Троллейбусы Курска начнут работать по брутто-контрактам с апреля

  • Павел Яблоков
    16 марта 2023 г. — 11:30
    573
    Иллюстрация: 

    сайт Губернатора и Правительства Курской области

    В Курске продолжается поэтапный перевод работы городского транспорта на брутто-контракты. Новая система оплаты транспортной работы с начала года действует на трёх автобусных маршрутах. С 1 апреля на новый формат переведут два первых троллейбусных маршрута. Новые троллейбусы «Адмирал» с увеличенным автономным ходом для работы на них уже начали поступать в город. Благодаря поставке дополнительного подвижного состава со второго месяца весны планируют увеличить выпуск троллейбусов на маршруты. При этом от маршрута № 1 откажутся — в нём больше не будет необходимости.

    Первые троллейбусные брутто-контракты

    Полная прозрачная оплата заказываемой транспортной работы на основе брутто-контрактов становится единственным выходом для городов, решивших полностью контролировать ситуацию с транспортным обслуживанием населения и на деле повышать его качество. Подробно о том, что же такое брутто-контракты, в чём их сильные и проблемные стороны, рассказывалось в недавно опубликованной на TR.ru — Транспорт в России статье.

    Первые брутто-контракты для электротранспорта Курска были заключены 21 октября прошлого года между ОКУ «Центр транспортных услуг» и ГУП «Курскэлектротранс», как с единственным поставщиком на основании распоряжения Администрации Курской области от 27.09.2022 № 769-ра. Однако выполнение перевозок по ним начнётся только со второго месяца этой весны. Чтобы приступить к обслуживанию маршрутов по новым правилам, необходим новый подвижной состав с увеличенным автономным ходом. Его приобрели с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги»: Курская агломерация в прошлом году стало одной из прошедших конкурсный отбор. 15 троллейбусов ПКТС-6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом производства ПК «Транспортные системы» для города приобретаются на условиях льготного лизинга. По аналогичной схеме (сначала — заключение брутто-контракта, затем — постав техники через АО «ГТЛК») уже работают новые троллейбусы в Новосибирске и Брянске.

    Первые два троллейбуса, окрашенных в зелёный цвет, прибыли в Курск 15 марта. До конца месяца ожидается прибытие остальных 13 заказанных машин. Каждый троллейбус рассчитан на перевозку 85 человек и имеет 34 места для сидения. Адаптированные под российские условия эксплуатации тяговые батареи позволяют преодолевать без подключения к контактной сети до 20 км.

    Троллейбусы «Адмирал» с «аварийным» или увеличенным автономным ходом уже эксплуатируются в Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Самаре, Саратове, Иванове, Брянске, Рязани и Иркутске.

    С 1 апреля новые троллейбусы «Адмирал» уже должны работать на маршрутах Курска. Большинство из них получит прописку на маршруте № 11 «Знаменский собор — просп. А. Дериглазова», который окончательно поглотит более короткий маршрут № 1 «ККПФ — Знаменский собор». А на маршрут № 2 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова», куда выйдут оставшиеся новые троллейусы в будни выпуск троллейбусов будет немного увеличен.

    Один из двух первых троллейбусных брутто-контрактов Курской области № 2/10-22 заключён на выполнение работ по муниципальному маршруту № 2 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова» стоимостью 670,427 млн руб. в течение пяти лет, с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2028 года. Перевозки по маршруту с длиной оборотного рейса 28 км требуется выполнять 11 троллейбусами в будни с выполнением 150 рейсов и восемью в выходные дни с выполнением 118 рейсов. Отправление троллейбусов от 1-го Северо-Западного микрорайона с 5:23 до 22:00 (до депо — до 22:52), от ул. Бочарова — с 6:21 до 22:05 (до депо — до 22:42). Интервалы движения в часы «пик» около 10 мин. (часть рейсов следует укороченными трассами до/от троллейбусного депо), в остальное время — до 20 мин. (в выходные дни — до 40 мин.)

    Несмотря на то, что вся трасса маршрута полностью проходит под троллейбусными проводами, на нём должны использоваться троллейбусы с увеличенным автономным ходом. При этом к началу работы по контракту «автономных» троллейбусов должно быть не менее девяти, но не позднее, чем с 1 апреля для маршрута должны быть готовы работать на автономном ходу, с учётом резерва, не менее 13 троллейбусов. На начало выполнение перевозок по контракту четыре троллейбуса должны быть совершенно новыми (возраст не более 0,5 лет), ещё пять не старше шести лет, остальные четыре — не старше 10 лет.

    Стоимость километра транспортной работы по контракту поэтапно повышается: если в 2023 году она составляет 159,39 руб./км, то к 2028 году она вырастет до 197,67 руб./км.

    Второй контракт № 11/10-22 стоимостью 576,324 млн руб. предусматривает в течение пяти лет, с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2028 года, выполнение перевозок по троллейбусному маршруту № 11 «просп. А. Дериглазова — Знаменский собор». Здесь без троллейбусов с увеличенным автономным ходом никак не обойтись: на участке от остановки «ККПФ» до конечной остановки «с/о Фестивальное» на просп. А. Дериглазова, контактная сеть отсутствует. Перевозки по маршруту с длиной оборотного рейса 21,5 км, требуется выполнять 10 троллейбусами с выполнением 166 полных рейсов в будни и семью с выполнением 116 рейсов в выходные дни. Отправление от с/о Фестивальное предусмотрено с 6:32 до 22:12 (до депо — до 22:36), от Знаменского собора — с 6:28 до 21:54 (до депо — до 22:55). Интервал движения в часы «пик» 8-10 мин., в остальное время — 17 мин. (вечером — до 34 мин.), в выходные дни — от 9 до 61 мин.

    Все троллейбусы на маршруте № 11 (их, с учётом резерва, требуется 11) на момент начала перевозок по контракту должны быть новыми (не старше 0,5 лет). Ранее обслуживавшие его троллейбусы с увеличенным автономным ходом, по всей видимости, станут работать на маршруте № 2. Стоимость километра транспортной работы по маршруту № 11 будет поэтапно повышаться со 166,25 руб./км в 2023 году до 206,81 руб./км в 2028 году. Соседство маршрутов №№ 1 и 11 было вынужденным на протяжении четырёх лет: в 2019 году Курск смог приобрести только пять троллейбусов с увеличенным автономным ходом, и то в лизинг сроком на три года. Поэтому вместо назревшего продления троллейбусного маршрута № 1 в посёлок Северный пришлось обеспечивать часть выпуска на линию по старой трассе и под старым номером «классическими» троллейбусами, а новые машины с автономным ходом использовать на продлённой версии.

    Троллейбусы Курска в первом квартале

    В первом квартале 2023 года обслуживание городских троллейбусных маршрутов сохранено на уровне 2022 года. Отдельный контракт действует для маршрута с участком автономного хода № 11. Всего на семи маршрутах предусмотрен выпуск 33 троллейбусов в будни и 27 в выходные дни (в том числе четырёх с увеличенным автономным ходом (УАХ):

    • № 1 «ККПФ — Знаменский собор» (4 троллейбуса в будни, 73 рейса; 3 в выходные дни, 60 рейсов);
    • № 2 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова» (10 троллейбусов в будни, 118 рейсов; 8 в выходные дни, 100 рейсов);
    • № 3 «ул. Бочарова — Школа № 12» (1 троллейбус; движение ежедневно утром и вечером; 16 рейсов: 7 утром, 9 вечером);
    • № 7 «Знаменский собор — Авиацентр» (3 троллейбуса в будни, 41 рейс; два в выходные дни, 29 рейсов);
    • № 8 «ККПФ — АО Сейм» (3 троллейбуса в будни, 29 рейсов; 2 в выходные дни, 19 рейсов);
    • № 9 «1-й Северо-Западный микрорайон — Знаменский собор» (8 троллейбусов в будни, 112 рейсов; 7 в выходные дни, 103 рейса);
    • № 11 «просп. А. Дериглазова — Знаменский собор» (4 троллейбуса с УАХ ежедневно, 59 полных рейсов).

    На II квартал 2023 года контрактом предусмотрено сохранение перевозок по маршрутам №№ 3, 7, 8, 9 с теми же параметрами. Маршрут № 1 прекращает работу в связи с усилением маршрута № 11. За счёт перехода маршрутов №№ 2 и 11 на работу по брутто-контрактам с использованием поступающей новой техники, общий выпуск троллейбусов на городские маршруты должен вырасти в будни с 33 до 36 единиц а в выходные дни остаться прежним — 27 троллейбусов. А вот доля троллейбусов, которым необходимо ежедневно использовать возможности автономного хода, увеличена заметно: с четырёх до 10 единиц.

    В троллейбусном депо Курска числится около 80 троллейбусов, однако 20 из них — полученные в 2021 году бывшие московские троллейбусы моделей Тролза-5265.00 «Мегаполис» и БКМ-321, большинство которых так и не введено в эксплуатацию. Примерно такое же количество «коренных» курских троллейбусов, произведённых в 2000-е годы, отставлено от работы.

    С 1 января в Курске изменены параметры обслуживания трамвайных маршрутов. Маршрут № 2 стал работать только в будни с выполнением отдельных рейсов. Зато на маршрут № 3 выпуск заметно увеличен. А для автобусных маршрутов №№ 41, 46, 50 по нацпроекту «БКД» приобретены 50 автобусов Volgabus-5270G. Сами маршруты работают с 1 января по брутто-контрактам по регулируемым тарифам. Полностью обновить подвижной состав автобусного и троллейбусного парка, перевести работы транспорта на регулируемый тариф на основе брутто-контрактов планируется до конца 2023 года, сообщил сайт Губернатора и Правительства Курской области.

    При этом неоднозначна будущая судьба троллейбусного маршрута № 7 и троллейбусной линии к Авиацентру. Ранее Правительством Курской области озвучивались планы о приобретении современных электробусов и зарядных станций для организации движения по маршруту № 7Э «Московская пл. — Онкологический центр», «поглощающим» трассу троллейбусного маршрута полностью, за исключением последнего перегона от Петринского поворота до Авиацентра. Отбор заявок на субсидирование приобретения электробусов в качестве «нагрузки» к заключённым ранее регионами трамвайным концессиям уже ведётся Минтрансом России.

    С 1 апреля начинается переход на работу по брутто-контрактам автобусных маршрутов в Ярославле.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.