Автобусы: поставки в регионы и испытания продолжают в ожидании поддержки от Минтранса

  • Павел Яблоков
    13 мая 2025 г. — 14:50
    34
    Иллюстрация: 

    Официальный портал органов местного самоуправления города Казани / kzn.ru

    Обновление подвижного состава региональных автобусных парков в этом году идёт медленнее прошлогодних темпов. Одна из причин — долгий старт новой федеральной программы поддержки. Между майскими праздниками Минтранс России продлил на две недели приём заявок от регионов на обновление городских автобусов на условиях льготного лизинга.

    Сбавившие обороты из-за отсутствия лавины заказов автобусные заводы смогли уделить больше внимания внедрению новых моделей. «Группа ГАЗ» отправила один из первых выпущенных автобусов «Citymax 12» для эксплуатации в подконтрольное предприятие в Ярославле.

    Примеряются к новой технике и сами региональные транспортники — в Смоленске продолжают смотр кандидатов для закупки автобусов среднего класса, а в Калуге протестировали автобус-«гармошку».

    Новые автобусы белорусского производства поступили в Пензу, Саратов, а также аэропорт Махачкалы. Российские автобусы марки Volgabus поступили в Пермь, Саратов, а НефАЗ — в Казань и Череповец. В Ярославской области для междугородных маршрутов закупили партию автобусов китайского производства.

    Тем временем производственные мощности автобусных производителей Союзного государства этой весной приросли новым сборочным корпусом МАЗа, позволяющем увеличить выпуск подвижного состава. Хотя белорусские перевозчики в основном пополняют свои автобусные парки автобусами отечественного производства, российские автобусы тоже поступают в соседнее государство: в апреле новый автобус «ГАЗель City» пополнил автопарк главного перевозчика Гомельской области.

    Минтранс продлил сбор заявок

    Между майскими праздниками Минтранс России продлил уже было закончившийся приём заявок для участия в мероприятии по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» на условиях льготного лизинга. Ранее, согласно распоряжению Минтранса России от 7 апреля № ВТ-64-р срок подачи документов истекал 30 апреля.

    Однако распоряжением от 6 мая 2025 года № ВТ-93-р установлен новый срок окончания предоставления заявок — 14 мая.

    Согласно проекту плана деятельности Минтранса России на 2025-2030 годы, в этом году по договорам лизинга, заключённым АО «ГТЛК» с перевозчиками, намечено приобрести 720 единиц подвижного состава.

    Новый корпус для автобусов на МАЗе

    К необходимости реконструировать своё автобусное производство, чтобы существенно нарастить мощности и создать новые высокотехнологичные рабочие места, на Минском автомобильном заводе пришли несколько лет назад. В 2023 году на территории предприятия приступили к возведению нового корпуса, который объединил в себе несколько производственных площадок. 31 марта новый завод выпустил свой первый автобус — модель последнего поколения МАЗ-303.047, сообщило БелТА.

    Прежнее производство автобусов состояло из шести цехов, которые находились в разных местах. Теперь весь технологический цикл находится под одной крышей: новый корпус площадью более 40 тыс. кв. м объединил цех сварки, окраски и сборки автобусов и сварочно-заготовительно-механический цех, боксы для диагностики, наладки и сдачи автобусов, складское хозяйство. Для сборки техники созданы три автономные линии (раньше была только одна). В новом окрасочном комплексе теперь одновременно могут красить до шести автобусов вместо одного. Значительно удобнее стало красить сочленённые автобусы, которые раньше приходилось окрашивать по частям.

    Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями и 30 модификациями на их базе. Помимо стран СНГ, продукция завода поставляется в государства Евросоюза, Африки и Латинской Америки. В последние годы МАЗ производил около 1500-1800 единиц пассажирской техники. Со строительством нового корпуса цифры увеличатся до 3000 единиц техники в год, то есть фактически в два раза.

    Выход на оптимальную производственную загрузку запланирован с 1 января 2026 года.

    Беларусь

    Не только белорусские автобусы поступают в Россию, но и российская техника закупается в Беларуси.

    В апреле микроавтобус ГАЗ-A68R52 «ГАЗель City» пополнил парк филиала № 13 ОАО «Гомельоблавтотранс», обслуживающего город Калинковичи.

    10 новых МАЗ-303.047 к Первомаю прибыли в «Могилёвоблавтотранс». Они будут работать в Могилёве, Бобруйске, Осиповичах, Горках, Климовичах и Кричеве. Всего для «Могилёвоблавтотранса» намечено изготовить 21 автобус с завершением поставки в начале июня.

    Также в этом году МАЗ-303 планируется изготовить для Гомельской и Гродненской областей, сообщил МАЗ.

    Вологодская область

    Автопарк Череповца в начале апреля пополнили 16 дизельных низкопольных автобусов большого класса НефАЗ-5299-40-52. Каждый из них имеет 28 посадочных мест, а всего способен вместить до 108 пассажиров. Также автобусы оснащены тахографами, кондиционерами, спутниковой навигацией, USB-зарядками, видеокамерами, системой подсчета пассажиров и автоинформаторами.

    Дагестан

    Автопарк Международного аэропорта «Махачкала» пополнил перронный автобус белорусского производства МАЗ-271.047. Поставка техники выполнен по лизинговой сделке с АО «Сбербанк Лизинг» через ООО «Дилерский центр "Юг"» с применением субсидии Республики Беларусь.

    Перронный автобус вместимостью до 99 пассажиров оснащён кондиционерами салона и кабины водителя, видеосистемой заднего обзора, а также откидным трапом, обеспечивающим доступность для маломобильных пассажиров.

    Калужская область

    29 апреля по пути в Пермь в МУП «Управление Калужского троллейбуса» на два дня прибыл автобус особо большого класса. ЛиАЗ-6213.67. Его испытали на муниципальных маршрутах в тестовом режиме без пассажиров для выявления возможности применения подобных автобусов в условиях Калуги. Рассмотреть вопрос закупки новых автобусов местные транспортники из я обещали в случае успешного испытания техники.

    Беларусь при поддержке администрации Саратовской области.

    Пензенская область

    В 2023-2024 годах в Пензе полностью обновили троллейбусный парк. В 2025 году в областном центре занялись заменой автобусов.

    Частные перевозчики группы компаний «Дилижанс», работающие нм маршрутах по регулируемым тарифам, в этом году планируют полностью заменить автобусы на маршрутах №№ 54, 70 и 130. В апреле с Минского автомобильного завода поступили первые четыре низкопольных газомоторных автобуса большого класса МАЗ-203.948. Всего заказано 60 автобусов: их поставку планируется закончить в конце мая.

    Вся новая техника будет оборудована системами видеонаблюдения, автоинформаторами с бегущей строкой и системой ГЛОНАСС, сообщил Минстрой Пензенской области.

    Пермский край

    В столицу Прикамья продолжает прибывать техника для работы по новым многолетним брутто-контрактам.

    В апреле 14 газомоторных автобусов Volgabus-5270.G4 поступили в ООО «Сити-Бас» для работы на маршрутах №№ 40 и 47.

    Администрация Перми планирует перевести весь автопарк, который работает на городских маршрутах, на газовое топливо. Для этого уже готова вся необходимая инфраструктура, сообщает «Бакулин Моторс Групп».

    Саратовская область

    В Саратове в апреле два автобусных маршрута переведены на работу по брутто-контрактам.

    Для работы на маршруте № 18А, соединившем Заводской и Ленинский районы областного центра перевозчик ООО «Дилижанс-2» приобрёл 29 газомоторных автобусов Volgabus-5270.G4. Автобусы оснащены кондиционерами, электронными табло, оборудованием для перевозки пассажиров из числа инвалидов, низким полом и системой видеонаблюдения. До 1 августа все машины намечено оборудовать валидаторами, сообщает холдинг «Бакулин Моторс Групп».

    В будни на маршруте предусмотрена работа 27 автобусов большого класса с интервалом движения в часы пик 8 минут, в межпиковое время — до 16 минут, после 22:00 — до 32 минуты.

    Ещё 25 автобусов для работы в Саратове приобрёл перевозчик ООО «Сити Транс», заключивший брутто-контракт для обслуживания маршрута № 11А. Белорусские газомоторные низкопольные автобусы большого класса МАЗ-203.948 приобретены по договору лизинга с АО «Сбербанк Лизинг». Важно отметить, что сделка была реализована с применением субсидии Республики

    Смоленская область

    За последние два года Минский автозавод поставил для Смоленска 55 автобусов большого класса МАЗ-203. Между тем, город нуждается и в обновлении автопарка автобусов среднего класса. Поэтому в апреле автобусный парк Смоленского МУ ТТП получил для опытной эксплуатации дизельный автобус среднего класса МАЗ-206.047. Технику предоставил дилер МАЗа – компания «Главмазторг». До этого МУ ТТП уже провело опытную эксплуатацию других моделей среднего класса — автобусов КамАЗ-4280-F5 Vega и ПАЗ-422320-04 «Citymax 9».

    Татарстан

    30 апреля 30 новых низкопольных газомоторных автобусов большого класса НефАЗ-5299-40-57 вышли на маршруты №№ 33, 35, 35а, 53, 63. Новые автобусы, приобретённые при поддержке правительства Татарстана и ГУП «Татлизинг», оснащены двигателями экологического класса Евро-5, кондиционерами, USB-розетками, удобными креслами, камерами слежения для контроля ситуации снаружи и внутри.

    Техника приобретена взамен старых автобусов, отработавших 12 лет. В прошлом году для Казани закупили 127 автобусов, напомнил Комитет по транспорту города Казани.

    Нынешнюю партию автобусов составил транспорт с 29 местами для сидения, рассчитанный на перевозку 96 пассажиров. Каждый автобус оснащён 10 газовыми баллонами.

    В участии обновления техники участвовали три частных перевозчика из пяти, обслуживающих городские маршруты Казани. Они занимают примерно 10% на рынке автобусных перевозок города. 18 автобусов поступило в ООО «КПАТП №9», девять — в ООО «КПАП №7» и три — к ИП Беляеву Р.И., сообщил сайт мэрии Казани.

    Ярославская область

    10 апреля на улицы Ярославля по маршруту № 1 «Волгоградская ул. — 5-й микрорайон» вышел новый автобус большого класса ЛиАЗ Citymax 12 с дизельным двигателем ЯМЗ, сообщил Минтранс Ярославской области.

    Маршрут обслуживает ООО «ЯТК-2», входящее в периметр «Группы ГАЗ». Перевозчик один из первых в стране получил для апробации новую модель производства Ликинского автобусного завода, которая пока выпущена всего в нескольких экземплярах.

    Ранее пробную эксплуатацию «Ситимаксов» начали в Новосибирске и Нижнем Новгороде, а в Подмосковье к регулярной работе в Подольске приступили сразу пять автобусов.

    Обслуживающее межмуниципальные маршруты между Ярославской агломерацией и остальными районами региона АО «Ярославское АТП» в апреле получило четыре автобуса для обслуживания междугородных межмуниципальных маршрутов.

    Каждый из автобусов большого класса Golden Dragon Navigator и Golden Dragon Maxim (XML6122J Triumph) вмещает 53 пассажира и оснащён системами кондиционирования воздуха и видеонаблюдения, мультимедийным экраном и USB-разъемами, большими багажными отделениями, мягкими сиденьями с функциями наклона и выдвижения, ремнями безопасности, полками для ручной клади.

    Автобусы белого цвета после получения оформили в едином фирменном стиле региона жёлтой ливрее с надписями «Яавтобус Ярославской области». Пассажиры могут смогут воспользоваться новой техникой на маршрутах № 500 Ярославль — Рыбинск, № 501 Ярославль — Переславль-Залесский и № 502 Ярославль — Углич.

    Кроме этого, 57 новых автобусов среднего и большого класса начали работать с мая в Рыбинске, Данилове и Угличе Ярославской области.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: