«Трансмашхолдинг» готовится к производству вагонов увеличенной вместимости, «ЖДЯ» разместило заказ в Беларуси
Нижегородская правда / pravda-nn.ru
Центр региона, «повинного» в наводнении множества российских городов производимыми в Нижнем Новгороде и Павлове-на-Оке «ПАЗиками» и «ГАЗелями», вступает в активную фазу маршрутной реформы. В ходе неё маломестный подвижной состав, работающий по нерегулируемым тарифам, должен уйти в прошлое. Первые изменения в маршрутах и системе оплаты проезда уже произошли с 23 августа. Весь план реформы рассчитан на несколько лет, в течение которых собираются развить инфраструктуру общественного транспорта, включая электротранспорт, и повысить его приоритет на основных городских магистралях. Пока же из четырёх троллейбусных маршрутов у Московского вокзала осталось работать только два.
Новую маршрутную сеть по заказу региональных властей разработало АО «Институт Стройпроект». Общественное информирование о новой маршрутной сети нижегородской агломерации началось с декабря прошлого года. Тогда её опубликовали на геопортале Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области, правда, в форме, сложной для восприятия простыми пассажирами. Одновременно начались встречи с горожанами. В разных частях города для разной целевой аудитории они проведены с представителями учащихся вузов и ссузов, сотрудниками промышленных предприятий, отраслевыми профсоюзными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, органами соцзащиты, районными организациями ветеранов и инвалидов. А с начала июля интерактивная карта, на которой нижегородцы могут изучить новую маршрутную сеть и построить свои будущие маршруты, доступна на специализированном сайте: https://transport.52gov.ru/.
Специализированное областное учреждение, курирующее транспортную реформу, весной этого года сменило название с ГКУ НО «Центр безопасности дорожного движения» (ЦБДД) на ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» (ЦРТС). Операторы колл-центра ЦРТС ежедневно с 6.00 до 22.00 отвечают на вопросы жителей нижегородской агломерации по работе общественного транспорта, в том числе по развитию новой маршрутной сети, нарушению действующего расписания, работе водителей и кондукторов. В начале лета в колл-центре работали 20 операторов, но к моменту запуска новой маршрутной сети их количество планировали увеличить.
Неоднократные обсуждения внесли коррективы в первоначальные планы. Всего от горожан с начала обсуждения новой маршрутной сети поступило около 1900 обращений. Из-за этого первоначальный вариант разработанной схемы движения пришлось изменить на 30%, сообщило ГКУ НО ЦРТС.
Так, по предложениям пассажиров решено было сохранить планировавшийся к отмене маршрут №№ А-1, А-24, А-95. Часть опасений удалось свести на нет простыми разъяснениями. Например, насчёт потери маршрута № Т-31 — вместо него запланирован маршрут № А-29 с более вместительным подвижным составом, на котором будут работать все виды льготных проездных. Вообще, анонсированная в первом релизе маршрутной сети отмена 21 маршрута частных перевозчиков (№№ Т-3, Т-13, Т-24, Т-29, Т-37, Т-40, Т-44, Т-45, Т-49, Т-57, Т-59, Т-65, Т-67, Т-70, Т-74, Т-82, Т-87, Т-91, Т-94, Т-97, Т-138) была наиболее болезненно воспринята пассажирами и транспортным сообществом. Но в ближайшее время их потеря пассажирам и не грозит.
Маршруты частных перевозчиков останутся работать до 2024-2025 годов: к тому времени закончатся сроки действия свидетельств на право выполнения перевозок по регулярным маршрутам, которые продлять не будут. Здесь интересы горожан, боявшихся потерять наиболее востребованные маршруты, совпали с интересами перевозчиков и возможностями региональных властей. Основания для досрочного прекращения действия свидетельств принятыми в этом году законом № 56-ФЗ от 14.03.2022 поправками в закон № 220-ФЗ от 14.07.2015, существенно скорректированы: перевозчик теперь должен сам добровольно прекратить работу.
Но уже с 23 августа этого года на маршрутах нижегородских частных перевозчиков начнут действовать льготные проездные билеты. Сейчас они работают на автобусных маршрутах с литерой «Т» перед цифровым обозначением маршрута, а ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» обслуживает маршруты с литерой «А». Льготные проездные, включая проездные для школьников и студентов, начнут действовать на маршрутах частных перевозчиков с 23 августа. Одновременно начнётся подключение частных перевозчиков к обслуживанию всех видов электронных проездных, записываемых на транспортную карту, включая тарифы с бесплатными пересадками в течение 60 или 90 минут. Льготные категории граждан смогут пользоваться первым попавшимся автобусом попутного направления, а не ждать «социальные» рейсы. С частными перевозчиками заключат специальные соглашения на перевозку льготных категорий пассажиров и использование пересадочных тарифов. Кроме того, уже в этом году планируется заключить госконтракты на обслуживание 14 троллейбусных и 58 автобусных маршрутов: фактически, всей маршрутной сети этих видов транспорта, обслуживаемых государственными предприятиями Нижегородской области «Нижегородэлектротранс» и «Нижегородпассавтотранс».
Тарифную сетку в городе скорректировали тремя неделями ранее, и к новым тарифам местные пассажиры уже успели привыкнуть. С 1 августа стоимость проезда во всех видах общественного транспорта Нижнего Новгорода повышена. Разовая поездка при оплате транспортной или банковской картой стоит 30 руб. вместо 26, а при оплате наличными — 35 руб. вместо 28. Также пассажиры могут выбирать для оплаты проезда безлимитные проездные абонементы на месяц, проездные на 16, 30, 60 и 90 поездок или проездные на 1,3, 5, 7 дней по прежней выгодной цене.
С начала лета в автобусах Нижнего Новгорода снова появились контролёры. Но безбилетников они пока не штрафуют. До внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Нижегородской области в их функции входят проверка работы кондукторов, учёт количества проданных билетов и разъяснение пассажирам, как пользоваться валидаторами. К началу лета терминалами самообслуживания были оборудованы 293 автобуса «Нижегородпассажиравтотранса» и 112 трамваев, а в рамках внедрения новой маршрутной сети нижегородской агломерации наличие стационарных валидаторов станет обязательным атрибутом каждой единицы подвижного состава.
С 23 августа начали меняться и маршруты общественного транспорта. Если частные перевозчики продолжат обслуживать все прежние маршруты по прежним трассам, но с новыми правилами оплаты проезда, то у госперевозчиков — наоборот: правила проезда и льготы не меняются, но появились три новых маршрута, отменены три прежних и 11 маршрутов изменены:
Также номинально с 23 августа считаются отменёнными маршрут трамвая № 1 «Московский вокзал — Чёрный пруд», выпуск вагонов на который прекращён в прошлом году без официальных объявлений об отмене и троллейбусный маршрут № 16 «микрорайон Верхние Печёры — микрорайон Кузнечиха-2», который лишь планировалось запустить, но в этом году по части его трассы демонтировали контактную сеть. Вместо электротранспорта сообщение между районами с 23 августа выполняет новый автобусный маршрут № А-47.
Вместо временного, на период строительства метро (до 31 декабря 2025 года), на постоянную основу закреплены произошедшие в апреле изменения троллейбусных маршрутов №№ 9 и 31: контактная сеть на ул. Максима Горького снята, а по части трассы маршрута № 31 запущен автобусный маршрут № 4.
С учётом изменения троллейбусного маршрута № 25, с четырёх до одного троллейбуса сокращён выпуск на работающем только в часы пик маршруте № 3 «платф. Чаадаево — микрорайон Мещерское озеро»: в расписании остались лишь по паре рейсов в утренние и вечерние часы пик.
В результате изменений полностью без работы осталась протяжённая троллейбусная линия от метро «Канавинская» по Сормовскому шоссе, ул. Коминтерна, ул. Свободы, Хальзовской ул., ул. Кима, Ясной ул., ул. Землячки, Ужгородской ул., Дубравной ул. до платф. Дубравная. В первоначальном варианте маршрутной сети работа троллейбусного маршрута № 8 сохранялась, а отменялся дублирующий его, но более протяжённый автобусный маршрут № 95 «Дубравная ул. — пл. Свободы». Однако в итоге пожелания пассажиров с возможностями транспортников совпали: под троллейбусными проводами работает автобусный маршрут, поскольку ни троллейбусов с увеличенным ходом, ни хотя бы просто обычных троллейбусов для ритмичной работы «восьмёрки» нынешний «Нижегородэлектротранс» не имеет. При номинально заявленных пяти троллейбусах, что для столь протяжённого маршрута и так достаточно мало (интервал в часы пик 21-22 мин.), реально предприятие выпускало на «восьмёрку» одну-две машины. В то время как «Нижегородпассажиравтотранс» не на словах, а на деле готов обслуживать маршрут № А-95 10 автобусами с интервалом 14 минут в часы пик. Правда, как сообщило ГКУ НО ЦРТС, в дальнейшем на маршруте № А-95 планируется использовать электробусы или троллейбусы с автономным ходом. Пока же у Московского вокзала первый же залп реформы оставил из четырёх троллейбусных маршрутов (№№ 8, 10, 15, 25) лишь два (№№ 10 и 15).
Новая система работы общественного транспорта в Нижнем Новгороде будет работать в тестовом режиме до 1 января 2023 года. В течение этого времени пассажиры смогут оценить удобство новой маршрутной сети и дать свои замечания и предложения по корректировке. Логистика передвижений нижегородцев может существенно измениться даже по прежним маршрутам с учётом подключения частных перевозчиков к системе беспересадочных тарифов и льготных проездных, сообщило ГКУ НО ЦРТС.
ДОПОЛНЕНИЕ от 23:20 21.09.2022
Новые маршруты №№ А-4, А-36, А-47 начали работать только с 1 сентября.
Реформа маршрутной сети Нижегородской агломерации растянется до 2025 года. Некоторые запланированные мероприятия уже анонсированы:
В случае закупки троллейбусов с увеличенным автономным ходом планируется продление троллейбусных маршрутов:
На автономном ходу планируется возобновить движение троллейбусного маршрута № 18 «Мещерское озеро — Памирская ул.» через ул. Космонавта Комарова. При этом на участке от Мурашкинской ул. до ул. Июльских дней троллейбусы будут следовать на автономном ходу. Автобусный маршрут № А-23А будет преобразован в троллейбусный № 23 «ДК Красная Этна —просп. Ленина»: на нём тоже будут работать троллейбусы с увеличенным автономным ходом;
Также пассажиры просили продлить трамвайный маршрут № 5 «Мыза — ул. Мясникова» до Чёрного пруда, но окончательное решение по этому вопросу ещё не принято.
В ГКУ НО ЦРТС отмечают, что маршрутная сеть, как живой организм, требует периодического обновления. Поэтому анализ предложений и замечаний граждан продолжится и после того, как общественный транспорт Нижнего Новгорода будет ходить по-новому.
Как и многие другие регионы страны, в Нижнем Новгороде испытывают дефицит водительских кадров. Вопрос о нехватке водителей общественного транспорта 16 декабря 2021 года обсуждался даже на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области. На тот момент дефицит в этой отрасли по региону составлял около тысячи человек, вспоминает «Нижний Новгород онлайн».
Поэтому невдалеке от аэропорта в Нижнего Новгорода откроют специальную гостиницу, в которой поселят приезжих сотрудников, работающих в общественном транспорте вахтовым методом. В переговорах с ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» иногородние водители неоднократно подчёркивали, что при выборе места работы для них большое значение имеет возможность получения служебного жилья.
Решение проблемы с жильём для водителей сможет повысить привлекательность вакансий после внедрения новой маршрутной схемы. Кроме того, в планах заключение брутто-контрактов, переход на работу по ним позволит повысить зарплату водителям. В сумме обе этих составляющих должны решить вопрос престижности профессии водителя, рассчитывает ГКУ НО ЦРТС.
Трамвайная сеть Нижнего Новгорода должна получить отдельное развитие через механизм концессии.
Различными планами предусматривается строительство нескольких новых линий. В частности, о трёх линиях в Щербинках, Новинках и седьмом микрорайоне в Сормове в перспективе ближайших 10 лет в прошлом году 27 октября на заседании городской думы сообщал глава МП «Нижегородэлектротранс». Трамвайную сеть до Новинок решили развивать, так как по мнению главы регионального Минтранса это целесообразнее, чем строительство метро, свидетельствует «В городе N».
В то же время одобренный концессионный проект предусматривает пока только эксплуатацию действующей сети. 11 августа Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области опубликовало предложение ООО «Экологические проекты» из г. Дзержинска о заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации имущественного комплекса наземного электротранспорта общего пользования в Нижнем Новгороде. Срок реализации соглашения — 25 лет. Общий размер инвестиций в создание и модернизацию объектов — 33,3 млрд руб.
Управляющей компанией «Экологических проектов» является АО «Корпорация развития Нижегородской области». Претендентом на заключение концессии предлагается до 2027 года реконструировать все трамвайные линии города протяжённостью 149, 3 км одиночного пути, три депо, 16 тяговых и трансформаторных подстанций и закупить 170 трамвайных вагонов (26 особо большого класса и 144 большого класса). Концедент предлагает в 2022-2024 гг. выполнять не менее 1815,06 тыс. км транспортной работы, в 2025-2026 гг. 2038,355 тыс. км, а в 2027-2047 гг. по 2248,711 тыс. км транспортной работы ежеквартально.
Заявки от иных претендентов принимаются до 26 сентября, а на следующий день подведут итоги концессионного конкурса.
Как и в других крупных городах страны, в Нижнем Новгороде достаточно интенсивное движение транспорта, и пробки на основных улицах — не редкость. Улучшение дорожной ситуации для общественного транспорта в ходе реформы тоже планируется, но не в первые месяцы. В целом, количество выделенных полос для движения общественного транспорта в городе пока крайне мало.
Другим подспорьем общественному транспорту станет регулирование трафика. В этом году на улице Белинского будут установлены светофоры, подключённые к региональной интеллектуальной транспортной системе, которая будет считывать интенсивность потока, и в зависимости от него регулировать продолжительность разрешающего сигнала светофора, тем самым предоставляя приоритет пассажирскому транспорту, сообщает ГКУ НО ЦРТС.
Этим летом все городские автобусы Санкт-Петербурга стали работать по регулируемым тарифам: частные перевозчики перешли на работу по брутто-контрактам. К постепенному переходу на новую маршрутную сеть готовятся в Кургане, где сейчас по нерегулируемым тарифам работает весь городской транспорт.
«Трансмашхолдинг» готовится к производству вагонов увеличенной вместимости, «ЖДЯ» разместило заказ в Беларуси
В городах продолжают повышать долю регулируемых тарифов и сокращают избыточное дублирование маршрутов
Моторвагонные депо пополнили составы производства ДМЗ и ТВЗ
Коллекция ссылок на записи эфиров, интервью, пресс-конференций
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.