Без проводов — к вокзалу: в Новосибирске готовят первый маршрут для «автономных» троллейбусов

  • Павел Яблоков
    26 июля 2022 г. — 12:45
    878
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «НГС.НОВОСТИ» / ngs.ru

    В Новосибирске в начале следующего года рассчитывают запустить первый местный регулярный троллейбусный маршрут с участком автономного хода. За оставшиеся до старта месяцы в город должны прибыть новые троллейбусы, предназначенные специально для обслуживания обновлённой трассы маршрута № 36. Пассажиры смогут пользоваться им почти в 10 раз чаще. Но ещё до поставки техники местные власти уже намерены заключить многолетний контракт с будущим перевозчиком.

    На контрактную систему обслуживания все городские троллейбусные маршруты в Новосибирске (№№ 2, 5, 7, 8, 10, 13, 22, 23, 24, 26, 29, 36) перешли летом прошлого года. Каждый из маршрутов был выделен в отдельный лот, а их обслуживание муниципальным коммунальным предприятием «Горэлектротранспорт» предусмотрено в течение 12 месяцев с сентября 2021 года по август 2022 года включительно. Новая серия аукционов на обслуживание трамвайных и троллейбусных маршрутов, начиная с сентября этого года, пока не объявлена, но и время для этого не упущено. Однако Новосибирском уже начат отбор перевозчика для более долгосрочного вопроса, связанного с развитием городского электротранспорта.

    22 июля МКУ г. Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» объявило электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажира и багажа троллейбусами по маршруту № 36 «ул. Лазурная — Вокзал Новосибирск-Главный» с начальной ценой контракта в 286,6378 млн руб. Приём заявок от претендентов ведётся до 1 августа, а уже на следующий день планируют определить победителя.

    Необычность закупки заключается в том, что действовать новый контракт должен не «стык-в-стык» к старому: не с 1 сентября этого года, а с 1 февраля следующего. Резкий рост стоимости контракта по сравнению с действующим — с 10,68 млн до 286,6378 млн руб. — обусловлен не только увеличением срока действия контракта: его планируют заключить для обслуживания не на год, а на три (с февраля 2023 по январь 2026 гг.), но и резким ростом транспортной работы: вместо одного троллейбуса будет работать восемь. Количество рейсов увеличено с 19 до 177 ежедневно, переведя присутствие электротранспорта на улице Фрунзе, представленное только маршрутом № 36, из номинального в значимое.

    Ещё два новшества связаны между собой: троллейбусы должны иметь функцию автономного хода не менее 15 км без подключения к контактной сети, так как меняется трасса маршрута. Сейчас маршрут № 36 следует по трассе «Лазурная ул. — метро "Речной вокзал"» с прохождением по ул. Владимира Высоцкого, ул. Доватора, ул. Бориса Богаткова, ул. Кошурникова, ул. Фрунзе, Красному просп., ул. Державина, Красному просп., пл. Инженера Будагова и Большевистской ул. Обновлённая трасса маршрута на участке от Лазурной ул. до ул. Фрунзе (вплоть до остановки «Стадион Спартак» в прямом направлении и от остановки Дом быта в обратном) будет прежней, а дальше маршрут пройдёт по пл. Кондратюка, просп. Димитрова, Вокзальной магистрали, далее кольцом по ул. Ленина и пл. Гарина-Михайловского. Длина оборотного рейса при этом сократится с 22,6 до 17,98 км. Контактная сеть на участке ул. Фрунзе между просп. Димитрова и Красным просп. отсутствует, поэтому этот участок машины будут преодолевать на автономном ходу.

    Как это нередко предусматривается в брутто-контрактах, перевозчик не обязан располагать нужной техникой непосредственно при подаче заявки на обслуживание маршрута. Но за определённое время до выхода на маршрут она обязана появиться в его распоряжении и быть предъявлена держателю контракта со стороны городской администрации. В противном случае в его адрес последуют ощутимые санкции. Такой подход позволяет получить новый подвижной состав и банковские гарантии под наличие действующего контракта, обеспеченного бюджетным финансированием. Судя по последовательности действий: сначала контракт на маршрут, и лишь затем — закупка подвижного состава, именно по такому пути решили пойти в Новосибирске. По опыту заключения брутто-контрактов, срок почти в полгода между заключением контракта и выходом на маршрут позволит решить все организационные вопросы. Тем более, что партия в девять троллейбусов не будет каким-то аномально большим объёмом в производственной программе любого завода, потенциально готового исполнить заказ.

    В июне стали известны результаты отбора участников для обновления подвижного состава по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Новосибирская агломерация стала одной из 21, которой в 2022-2024 годах на условиях льготного лизинга с государственным софинансированием будет предоставлен новый транспорт. Как и у других регионов, поданную заявку заметно секвестировали: вместо 110 троллейбусов с увеличенным автономным ходом и 22 трамваев средства выделили лишь на приобретение 58 троллейбусов. Девять из них город должен получить уже в этом году. Именно эти машины и позволят начать перевозки по обновлённому маршруту № 36, где графиком движения ежедневно предусмотрена работа восьми троллейбусов. С таким расписанием троллейбусы будут курсировать в часы пик не реже 10 минут. Первые троллейбусы будут начинать работу на маршруте в 5:50, а последние в 23:45. Фактически, город сможет получить в лице обновлённого «тридцатьшестого» магистральный сервис.

    Продолжается закупка троллейбусов для Петрозаводска, а в Омске первая в этом году попытка окончилась неудачей.

    Виды транспорта: