Деньги на электробусы и трамваи выделили: субсидии Минтранса России получат 10 регионов

  • Павел Яблоков
    3 апреля 2023 г. — 11:25
    2013
    Иллюстрация: 

    Википедия / ru.wikipedia.org

    В ближайшие три года Минтранс России выделит серьёзное финансовое подспорье регионам, решившимся развивать и модернизировать системы городского электротранспорта на условиях государственно-частного партнёрства. Ранее федеральное ведомство объявило приём заявок на субсидирование финансовых обязательств регионов, обозначив условие: немалые для регионов средства на обновления трамвайной инфраструктуры можно получить, только обозначив свою потребность во внедрении электробусов с ультрабыстрыми зарядками. Как стало понятным из решения, принятого Правительством России, от электробусной «нагрузки» на таких условиях не отказался никто — даже регионы, где электробусы проходили максимум только тестовые испытания. О том, когда, кому и на какие проекты будет распределена сумма в 86,5 млрд руб. — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    86,5 миллиардов на десятерых

    31 марта Правительством России подписано распоряжение № 798-р, которым Минтрансу России для межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации проектов по комплексному развитию городского наземного электрического транспорта выделено 86,5 млрд руб.

    Средства направлены на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий, а также на закупку электробусов (автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника) и объектов зарядной инфраструктуры для них.

    В 2023 году на эти цели выделено 36,8 млрд руб., в 2024 году 33,0 млрд руб., а в 2025 году 16,7 млрд руб. 2024 и 2025 годы. При этом в документе уточняется, что все показатели на 2024 и 2025 годы указаны при условии доведения объёма финансирования в соответствующем финансовом году.

    Иными словами, регионы получат необходимые им средства по выполнению своей части концессионных соглашений — средства на выплату концессионерам капитальных грантов, на которые будет в первые годы действия концессий строиться и модернизироваться трамвайные линии, а также закупаться новые трамвайные вагоны. Эти же средства пойдут на закупку электробусов и зарядных станций для них, ставшими неотъемлемой нагрузкой для решения вопроса о выделении федеральных бюджетных средств. Заявки на получение субсидии от регионов принимались с 7 по 15 марта 2023 года включительно и рассматривались специально созданной комиссией Минтранса, в состав которой помимо представителей Минтранса по согласованию включили также представителей ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» (Росавтотранс) и корпорации развития «ВЭБ.РФ».

    Регионы, решившие участвовать в получении субсидии, в заявке обязывались не только реализовывать концессионный проект, но и в случае признания заявки отобранной для предоставления субсидии «в нагрузку» обеспечить в 2023 году реализацию мероприятий по закупке электробусов и объектов зарядной инфраструктуры для них. В заявке регионы указывали отдельно стоимость реализации инфраструктурных проектов без учёта стоимости электробусов и зарядных станций, а также стоимость электробусов и зарядных станций, количество закупаемых трамвайных вагонов (односекционных, двухсекционных и трёхсекционных) с разбивкой по годам, а также объёмы строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры (трамвайных путей, контактных линий, депо, тяговых подстанций, зарядных станций электробусов) и благоустройства прилегающих территорий (озеленение, устройство остановочных пунктов, устройство освещения с указанием количества столбов, мачт и других объектов, а также другие мероприятия).

    Реализация концессионных соглашений в ряде городов — Волгограде, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Ростове-на-Дону позволит обновить полностью или частично существующую трамвайную инфраструктуру, а также построить некоторое количество новых линий. Наиболее амбициозны планы Ростова-на-Дону, где планируется расширить трамвайную сеть более чем вдвое.

    В Курске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове и Ярославле расширение сети линий не предусматривается: все работы направят на модернизацию уже существующей инфраструктуры. Поэтому для этих городов лишь «электробусное» дополнение к трамвайным концессиям позволит как-то расширить сеть городского электротранспорта — разумеется, при том условии, что маршруты электробусов не будут приходить на место действующих троллейбусных линий.

    Распоряжением Правительства, Минтрансу России поручено заключить соглашения о предоставлении бюджетам 10 субъектов РФ субсидий из федерального бюджета. При этом почти половина средств будет распределена среди двух регионов — Ростовской и Нижегородской областей, решившихся реализовать наиболее объёмные инфраструктурные проекты. Размер субсидии для разных регионов варьируется от более чем 50% от суммы капитальных грантов до полного покрытия, а в некоторых случаях федеральной помощи хватит и на оплату приобретаемых электробусов и зарядных станций.

    Волгоградская область

    Концессионное соглашение между Правительством Волгоградской области, администрацией Волгограда и ООО «Электротранспорт плюс» сроком на 25 лет в отношении находящегося в муниципальной собственности имущественного комплекса электрического транспорта общего пользования заключено 30 декабря 2022 года.

    В объём работ по концессии вошло 15 из 45,3 км линий скоростного трамвая и 14,2 из 72,0 км сети городского трамвая. Кроме того, планируется построить новый участок линии скоростного трамвая длиной 5,0 км в однопутном исчислении от ВгТЗ вдоль территории Тракторного завода и ул. Тракторостроителей до ул. Михайлова. Также в 2024 году планируется приобретение не менее 12 трёхсекционных двухкабинных трамвайных вагонов для челночного движения и не менее 50 односекционных однокабинных.

    От Минтранса России Волгоградская область должна получить 4,557 млрд руб.: 1,277 млрд в 2023 году, 3,199 млрд в 2024 году и 80,9 млн руб. в 2025 году. При этом в качестве средств капитального гранта запланировано 8,06 млрд инвестиций. Общий максимальный объём инвестиций, привлекаемый концессионером — 11,9997 млрд руб.

    В конце января администрация Волгограда анонсировала открытие в этом году нового маршрута № 5А «Родниковая долина — Железнодорожный вокзал», для которого вид транспорта обозначен как электробус. Ориентировочно, для его работы потребуется 20 электробусов и не менее пяти зарядных станций.

    Краснодарский край

    Краснодар стал пока что единственным городом в России, в котором могут быть реализованы сразу два концессионных соглашения. Также отличием города от других участников пилотного проекта стало то, что объектами соглашений является исключительно строительство новых трамвайных линий и депо. По первому проекту соглашение уже подписано 12 сентября прошлого года между администрацией Краснодара, Краснодарским краем и ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Краснодар» сроком на 25 лет, предусматривает строительство до конца 2026 года западного полукольца длиной 35,4 км одиночного пути от Западного трамвайного депо до Московской ул., реконструкцию действующего трамвайного узла в районе ул. Красных Зорь и поставку 100 односекционных вагонов. Общий объём финансирования концессионер оценил в 28,4255 млрд руб., из которых 17,8 млрд руб. составят кредитные средства, 8,68 млрд руб. — капитальный грант и ещё 1,8 млрд руб. — собственные средства инвестора.

    По второму проекту предусматривается строительство 35,6 км новых трамвайных линий и Северного трамвайного депо, а также приобретение пяти вагонов. Общий объём финансирования потенциальный концессионер оценил в 26,06 млрд руб., из которых 2,606 млрд руб. — средства капитального гранта. Приём заявок, альтернативных предложению ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Краснодар.ДОМ» закончился 15 января, но о подписании соглашения стороны пока не объявляли, поэтому и федеральные меры поддержки на этот проект пока не распространяются.

    Электробусные планы столицы региона пока обозначены в виде одного маршрута № 2Е «Троллейбусное депо №1 — железнодорожный вокзал Краснодар-I», где сейчас работают автобусы МУП «КТТУ». Для него планируется приобрести 16 электробусов и четыре зарядные станции.

    Краснодарскому краю выделено из федерального бюджета 9,214 млрд руб., в том числе в 2023 году 3,783 млрд руб., в 2024 году — 4,226 млрд руб., а в 2025 году — 1,205 млрд руб.

    Красноярский край

    В состав концессионного соглашения, заключённого 3 марта этого года между Красноярским краем, Красноярском и ООО «Мовиста Регионы Красноярск» сроком на 20 лет, включена реконструкция трамвайного депо, реконструкция 16,0 км одиночного пути городских трамвайных линий (главным образом, по просп. им. Газеты «Красноярский рабочий»), строительство новых 30,0 км путей и приобретение 50 двухсекционных трамвайных вагонов. Ввод в эксплуатацию всех объектов соглашения предлагался не позднее 31 декабря 2025 года.

    Максимальный размер инвестиций, привлекаемых концессионером, должен составить 24,157 млрд руб. При этом размер средств капитального гранта составляет 6,918 млрд руб.

    Красноярск стал первым и пока единственным из всей десятки городов, где закупка первой партии электробусов уже объявлена. 11 электробусов с ультрабыстрой зарядкой с расчётной стоимостью 42,9 млн руб. за единицу ждут в городе в сентябре-октябре этого года.

    Однако общая заявка, поданная в Минтранс России на субсидирование, состоит из 20 электробусов и пяти зарядных станций, сообщает «Новосибирск Онлайн», ссылаясь на правительство региона.

    Всего Красноярский край от Минтранса России должен получить 6,996 млрд руб.: 3,7 — в 2023 году, 2,459 млрд — в 2024 году и 833,9 млн руб. — в 2025 году.

    Курская область

    Самый «миниатюрный» инфраструктурный проект из всей десятки планируют реализовать в Курской области. Он же станет и единственным, которому федерального финансирования в 2025 году не предусмотрено: все запланированные проектом работы по реновации Курского трамвая собираются уложить в два года. Минтранс России выделит на его реализацию 4,198 млрд руб.: на 2023 год запланировано 2,21 млрд, а на 2024 — 1,988 млрд руб.

    Концессионное соглашение между Правительством Курской области и компанией «Мовиста Регионы Курск» сроком на 25 лет подписано в августе 2022 года. Сумма привлекаемых средств составила 12,902 млрд руб. Всего город получит 22 новых трамвая, капитально отремонтируют 42,6 км линий в однопутном исчислении, трамвайное депо на 2-й Агрегатной ул. и восемь тяговых подстанций.

    Ранее Курской областью были озвучены планы по приобретению 10 электробусов и трёх зарядных станций. До конца года планируется организовать движение электротранспорта на маршруте № 7Э «Московская пл. — Онкологический центр» общей протяжённостью 37,9 км. Трасса маршрута во многом дублирует действующий троллейбусный маршрут № 7 «Знаменский собор — Авиацентр», что может означать отказ от работы троллейбусов на этом направлении по мере поступления новой техники. С 1 апреля 15 новых троллейбусов модели 6281.01 «Адмирал» производства ПК «Транспортные системы» начали работать по брутто-контрактам на маршрутах №№ 2 и 11.

    Липецкая область

    В Липецкой области проект модернизации городского электротранспорта Липецка предусматривает реконструкцию 40,8 км одиночного пути, строительство новой линии протяжённостью 5,2 км о.п. по улицам Катукова и Стаханова к 31-му и 32-му («Европейскому») микрорайонам до Воронежского шоссе, реконструкцию трамвайного депо и закупку 46 односекционных трамваев. Стоимость реализации проекта по концессионному соглашению, заключённому с ООО «Мовиста Регионы Липецк» составляет 13,8 млрд руб. За его рамками остаются линии в промзоне Новолипецкого металлургического к Стану-2000 и ДП-6.

    От Минтранса России Липецкая область должна получить 4,452 млрд руб., в том числе 2,322 млрд в 2023 году, 1,408 млрд в 2024 году и 722,9 млн руб. в 2025 году.

    В качестве электробусной составляющей в Липецке планируют приобрести 10 новых электробусов и три зарядных станции для них. Тестовый Электробус КАМАЗ-6282 уже проходит испытания на городских маршрутах. Также планируется восстановление работоспособности пяти приобретённых в 2018 году электробусов с ночной подзарядкой Volgabus-5270.0E.

    Нижегородская область

    Концессионное соглашение между Правительством Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» по созданию и эксплуатации имущественного комплекса наземного электротранспорта общего пользования в Нижнем Новгороде сроком на 25 лет подписано осенью 2023 года. Общий размер инвестиций в создание и модернизацию объектов — 33,3 млрд руб. В рамках проекта планируется до 2027 года реконструировать все трамвайные линии города протяжённостью 149,3 км одиночного пути, три депо, 16 тяговых и трансформаторных подстанций и закупить 170 трамвайных вагонов (26 особо большого класса модели Т856 и 144 большого класса модели Т811 «МиНиН»).

    Из федерального бюджета от Минтранса России Нижегородская область получит самую большую среди 10 регионов сумму — 19,913 млрд руб.: 10,36 в 2023 году, 5,681 в 2024 году и 3,87 в 2025 году.

    Работы на первом участке модернизации сети в Сормовском районе уже начаты в прошлом году. А с 27 марта на реконструкцию закрыта линия до Мызы в Нагорной части города. Тем временем первые вагоны специально разработанной для Нижнего Новгорода модели «МиНиН» уже начали выходить на городские маршруты.

    Ещё в прошлом году с частной концессионной инициативой по созданию электробусно-троллейбусной сети в Нижнем Новгороде выступило ООО «Нижегородская троллейбусная концессия». В рамках проекта планируется закупить электробусы и реконструировать депо для размещения в них двухконнекторных станций для зарядки электробусов в ночное время. На ряде маршрутов в Нижнем Новгороде планируется использование троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    Предварительным проектом предусмотрена реконструкция 110,6 км кабельной сети, 110 км контактной сети и девяти тяговых подстанций. Также предполагается произвести закупку 100 троллейбусов и 51 электробуса, для работы которых предусматривается установка девяти зарядных станций. Модернизировать инфраструктуру безрельсового электротранспорта планируется до 1 декабря 2024 года, а общий срок концессии составляет 15 лет. Отдельные условия проекта соглашения находятся в стадии переговоров.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 14:55 03.04.2023
    Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своём Telegram-канале подтвердил планы закупки электробусов и замены ими троллейбусов в нагорной части города (депо № 1):

    «Вижу комментарии нижегородцев про состояние троллейбусов. Действительно, большую их часть пора менять. Процент износа подвижного состава огромный! 118 единиц (а это больше половины) — рухлядь, только списывать. Износ инфраструктуры (это, в первую очередь, контактная сеть), по данным Института городского транспорта, — более 80%. Если покупать новые троллейбусы, то нужна глобальная модернизация инфраструктуры, потребовались бы миллиардные инвестиции! Принял решение заменить большую часть старых троллейбусов электробусами.
    60 новых электробусов заменят все троллейбусы в депо №1, которое обслуживает маршруты в нагорной части. Затраты здесь на модернизацию инфраструктуры огромны и нецелесообразны. Контактную сеть будем убирать и делать небо "чистым", как в центре Нижнего.
    Замена на электробусы позволит восстановить привычные маршруты №9 и №31, а также продлить маршруты до новых микрорайонов, что кратно увеличит пассажиропоток.
    60 единиц в первое депо - только часть закупки, позже подробно расскажу и о планах по обновлению 2-го и 3-го депо, обслуживающих троллейбусные маршруты в заречной части города.
    Это новая страница в истории нижегородского электротранспорта!»

    Пермский край

    Соглашение между Пермским краем, городом Пермь и  ООО «Мовиста Регионы Пермь» о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса городского наземного электрического транспорта сроком на 20 лет было подписано 8 ноября 2022 года. включает реконструкцию трамвайного депо «Балатово», семи тяговых подстанций и 35 км трамвайных путей, а также закупку 44 новых трамвайных вагонов. Общая стоимость концессии 16,3 млрд руб., из которых 4,6 млрд руб. капитальный грант и 11,7 млрд руб. заёмные средства инвестора.

    От Минтранса России Пермский край должен получить 5,177 млрд руб.: в 2023 году — 3,472 млрд руб., в 2024 году — 1,353 млрд руб., в 2025 году — 352,5 млн руб.

    Ростовская область

    Соглашение о модернизации трамвайной инфраструктуры Ростова-на-Дону было подписано самым последним из всех 10 городов-участников пилотного проекта. Лишь 30 марта Ростовская область, Ростов-на-Дону и ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» поставили подписи под концессионным соглашением. Размер капитального гранта составил 17,2 млн руб. Общий объём инвестиций в обновление трамвайной сети — 61 млрд руб.

    От Минтранса России Ростовская область должна получить чуть меньше, чем Нижегородская область, но заметно больше, чем остальные восемь субсидируемых регионов — 18,836 млрд руб., при этом в 2023 году — 3,013 млрд руб., в 2024 году — 8,279 млрд руб. и в 2025 году — 7,544 млрд руб.

    Планы по использованию электробусов в Ростовской области относятся не только к областному центру. Из 40 намеченных единиц подвижного состава в Ростов-на-Дону намечена поставка 20 машин, а ещё по 10 — в Таганрог и Волгодонск. Для их работы предусматривается закупка 14 зарядных станций: шести для Ростова-на-Дону и по четыре для Таганрога и Волгодонска. Если в Ростове-на-Дону электробусы планируются дополнением к троллейбусной сети и их готовят к выпуску на неэлектрифицированные направления, то в Таганроге, где движение троллейбусов остановлено в мае прошлого года, а размеры движения по оставшимся маршрутам предполагали использования единичных экземпляров подвижного состава, закупка электробусов может ознаменоваться окончательным отказом от возрождения троллейбусного движения. Для Волгодонска 10 электробусов не в состоянии заменить действующую троллейбусную сеть, будущие маршруты их работы также не анонсировались.

    Саратовская область

    Концессионное соглашение о модернизации трамвайной системы Саратова сроком на 25 лет было подписано 17 октября прошлого года было подписано между ООО «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), учредителем которого является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, и Правительством Саратовской области. В рамках соглашения планируется построить и реконструировать 67 км трамвайных путей, а также соорудить трамвайный путепровод через железную дорогу. Общий размер инвестиций в создание и реконструкцию объектов оценен в 17 млрд руб.

    Для Саратовской области Минтрансом России будут выделено 6,119 млрд руб.: в 2023 году —2,224 млрд руб., в 2024 году — 2,216 млрд руб. и в 2025 году — 1,68 млрд руб.

    Поданная в Минтранс России заявка на создание зарядной инфраструктуры для функционирования электробусов на маршрутах регулярных перевозок. В рамках данного проекта в 2023 году регионом планируется закупка 20 единиц электробусов и шесть зарядных станций, сообщила «Версия Саратов» со ссылкой на заседание правительства Саратовской области.

    Ярославская область

    Соглашение по комплексному развитию трамвайного сообщения в Ярославле между Правительством области и ООО «Мовиста Регионы сроком на 20 лет подписано 27 декабря прошлого года. За первые три года концессионер должен будет модернизировать 45,3 км трамвайных путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, трамвайное депо и приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев.

    Общий объём инвестиций в модернизацию оценивается в 19,7 млрд руб., из них 5,5 млрд — средства капитального гранта.

    7,037 млрд руб. средств на реконструкцию Ярославского трамвая и создание инфраструктуры для движения электробусов из федерального бюджета выделит Минтранс России: 4,444 млрд в 2023 году, 2,214 млрд в 2024 году и 379 млн руб. в 2025 году. В прошлом году в Ярославле изучали возможность приобретения 30 электробусов и восьми зарядных станций для Ярославля и Рыбинска, но в этом году заявку скорректировали до 37 машин.

    Развитие электротранспорта: в рамках проекта и за его рамками

    Как сообщило Правительство России, средства субсидии будут использованы для реконструкции 620 км трамвайных путей и обустройства прилегающих к ним территорий, закупки 646 трамваев, 284 электробусов и 124 зарядных станций.

    При этом озвученная общая протяжённость трамвайных путей совпадает с протяжённостью включённых в концессионные проекты участков трамвайных сетей по 10 городам пилотного федерального проекта. А вот количество приобретаемых трамваев для них в рамках концессионных соглашений выше — 688. Вероятная разница в подсчёте могла возникнуть из-за того, что часть трамвайных вагонов уже была оплачена ранее подписания правительственного документа. Что касается электробусов, то, напротив, суммарно озвученные ранее планы городов по приобретению их и зарядной инфраструктуры менее заявленного объёма: 240 электробусов вместо 284 и 61 зарядная станция вместо 124 (ДОПОЛНЕНИЕ от 14:56 03.04.2023: с учётом планов, озвученных Губернатором Нижегородской области, подтверждено географическое распределение 249 из 284 электробусов). Возможная разница в подвижном составе может быть ликвидирована за счёт уточнения проекта нижегородской троллейбусной концессии: если в ходе её реализации электробусы решат заместить троллейбусами не в одном, а в двух из трёх городских троллейбусных депо. Другим вариантом может стать подключение в «краснодарский» проект города-курорта Сочи, аналогично тому, как электробусные планы Ярославской области не ограничиваются Ярославлем, а Ростовской области Ростовом-на-Дону. В Сочи уже действует первый регулярный электробусный маршрут: в прошлом году город-курорт приобрёл в собственность электробус белорусского производства. А большая разница в количестве зарядных станций может быть объяснена только превентивными планами по созданию электрической инфраструктуры на будущее там, где приобретение электробусов планируется в более позднее время.

    В 2021 году, когда процесс формирования пилотного проекта по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта только стартовал, объёмы проекта были заметно больше: планировалось закупить свыше 1,5 тыс. трамвайных вагонов и более 400 электробусов, построить и реконструировать около 700 км путей и более 120 зарядных станций для электробусов. Однако как вследствие низкой активности регионов (из 13 предварительно давших согласие на участие в проекте до финальной дошли лишь 10), так и ввиду корректировки смет проектов, ожидаемый эффект окажется ниже первоначальных ожиданий. Особенно резко уменьшено обновление трамвайного парка, хотя он по-прежнему нуждается в обновлении. Даже при подходе «электробусы в нагрузку к трамваям» желание регионов развивать электробусную инфраструктуру оказалось почти в полтора раза ниже ожиданий.

    К сожалению, взятый на федеральном уровне курс на поддержку городского электротранспорта однобоко развёрнут в сторону трамвайного сообщения, оставив «за бортом» не менее нуждающуюся в финансовой поддержке троллейбусной инфраструктуры. Вместо этого местами с «нуля», а местами — на базе троллейбусной инфраструктуры, предлагается развитие электробусного движения.

    В ряде случаев развитие «альтернативных» электробусов может привести к закрытию существующих троллейбусных систем в городах. Наиболее близки к этому в Ярославле, где вопрос назревшей модернизации троллейбусной инфраструктуры уже «зажат» в тисках между трамвайной концессией и автобусными брутто-контрактами. Развитие электробусов никак не повредит троллейбусам в Липецке и Перми, где их движение прекратилось в 2017 и 2019 годах соответственно. В Краснодаре, Красноярске и Волгограде развитие троллейбусного сообщения, особенно в части обновления подвижного состава, успешно реализуют в рамках других проектов, поэтому «альтернативная» электрификация ряда автобусных направлений не приведёт к уменьшению значимости троллейбусов в городских транспортных системах. Этого нельзя сказать о Нижнем Новгороде, где речи о полном отказе от троллейбусов пока не ставится, но одна из трёх городских троллейбусных сетей может быть заменена электробусами. В менее крупном объёме троллейбусы могут оказаться вытеснены автобусами с электродвигателями в Курске, Саратове и городах Ростовской области.

    Необходимо отметить, что даже в финансово благополучной Москве преждевременная ликвидация троллейбусного сообщения, опережающая темпы развёртывания электробусной инфраструктуры, ухудшила экологическую обстановку в городе и на несколько лет отбросила на более низкий уровень электрификации городских маршрутов общественного транспорта. Лишь в начале 2024 года, при благоприятном стечении обстоятельств, парк городского безрельсового электрического транспорта достигнет уровня начала «троллейбусного погрома», начатого в 2015-2016 годах. Такая же ситуация и в Липецке с Пермью, чьи планы по замене троллейбусов другими видами электротранспорта оказались более дискретными, чем в столице.

    Несмотря на отсутствие федеральных мер поддержки, троллейбусное движение остаётся востребованным во многих российских городов. Ряд из них модернизирует троллейбусную инфраструктуру другим способом. В Брянске и Пензенской области реализуют комплексные проекты по обновлению подвижного состава и строительству контактной сети с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов. До 2028 года разработана и поэтапно реализуется комплексная программа модернизации горэлектротранспорта Санкт-Петербурга. Анонсирован концессионный проект по развитию электротранспорта на базе троллейбусного сообщения в Воронеже. А в Челябинске уже в этом году по обновлённым троллейбусным маршрутам должны поехать новые троллейбусы в рамках концессионного проекта, реализуемого ООО «Синара ГТР — Челябинск».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.