограда

    19 июня 10 «Львят» вышли на линию в Волгограде. По информации пресс-службы «ПК Транспортные системы», девять вагонов обслуживают маршрут № 2 «Детский центр — школа №36» постоянно, а ещё один находится в резерве. Вагоны прошли процедуру приёмки и тестирования систем. В ходе обкатки они проехали не менее 50 км.

    По будням трамваи отправляются в первый рейс в 5:40 при интервале движения 5–8 минут. Модернизация путей по линии маршрута № 2 планируется в рамках концессионного проекта несколько позднее. Сейчас основные силы брошены на модернизацию линии скоростного трамвая: с 13 мая до начала осени движение сохранено лишь на северном участке.

    Низкопольные трамваи УКВЗ работают на улицах Томска

    Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) сообщил о выходе новых низкопольных трамваев модели 71-628.01 на линии Томска. 18 июня пять вагонов начали обслуживать маршрут № 1 «Восточная — Черемошники». Техника поступила в Трамвайно-троллейбусное управление в апреле-мае, окончательная её передача в эксплуатацию от лизингодателя ГТЛК перевозчику произошла в начале июня. Стоимость контракта составила 464 млн рублей. 44% стоимости компенсировано из федерального бюджета, ещё 50% — из областного, остальная сумма — траты города. В течение месяца трамваи проходили обкатку, а 10 водителей параллельно занимались переподготовкой.

    Новые вагоны низкопольны, оснащены системами адресного открытия дверей, климат-контролем, датчиками пассажиропотока, электронными маршрутными указателями, Wi-Fi, USB-разъёмами, кнопками открывания дверей и валидаторами.

    Как сообщил портал BFM.ru, уже вечером 18 июня произошёл второй случай схода нового трамвая с рельсов за две недели. Предыдущий, 7 июня, случился во время тестовой обкатки. Всего на ремонт наиболее опасных участков потребуется около 330 млн рублей, пока же из фонда непредвиденных расходов выделили 12,5 млн рублей на ремонт кольца на Большой Подгорной.

    В городской администрации отметили, что работа по модернизации трамвайной инфраструктуры продолжится, особенно с учётом того, что новинки более требовательны к качеству рельсов. В частности, решено выделить дополнительные средства на ремонт трамвайного кольца в районе Черемошников — самого сложного участка маршрута № 1. Также среди критичных мест — кольцо на площади Кирова.  По информации городского портала «Томск.ру», развитие трамвайного движения может войти в новый национальный проект по транспорту, который позволит регионам брать технику в рассрочку или в кредит под минимальные проценты. Изношенность томского парка трамваев составляет 100%. При наличии финансирования полное обновление возможно в течение пяти-шести лет, если закупать по пять трамваев ежегодно.

    Пока же специалисты ТТУ выходят два раза в неделю на проверку маршрута и проводят замеры, при необходимости подтягивая перемычки между рельсами.

    Также закупки и поставки трамваев осуществляются для Волгограда, Иркутска, Перми, Петербурга, Самары и Саратова.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)