Концессии, вперёд! Краснодар, Курск, Пермь и Красноярск готовятся улучшать трамвайные сети

  • Павел Яблоков
    27 июля 2022 г. — 18:15
    560
    Иллюстрация: 

    Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн» (Антон Филиппов) / dddkursk.ru

    Концессионные соглашения всё активнее применяются для сохранения и развития городского электротранспорта России. В апреле этого года комиссией Правительстве РФ по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов принято решение о модернизации электротранспорта в 10 городах. Стоимость проектов, реализуемых при поддержке ВЭБ.РФ, была оценена в 231 млрд руб. Эти средства пойдут на замену трамвайных путей, поставку трамвайных вагонов, электробусов, строительство зарядных станций, создание единого центра мониторинга и управления транспортной системы в городе. Первые концессионные предложения уже объявлены в Курске, Краснодаре, Перми и Красноярске: во всех случаях речь идёт о трамвайных проектах. Если в Красноярске и Краснодаре с помощью концессий хотят расширить сеть линий, то в Курске и Перми — сохранить, при этом в «соловьином крае» и этот результат смогут достичь лишь частично.

    Первые из десяти

    Для выполнения программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта 16 декабря 2021 года Правительство РФ приняло постановление № 2316, благодаря которому регионы смогут получить бюджетные кредиты на проекты, связанные с комплексным развитием городского электротранспорта. Перечень инфраструктурных проектов для предоставления финансирования утверждает Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Всего таким образом планировалось закупить свыше 1,5 тыс. трамвайных вагонов и более 400 электробусов, построить и реконструировать около 700 км путей и более 120 зарядных станций для электробусов. Параллельно в госкорпорации ВЭБ.РФ был создан проектный офис, осуществляющий функцию как финансового партнера, так и координатора проекта.

    В шорт-лист проекта вошли: Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Южно-Сахалинск и Ярославль. Ранее об участии в проекте заявляли 13 регионов, в частности речь шла о Твери.

    28 апреля этого года Постановлением Правительства РФ № 772 утверждены «Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выданным на поддержку проектов по развитию городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта».

    Под определившийся механизм финансирования потенциальные концеденты начали объявлять свои предложения регионам. Реализовывать их будут либо они сами, либо другие участники рынка, которые за отведённое время смогут подать свои альтернативные предложения. Во втором случае местные администрации должны будут провести конкурс среди всех претендентов для определения победителя.

    Курск

    Администрация Курской области готовится подписать в первой половине августа договор концессии о модернизации сети городского электротранспорта Курска с ООО «Мовиста Регионы Курск». Соглашение рассчитано на 25 лет, а сумма привлекаемых средств составит 12,902 млрд руб., включая 3,726 млрд руб. предоставляемого федеральным бюджетом в рамках программы развития городского электротранспорта капитального гранта, 7,764 млн руб. банковского кредита и 0,93 млрд собственных средств концессионера. В ближайшие три года после заключения соглашения город получит 22 новых трамвая. Капитально отремонтируют 42,6 км линий в однопутном исчислении, трамвайное депо на 2-й Агрегатной ул. и восемь тяговых подстанций. При этом концессия не включает в себя часть действующих линий Курского трамвая, а именно всю трассу маршрута № 3 «Автовокзал — Ольховская ул.». На южном участке «тройки» трамвайное полотно имеет сильный износ, а выпуск вагонов минимален: трамваи курсируют с интервалом около часа. Фактически, передаваемая в концессию трамвайная сеть Курска будет состоять из одной протяжённой линии «АПЗ-20 — Малышева» с коротким ответвлением к железнодорожному вокзалу и промежуточными разворотными кольцами «пл. Добролюбова», «Запольная» и «Хлебозавод». Таким образом, упразднится и действующий маршрут № 2 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал». Поэтому 22 закупаемых вагонов хватит для обслуживания сети даже с учётом резерва, в то время как на нынешние четыре маршрута в будни выходит работать 26 вагонов (из них половина на маршрут № 4 «Железнодорожный вокзал — ул. Малышева»).

    Протокол о намерениях модернизировать курский электротранспорт был подписан на Петербургском международном экономическом форуме. А летом стороны перешли к практическим действиям. 23 июня на сайте ГИС-Торги было опубликовано предложение по концессионному соглашению о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании городской округ Курск в Курской области. Заявки к нему можно подавать с 24 июня по 8 августа этого года, а на 10 августа назначено подведение итогов. Концедентом по проекту будет выступать Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области. Концессионер должен приступить к эксплуатации сети не позднее трёх месяцев с даты подписания сторонами последнего акта приёма-передачи объекта соглашения.

    Также для обслуживания трамвайного хозяйства концессионер должен приобрести 17 единиц спецтехники, включая два коммунальных трактора, две универсальные машины для обслуживания путей и контактной сети на совмещённом ходу, автомобиль аварийной службы для работ по устранению сходов вагонов с рельсов, три грузопассажирских автомобилей с кузовами и двухрядной кабиной, самоходную рельсошлифовальную машину, предназначенную для одновременной шлифовки двух рельсов, путеизмерительную тележку и другую технику.

    Первоначальное предложение от ООО «Мовиста Регионы Курск», направленное в адрес Губернатора Курской области 15 октября прошлого года, предполагало также приобретение 10 электробусов и четырёх зарядных станций, а также передачу в аренду концессионеру троллейбусного депо и ещё двух тяговых подстанций, но затем эти планы сократили. После этого 22 июня этого года администрация Курской области издала постановление № 688-па о признании возможности заключения концессионного соглашения на условиях, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения. В случае, если по истечении 45 дней после размещения предложения о концессионном соглашении не будут поданы предложения на участие в конкурсе, комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области подготовит проект постановления Администрации области о заключении концессионного соглашения. В ином случае будет организован и проведён конкурс на право заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

    Пермь

    Конкурс на право заключения концессионного соглашения, в рамках которого в Перми будет реализована федеральная программа модернизации трамвайной системы, объявил Департамент имущественных отношений (ДИО) администрации города Перми. По информации на портале «ГИС-Торги», инициатором заключения концессии выступает ООО «Мовиста Регионы Пермь». Приём предложений ведётся с 25 июля по 7 сентября. Итоги конкурса будут подведены 8 сентября.

    Концессионное соглашение будет трёхсторонним между Пермским краем, концессионером и концедентом, в роли которого выступит Пермский городской округ. В концессию передадут муниципальное имущество с общей балансовой стоимостью 223,9 млн руб.

    Для перевозок пассажиров планируется использовать рассчитанные не менее чем на 150 пассажиров полностью низкопольные трамваи, оснащённые валидаторами, датчиками учёта пассажиропотока, навигационным оборудованием, речевым автоинформатором, системой видеонаблюдения, медиапанелями и электронными маршрутоуказателями. Пополнится и техническая база Пермского трамвая: концессионер будет обязан приобрести 11 видов спецтехники, в том числе самоходной рельсошлифовальной машины для одновременной шлифовки двух рельсов, трактор на совмещённом железнодорожном ходу для уборки снега с путей, универсальную машину на совмещенном железнодорожном ходу для обслуживания путей и контактной сети. После окончания концессии вся приобретаемая спецтехника останется в собственности города, сообщает сетевое издание «59.ру».

    Все работы по модернизации трамвайного комплекса необходимо завершить до 30 июня 2025 года, а общий срок действия концессионного соглашения — 20 лет. Плата концедента (города) за все время составит 27,193 млрд руб., в том числе инвестиционный платеж 19,603 млрд руб. и эксплуатационный платёж 7,590 млрд руб., разделённый на 79 платёжных периодов. Инвестиционный платёж выплачивается концессионеру для финансирования его расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации, строительством и реконструкцией инфраструктуры и приобретением подвижного состава. Также инвестиционным платежом концессионер сможет погашать привлекаемые на эти цели займы. Эксплуатационный платёж предназначен для финансирования расходов при эксплуатации уже созданной трамвайной инфраструктуры.

    Стоимость реконструкции трамвайного депо «Балатово», 34,7 км трамвайных путей и семи тяговых подстанций оценивается в 11,863 млрд руб., а расходы на приобретение 44 трамваев — в 3,635 млрд руб. Также на реализацию проекта из федерального бюджета будет выделено 4,649 млрд руб. невозвратных инвестиций — капитального гранта, сообщает «Business Class». Пермский край предоставит концеденту соответствующий межбюджетный трансфер.

    Первый односекционный трамвай должен быть приобретён уже в IV квартале этого года, ещё 29 — во II квартале 2023 года и 14 — к IV кварталу 2024 года. Проектом соглашения предусмотрена реконструкция восьми участков трамвайных путей:

    • по ул. Куйбышева между ул. Революции и ул. Белинского (проектирования — II полугодие 2022 года, реконструкция — I полугодие 2023 года);
    • по ул. Мира между Стахановской ул. и ул. Свиязева (проектирование — II полугодие 2022 года, реконструкция — II-IV кварталы 2023 года);
    • по ул. Пушкина и ул. Борчанинова (проектирование — I полугодие 2023 года, реконструкция — II полугодие 2023 года);
    • по ул. Ленина между ул. Куйбышева и Парковой ул. (проектирование — II полугодие 2023 года, реконструкция — II-III кварталы 2024 года);
    • по Сибирской ул., ул. Чернышевского и ул. Белинского (проектирование — II-IV кварталы 2023 года, реконструкция — II полугодие 2024 года);
    • по ул. Дзержинского (проектирование — II полугодие 2023 года, реконструкция — II полугодие 2024 года);
    • по Петропавловской ул. от станции Пермь-II до ул. Крисанова и от ул. Крисанова до ул. Борчанинова (проектирование — II-IV кварталы 2024 года, реконструкция — I полугодие 2025 года);
    • по Петропавловской ул. от ул. Борчанинова до ул. Куйбышева (проектирование — II-IV кварталы 2024 года, реконструкция — I полугодие 2024 года).

    Проектом соглашения оговариваются порядок передачи концессионеру земельных участков, вопросы контроля за исполнением обязательств по модернизации трамвайного комплекса, финансовые взаиморасчёты, график реализации. На время действия соглашения часть трамвайного комплекса Перми будет передана в управление концессионеру, поэтому он совместно с действующим оператором сети МУП «Пермгорэлектротранс» будут управлять трамвайными перевозками, а условия взаимодействия двух компаний также включены в соглашение.

    В более ранней редакции проекта соглашение планировалось заключить на пять лет дольше: общий срок составил бы 25 лет. За счёт сокращения срока сумма выплат со стороны города снизилась на 3,5 млрд руб., что удешевило проект, но вместе с тем увеличило связанную с ним ежегодную нагрузку на городской бюджет.

    Депо «Красный Октябрь» вместе с прилегающей к нему линией по Трамвайной ул. с сентября 2019 года находится на реконструкции, поэтому весь выпуск вагонов «Пермгорэлектротранса» организован из депо «Балатово».

    Краснодар

    16 июня на ПМЭФ-2022 губернатором Краснодарского края и Вице-президентом АО «Группа Синара» было подписано соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Краснодара. Столица Кубани не намерена останавливаться в развитии трамвая с открытием минувшей весной новой линии по Московской ул. В планах на ближайшие годы — закупка 100 новых вагонов, строительство трамвайного депо и 71 км новых путей. Для реализации этих целей рассматривают возможность заключения концессионного соглашения, на которое «Группа Синара» и собирается претендовать. Протяжённость и места прохождения новых трамвайных линий уже определены разработанным департаментом транспорта и дорожного хозяйства Краснодара проектом «Магистраль», предусматривающим развитие трамвайного движения в юго-восточном, северо-восточном и северо-западном направлениях. Проекты находятся на разных стадиях проработки, но по всем потребуется оформление земельно-правовой документации и изъятие земель, сообщил сайт администрации и городской Думы Краснодара. Трассировку одной из будущих линий скорректировали этой весной. Для сооружения другой магистрали уже приготовили концессионный проект.

    Частная концессионная инициатива по реализации инвестиционной программы по расширению и эксплуатации трамвайной сети города Краснодара подана ООО «Синара — ГТР Краснодар». 15 июля администрацией Краснодара издано постановление № 3224 о возможности заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры наземного городского электрического транспорта в городе Краснодаре.

    23 июля предложение о возможности заключения соглашения на прокладку новых трамвайных путей администрация города разместила на соответствующей электронной платформе «ГИС-Торги». Приём заявок ведётся с 24 июля по 7 сентября, подведение итогов назначено на 8 сентября. Срок соглашения — 25 лет, при этом все новые трамвайные линии должны быть построены в ближайшие четыре года — до 2026 года:

    • до 31 декабря 2024 года — дополнительные трамвайные пути на пересечении Московской ул., ул. Островского, Крайней ул. и ул. Красных Зорь для связки ул. Красных Зорь с Московской ул. (0,2 км) и линия от ул. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» (14,6 км), включая разворотное кольцо и подъезды к депо на Круговой ул., участок вдоль железнодорожных путей, пути по ул .Красных Партизан от д. 4Б с переходом через железнодорожные пути и ул. . Западный Обход, разворотное кольцо в районе пересечения шоссе Ближний Западный Обход и ул. Западный Обход;
    • до 31 декабря 2025 года — линия от ЖК «Немецкая деревня» до спортивного комплекса «Баскет Холл» (11,2 км) по шоссе Ближний Западный Обход, участку вдоль перспективной улицы между Конгрессной ул. (ЖК «Neo-квартал Красная Площадь») и микрорайоном Достояние, далее вдоль южного берега балки Осечки;
    • до 31 декабря 2026 года — линия от скортивного комплекса «Баскет Холл» до Московской ул. (9,6 км) по южному берегу балки Осечки, ул. Дзержинского, Кореновской ул., Топольковой ул., Тополиной ул., Автомобильной ул. со строительством разворотного кольца в районе СК «Баскет Холл».

    Фактически, город получит одну протяжённую рокадную линию в северной части города, для обслуживания которой будет улучшена связность сети на одном из ключевых трамвайных перекрёстков.

    Схема из концессионного предложения «Синара — ГТР Краснодар»

    Общий объём финансирования концессионер оценил в 28,4255 млрд руб., из которых 17,8 млрд руб. составят кредитные средства, 8,68 млрд руб. — капитальный грант и ещё 1,8 млрд руб. — собственные средства инвестора. На закупку подвижного состава (100 односекционных вагонов) запланировано 9,656 млрд руб., строительно-монтажные работы — 15,4645 млрд руб., проектно-изыскательские работы — 456,924 млн руб. и 2,8477 млрд руб. на другие мероприятия.

    Головная компания «Синара — Городские транспортные решения» рассчитывает подписать концессионное соглашение по развитию трамвайной инфраструктуры Краснодара уже осенью этого года, сообщает «КоммерсантЪ (Краснодар)».

    При этом перевозчиком на новых трамвайных линиях Краснодара останется МУП «КТТУ», которому весь подвижной состав концессионера будет передан в соответствии с агентским договором.

    Красноярск

    22 июля после внесения изменений по итогам переговоров потенциального концессионера с администрацией Красноярска проект концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городском округе Красноярске на сайте «ГИС-Торги» опубликовал Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска. Заявки можно будет подавать с 25 июля по 7 сентября, а 8 сентября подведут итоги.

    Концессию по предложению ООО «Мовиста Регионы Красноярск» планировалось заключить на 20 лет между городским округом Красноярск, Красноярским краем и ООО «Мовиста Регионы Красноярск». В состав соглашения включена реконструкция трамвайного депо, реконструкция 16,0 км одиночного пути городских трамвайных линий (главным образом, по просп. им. Газеты «Красноярский рабочий»), строительство новых 30,0 км путей, приобретение 50 двухсекционных трамвайных вагонов и 17 единиц спецтехники 11 номиналов аналогично курской заявке. Ввод в эксплуатацию всех объектов соглашения предлагался не позднее 31 декабря 2025 года. Концессионеру планировалось передать 23,7 км одиночного пути трамвайных линий и две тяговые подстанции. При этом концессионер должен реконструировать пять тяговых подстанций и построить четыре новых.

    Новое строительство предусматривается от просп. им. Газеты «Красноярский Рабочий». На перекрёстке с ул. Мичурина планируется уложить шесть стрелочных переводов для движения по «треугольнику» во всех направлениях. Далее линия пройдёт по ул. Мичурина через железнодорожный путепровод у Крайней ул., Октябрьский мост, дороге по острову Татышев, мосту им. П.С. Федирко (через протоку Татышева), ул. Авиаторов, путепровод через Северное шоссе (от ул. Авиаторов к 1-му микрорайону), просп. 60 лет Образования СССР, Солнечному бульв. до разворотного кольца на Молодёжном просп., где для обгонного пути предусмотрено два стрелочных перевода.

    В концессионных предложениях «Мовисты» расчётная закупочная цена односекционных трамваев в 2022 году 74 млн руб., двухсекционных — 143 млн руб., для последующих лет эти значения индексируются.

    В Красноярске помимо модернизации трамвайной сети будет решаться и вопрос достройки метрополитена: по новым решениям, его интегрируют с трамвайной сетью в метротрам.

    Ранее TR.ru — Транспорт в России опубликовал статью Владимира Валдина «Трамвай "Концессия", или как наладить модернизацию транспорта». Первая концессионная трамвайная сеть уже работает в Санкт-Петербурге, а вторая готовится к строительству. В Таганроге в этом году готовятся завершить второй этап модернизации трамвайной сети. Также к открытию в конце лета готовится концессионная трамвайная линия между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Ведётся разработка плана модернизации трамвайной сети Ростова-на-Дону, концессионное соглашение для которого было заключено в прошлом году. Начата реализация концессионного проекта по модернизации троллейбусной сети Челябинска.

    Виды транспорта: