Непростой 2022-й год глазами TR.ru — Транспорт в России. Часть 1. Подвижной состав ГЭТ

  • Павел Яблоков
    30 декабря 2022 г. — 11:00
    2453
    Иллюстрация: 

    Горэлектротранс / t.me/getspb

    Уходящий 2022 год был богат на разнообразные события в транспортной отрасли. Некоторые из них носили скорее положительный характер. Мы решили вспомнить основные из них, привлекавшие внимание интернет-издания TR.ru — Транспорт в России в течение года. Одной из ключевых тем года стала модернизация систем городского электрического транспорта, в которой важное место отводилось и подвижному составу. Заводы, несмотря на трудности, связанные с перестройкой логистических цепочек и заменой компонентной базы, поставили заказчикам несколько сотен трамваев и троллейбусов. И с как никогда пухлым портфелем заказов будущих, или перенесённых из завершающегося года, перешли в 2023-й год.

    2022 год: ситуация на уровне предыдущих лет

    Темпы обновления парка подвижного состава электротранспорта в российских городах далеки от идеальных. Поэтому случаи, когда новые трамваи и троллейбусы закупаются, а потом и выходят на улицы городов, по-прежнему приятно освещать.

    С учётом завершения перенесённых с прошлого года поставок техники и фактически выполненных объёмов от плана 2022 года трамвайные депо и троллейбусные парки 31 города страны пополнили свыше 600 единиц новой пассажирской техники. При этом в декабре количество подписанных актов приёмки техники заметно увеличилось по сравнению с предыдущими месяцами: «на флажке», в последние дни года производители и их дилеры пытаются закрыть или хотя бы начать поставки по подписанным контрактам. Поэтому приведённая ниже информация может оказаться неполной, но в целом отражает то, как прошёл для предприятий электротранспорта 2022-й год.

    В течение 2022 года зафиксированы поставки 356 троллейбусов (в том числе 150 с увеличенным автономным ходом и 23 сочленённых) в 20 городов страны:

    • Альметьевск — 6 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • Брянск — 28 троллейбусов (14 ПКТС-6281.00 «Адмирал» и 14 ВМЗ-5298.01 «Авангард»);
    • Видное — 2 прошедших капитально-восстановительный ремонт троллейбуса ЗиУ-682Г в кузове троллейбуса Тролза-5264.05 «Слобода»;
    • Владимир — 1 троллейбус ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • Волгоград — 56 троллейбусов с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D;
    • Иркутск — 1 троллейбус с увеличенным автономным ходом ПКТС-6281.01 «Адмирал»;
    • Ковров — 5 троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин»;
    • Красноярск — 42 троллейбуса (27 — завершение просроченной поставки по контракту 2021 года ВМЗ-5298.01 «Авангард» с увеличенным автономным ходом, 12 — ПКТС-6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом, 3 — ПКТС-6281.00 «Адмирал»);
    • Миасс — 5 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • Мурманск — 7 троллейбусов (6 ВМЗ-5298.01 «Авангард» и 1 Алькор-5214);
    • Новороссийск — 1 троллейбус ВМЗ-5298.01 «Авангард»;
    • Новосибирск — 1 троллейбус с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6241.01 «Горожанин»;
    • Омск — 11 троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал»;
    • Петрозаводск — 21 троллейбус (16 ВМЗ-5298.01 «Авангард» и 5 БКМ-321);
    • Подольск — поставка одного троллейбуса с узлами Тролза-5265, прошедшего капитально-восстановительный ремонт с заменой кузова;
    • Рубцовск — 7 троллейбусов БКМ-321;
    • Рязань — 20 троллейбусов (10 «классических» ПКТС-6281.00 «Адмирал» и 10 с увеличенным автономным ходом МАЗ-203Т70);
    • Санкт-Петербург — 117 троллейбусов, в том числе 55 «классических» ВМЗ-5298.01 «Авангард», 39 с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D «Olgerd» и 23 сочленённых ВМЗ-6215.01 «Премьер»;
    • Хабаровск — 4 троллейбуса УТТЗ-6241.01 «Горожанин» с увеличенным автономным ходом;
    • Чита — 20 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» (завершение просроченной поставки 2021 года).

    В течение 2022 года зафиксированы поставки 303 трамвайных вагонов (в том числе 49 трёхсекционных и 65 двухсекционных) в 14 городов страны:

    • Верхняя Пышма — 11 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства ПК «Транспортные системы» (в декабре один из вагонов был откомандирован в Курск для обкатки на местной сети);
    • Владикавказ — 3 односекционных вагона модели 71-412 («Уралтрансмаш»);
    • Златоуст — 7 вагонов Татра-Т3К-«Иж» (КВР от МУП «Ижгорэлектротранс»);
    • Калининград — 16 двухсекционных узкоколейных (1000 мм) вагонов 71-921 «Корсар» от ПК «Транспортные системы»;
    • Магнитогорск — 40 вагонов (20 модели 71-623-04.01 производства УКВЗ и 20 вагонов КВР модели 71-605РМ13 производства НПО ООО «Горизонт»);
    • Москва — завершение поставки по многолетнему контракту 43 трёхсекционных вагонов модели 71-931М «Витязь-М» производства ПК «Транспортные системы»;
    • Нижний Новгород — один односекционный вагон Т811 «МиНиН» производства BKM Holding;
    • Нижний Тагил — 10 односекционных вагонов производства «Уралтрансмаша» (8 модели 71-412 и 2 модели 71-415Р);
    • Новокузнецк — 26 односекционных вагонов модели 71-623-04.01 производства УКВЗ (8 по контракту 2022 года и 18 — завершение просроченной поставки по контракту 2021 года);
    • Новосибирск — 5 вагонов модели БКМ-62103 (КВР вагонов серии 71-605, выполненный совместным предприятия «БКМ-Сибирь»);
    • Санкт-Петербург — 55 вагонов производства ПК «Транспортные системы» (49 двухсекционных модели 71-923М «Богатырь-М» и 6 модели 71-931М «Витязь-М»);
    • Таганрог — 40 вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода (30 модели 71-628 и 10 модели 71-628М);
    • Челябинск — 38 вагонов производства УКВЗ (30 модели 71-628.01 по контракту 2022 года и 8 — модели 71-623-04.01 в завершение просроченного контракта 2021 года);
    • Череповец — 8 вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства ПК «Транспортные системы».

    Сроки исполнения по многим контрактам, особенно касающимся троллейбусной техники, не выдерживаются: отставание от графика исчисляется порой месяцами. Несмотря на это, администрации городов и регионов продолжают терпеливо ждать обещанные трамваи и троллейбусы. Некоторые из них начисляют штрафные санкции-неустойки, с другими достигаются договорённости об изменении сроков поставки техники. Только во Владимире, впервые за девять лет решившемся обновить троллейбусный парк, проявили особую принципиальность. Заключённый 6 сентября контракт на поставку пяти троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард», приобретавшихся к юбилею Владимирского троллейбуса, был расторгнут 1 ноября в связи с нарушением сроков поставки: технику надлежало предоставить заказчику в течение 30 рабочих дней с даты заключения контракта, то есть к 18 октября. Проведенный на сэкономленные от первых торгов аукцион на приобретение ещё одного троллейбуса в результате принёс единственное обновление троллейбусного парка Владимира в этом году. С именем вологодского завода «Транс-Альфа» связаны как основные переносы исполнения контрактов 2021 года на 2022 год, так и перенос исполнения контрактов 2022 года на 2023 год.

    По информации отчёта «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России», подготовленный Strategy Partners, в 2021 году в города России было поставлено 250 новых трамваев и 358 троллейбусов, что, соответственно, на 17% и на 12% больше, чем поставлено в 2020 году. При этом для обеспечения своевременной замены устаревшего подвижного состава для достижения нулевой его доли к 2030 году требуется ежегодно поставлять 406 трамваев и 569 троллейбусов.

    Определённым драйвером приобретения новой техники электротранспорта для городов и регионов стали федеральные проекты, в том числе «Безопасные качественные дороги», «Чистый воздух» и «Развитие Дальнего Востока». По программе «БКД» приобретены 14 троллейбусов для Брянска и девять для Новосибирска. Более значимым для электротранспорта оказался проект «Чистый воздух». Благодаря нему обновились троллейбусы Читы и Красноярска, трамваи Череповца и Нижнего Тагила, трамваи и троллейбусы Новокузнецка. А финансирование по линии Минвостокразвития позволило Хабаровску получить три троллейбуса. Концессионные проекты помогли обновить трамвайный парк Таганрога и приобрести подвижной состав для обслуживания межмуниципального маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Начато производство вагонов для концессионного проекта Курска.

    Большой задел на 2023 год

    То, о чём много лет говорили производители техники, частично реализовалось в этом году. Многие регионы начали проводить закупки техники не в режиме «поставка в течение одного-двух месяцев», а с отсрочкой не несколько месяцев, порой около года, с момента заключения контракта до начала поставки первой партии. Для трамвайной отрасли распланировать производственную программу на несколько ближайших лет «якорными» заказами помогут концессионные проекты, в этом году перешедшие из разряда единичных случаев к более массовому явлению.

    Уже подтверждённые контрактами заказы на 2023 год превышают весь объём поставок на 2022 год. Если по трамваям это превышение не столь значительно, то по троллейбусам превышает годовой объём производства 2022 года более чем в 2,5 раза. Контракты на поставку электротранспорта подписаны для 24 городов.

    По заключённым в 2022 году контрактам, в 2023 году уже планируются поставки 447 трамвайных вагонов (126 трёхсекционных, 40 двухсекционных, 281 односекционный) в 13 городов страны:

    • Барнаул — 10 односекционных трамваев БКМ-Т802Е;
    • Владикавказ — 25 односекционных трамваев модели 71-412 («Уралтрансмаш»);
    • Златоуст — 3 вагона Татра-Т3К-«Иж» (КВР от МУП «Ижгорэлектротранс»);
    • Краснодар — 40 односекционных трамваев модели 71-628 производства УКВЗ в рамках реализации концессионного соглашения;
    • Курск — 22 односекционных трамвая модели 71-911ЕМ «Львёнок» (ПК «Транспортные системы») в рамках реализации концессионного соглашения;
    • Нижний Новгород — 79 односекционных трамваев модели Т811 «МиНиН» в рамках реализации концессионного соглашения;
    • Нижний Тагил — 4 односекционных трамваев модели 71-412 («Уралтрансмаш»);
    • Новокузнецк — 4 односекционных трамвая модели 71-623.04-01 производства УКВЗ;
    • Самара — 12 односекционных трамваев модели БКМ-Т811;
    • Санкт-Петербург — продолжение поставки 83 трамвайных вагонов ООО «ПК Транспортные системы» по начатым в 2022 году контрактам: 28 двухсекционных модели 71-923М «Богатырь-М» 38 трёхсекционных двусторонних модели 71-932 «Невский» и 17 трёхсекционных односторонних модели 71-931М «Витязь-М», а также поставка 54 трамвайных вагонов в ретро-стиле производства завода «Уралтрасмаш»: 42 трёхсекционных двусторонних модели 71-431 «Коломна» и 12 двухсекционных модели 71-421 «Петроградка»;
    • Тула — 17 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» (ПК «Транспортные системы») в рамках нацпроекта «БКД»;
    • Челябинск — 74 односекционных вагона модели 71-628.01 производства УКВЗ;
    • Череповец — 8 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства ПК «Транспортные системы».

    По заключённым в 2022 году контрактам, на 2023 год уже запланирована или перенесена поставка 865 троллейбусов (в том числе 506 с увеличенным автономным ходом) в 18 городов:

    • Альметьевск — 4 троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» с увеличенным автономным ходом — перенос исполнения контракта в 2022 году; ДОПОЛНЕНИЕ от 03:05 19.02.2023: контракт расторгнут 30 января 2023 года.
    • Братск — 45 троллейбусов, в том числе 25 — в счёт программы 2022 года (18 ВМЗ-5298.01 «Авангард», 6 УТТЗ-6241.01 «Горожанин» и 1 БКМ-321) и 20 — поставки 2023 года: 15 ВМЗ-5298.01 «Авангард» и 5 УТТЗ-6241.01 «Горожанин» с увеличенным автономным ходом;
    • Брянск — допоставка 22 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» по контракту 2022 года;
    • Екатеринбург — 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D «Olgerd» (ранее 22 из них планировались на 2022 год, но 27 декабря с ООО «Автотехком» заключено дополнительное соглашение о переносе всей партии на 2023 год с окончанием поставок до 31 октября 2023 года);
    • Краснодар — 60 троллейбусов (22 «классических» БКМ-321 «Olgerd»  и 38 БКМ-32100D «Olgerd» с увеличенным автономным ходом);
    • Курск — 15 троллейбусов с увеличенным автономным ходом в рамках нацпроекта «БКД»;
    • Новокузнецк — 19 троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» (10 «классических» и 9 с увеличенным автономным ходом; 11 из них — перенос поставки 2022 года);
    • Новосибирск —128 троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» с увеличенным автономным ходом (в том числе восемь перенесённых из поставки 2022 года);
    • Омск — 38 троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал»;
    • Пенза — 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6241.01 «Горожанин»;
    • Подольск — допоставка одного троллейбуса с узлами Тролза-5265, прошедшего капитально-восстановительный ремонт с заменой кузова;
    • Санкт-Петербург — окончание поставки техники (169 единиц) по двухлетним контрактам: 111 «классических» ВМЗ-5298.01 «Авангард», и 58 троллейбусов с увеличенным автономным ходом БКМ-32100D «Olgerd»;
    • Уфа и Стерлитамак — 41 троллейбус производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода по офсетному контракту, заключённому в 2021 году;
    • Хабаровск — 6 троллейбусов с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6241.01 «Горожанин» (допоставка из планов 2022 года);
    • Челябинск — 168 троллейбусов Синара-6254 в рамках реализации концессионного проекта (98 с увеличенным автономным ходом и 70 «классических»);
    • Чита — 10 троллейбусов с увеличенным автономным ходом ВМЗ-5298.01 «Авангард» (допоставка из планов 2022 года);
    • Ярославль — 4 троллейбуса ВМЗ-5298.01 «Авангард» (перенос поставки по плану 2022 года).

    Несомненно, в течение 2023 года появятся дополнительные заказы, которые тоже нужно будет выполнить в разумные сроки. Поэтому заявленные в октябре этого года на парламентских слушаниях в Госдуме цифры о том, что ежегодно отрасли требуется обновлять не менее 1000 единиц подвижного состава электротранспорта не просто близки к реальности, а, скорее, являются нижней планкой оценки рынка. Актуальная потребность городов, подкреплённая финансированием, значительно выше. А к ним могут присоединиться и другие по мере готовности федеральной программы, стимулирующей обновление подвижного состава электротранспорта: в течение 2023 года она лишь будет разрабатываться.

    На презентации аналитического отчёта «Троллейбусный транспорт в России: состояние и перспективы рынка», состоявшейся в октябре в Общественной палате РФ, были озвучены цифры производства, ведущие к реализации нескольких видов сценариев развития отрасли. Для негативного развития отрасли достаточно поддерживать темпы производства до 200 единиц в год, что к 2030 году приведёт к истощению половины парков. Инерционное обновление в существующих объёмах парков потребует производства порядка 450 троллейбусов в год. Восстановление парков подвижного состава в городах или умеренное развитие потребует выпуска 750-800 троллейбусов в год, а целевое развитие с ростом охвата маршрутной сети и строительства новых линий — 1000 троллейбусов в год. Планка, заданная 2023 годом ещё до его наступления, как видим, достаточно высока. Но удерживать её на таком уровне, чтобы провести модернизацию сетей электротранспорта не только в крупных, но и средних городах страны, возможно только при наличии федеральной программы.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 0:40 02.01.2023
    Некоторые цифры в материале уточнены.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 0:25 04.01.2023
    Некоторые цифры в материале уточнены.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 22:20 10.01.2023
    Внесены небольшие уточнения в данные о поставках на 2023 год.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 12:07 18.01.2023
    Внесены небольшие уточнения в данные о поставках на 2023 год.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 09:05 16.02.2023
    Уточнены данные по поставкам трамвайных вагонов в 2022 году и подтверждённых поставках на 2023 год.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 03:05 19.02.2023
    Уточнены данные по поставкам троллейбусов в 2022 году и перенесённых на 2023 год остатках исполнения контрактов.