«Маршрутки» попросят подвинуться: в Кургане готовятся с 2023 года перейти на регулируемые тарифы

  • Павел Яблоков
    28 июля 2022 г. — 18:00
    1274
    Иллюстрация: 

    Информационно-деловой портал «Область 45» (Валерий Кузнецов) / oblast45.ru

    Курган, в прошлом десятилетии лишившийся городского электротранспорта, готовится перейти на качественно новый уровень транспортного обслуживания. Автобусы останутся единственным видом транспорта, но начнут переходить на работу по регулируемым тарифам. Из-за недавно принятых поправок в федеральном законодательстве, одномоментно перейти на новую систему работы не удастся: вплоть до конца 2026 года часть «маршруток» продолжит работу.

    Время перемен пришло

    «Свободный рынок» в Курганской области привёл к дестабилизации пассажирских перевозок, а меняющаяся экономическая ситуация только ухудшит состояние пассажирских перевозок в регионе. К 2022 году лишь в одном городе Курганской области — Шадринске — сохранились регулируемые тарифы. В областном центре ещё весной столкнулись с тем, что перевозчики начали хаотично повышать цены на проезд, после чего местной администрации пришлось принимать меры для того, чтобы хоть частично вернуть их на прежний уровень. Стабильность обслуживания маршрутов тоже оказалась под вопросом: перевозчики начали уменьшать выпуск на нерентабельных направлениях. Единственным выходом из ситуации стало возвращение к муниципальному регулированию перевозок путём установления новой маршрутной сети, ввода регулируемых тарифов и финансирования транспортной работы из бюджета.

    В этом году в федеральное законодательство (закон № 220-ФЗ) законом № 56-ФЗ от 14.03.2022 были внесены изменения, сильно затрудняющие реализацию всех будущих маршрутных реформ. Если раньше работу маршрутов по нерегулируемым тарифам можно было директивно прекратить в выбранный по каким-либо соображениям день, внеся соответствующие изменения в местный документ планирования регулярных перевозок, то теперь досрочно прекратить действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам, обычно выдаваемых сроком на пять лет, можно лишь в случае прекращения работы перевозчика и его добровольного согласия.

    Поэтому Курган один из первых вынужден в своём документе планирования сохранить работу старых маршрутов по нерегулируемым тарифам параллельно с запуском новых по регулируемым. Такое «двоевластие» продлится вплоть до 2026 года, когда истекут последние пятилетние сроки действия свидетельств. Впрочем, власти рассчитывают, и небезосновательно, что запуск параллельных маршрутов заставит большинство перевозчиков добровольно прекратить работу на маршрутах в более ранние сроки. В то же время, на первом этапе транспортной реформы такое соседство может сыграть и положительную роль: «старые» маршруты позволят сгладить неизменно возникающие организационные проблемы при массовом запуске обновлённой маршрутной сети.

    Радикальные изменения в городской документ планирования перевозок пока находятся на стадии проекта постановления городской администрации. Но 24 июня в городской администрации уже состоялась тематическая пресс-конференция по работе общественного транспорта, на которой выступали глава города Кургана, директор департамента экономического развития Курганской области, директор департамента развития администрации Кургана и руководители «Транспортного управления».

    В феврале этого года ФАУ «РОСДОРНИИ» проводило обследование пассажиропотока в Курганской агломерации, по результатам которого был разработан проект новой маршрутной сети города Кургана. Он и лёг в основу обновляемого документа транспортного планирования, проходящего оценку регулирующего воздействия. Итоги проведённого обследования и предстоящие изменения обсуждались с перевозчиками. О том, что оценивать пассажиропоток и разрабатывать новую маршрутную сеть для Кургана и области будет «РОСДОРНИИ», стало известно в ноябре прошлого года, когда институт выиграл соответствующий конкурс.

    С 1 января 2023 года в Курган вернутся регулируемые тарифы. Сейчас все перевозки в городе выполняются по нерегулируемым тарифам: стоимость проезда устанавливает сам перевозчик. Для перевозчиков регулируемые тарифы могут оказаться выгоднее, поскольку при такой работе они освобождаются от уплаты НДС.

    Перевозчики новой муниципальной маршрутной сети будут определены на конкурсной основе: проведение соответствующих процедур запланировано на сентябрь-октябрь. Одним из условий, предусмотренных контрактами с перевозчиками, станет обновление общественного транспорта. Оно будет проходить в несколько этапов. Так, по результатам первого года работы планируется обновить 30% подвижного состава, из них 10% будут абсолютно новые автобусы. Сами контракты будут заключаться сроком на пять лет. Также важным условием заключения договоров будет чёткое соблюдение графиков движения автобусов, сообщил сайт администрации Кургана.

    Какие маршруты составят новую сеть?

    Новая маршрутная сеть будет состоять из 40 направлений, в то время как действующая насчитывает 52 маршрута. Обслуживать обновлённые маршруты должны 227 автобусов, которые в первые годы будут в основном малого и среднего класса, но к 2027 году доля большого и среднего класса увеличится: пассажиропоток будет возрастать с учётом поэтапного прекращения работы маршрутов по нерегулируемым тарифам.

    С 1 января планируется открыть 40 маршрутов по регулируемым тарифам:

    • № 11 «Вокзал — пос. Теплый Стан»;
    • № 14 «Центральный рынок — ст. Утяк»;
    • № 15 «пос. Смолино — пос. Локомотивный» (отдельные рейсы до АК «Корвет»);
    • № 16 «Вокзал — пос. Увал — микрорайон Тополя»;
    • № 18 «Вокзал — НДПК "Новый город"» (отдельные рейсы до микрорайона Нижняя Утятка);
    • № 24 «пос. Вороновка — пос. Озёрный»;
    • № 28 «Микрорайон Глинки — пос. Чистое поле»;
    • № 29 «Микрорайон Зайково — ул. Гайдара»;
    • № 32 «Вокзал — Зайковское кладбище» (сезонный маршрут);
    • № 41 «Вокзал — микрорайон Глинки» (отдельные рейсы до садов УВД);
    • № 45 «пос. Вороновка — ул. Криволапова»;
    • № 46 «ул. Бурова-Петрова — микрорайон Глинки»;
    • № 50 «ул. Гайдара — ОАО "Синтез"»;
    • № 51 «Солнечный бульв. — пос. Левашово»;
    • № 54 «7-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 55 «1-й микрорайон — Солнечный бульв.»;
    • № 56 «ул. Достоевского — 1-й микрорайон»;
    • № 57 «1-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 58 «1-й микрорайон — Солнечный бульв.»;
    • № 62 «НПО "Курганприбор" — ул. Халтурина»;
    • № 63 «ул. Лескова — Вокзал»;
    • № 64 «Госпиталь — Курганская областная ДКБ им. Красного Креста»;
    • № 65 «пос. Радужный — Вокзал»;
    • № 66 «пос. Сиреневый — ОАО "Синтез"»;
    • № 68 «ул. Криволапова — ул. 9 Мая»;
    • № 70 «ул. 9 Мая — Курганская областная ДКБ им. Красного Креста — Солнечный бульв.»;
    • № 71 «пос. Левашово — ул. Лескова»;
    • № 73 «1-й микрорайон — ул. Гайдара»;
    • № 74 «ОАО "Синтез" — 1-й микрорайон»;
    • № 76 «1-й микрорайон — пос. ТЭЦ»;
    • № 77 «1-й микрорайон — пос. Сиреневый» (отдельные рейсы до ЗАО «Курганстальмост»);
    • № 90 «Госпиталь — ул. Достоевского»;
    • № 91 «ОАО "Синтез" — Аэропорт» (отдельные рейсы до Омского моста);
    • № 92 «Аэропорт — пос. ТЭЦ»;
    • № 93 «1-й микрорайон — Аэропорт» (отдельные рейсы до микрорайона Челноково);
    • № 94 «ул. Достоевского — 1-й микрорайон»;
    • № 95 «пос. Вороновка — ул. Лескова»;
    • № 96 «Солнечный бульв. — пос. Сиреневый»;
    • № 97 «1-й микрорайон — Швейная фирма»;
    • № 99 «ул. Достоевского — ОАО "Синтез"» (отдельные рейсы до мкр. Черёмухово).

    Все новые маршруты будут двухзначными, в то время как действующие имеют и трёхзначные номера. Их закрытие будет происходить постепенно, по мере завершения сроков действия свидетельств в 2024-2026 годах:

    • № 2 «ул. Достоевского — Курганприбор» (отдельные рейсы до Зайковского кладбища)»;
    • № 5 «пос. Вороновка — ул. Лескова»;
    • № 6 «Больница им. Красного Креста — пос. Увал — микрорайон Тополя»;
    • № 7 «7-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 10 «ул. Гайдара — ОАО "Синтез"»;
    • № 12 «Телецентр — ул. Халтурина» (отдельные рейсы до Курганприбора);
    • № 17 «1-й микрорайон — пос. Сиреневый» (отдельные рейсы до ЗАО «Курганстальмост», ГУП «Лён Зауралья», летом до зоны отдыха «Голубые озёра»);
    • № 19 «Госпиталь — пос. Озёрный»;
    • № 20 «Госпиталь — ул. Достоевского»;
    • № 26 «ул. Бурова-Петрова — пос. Керамзитный»;
    • № 30 «Вокзал — ул. Достоевского»;
    • № 31 «1-й микрорайон — Солнечный бульв.»;
    • № 33 «1-й микрорайон — пос. Вороновка»;
    • № 36 «1-й микрорайон — Памятник танкистам»;
    • № 37 «Ледовый дворец — ОАО "Синтез"» (летом отдельные рейсы: 6 микрорайон — Ледовый дворец — мкр. Черёмухово);
    • № 48 «2 микрорайон — Сады "Боровик"» (сезонный садоводческий маршрут)»;
    • № 53 «Рынок — Сады "Нива" — Сады "СЭММ" — Сады "Химмаш"» (сезонный садоводческий маршрут);
    • № 72 «Вокзал — микрорайон Затобольный» (отдельные рейсы до пос. Керамзитный);
    • № 75 «пос. Вороновка — ул. Криволапова»;
    • № 301 «Солнечный бульв. — пос. Левашово»;
    • № 304 «Солнечный бульв. — 1-й микрорайон»;
    • № 307 «1-й микрорайон — микрорайон Затобольный» (отдельные рейсы до ЗАО «Курганстальмост»);
    • № 308 «Микрорайон Черёмухово — микрорайон Нижняя Утятка — пос. Сиреневый» (летом отдельные рейсы до садов «Просвещенец»);
    • № 309 «1-й микрорайон — пос. Смолино»;
    • № 311 «ОАО "Синтез" — 1-й микрорайон»;
    • № 312 «ул. Криволапова — ул. Халтурина»;
    • № 316 «1-й микрорайон — пос. Увал»;
    • № 318 «1-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 319 «Микрорайон Зайково — Швейная фирма»;
    • № 320 «ул. Криволапова — ул. Лескова»;
    • № 321 «пос. ТЭЦ — ГУП "Лён Зауралья"» (отдельные рейсы до ООО «Курганский кабельный завод»);
    • № 323 «Швейная фирма — пос. ТЭЦ»;
    • № 324 «пос. Керамзитный — пос. Сиреневый» (летом до зоны отдыха «Голубые озёра»);
    • № 327 «ул. Достоевского — пос. Сиреневый» (в летний период до зоны отдыха «Голубые озёра»);
    • № 328 «ул. Достоевского — 1-й микрорайон»;
    • № 336 «ОАО "Синтез" — ГУП "Лён Зауралья" — Школа № 17» (отдельные рейсы до ТЭЦ-2);
    • № 339 «пос. ТЭЦ — пос. Смолино»;
    • № 341 «Солнечный бульв. — микрорайон Челноково» (летом до садов УВД);
    • № 349 «ОАО "Синтез" — Аэропорт» (летом до Омского моста);
    • № 353 «пос. Радужный — микрорайон Черёмухово» (отдельные рейсы до ООО «Курганхиммаш»);
    • № 359 «Аэропорт — НДПК "Новый город"»;
    • № 360 «1-й микрорайон — ОАО "Синтез"»;
    • № 361 «1-й микрорайон — ОАО "Синтез"».
    • № 363 «ул. Лескова — Вокзал»;
    • № 365 «ул. Витебского — пос. ТЭЦ»;
    • № 366 «пос. Сиреневый — ОАО "Синтез"»;
    • № 371 «пос. Левашово — ул. Лескова»;
    • № 378 «пос. Вороновка — пос. Озёрный» (отдельные рейсы через аэропорт);
    • № 388 «Микрорайон Глинки — пос. Чистое поле — 1-й микрорайон»;
    • № 391 «1-й микрорайон — ул. Криволапова»;
    • № 396 «Солнечный бульв. — пос. Сиреневый» (летом до зоны отдыха «Голубые озёра»);
    • № 403 «1-й микрорайон — Аэропорт» (отдельные рейсы до микрорайона Челноково).

    По собственной инициативе перевозчики могут обратиться о закрытии маршрутов и в более ранние сроки.

    В 2023 году новую маршрутную сеть планируется ввести в Курске. В Санкт-Петербурге переход на новые маршруты по регулируемым тарифам прошёл в три этапа: последний стартовал 15 июля.

    Виды транспорта: