Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Сетевое издание «СОРОКА» / soroka-news.ru
Уходящий год стал для российского транспорта прорывным в деле освоения использования механизма государственно-частного партнёрства для модернизации трамвайной инфраструктуры. Благодаря запуску федеральной программы «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» процесс пошёл в серийное производство: число заключённых трамвайных концессий уже невозможно, как раньше, пересчитать на пальцах одной руки. Под конец года подписано концессионное соглашение в Ярославле и приблизились к аналогичной процедуре в Волгограде, где закончится отбор претендентов.
27 декабря Департамент транспорта Ярославской области сообщил о подписании концессионного соглашение по комплексному развитию трамвайного сообщения в Ярославле между Правительством области и ООО «Мовиста Регионы Ярославль».
Концессионное соглашение заключено сроком на 20 лет. В 2025 году город получит обновлённую трамвайную сеть с современными машинами и цифровизацией ключевых процессов. Подготовительные работы начнутся уже с января 2023 года. За три года концессионер должен будет модернизировать 45,3 км трамвайных путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, трамвайное депо и приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев, оснащённые системой климат-контроля, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты, USB-разъёмами для зарядки гаджетов. Общий объем инвестиций в модернизацию оценивается в 19,7 млрд руб. Для реализации проекта привлекаются средства госкорпорации «ВЭБ.РФ», Фонда национального благосостояния, федеральной субсидии на финансирование капитальных затрат и региональное софинансирование, а также собственные средства инвестора.
Фактически, вся трамвайная сеть Ярославля должна быть отстроена «с нуля» на прежних местах. При этом обновлённое депо должно вмещать не менее 50 вагонов, а площадь под него быть не менее 50 тыс. кв. м и не более 70 тыс. кв м. Приём альтернативных заявок от претендентов вёлся с 29 августа по 13 октября этого года.
Пока же для обслуживания трамвайных маршрутов Ярославля в 2023 году Департамент государственного заказа Ярославской области в декабре провёл аукцион на выполнение соответствующих работ. Планируется, что в городе с 1 января по 31 декабря 2023 года продолжат работу все четыре действующих маршрута, на которые будет выходить 44 вагона в будни и 29 в выходные дни:
В Волгограде 26 декабря завершился приём альтернативных предложений о заключении концессионного соглашения в отношении находящегося в муниципальной собственности имущественного комплекса электрического транспорта общего пользования. Предусмотренная законодательством процедура шла на сайте ГИС Торги с 11 ноября.
В Волгограде, как и ранее в Нижнем Новгороде, решили не прибегать к услугам концессионных групп федерального уровня, учредив региональную компанию для концессионных бизнес-процессов. В отличие от Ярославля, волгоградский проект предполагает не только модернизацию существующей сети, но и строительство небольшой новой линии на севере города.
С инициативой заключения концессии выступило базирующееся в Волгограде на улице Шопена АО «Электротранспорт плюс», зарегистрированное в ЕГРЮЛ 24 августа 2021 года. Основным видом деятельности организации заявлена деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями. Учредителем относительно молодой организации является образованное в 1995 году АО «Волгоградоблэнерго» (ВОЭ).
10 ноября администрация Волгограда издала постановление № 1312 о возможности заключения концессионного соглашения с АО «Электротранспорт плюс», после чего на следующий день начался предусмотренный законодательством приём заявок с альтернативными предложениями.
Предложение от АО «Электротранспорт плюс» было направлено главе города Волгограда 24 октября этого года. В рамках заявленной концессии будет обновлена не вся трамвайная сеть Волгограда, но в состав её объектов включены наиболее нуждающиеся в модернизации инфраструктурные составляющие. Всего из 45,3 км о.п. скоростного трамвая под реконструкцию подпадает 15,0 км о.п., а из 72,0 км сети городского трамвая — 14.2 км. Планируется построить около 5,0 км (в однопутном исчислении) трамвайных путей для продления линии скоростного трамвая от ВгТЗ вдоль территории Тракторного завода и ул. Тракторостроителей до ул. Михайлова. Обновлению подлежат также тяговые подстанции, эскалаторы в подземной части скоростного трамвая и трамвайно-троллейбусное депо № 3 в Красноармейском районе на ул. 40 лет ВЛКСМ. Последний троллейбусный маршрут № 6 в Красноармейском районе был закрыт в 2016 году, а позднее контактная сеть по его трассе, во многом совпадающей с трамвайным маршрутом № 11, была демонтирована.
В январе планируется подписать концессионное соглашение, чтобы не позднее 1 февраля 2023 года передать концессионеру необходимые объекты. Максимальный размер инвестиций, привлекаемых концессионером, составляет совокупно 11,9997 млрд руб., в том числе 8,06 млрд руб. капитального гранта.
Соглашение заключается на 25 лет с даты его подписания. За это время концессионеру подлежит выплата эксплуатационного платежа в размере 52,7227 млрд руб., который будет выплачиваться частями ежемесячно, начиная с даты начала эксплуатации.
Все работы по обновлению инфраструктуры волгоградского трамвая в рамках концессии разделено на пять этапов, продолжительность каждого из которых примерно равна календарному году (около 12 месяцев). Тем самым процесс реконструкции завершится в конце 2027 года, при этом приоритет отдаётся мероприятиям для скоростного трамвая: все они должны быть выполнены уже в течение двух первых лет действия концессии.
На первом этапе (большей частью 2023 год) планируется реконструкция:
На втором этапе (2024 год) планируется приобретение не менее 12 трёхсекционных двухкабинных трамвайных вагонов для челночного движения и не менее 50 односекционных однокабинных, а также реконструкция:
Новые полностью низкопольные трамвайные вагоны закупаются из расчёта работы на линии с коэффициентом выпуска 0,85. Не менее двух вагонов каждого типа должны быть оборудованы стажёрской кабиной с дублирующими органами управления и местом для водителя-наставника. Каждый из вагонов должен прослужить не менее 25 лет, и совершить не менее 1,5 млн км пробега при ежегодном пробеге не менее 60 тыс. 000 км.
На третьем этапе (2025 год) планируется реконструкция:
На четвёртом этапе (2026 год) планируется реконструкция:
На пятом этапе (2027 год) планируется реконструкция:
Тяговые подстанции ТП-2, ТП-4, ТП-7, ТП-11, ТП-12 и ТП-13 помимо трамвая также используются для питания городских троллейбусных линий.
Ранее в этом году были подписаны концессионные соглашения по модернизации и развитию трамвайной инфраструктуры в Курске, Нижнем Новгороде, Липецке, Перми и Краснодаре.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.