Трамвайную сеть Ярославля готовят к обновлению через концессию

  • Павел Яблоков
    5 октября 2022 г. — 18:00
    421
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «76.ру» (Михаил Контуев) / 76.ru

    Заметно сократившаяся в «нулевые» сеть трамваев в Ярославле должна в ближайшие три года претерпеть полную модернизацию «по-таганрогски». Новые линии не будут строиться, но качество перевозок по действующим направлениям поднимут на новый уровень. Долгожданное обновление подвижного состава и инфраструктуры станет возможным благодаря концессионному соглашению, готовящемуся к заключению.

    В этом году Ярославль вошёл в перечень городов, в которых при поддержке госкорпорации ВЭБ.РФ будут реализовываться проекты по развитию городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта. Спустя несколько месяцев стали заметны первые результаты работы: пока что декларируемые.

    26 августа Департамент транспорта Ярославской области объявил поиск претендентов на заключение концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования в городе Ярославле.

    Заявки от претендентов принимаются с 29 августа по 13 октября этого года, а на 14 октября назначено подведение итогов. Срок действия соглашения — 20 лет.

    С инициативой заключения концессии выступило ООО «Мовиста Регионы Ярославль» и именно его предложение будет реализовано, если до окончания срока подачи заявок не поступит альтернативное предложение. В этом случае между соискателями проведут дополнительный конкурсный отбор.

    Возможность заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных «Мовистой», и участие в нём Ярославской области признана протоколом № 4 от 25.08.2022 Заседания Координационного совета Ярославской области по государственно-частному партнёрству и приказом Департамента Ярославской области от 26.08.2022 № 5.

    Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения должна состояться до 31 июля 2025 года. Проектная документация должна быть разработана концессионером не позднее 30 июля 2024 года.

    Модернизация транспортной системы будет носить консервативный характер. В предложении ООО «Мовиста Регионы Ярославль» отмечается, что инновационные технологии при реализации проекта не используются.

    Предполагается, что максимальный размер инвестиций, привлекаемых концессионером, составит 19,715 млрд руб., из них 5,55 млрд руб. — средства капитального гранта.

    Концессионное соглашение предусматривает создание трамвайного диспетчерского центра, строительство 45,3 км одиночного пути трамвайных путей с контактной сетью, кабельными линиями и распределительными устройствами, строительство трамвайного депо и восьми тяговых подстанций и приобретение 47 односекционных трамваев. Фактически, вся трамвайная сеть Ярославля должна быть отстроена «с нуля» на прежних местах. При этом обновлённое депо должно вмещать не менее 50 вагонов, а площадь под него быть не менее 50 тыс. м2 и не более 70 тыс. м2.

    Помимо трамвайных вагонов, концессионер должен приобрести 17 единиц спецтехники 11 номиналов, включая два коммунальных трактора, две универсальные машины для обслуживания путей и контактной сети на совмещённом ходу, автомобиль аварийной службы для работ по устранению сходов вагонов с рельсов, три грузопассажирских автомобилей с кузовами и двухрядной кабиной, самоходную рельсошлифовальную машину, предназначенную для одновременной шлифовки двух рельсов, путеизмерительную тележку и другую технику.

    Все объекты концессии должны быть готовы к эксплуатации не позднее 30 июня 2025 года.

    Трамвайные узлы должны обеспечивать среднюю скорость прохождения подвижного состава не менее 20 км/ч.

    Для строительства трамвайного диспетчерского центра концессионеру передаётся земельный участок площадью 1,674 га в районе д. 9 по ул. Елены Колесовой. В диспетчерском центре площади для размещения не менее четырёх диспетчеров в смену с отдельным помещением для начальника смены, а также санитарными помещениями и комнатой отдыха диспетчеров.

    Односекционные вагоны для работы на модернизированной трамвайной сети должны быть новыми и полностью низкопольными, длиной не менее 15 м, иметь как минимум четыре пассажирские двери, в том числе две двустворчатых, иметь автономный ход не менее 500 м, вмещать не менее 110 пассажиров (при вместимости 5 чел/м2) с предоставлением не менее 28 мест для сидения. В вагонах должна быть предусмотрена система подачи сигнала открывания дверей по запросу пассажира. Для перевозки маломобильных пассажиров в вагонах предусматриваются откидная аппарель для заезда инвалидной коляски, место для крепления инвалидных колясок с механизмом крепления, сигнальное устройство для обеспечения звуковой связи с водителем в зоне размещения инвалидной коляски, а также дополнительные поручни и стойки, обеспечивающие удобную и безопасную посадку и перемещение внутри салона. Вагоны должны быть оснащены калориферами с нагревательными элементами и системой кондиционирования воздуха пассажирского салона.

    Планируется, что концессионер начнёт выполнять перевозки по маршрутам не позднее трёх месяцев с даты передачи ему объектов соглашения и будет выполнять перевозки по регулируемому тарифу по трамвайным маршрутам, внесённым в городской реестр маршрутов, в объёме транспортной работы не более 3,279 млн км в год и не более 819,82 тыс. км в квартал.

    Распределительные устройства для энергоснабжения трамвайных линий должны быть размещены в зданиях восьми тяговых подстанций:

    • ТП №1 на ул. Чайковского (в районе д. 37);
    • ТП № 3 на ул. Добролюбова (в районе д. 4 по ул. Кузнецова);
    • ТП № 9 на Выставочной ул. (в районе д. 9);
    • ТП № 11 на просп. Ленина (за д. 24А);
    • ТП № 13 на ул. Панина (за д. 31, к. 2);
    • ТП № 14 на Ленинградском просп. (напротив д. 37);
    • ТП № 16 на просп. Октября (в районе д. 37);
    • ТП № 18 на Тутаевском шоссе (напротив д. 95).

    Среди иных обязательств концессионера указана реконструкция двух путепроводов в рамках создания сети городского трамвая по проспекту Октября: над железнодорожными путями в створе улиц Выставочной и Базовой и над железнодорожными путями в створе Республиканского проезда.

    Трамвайное движение в Ярославле открыто в 1900 году. В постсоветское время вагонный парк и путевое хозяйство в значительной мере сократились. Порядка 25 км трамвайных линий в центральной части города и на правобережье Которосли были утрачены в 2004-2009 гг., закрыто и старейшее в городе трамвайное депо. После этого сеть Ярославского трамвая фактически не менялась. В 2014 году вместо разворотного треугольника на конечной «ул. Свердлова» построено и введено в экспуатацию разворотное кольцо. Перевозки выполняются АО «Яргорэлектротранс», 100% акций которого принадлежит Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля. Действуют четыре трамвайных маршрута №№ 1, 5, 6, 7, из которых три (все, кроме № 6), согласно исследованию компании SIMETRA, являются магистральными. В 2019-2020 гг. на время реконструкции Тутаевского шоссе также вводился маршрут № 9. В парке АО «Яргорэлектротранс» около 60 пассажирских вагонов моделей 71-605/605А и 71-619К/619КТ выпуска 1980-2007 годов. Последний раз новые вагоны в Ярославль поступили 15 лет назад. В 2018 году Ярославль получил 20 трамваев в качестве безвозмездной помощи от Правительства Москвы. Установленный реестром маршрутов Ярославля общий выпуск вагонов на линию не превышает 44 вагонов.

    13 сентября в рамках IX Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» прошла сессия «Поедем или полетим? Инвестиции в пассажирский транспорт: от скоростных трамваев до канатных дорог», на которой были обсуждены наиболее актуальные достижения и задачи этого года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: